Рабочая программа по истории для 8 класса заочного обучения.
рабочая программа по истории (8 класс) по теме
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_8_zo.docx | 75.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторских программ курса «Новая история» Загладина Н.В., Загладиной Х.Т. для 8 класса, курса «История России XIX век» Майкова А.М. для 8 класса общеобразовательных учреждений, а также национально-регионального компонента исторического образования Фокеевой И.М.
Курс «Новая история» для 8 класса охватывает период XIX в. Курс является логическим продолжением курса «Новая история», начатого в 7 классе. Рабочая программа по курсу новой истории составлена на 12 часов.
Курс «История России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории России охватывает период XVII-XVIII вв. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 24 часа.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью, обучающихся заочно. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 8 классе:
Цели курса:
- формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
- развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
- приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху Нового времени, о политическом и социальном строе в эпоху Нового времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
- формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху Нового времени;
- формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы, нормы морали и т.д.);
- уделять внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших в эпоху Нового времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории нового времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Используемые УМК:
- Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса «Новая история. XIX – начало XX вв.» для 8 класса. – М.: Русское слово, 2001.
- Загладин Н.В.. Всеобщая история. История нового времени. Учебник для 8 класса. – М.: Русское слово, 2008.
- Атлас «История нового времени» с контурными картами и контрольными заданиями. 8 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2007.
- Электронное пособие. Всеобщая история. История нового времени
- Майков А.Н.. Программа курса «История России. XIX век» для 8 класса. – 2-е изд. – М.: Русское слово, 2003
- Боханов А.Н.. История России XIX в. Учебник для 8 класса. – М.: Русское слово, 2004
- Атлас "История России XIX в." с контурными картами и контрольными заданиями. 8 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2007
- Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.
- Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.
- Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.
- Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования. – К.: Тарих, 2003
- Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л.М. История Татарстана XIX в. Учебник для 8 класса. – К.: Хэтер, 2003.
На изучение истории в 8 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
- Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
- Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
- Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
- Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
- Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Для реализации данной программы школа обеспечена необходимыми материально-техническими, информационно-методическими ресурсами, учитывает образовательные потребности учащихся и их родителей и опирается на комплект учебников: Загладин В.А. История нового времени 8 класс, Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России 8 класс, данные учебники соответствуют новым образовательным стандартам и освещают вопросы курса истории России. События истории России представлены в тесной взаимосвязи с ключевыми историческими процессами всемирной истории, протекавшими в странах Европы, Азии, Америки.
Задачи курса:
- Сформировать представления об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX – нач.XXвв.
- Формировать историческое мышление как определённый набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умения анализировать и описывать события с разных и противоположных точек зрения.
Основные цели курса:
- воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, энтонациональными традициями;
- применение знаний об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Содержание рабочей программы отвечает требованиям к уровню подготовки учащихся, которые направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; овладевание учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Отбор материала, формы занятий, виды деятельности соответствуют психолого-возрастным особенностям учащихся; позволяют им использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, по которому курс всеобщей истории рассчитан на 25 часов, истории России- 45 часов, всего – 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). Разбивка на отдельные темы и определение количества часов на их изучение обосновано соответствием содержанию Примерной программы основного общего образования по истории.
Основной формой реализации национально – регионального компонента в содержании исторического образования является дисперсное включение тем национально – регионального компонента в учебную программу 8 класса
Содержание
Программа курса охватывает период XIX – нач.XXвв. Его изучение позволяет сформировать у учащихся целостное представление о новой истории как закономерном и необходимом периоде всемирной истории, показать взаимосвязь отечественной и всемирной истории.
Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.
Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.
Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.
Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.
Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.
Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.
Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв.
Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.
Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.
Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.
Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.
Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.
Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.
Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.
Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.
Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.
Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.
Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.
Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.
Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.
Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Русская культура первой половины XIX в.
Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).
Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.
Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.
Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.
Россия конце XIX в.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.
Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.
Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.
Россия в начале ХХ в.
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Российская культура на рубеже XIX-XX вв.
