Блочно-модульная организация уроков истории в старших классах
методическая разработка (история) по теме
Сущность данной работы заключается в эффективной организации процессов обучения, обобщения, систематизации и применения знаний на основе рационального использования форм, методов, приемов урока и дополнительных дидактических средств. Добиться того, чтобы ученик полностью понял и осознал полученную информацию – это проблема и задача любого учителя. А если учесть, что этих учеников 25 в классе и каждый со своим уровнем способностей, знаний, со своими возрастными и психологическими особенностями, эта задача усложняется в несколько раз. Данная система близка к блочно-модульной технологии. У Г. К. Селевко блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделенные последовательные блоки предусматривают гарантированное усвоение определенной темы материала.
В данной системе выделяются следующие блоки процесса познания:
- Информационный блок;
- Информационно-исследовательский блок;
- Информационно-практический блок;
- Тестово-творческий блок (проверка знаний через игру);
- Блок проверки знаний;
- Блок коррекции знаний.
Изучение каждой следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.
Предлагаемая система нацелена на развитие самостоятельности учащихся, на развитие их практических умений, развитие самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blochno-modulnaya_tehnologiya_obucheniya_istorii_v_starshih_klassah.doc | 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная
школа имени Я.Я. Кремлёва»
Блочно-модульная организация процесса обучения истории в старших классах
Автор: Первухина Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Верховажская средняя
общеобразовательная школа
им. Я. Я. Кремлева»
Верховажье
2011
Содержание ИПМ.ИПМ – 1 Теоретическая интерпретация опыта…………………2
ИПМ – 2 Структура и логическая организация процесса познания
на уроках истории………………………………………6
ИПМ – 3 Информационный блок в структуре процесса познания
на уроках истории в старших классах………………..
ИПМ – 4 Значение семинарских занятий в информационно-
исследовательском блоке………………………………
ИПМ – 5 Информационно-практический блок. Работа с наглядно-
иллюстративными материалами ………………………
ИПМ – 6 Тестово-творческий блок как этап более глубокого
осмысления знаний на уроках истории……………….
ИПМ – 7 Блок проверки знаний…………………………………..
ИПМ – 8 Заключительный блок в организации процесса познания
на уроках истории………………………………………
ИПМ – 9 Эссе как одна из форм контроля знаний на уроках
истории в старших классах…………………………….
ИПМ – 10 Результативность……………………………………….
Словарь ключевых понятий……………………………………………..
Список литературы………………………………………………………..
Приложения:
ИПМ – 1.
Теоретическая интерпретация опыта.
В условиях развития постиндустриального общества и преобладания в обществе сферы услуг возросла роль системы образования. В связи с этим ужесточился отбор кадров в сферу услуг, возрос контроль за знаниями выпускников средних школ, гимназий, лицеев. Вводятся новые формы проверки знаний учащихся – тестирование, ЕГЭ, олимпиады и т. д. При этом контрольно-измерительные материалы для выпускников школ содержат вопросы, которые не включены в школьные программы.
В особенности эта проблема сильно волнует учителей истории. При переходе на концентрическую систему обучения истории учитель попал в ситуацию при которой, с одной стороны, он имеет возможность во втором концерне обучения отрабатывать и закреплять знания и умения своих учеников. Но, с другой стороны, объем и сложность материала во втором концерне вырастают в несколько раз. Зачастую в рамках сорока минут педагог должен выдать, отработать и закрепить такой объем материала, который в первом концерне он выдавал и отрабатывал, например, в течение десяти уроков. Учитель вынужден выстраивать работу таким образом, чтобы учащиеся как можно больше работали самостоятельно. Только в том случае будет возможность охватить весь учебный материал.
Сущность данной работы заключается в эффективной организации процессов обучения, обобщения, систематизации и применения знаний на основе рационального использования форм, методов, приемов урока и дополнительных дидактических средств.
Новизна работы - в структуре и логической организации процесса познания на уроках истории, в разработке тематического планирования и конспектов уроков во втором концерне обучения.
Научная основа опыта. Добиться того, чтобы ученик полностью понял и осознал полученную информацию – это проблема и задача любого учителя. А если учесть, что этих учеников 25 в классе и каждый со своим уровнем способностей, знаний, со своими возрастными и психологическими особенностями, эта задача усложняется в несколько раз.
