Рабочая программа по русскому языку и литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку и литературе 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.zip | 170.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе
7 класс
№ ур | Тема урока | Формируемые умения и навыки | Элементы содержания (стандарты) | Дата | Домашнее задание | ||
Базовый уровень | Тип урока | ||||||
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Личность автора, позиция и отношение к героям. | З н а т ь: образную природу словесного искусства. Ум е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Комбиниро ванный | Содержание учебного курса. Знакомство с учебником. Уровень литературного развития учащихся. | Прочитать предания, пересказ. | ||
Устное народное творчество – 5 + 1 | |||||||
2 | Устное народное творчество. Предания. Исторические и художественные основы былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович» | З н а т ь: своеобразие былин как героических песен эпического характера. У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику былин. | Комбиниро ванный | Предание как жанр фольклора. Герои преданий. Исторические события в преданиях. Понятие о былине. | С. 10-16. записать теоретические понятия в тетрадь | ||
4 | Новгородский цикл былин. Былина «Садко». | Знать: художественные особенности былин, своеобразие и поэтичность былины «Садко»; тематическое различие Киевского и новгородского цикла былин, Уметь: выразительно читать, анализировать былину | Комбиниро ванный | Былина «Садко» Композиция, художественные особенности. | Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей- разбойник». | ||
5 | В мире былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера. | Знать: Киевский цикл былин, его основные отличия | Урок внеклассного чтения | Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Композиция, художественные особенности. | Подобрать по 2-3 пословицы на разные темы, объяснить их смысл. | ||
6 | Пословицы и поговорки, их народная мудрость. | Знать: своеобразие пословиц и поговорок как малого жанра устного народного творчества. Уметь: анализировать поэтику пословиц и поговорок. | Комбиниро ванный | Пословицы и поговорки. Выражение народной мудрости. | С.43-44 пересказ, с42 в 4 сочинение- миниатюра по пословице | ||
7 | Р/Р Сочинение по заданной пословице | Урок развития речи | |||||
8 | Волшебный мир пословиц и поговорок . Удмуртские пословицы и поговорки. | Знать: пословицы и поговорки удмуртского народа, их особенности Уметь: применять их в жизни. | Урок внеклассно го чтения | Удмуртские пословицы и поговорки. | |||
Древнерусская литература - 2+1 | |||||||
9 | Жанр летописи. "Повесть временных лет". Знакомство с отрывками. «Поучение» Владимира Мономаха. | Знать: основы христианской морали, понятие жанра летописи, жанра поучение Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. | Урок усвоения новых знаний | Древнерусская литература. «По вести временных лет». Поучения Владимира Мономаха, их актуальность в наши дни. | Прочитать «Повесть о Пет ре и Февронии Муромских» | ||
10 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Показать как развиваются темы любви, верности слову, долгу, святости поступков и желаний. | комбинированный | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Темы любви, верности слову, долгу, святости поступков и желаний. | Пересказать близко к тексту | ||
11 | Р/Р Сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе» | Знать: что такое духовные ценности и как они отражаются в древнерусской литературе Уметь: выражать свои мысли, излагать их письменно, подтверждать примерами из текста | Урок развития речи | Дописать сочинение | |||
Произведения русских писателей 18 века | |||||||
12 | М.В. Ломоносов - поэт, гениальный учёный и общественный деятель. | Знать: основные сведения о М. Ломоносове как поэте и ученом, новаторство Ломоносова в стихотворстве Уметь: воспринимать и анализировать текст в жанре оды. | Урок усвоения новых знаний | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Теория "трех штилей" "К статуе Петра Великого" | Прочитать оду | ||
13 | М.В. Ломоносов. Отрывок из "Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года". | Урок усвоения новых знаний | Отрывок из "Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года". Особенности жанра оды. | Выучить отрывок наизусть | |||
14 | Державин - гражданин и Державин - поэт. Размышления о смысле жизни, о судьбе в стихотворениях "Река времён в своём стремленьи...", "На птичку", "Признание" | З н а т ь: основные сведения о жизни Г.Р. Державина, новаторство Державина в стихотворстве У м е т ь: воспринимать и анализировать державинские стихотворения. | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и деятельность Г.Р. Державина. «Птичка», «Приз нание», «Река времён…» Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | Подготовить сообщение о В.А.Жуковс ком | ||