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Резервное время используется на углубление, повторение и обобщение сложного проблемного материала.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История Нового времени» (8 класс)
№ | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания образования | Основные понятия | Виды контроля | Дата проведения, план | Дата проведения, факт | ||||
1 | сессия | 9 | |||||||||
Раздел 1. Европа и Северная Америка в XIX – нач. XXвв | |||||||||||
1 | Империя Наполеона I во Франции. | 1 | Наполеон. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны. Венский конгресс. | Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, Венский конгресс, Священный союз | Работа с исторической картой, сравнитель ный анализ | ||||||
2 | Индустриальная революция | 1 | Развитие техники. Новые технологии. Капитализм свободной конкуренции | Промышленный переворот, капитализм, экономический кризис перепроизводства, империализм | Проблемный вопрос: нужен ли обществу НТП, если он рождает средства массового уничтожения и экологические проблемы? Эссе | ||||||
3 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | 1 | Социальная структура общества. Новые условия быта | Миграция, эмиграция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия» | Понятийный диктант, таблица | ||||||
4 | Либералы, консерваторы, социалисты | 1 | Консервативное и ли- беральное течения в общественно- политической жизни. Социалистические учения, марксизм | Либерализм, кон- серватизм, утопи- ческий социализм, марксизм, анархизм | Беседа, со- ставление таблицы, ре- шение логи- ческих задач | ||||||
5 | Англия: сложный путь к великому процветанию. Великобритания: конец Викторианской эпохи | 1 | Социально-экономичес- кие отношения и госу- дарственный строй. Общественные движе- ния: чартисты, тред- юнионы Особенности экономического развития. Колониальные захваты | Хартия, чартизм, тред-юнион, «мас- терская мира». Антанта. | Проблемная беседа: поче- му чартист- ское движе- ние не пере- росло в революцию? | ||||||
6 | Франция Бурбонов | 1 | Июльская монархия. Революция 1848 г. Вторая республика. Режим Второй империи | Финансовая ари- стократия, луидор, дублон, Антиклерикал, сантим, авторитарный режим. | Познаватель- ное задание: почему во Франции вспыхивали вооруженные восстания,а в Англии нет? | ||||||
7 | Германская империя в конце XIX -начале XX вв. | 1 | Особенности индустриального развития. Либеральные реформы | Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм | Тест, беседа с элементами дискуссии | ||||||
8 | США | 1 | Гражданская война. Отмена рабства | Акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм | Сообщение, беседа | §24; вопросы; задания; сообщения | |||||
9 | Обобщение по теме : « Мир во второй половине XIX века». | Контрольная работа. | |||||||||
2 | сессия | 9 | |||||||||
1 | «Новый империализм». Причины Первой мировой войны | 1 | Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока - Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. (Локальные конфликты конца XIX - начала XX вв. как | Тройственный союз, локальные конфликты, Антанта | Эссе «Можно ли было избежать начало Первой мировой войны» | §4 | |||||
2 | Первая мировая война. 1914-1918 гг. | 1 | Июльский (1914 г.) кри Война на море. Дипломатия | Составлять хронологическую таблицу событий Первой мировой войны | § 5 | ||||||
3 | Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. Последствия войны | Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. (Программа «14 пунктов» В. Вильсона как проект после-военного мирного уре- гулирования). Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. (Другие договоры бывших противников и союзников). Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. (Устав Лиги Наций.) Вашингтонская конференция (1921-1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости | Лига наций, Версальско-Вашингтонская система | Составить таблицу «Итоги Первой мировой войны» | §6, 7 |
Календарно – тематическое планирование по курсу «История России. 1800-1917 гг.»
№ | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания образования | Основные понятия | Виды контроля | Дата проведения По плану | Дата проведения По факту |
4 | Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота | 1 | Кризис крепостного хозяйства. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. | Отходничество. Промышленный переворот. Сословия. «Капиталистые» крестьяне. Разложение феодализма. Многоконфессиональность | Групповая работа, работа с документом | ||
5 | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. М. М. Сперанский | 1 | Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Попытки проведения реформы | Либерализм, самодержавная власть, манифест, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право | Сообщения, эвристическая беседа, пути развития после переворота 1801 г., понятийный диктант, работа с документом | ||
6 | Отечественная война 1812 г. | 1 | Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России | Отечественная война, генеральное сражение, партизаны | Алгоритм военных действий, контурная карта | ||
7 | Внутренняя политика Александра I в 1815-1820 гг. | 1 | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций А.А.Аракчеев Аракчеевщина | Гражданские свободы, автономия, военные поселения | Проблемное задание, сравнительная таблица | §6, вопросы и задания, таблица | |
8 | Общественное движение при Александре I | 1 | Тайные общества Северное и Южное, их программы | Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция | «Мозговой штурм» | §8, вопросы и задания | |
9 | Обобщающий урок: «Рос- сия при Алек- сандре 1» | 1 | А. X. Бенкендорф. Кодификация законов | Свод законов, государ- ственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм | Контрольная работа «Рос- сия при Алек- сандре 1» | §10, во- просы и задания | |
3 | сессия | 9 | |||||
1 | Социально- экономиче- ское развитие в 1820-1850-е гг. | 1 | Противоречия хозяйст- венного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об 2обязанных крестьянах» | Кризис крепостнической системы, «капитали- стые» крестьяне | Понятийный диктант | §11, во- просы и задания, доку- менты | |