Обязательно нужно учитывать, что учащиеся во втором концерне обучения уже вступают в юношеский период, в котором эмоциональные реакции более устойчивы и осознанны, чем в подростковом периоде. Кроме того, можно отметить большую дифференцированность эмоциональных состояний и способов их выражения, повышения самоконтроля и саморегуляции. В этот период формируется чувство взрослости, юноши стремятся раскрыть себя. В данный период среди одноклассников чаще всего завязываются дружественные отношения между девушками и юношами, складывается более располагающая к общению обстановка в классе.
На учащихся в юношеский период ложится решение важнейших проблем, в первую очередь, профессионального самоопределения. Поэтому для многих молодых людей особый характер может приобрести возможность самопредъявления с помощью успеваемости или участия в конкурсах, олимпиадах, чемпионатах и т. д.
Данные возрастные особенности этой категории детей расширяют возможности учителя. Но всегда останется главная задача заинтересовать учащихся и добиться их понимания. М. Е. Бершадский в своей работе «Понимание как педагогическая категория» подчеркивает, что понимание определяется когнитивным опытом ученика. Основными аспектами понимания в опыте ученика необходимо выделить:
- Сеть житейских и научных понятий и их значений, известных ученику, знания которых необходимы для понимания новой информации;
- Виды связей между понятиями, доступные ученику, с помощью которых он объединяет понятия в семантические сети;
- Интеллектуальные операции, которые применяет ученик в ходе познавательной деятельности;
- Способы деятельности, интеллектуальные и практические умения, которыми владеет ученик, необходимые для усвоения новой информации.
Перечисленные выше аспекты когнитивного опыта создают основу для понимания, определяют саму возможность понимания учеником новых понятий и способов деятельности.
Таким образом, опыт ученика становится главным аспектом для понимания им изучаемого материала. И учитель должен научить ребенка контролировать собственную интеллектуальную деятельность, научить мыслить вслух, проговаривать выполняемые действия.
Предлагаемая система нацелена на развитие самостоятельности учащихся, на развитие их практических умений, развитие самоконтроля.
Данная система близка к блочно-модульной технологии. У Г. К. Селевко блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделенные последовательные блоки предусматривают гарантированное усвоение определенной темы материала.
В данной системе выделяются следующие блоки процесса познания:
- Информационный блок;
- Информационно-исследовательский блок;
- Информационно-практический блок;
- Тестово-творческий блок (проверка знаний через игру);
- Блок проверки знаний;
- Блок коррекции знаний.
Изучение каждой следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
Минимальной единицей учебного процесса в блочно-модульной технологии является не урок, а цикл уроков или модуль.
Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.
Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Результативность данной структуры процесса познания на уроках истории будет заключаться в следующем:
- в повышении уровня осмысления материала большинством учащихся, что выражается в умении самостоятельно добывать материал, объяснять его, работать с наглядно-иллюстративными материалами, доказывать и аргументировать свою точку зрения, применять знания на практике;
- в повышении познавательной и творческой активности школьников, через их самостоятельную работу с учебником, научной литературой, словарями, справочниками, источниками, картами;
- в умении анализировать свою собственную деятельность.
Данная система гарантирует надежность усвоения материала, увеличивает интерес учащихся к предмету, развивает их самостоятельную деятельность и практические навыки и умения. Но, с другой стороны, оставляет без внимания внутренние процессы, которые происходят между получением учеником задания и его решением. Кроме того, никакая предварительно построенная структура процесса познания на уроках не может учесть всех особенностей учебного процесса, свойственных каждому ученику или классу. Отсюда возникает трудоемкость учителя в подготовке к урокам, в выборе и подборе теоретического материала, дидактических средств, в выборе форм контроля за деятельностью каждого ученика.
У учащихся возникают трудности в дополнительных временных затратах при подготовке к отдельным урокам. Но по мере обучения учащихся трудоемкость будет уменьшаться, и в дальнейшем данная система обучения становится привычной для учащихся. Они могут рационально распределять свое время для подготовки к урокам и активно работать во время уроков.
Возможности и условия использования работы. Опыт может быть использован учителями истории, обществознания. Элементы данного опыта могут использоваться учителями других предметов. Логическая организация построения уроков может быть использована учителями любого предмета.
ИПМ – 2
Структура и логическая организация процесса познания на уроках истории.
Структура процесса познания на уроках истории включает в себя несколько блоков подачи информации и контроля знаний на уроках истории. В каждый блок входят различные формы уроков, представленные в виде схемы. В то же время каждый блок, каждый конкретный тип урока и приемы, применяемые на уроках, носят комплексный характер. (см. приложение № 1)
Первый блок – информационный. В структуре организации процесса познания этот блок представлен лекционной формой проведения урока. На этом этапе учащиеся получают от учителя или с помощью учителя определенный объем информации, который в основном предназначен для запоминания учащимися основных фактов, событий, дат, понятий, исторических личностей, изучаемых в определенной теме. В этом блоке дается основа для восприятия и осмысления информации на последующих этапах познания.