15 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Жанр баллады | З н а т ь: основные сведения о жизни В.А.Жуковского, новаторство Жуковского в стихотворстве У м е т ь: воспринимать и анализировать балладу. | Урок усвоения новых знаний | В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Жанр баллады. «Лесной царь» | Подготовить сообщение о Пушкине - лицеисте | ||
Произведения русских писателей 19 века | |||||||
16 | А. С. Пушкин "Медный всадник". Вступление к поэме. Интерес поэта к истории | Знать: понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения Уметь: анализировать поэтическое произведение | Комбиниро ванный | А.С. Пушкин- лицеист. Жанр поэмы, его особенности. Поэма «Медный всадник». Интерес поэта к судьбе «маленького человека» Образ автора в отрывке из поэмы. | отрывок наизусть | ||
17 | А. С. Пушкин "Полтава". Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских воинов | Знать: понятие о поэме, о литературном герое, конфликте, элементах сюжета | Комбиниро ванный | Поэма «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл II | Отрывок наизусть. | ||
18 | А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". Баллада и ее летописный источник | Знать: понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий Уметь: анализировать поэтическое произведение, выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев | Комбиниро ванный | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Композиция. Связь с Древнерусской литературой, фольклорные традиции. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. | Отрывок наизусть | ||
19 | А. С. Пушкин - драматург. "Борис Годунов" : сцена в Чудовом монастыре(отрывок). Образ летописца | Знать: что такое трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина Уметь: анализировать поэтическое произведение | Урок усвоения новых знаний | А.С.Пушкин «Борис Годунов». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | Прочитать повесть «Станцион ный смотритель» | ||
20 | Внеклассное чтение. «Повести Белкина» | Знать: материал по теме "А.С. Пушкин", технологию тестовой работы с выбором варианта ответа Уметь: работать с тестом | Урок внеклассно го чтения | А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Тема «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | Пересказ понравившегося эпизода | ||
21 | М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. | З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Урок усвоения новых знаний | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. «Песня про купца Калашникова» Картины быта XYI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы | Отрывок наизусть | ||
22 | "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Характеристика героев поэмы. | Знать: содержание поэмы Уметь: сравнивать героев, оценивать их поступки, видеть отношение автора к своим героям. | Комбиниро ванный | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне…» Особенности сюжета. Образы гусляров и автора. | Выучить наизусть начало 3 главы | ||
23-24 | Р/Р Подготовка и написание сочинения по поэме Лермонтова | Знать: особенности написания сравнительной характеристики героев. Уметь: составлять сравнительную характеристику героев | Урок развития речи | Сравнительная характеристика героев Калашникова и Кирибеевича | |||
25 | Лирика М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива..." | З н а т ь: понятие "лирический герой" У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Комбини рованный | Основные мотивы лирики Лермонтова. Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стих. Мастерство поэта в создании худож. образов. | Выучить наизусть | ||
26 | Тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | Знать: материал по теме. Уметь: давать развёрнутые ответы. | Урок контроля | ||||
27 | Историческая основа повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба". Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. | З н а т ь: содержание повести; содержание понятия “деталь” произведения, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Урок усвоения новых знаний | Н.В.Гоголь, Жизнь и творчество. Понятие «героическая повесть» Историческая основа повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" | Подготовить рассказ о жизни и нравах Запорож ской Сечи | ||
28 | Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей в борьбе за родную землю | Урок усвоения новых знаний | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей – запорожцев; героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу. | ||||