2 | Обществен- ное движе- ние | 1 | Общественная мысль: западники и славяно-филы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы | Западники, славянофилы, общинный социализм | Работа в ма- лых группах: работа с до- кументом, сравнительная таблица | §13, вопросы и задания, документы | |
3 | Крымская война | 1 | Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения | Патриотизм | Алгоритм военных действий; контурная карта | §14, вопросы и задания, опережающее задание | |
4 | Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян | Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники | Эвристическая беседа с элементами ролевой игры | §20, вопросы и задания, документы | |
5 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | 1 | Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России | Земство, куриальная система выборов, суд присяжных | Составление схем, таблиц, логических цепочек | §21-22, вопросы и задания, таблицы | |
6 | Общественное движение: либералы и консерваторы | 1 | Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Журнал «Современник» | Либералы, консерваторы | Беседа по вопросам домашнего задания, индивидуальное тестирование | §24, вопросы и задания, документы | |
7 | Революционное народничество второй половины 60-начала 80-х гг. | 1 | Революционные организации и кружки сер. 60-х – нач.70-х гг. XIXвека | Самостоятельная работа, работа с документом | §26, вопросы и задания, документы | ||
8 | Экономическое развитие в годы правления Александра III. | 1 | Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Новые промышленные районы и отрасли. Аграрный кризис 80-90-х гг | Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение | Проблемное задание; развернутый план | §31-33 вопросы и задания, документы | |
9 | Обобщение по теме : «Россия во второй половине XIX века» | Контрольная работа | |||||
4 | сессия | ||||||
1 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | Русско-турецкая война | Балканский кризис, национально-освободительная война | Алгоритм военных действий; контурная карта | ||
2 | Российская империя на рубеже веков и ее место в мире | 1 | Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. | Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация | Эвристическая беседа | §1. вопросы и задания, словарь | |
3 | Экономическое развитие России в начале XX в. | 1 | Экономическое развитие страны в начале XX в. Политика модернизации сверху. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте | Многоукладная экономика, монополистический капитализм | Составление плана-конспекта | §2, вопросы, задания, словарь, документ | |
4 | Политическое развитие: новые веяния и старее подходы | 1 | Политическое развитие страны в начале XX в. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Революционные партии их программы | Политическая система, гражданское общество | Тест | §3, вопросы, задания, словарь | |
5 | Внешняя политика. Русско-японская война | 1 | Россия в международных отношениях начала XX в. Русско-японская война, ее влияние на российское общество | Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация | Алгоритм военных действий, контурная карта | §5, вопросы, задания, словарь, документ | |
6 | Первая российская революция | 1 | Революция 1905-1907 гг. Причины, характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстание в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве | «Зубатовский социализм», революция, движущие силы революции | Алгоритм революционных событий | §6, вопросы, задания, словарь, документы, даты | |
7 | Изменения в политической системе Российской империи | 1 | Политические течения и партии. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения | Конституционная монархия, парламент, политическая партия, программа партии, тактика, социалисты, либералы, консерваторы | Составление схем, таблиц, работа с документом | §7, вопросы, задания, словарь, документы, таблица | |
8 | Реформы Столыпина: «тихая революция» | 1 | Аграрная реформа. Промышленный подъем | Отруб, хутор, кооперация | Сообщения, составление таблиц | §8, вопросы, задания, словарь, документы, таблица, схема | |
9 | Итоговое обобщение | Семинар «Итоги развития России в начале XX в.» |
Учебно-методический комплекс.
Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:
- Данилов, А. А. История России ХГХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2009;
Дополнительные пособия для учителя:
- Данилов, А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХГХ век» / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2009;
- Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории ХГХ века / Н. А. Троицкий. - Саратов: Слово, 1994;
- История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;
- Короткова, М. В. История России ХГХ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2002;
- Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/ В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;
- Шестаков, А. В. История России в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII в.: хрестоматия / А. В. Шестаков, 1989;
Дополнительные пособия для учащихся:
- Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца ХУШ в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
- Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.
- Данилов, А. А. История России. ХГХ в.: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008.
- Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса / В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;
- Данилов, А. А. История России в художественно-исторических образах: хрестоматия
Календарно-тематический план для 8 классов по новой истории ориентирован на использование учебника:
- Н.В. Загладин Новая история XIX - начало XX века. 8 класс / Н.В.Загладин. -5-е изд. - М: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007
Дополнительные пособия для учителя и учащихся:
-Колпаков С.В. Пономарев М.В. – Атлас «Новая история 19 век: Часть2» с контурными картами: 8 класс
-Ванюшкина Л., Юдовская А. – Рабочая тетрадь по новой истории 1800-1913. 8 класс. В двух выпусках. – М., Просвещение., 2008 – 235с.