Второй блок – информационно-исследовательский. Во втором блоке учащиеся самостоятельно или с помощью учителя находят дополнительную литературу, обрабатывают ее и доносят полученную информацию до своих одноклассников во время урока-семинара.
Учитель из лектора превращается в эксперта, педагог корректирует информацию, получаемую школьниками во время семинара, создает дискуссии на уроке, подводит учащихся к выводам.
На этом этапе учащиеся: во-первых, увеличивают получаемый объем информации; во-вторых, учатся объяснять материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения, работать с дополнительной литературой; в-третьих, происходит осмысление, возможно, не всего, а лишь части материала, который они получили в первом информационном блоке.
Третий блок – информационно-практический. Постепенно от семинарского занятия учащиеся приходят к практическим занятиям. В особенности это необходимо на уроках истории, которые насыщены наглядно-иллюстративными материалами. В зависимости от изучаемой темы, на данном этапе ученики работают с текстами, историческими источниками, иллюстрациями, исторической картой.
Учитель на этом этапе становится консультантом. Он помогает ученику, направляет и корректирует его деятельность.
У учащихся в данном блоке познания формируются умения работы с текстом, источником, картой. Школьники учатся анализировать, сравнивать, выделять главное. Через наглядные материалы происходит более глубокое осмысление знаний, полученных в первых двух блоках.
Четвертый блок – тестово-творческий. На данном этапе, с одной стороны, идет проверка усвоенного материала через интеллектуальные игры, направленные также на увеличение интереса к предмету. С другой стороны, данный блок направлен на более глубокое личностное осмысление учащимися полученной информации, например, через деловые игры (имитационные, ролевые и т. д.). Имитируя какое-либо историческое событие, школьники «пропускают» его через себя, воспринимают дух исторической эпохи, вникают в жизнь людей различных социальных общностей. Интеллектуальные игры закрепляют знания учащихся, расширяют их кругозор.
На этом этапе учитель становится наблюдателем и критиком. Он корректирует и оценивает деятельность учащихся, помогает им полностью осознать имитируемую ситуацию, сравнить с современной жизнью.
На четвертом этапе процесса познания у учащихся кроме формирования общепредметных умений идет развитие творческой деятельности. Учащиеся имеют возможность применить свои знания на практике, проверить и закрепить их.
Пятый блок – проверка знаний. В предыдущих блоках учащиеся получали, исследовали, осмысляли, прочувствовали информацию. При переходе в пятый блок ученик должен показать, на каком уровне осмысления информации он находится. Учитель становится экзаменатором, учащиеся – испытуемыми. Но на этом этапе очень важно выявить уровень знаний каждого ученика, при этом учитывая индивидуальные особенности каждого из них. Конечно, можно провести одну для всех форму проверки знаний, например, письменную контрольную работу. Будет проверено развитие письменной речи учащихся и овладение ими полученной информацией. Всегда будет группа школьников, которая на предыдущих этапах «отмалчивалась». Но учителю очень важен результат освоения этими учениками таких мыслительных операций, как умение анализировать, обобщать, сравнивать и т. д. и не в письменной речи, а в устной. Могут ли учащиеся доказать свою точку зрения или просто объяснить материал, это очень важно, особенно на уроках истории.
Таким образом, желательно, если контроль знаний будет проведен с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика и с учетом того уровня осмысления материала, которого они достигли при обучении в предыдущих блоках.
Контроль знаний может и не ограничиваться одним уроком. Учитель может поэтапно проверить знания учащихся и овладение ими основными умениями и навыками: овладение основным материалом темы, основными понятиями и датами, умением работать с источником, текстом, иллюстрацией, картой. Группа сильных учеников, в данном блоке может стать помощником для учителя при проверке знаний.
В итоге у учителя должна появиться «карта» овладения и осмысления учащимися знаниями, умениями и навыками, которая будет выражена в различных уровнях подготовленности школьников по какой-либо теме. Это станет основой для учителя при работе в последнем блоке.