29 | Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрия. Смысл этого сопоставления | Комбиниро ванный | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое. | Составить план | |||
30 | Последняя встреча с Тарасом Бульбой. Отношение автора к героям повести. | Комбиниро ванный | Прославление боевого товарищества, осуждение предательства | Отрывок наизусть | |||
31, 32 | Р/р Сочинение по повести Н.В.Гоголя. Сравнительная характеристика героев | Знать: особенности написания сравнительной характеристики героев. Уметь: составлять сравнительную характеристику героев | Урок развития речи | ||||
33 | И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк". Мастерство пейзажной живописи | Знать: содержание понятия пейзаж. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Урок усвоения новых знаний | Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.»Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | Выборочный пересказ | ||
34 | "Вера в торжество света, добра и нравственной красоты." (И. С. Тургенев. "Стихотворения в прозе") | Знать: своеобразие стихотворений в прозе. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе, выразительно читать стихотворения в прозе. | Урок усвоения новых знаний | И.С.Тургенев Стихи в прозе: «Русский язык». «Два богача», «Близнецы» Авторские критерии нравственности. Особенности жанра. | Выучить наизусть стих. «Русский язык» | ||
35 | Тест по теме "И.С. Тургенев" | З н а т ь: материал по теме "И.С. Тургенев", технологию тестовой работы с выбором варианта ответа У м е т ь: работать с тестом | Урок контроля | ||||
36 | Н. А. Некрасов. Историческая основа поэмы "Русские женщины". Знакомство с I частью "Княгиня Трубецкая" | З н а т ь: особую роль жен декабристов, их высокий нравственный подвиг У м е т ь: говорить о героях, их словах и поступках, убеждениях, давать характеристику героям поэмы | Урок усвоения новых знаний | Декабристы, их роль в жизни страны. Верность жён декабристов, самоотверженность, гордость. | Подготовиться к сочинению | ||
37 | Р/р Сочинение о героинях поэмы Некрасова | Урок развития речи | |||||
38 | Н. А. Некрасов. "Размышления у парадного подъезда". Боль поэта за судьбу народа | З н а т ь: понятия "сатира", антитеза" У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок | Комбиниро ванный | Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины | Отрывок наизусть | ||
39 | Сатирическое изображение людей господствующего класса. | Комбиниро ванный | Антитеза как основной художественный приём, раскрывающий идейное содержание стихотворения | Прочитать сказку | |||
40 | М. Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества. Сатира и юмор в Повести..." | З н а т ь: содержание сказок. У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | Урок усвоения новых знаний | Сказка, эзопов язык, сатира и юмор, гипербола. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его пороков | Пересказ от имени другого лица (генерала или мужика) | ||
41 | М.Е.Салтыков – Щедрин Сказка "Дикий помещик". Сатира на социальные и нравственные пороки общества. . | Комбинирован ный | Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова - Щедрина | Прочитать указанные сказки | |||
42 | Внекл. чт. Сказки М.Е.Салтыкова -Щедрина | З н а т ь: материал по теме "М.Е. Салтыков- Щедрин", технологию тестовой работы с выбором варианта ответа У м е т ь: работать с тестом | Урок внекл. чтения | Художественные особенности щедринских сказок | |||
43 | Р/р Отзыв на прочитанную сказку | Урок развития речи | |||||
44 | Л.Н.Толстой "Детство". Главы "Классы", "Наталья Саввишна" Взаимоотношения детей и взрослых. | З н а т ь: содержание повести; нравственную проблематику повести; Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Урок усвоения новых знаний | Понятие трилогии Главы «Классы», «Детство» Автобиографический характер повести Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Прочитатьрассказы Бунина | ||
45 | И.А. Бунин "Цифры", "Лапти". Взаимоотношения детей и взрослых. | З н а т ь: содержание понятия “деталь произведения”. У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста. | Урок усвоения новых знаний | Нравственный смысл рассказов. Мастерство Бунина – прозаика и поэта Влияние природы и крестьян на творчество писателя | Прочитать биографию Чехова, ответить на вопросы | ||
46 | А.П. Чехов - писатель и человек. Рассказ "Хамелеон". Живая картина нравов. | З н а т ь: сюжет и образную систему рассказов. У м е т ь: давать оценку действиям героев | Урок усвоения новых знаний | Биография писателя, его творчество. Красота, точность языка. Понятие сатиры. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | Прочитать рассказы | ||