-Лебедева Е.И. Ревякина Е.Ю. – Новая история, рабочая тетрадь с тематическими тестами 8 класс – М., Интеллект-Центр- 2007 – 339с.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: СО-проект «История Отечества 882-1917» и «Мировая историческая энциклопедия».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
должны знать:
даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.: изученные виды исторических источников;
должны уметь:
сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
владеть компетенциями:
• коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией;
- профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи:
высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Используемые контрольно-измерительные материалы составлены с учетом современных общеобразовательных стандартов, содержания Примерной программы и требований к уровню исторической подготовки учащихся, предназначены для изучения и контроля учебного материала по всеобщей (новой) истории и истории России за 8 класс в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по истории.
Типология проверочных заданий учитывает возрастные особенности учащихся, специфику классов, индивидуальные особенности.
Такие сборники полезны для школьников при подготовке к итоговой аттестации и при подготовке к единому экзамену по истории за курс основной школы. Сборники могут использоваться при работе со всеми основными учебниками по истории России за 8 класс, имеющим гриф Минобразования и науки РФ.
Задания сгруппированы по основным темам школьного курса истории, распределены по видам проверяемых знаний, умений и навыков.
В каждом тематическом блоке представлены разнообразные задания различного уровня сложности.
Предлагаемые пособия содержат задания, максимально приближенные к реальным экзаменационным заданиям, но распределены зачастую по видам проверяемых умений и навыков. Это дает возможность поэтапно отработать тот или иной вид заданий (знание дат, основных фактов, явлений, исторических понятий, терминов, причин и следствий событий, поиск информации в источнике и т.д.) выявить пробелы и устранить их, обобщить и систематизировать изученное.
Предложены задания для итоговой проверки курса.
Особое место занимает сборник Симоновой Е. ЕГЭ. История. 8 класс. Составлен для проведения экспериментальной экзаменационной работы, а так же в нем приведены типовые тестовые задания. Это пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий экспериментальной экзаменационной работы. Предназначено для отработки практических навыков учащихся по подготовке к экспериментальной экзаменационной работе в 8 классе по истории. В сборнике есть ответы и подробная инструкция по проверке и оценке работ учащихся.
Все тестовые сборники могут быть использованы учителем для индивидуального письменного и устного опроса учащихся, а также полезны для самоконтроля учащихся и при подготовке к урокам, зачетам, контрольным работам.
Список контрольно-измерительные материалы
История России:
- Агафонов С.В. – История России в таблицах 6-11 класс – М., АСТ Астрель – 2005
- Борознина Г.А. История России. Контрольно-тренировочные задания, проверочные тесты 8 класс. – М., Учитель., - 2009
- Драхлер А. Б.. Вопросы к олимпиаде. Отечественная история с древнейших вркмен до наших дней.-М., Владос пресс – 2001
- О.Н. Журавлева. Тесты по истории России 8 класс. – М., 2007
- Кадневский В.М. История России 19 век. 8-10классы. Тесты – М., Дрофа 2007 Кишенкова О. – Сборник тематических тестов по истории России для учащихся 8 классов. – М., Просвещение, - 2007
- Симонова Е. ЕГЭ. История. 8 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. – М., Экзамен., 2008
- Тесты по истории России 19 век 8 класс к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. – М., Экзамен – 2005
- Шамрай Ю.В. Ткачук И.И. – История России 8 класс. Тесты для промежуточной аттестации – М., Легион – 2008
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5 – 9 класс. М., Дрофа, 2000.
- Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: задачник 5 – 11 класс. М., Дрофа 2000.
Новая история:
1. Абдуллаев Э.Н, Батуева А.Ю. – Новая история (тесты) – М., ЛКМИИ Метар – 1998
2. Брандт М.Ю. Новая история. Тесты. – М., Дрофа., 2002.
3. Волкова Е. Учебно-методический комплект. Новая история 8 класс. Тесты. – М., Экзамен., 2006
4 . Лебедева Е.И. Ревякина Е.Ю. – Новая история, рабочая тетрадь с тематическими тестами 8 класс – М., Интеллект-Центр- 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике - 11 класс (заочная форма обучения)
Рабочая программа по математике - 11 класс (заочная форма обучения)...
Рабочая программа по математике - 12 класс (заочная форма обучения)
Рабочая программа по математике - 12 класс (заочная форма обучения)...
история 6 класс(заочное обучение)
рабочая программа по истории России...
рабочая программа по химии 8 группы заочного обучения
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для группы 8 класса (по очно-заочному плану обучения) составлена на основе: 1) федерального компонента государственного образоват...
рабочая программа по истории 9 класс надомное обучение
рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами, но адаптирована под особые условия надомного обучения...
Рабочая учебная программа. Немецкий язык. 11 класс. Заочное обучение.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по разделам курса и разработана с учетом специфики работы в классах заочной...
Методические рекомендации по реализации рабочей программы «Математика 7 – 9 класс» заочной формы обучения в школе пенитенциарной системы
В условиях пенитенциарного учреждения главная цель образования заключается в том, чтобы каждый осужденный в конечном счете осознал, что в современном обществе добиться каких-либо результатов можно, то...