Шестой блок – коррекция знаний. Заключительным этапом организации познавательного процесса в данной структуре является коррекция знаний. Здесь учитель, исходя из индивидуальных особенностей и способностей учащихся, готовит задания и упражнения для коррекции знаний учащегося. В этом же блоке учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность при помощи индивидуальной карточки ученика, которая заводится в первом блоке, и заполняют ее самостоятельно на протяжении всего процесса изучения темы. Сравнивают свою оценку с оценкой учителя. Это направлено на то, чтобы учащиеся могли увидеть, на какие свои умения или знания нужно обратить особое внимание при изучении следующей темы. Учит их более объективно оценивать свою собственную деятельность, свои знания.
ИПМ – 3
Информационный блок в структуре процесса познания на уроках истории в старших классах.
Первый блок познания в данной структуре получил название информационного. Как уже было сказано выше, цель этого блока дать оптимальное количество важнейшей информации изучаемой темы. Поэтому наилучшей формой урока была выбрана лекция. Обращение учителей к этой форме занятий диктуется дефицитом учебного времени, недостаточно четким и глубоким изложением вопросов в школьном учебнике, необходимостью познакомить старшеклассников с современными подходами и данными исторической науки. Но нужно учитывать, что школьная лекция отличается от тех лекций, которые привычно звучат в стенах высших учебных заведений.
Школьная лекция – форма обучения, при которой учитель, излагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. Лекции обеспечивают условия для создания учениками и учителем новых образовательных продуктов, что решается с помощью выбора смысла, целей и структуры лекции.
Можно выделить следующие требования к школьной лекции по истории:
- использование объяснительно-иллюстративных приемов при подаче учебного материала;
- применение проблемно-концептуального подхода, при котором используются приемы и средства, не дающие готовых и бесспорных ответов на поставленные вопросы;
- формы лекционных записей учеников должны сводиться к тезисам и конспектам, и в каждом конкретном случае рекомендуются аудитории самим учителем;
- тему лекции желательно сформулировать ярко, интригующе, проблемно, дискуссионно;
- по возможности, во время лекции нужно вести записи на доске;
- во время лекции учитель должен контролировать и оценивать самостоятельную работу школьников.
Таким образом, лекция не должна быть сорокаминутным уроком устного изложения учителем учебного материала. Учащиеся должны активно участвовать в данной форме урока. Для этого оптимально выбрать следующие виды лекции:
- лекция-диалог;
- лекция-дискуссия.
Лекция-диалог проводится на основе сократовского метода с помощью прямого диалога учителя с учениками. Лекция-диалог, в которой присутствует слово ученика, позволяет избежать пассивного восприятия информации, побуждает учащихся к активному действию.
Лекция-дискуссия направлена на то, чтобы здесь диалог возникал не только между учителем и учениками, но и между самими школьниками в виде решения спорных дискуссионных вопросов. Учащиеся также становятся активными участниками урока.
Не нужно также забывать об этапах закрепления и проверки усвоенного материала на уроках-лекциях. Возможны следующие виды заданий ученикам на лекциях:
- ответить по ходу лекции на 2-3 заранее записанных на доске вопроса, в конце занятия ученики зачитывают свои ответы, сравнивают их;
- выявить черты сходства и различия между рассматриваемыми на лекции событиями, явлениями, понятиями;
- самостоятельно составить план лекции (простой или сложный), в конце урока проверить и сравнить планы учеников;
- воспроизвести в тетрадях основное содержание лекции (конспективно или схематично, в виде таблицы или схематического рисунка);
- придумать и задать свои вопросы по содержанию лекции;
- сделать собственные выводы из лекции, отразить личный взгляд на проблему в виде последующего мини-сочинения.
Данный список не исчерпывается, учитель может воспользоваться и другими приемами проверки и закрепления материала на уроке-лекции.
Домашней работой после урока-лекции является самостоятельная творческая работа – эссе. Выбор данной формы проверки знаний связан с тем, что следующий блок строится на большой самостоятельной подготовке учащихся к урокам-семинарам. Тема эссе может быть конкретно сформулирована учителем, с учетом материала, который получили учащиеся на уроке-лекции. Учитель может предложить несколько тем эссе на выбор учащихся, или предложить самостоятельно сформулировать тему эссе.
ИПМ – 4
Значение семинарских занятий в информационно-исследовательском блоке.
Во втором блоке, информационно-исследовательском, выбрана форма урока – семинар. Цель блока, расширить объем информации, предлагаемой школьникам развивать исследовательские умения учащихся, самостоятельность в подготовке к урокам, умение работать с дополнительной литературой, анализировать ее, выделять главное, развитие устной речи.
Семинар – это форма проведения урока, при котором к изучению нового материала или обобщению уже изученного учащиеся готовятся самостоятельно, используя дополнительную литературу. И передают полученную информацию друг другу при проведении урока, в форме бесед и диспутов.