Юмор в рассказах А. П. Чехова "Злоумышленник" | Средства создания комического в рассказах Чехова. Смех и слёзы в рассказах Чехова. | ||||||
47 | "Край ты мой, родимый край…" Русские поэты о родине | З н а т ь: стихотворения о родной природе - состояние души поэта, переданное через описание природы У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стих. | Комбинированный | А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». »Замолкнул гром»,Бунин «Родина», Жуковский «Приход весны» Обучение анализу лирического стихотворения | Понравившее ся стих. наизусть | ||
48 | "Подвиг во имя людей". (По произведению М. Горького "Старуха Изергиль". Легенда о Данко) | З н а т ь: содержание рассказа; приемы сопоставительного анализа У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию; сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики; участвовать в дискуссии | Внеклассное чтение | «Легенда о Данко» из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | Отрывок наизусть | ||
49 | В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» | Знать: взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содержание стихотворения Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выраз. чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. | Урок усвоения новых знаний | Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стих. | Выразитель ное чтение стих. | ||
50 | Л.Н.Андреев. Слово о писателе «Кусака» | Знать: формирование отношения к событиям и героям рассказа | Урок усвоения нового материала | Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения | Написать отзыв | ||
51 | А.П. Платонов. Рассказ "Юшка". Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания, сопереживания | З н а т ь: основные сведения о жизни Платонова А.П. У м е т ь: читать платоновские рассказы, видеть их красоту, воспринимать чувства, передаваемые автором | Комбиниро ванный | Друзья и враги главного героя, Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку | Написать сочинение | ||
52 | "Идет война народная..." (Стихотворения А. Т. Твардовского "Братья", К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленшины...", "Жди меня") Выразительное чтение наизусть | З н а т ь: как война отразилась в поэзии. У м е т ь: выразительно читать стихи о войне | Урок внеклассно го чтения | Интервью с поэтом – участником Вов. Интервью как жанр публицистики Трудности и радости грозных лет войны в стихах | Выучить наизусть | ||
53 | Фёдор Александрович Абрамов "О чём плачут лошади". Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе | З н а т ь: основные сведения о жизни Абрамова Ф.А., познакомиться в произведениях художественной литературы с проблемой экологической защиты человека. У м е т ь: составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный пересказы | Урок усвоения новых знаний | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.Абрамова «О чём плачут лошади» | Прочитать рассказ Носова «Кукла» | ||
54 | Евгений Иванович Носов "Кукла". Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе | З н а т ь: основные сведения о жизни Носова Е.И. У м е т ь: составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный пересказы | Урок усвоения новых знаний | Нравственные проблемы рассказа Обучение целостному анализу эпического произведения | Выборочный пересказ | ||
55 | Юрий Павлович Казаков. Рассказ "Тихое утро". Раскрытие характеров героев рассказа | З н а т ь: основные сведения о жизни Казакова Ю.П. Уметь: составление плана, художественный и краткий пересказы | Урок внеклассно го чтения | Слово о писателе. Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | Сравнить характеры героев | ||
56 | Человек и природа в стихотворениях С. Есенина, А. Прокофьева, М. Исаковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова | З н а т ь: основные средства художественной выразительности Уметь: выразительно читать наизусть стихотворение о природе | Урок внеклассно го чтения | Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | Наизусть (по выбору) | ||
57 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни» | Знать: тематику пейзажной лирики Твардовского, ее мотивы – мотивы перемен,обновления и надежд, связанные с мотивом вечного движения природе; пафос Уметь: читать и анализировать поэтический текст | Урок усвоения нового материала | Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | Наизусть (по выбору) | ||
58 | Д.С.Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) | Знать: публицистику, публицистические произведения; мемуары как жанры литературы | Урок внеклассно го чтения | «Земля родная» как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. | |||
59 | М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда» | Знать творчество Зощенко, содержание его рассказов. Уметь: находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко. | Урок внеклассно го чтения | Смешное и грустное в рассказах писателя. | Пересказать близко к тексту | ||
60 | Песни на слова русских поэтов XX века. | Знать содержание изучаемых произведений | Урок внеклассно го чтения | И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки». | Создать презентацию на одну из понравившихся песен | ||
61 | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю», «О моей Родине» | Знать: особенности художественной образности дагестан-ского поэта Уметь: анализировать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства | Урок усвоения новых знаний | Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | Наизусть (по выбору) | ||
62 | Зарубежная литература Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». | Знать: образ-настроение, образ-представление Уметь: выразительно читать поэтический текст | Урок усвоения новых знаний | Представления поэта о справедливости и честности. Народно – поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. | |||
63 | Д.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | З н а т ь: термин "рефрен", основные сведения о жизни представленных для изучения зарубежной литературы поэтов, особенности зарубежной поэзии У м е т ь: выразительное чтение | Урок усвоения новых знаний | Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. | |||
64 - 65 | Сказка на все времена. Новелла Э.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» | Знать: основные сведения о судьбе Гофмана, редкостном своеобразии его дарования; текст сказки «Крошка Цахес» Уметь: анализировать текст сказки, делать выводы. | Урок усвоения новых знаний | Слово о немецком писателе Э.Т.А.Гофмане. Сюжет сказки, композиция, жанр сказок нового времени и особенностях их создания. Система образов новеллы. Фантастика и реальность в сказке. | |||
66 | Рассказ О`Генри "Дары волхвов". Поэтический гимн благородству и любви | З н а т ь: основные сведения о жизни О Генри У м е т ь: вдумчиво читать текст, пересказывать близко к тексту | Урок усвоения новых знаний | Слово о писателе. Преданность и жертвенность во имя любви | |||
67 | Японские хокку (хайку) | Знать: жанры японской поэзии Уметь: понимать главную мысль, выразительно читать | Урок усвоения новых знаний | Особенности жанра японской поэзии | |||
68 | Э.По Слово о поэте. Рассказ "Золотой жук" | З н а т ь: Основные сведения из биографии американского писателя, особенности жанра детектива У м е т ь: воспроизводить содержание литературного произведения | Урок внеклассного чтения | Особенности детективного жанра |
Рабочая программа
по литературе
7 класс
(3-ый год обучения)
Учитель русского языка и
литературы, II кв. категория
Ершова
Елена Геннадьевна
г. Каменск – Уральский
2009 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Цель:
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
∙ ?@8>1@5B5=85 7=0=89 ?> GB5=8N 8 0=0;87C EC4>65AB25==KE ?@>872545=89 A ?@82;5G5=85< 107>2KE ;8B5@0BC@>254G5A:8E ?>=OB89 8 =5>1E>48
∙ >2;045=85 A?>A>10<8 ?@028;L=>3>, 153;>3> 8 2K@078B5;L=>3> GB5=8O 2A;CE EC4>65AB25==KE 8 CG51=KE B5:AB>2, 2 B>< G8A;5 8 GB5=8N =087CABL;
∙ CAB=>3> ?5@5A:070 (?>4@>1=>
∙ =0CG8BLAO @0725@=CB>
∙ >B7K2C =0 A0<>AB>OB5;L=> ?@>G8B0==>5 ?@>872545=85; A?>A>10<8 A2>1>4=>3> 2;045=8O ?8AL<5==>9 @5GLN;
∙ >A2>5=85 ;8=328AB8G5A:>9, :C;LBC@>;>38G5A:>9, :><
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Курс литературы для 7 класса рассчитан на 68 часов по учебнику Коровиной В.Я.
Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе
№ п/п | Тема | Основное содержание |
1 | Устное народное творчество | Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров) |
2 | Древнерусская литература | Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали |
3 | Произведения русских писателей 18 века | Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве |
4 | Произведения русских писателей 19 века | Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов. |
5 | Произведения писателей 20 века | Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова, А. Вампилова. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (Дж. Олдридж, О. Генри) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
Рабочая программа по русскому языку для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ МО г. Нягань «СОШ№4» Андреевой Альмиры Даниловны
Данная программа рассчитана на изучение русского языка в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствиями с положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образова...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс
Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...