В данном блоке выделяется несколько типов проведения школьного семинара:
- тематический семинар;
- семинар обобщения с элементами изучения нового материала;
- семинар обобщения и систематизации исторических знаний.
Тип семинара выбирается в зависимости от изучаемой темы, от знаний и умений учащихся.
Проведение семинара требует тщательной подготовки учителя. Учитель должен продумать предварительные вопросы по теме семинара для самостоятельной подготовки учащихся, предложить учащимся обширный список дополнительной литературы по данной теме.
Семинар предполагает устные ответы учащихся по заданным заранее вопросам с дальнейшим их обсуждением всем классом. Учитель должен поддерживать между учащимися беседу во время семинара, наводить их на спорные вопросы, дополнять, поправлять в случае ошибок, задавать дополнительные вопросы, обобщать. На протяжении всего семинара учитель фиксирует деятельность учащихся, составляет рейтинговую таблицу, оценивает ответы, вопросы и дополнения школьников. Сами учащиеся заинтересованы в активной работе на уроке-семинаре, от этой работы зависит их рейтинг.
Проведение уроков-семинаров в старших классах развивает у учащихся умение излагать свои мысли, мнения, умение обобщать, умение рассуждать логически. Учит работать с библиотечными фондами, с текстами книг, выделять из текста самое главное. Развивает у учащихся самостоятельность, стремление к самообразованию. Учитель может проследить уровень подготовленности школьников, умение говорить, высказывать свою точку зрения и доказывать ее, умения задавать вопросы и обобщать полученную информацию.
Отрицательной стороной урока-семинара будет являться, то, что в данную форму урока могут быть вовлечены не все учащиеся. Это связано с некоторыми интеллектуальными, психологическими и возрастными особенностями данной группы школьников (нехватка знаний, скромность, закрытость, боязнь ответить не верно и т. д.). В этом случае учитель должен учитывать особенности этих учащихся, заранее готовить для них индивидуальные задания или в обязательном порядке попросить подготовить вопрос с устным ответом, оказав при этом посильную помощь.
Во время проведения урока-семинара учащимся также можно предлагать выполнить задания:
- законспектировать ответы учащихся с последующей их проверкой;
- придумать и задать вопросы по ответу учащегося;
- отвечающий задает вопросы классу и т. д.
На этапе подведения итогов урока учитель проводит письменную работу в форме эссе – свободное пятиминутное сочинение. Таким образом, учитель через проверку эссе может сделать выводы о том, насколько внимательно учащиеся работали на уроке и как усвоили новый материал.
ИПМ – 5
Информационно-практический блок.
Работа с наглядно-иллюстративными материалами.
Огромное значение в структуре процесса познания на уроках истории носит работа с наглядно-иллюстративными материалами: иллюстрациями, картами, источниками, текстами и т. д. Поэтому в данной системе им отведено особое место. Данный блок получил название – информационно-практического, так как здесь учащиеся получают информацию через непосредственную работу с наглядными и иллюстративными материалами и развивают свои практические умения и навыки. Работа с наглядно-иллюстративными материалами проводится на уроках-практикумах и лабораторных занятиях.
Лабораторно-практические занятия – это уроки применения знаний учащихся на практике, формирование их умений и навыков.
На лабораторно-практических занятиях учащимся предлагается работа с иллюстративными материалами, картой, историческими источниками, текстами.
Значимость включения наглядно-иллюстративных материалов на уроках истории в старших классах сочень большая. Тестовые, олимпиадные задания по истории содержат много иллюстраций, портретов, карт. Учащийся должен уметь определять события по карте, иллюстрации. Знать, кто из великих исторических деятелей изображен на портрете.
Использование при обучении истории иллюстративных материалов (картины, рисунка, карикатуры, плаката, фото и видео материала) направлено на создание зрительного образа – основы изучения материала.
Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство. В учебной деятельности картина, рисунок, карикатура, плакат, как и любой другой вид источников, выступают носителями новых исторических знаний. Помимо этого, они выполняют функции иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения.
Алгоритм работы с графическим изображением (картиной, рисунком), может быть следующим:
- Люди. Кто изображен? Кто они? Их количество, возраст, внешний вид? Их взаимоотношения?
- Пейзажи, вещи, растения, животные. Как показаны отношения между человеком и природой? Гармоничны они или нет?
- Пространство изображения. Где происходит действие? Можно ли выделить в изображении первый, средний и задний планы?
- Формы и линии. Какие линии преобладают: вертикальные, горизонтальные, диагональные? Геометрические фигуры: треугольники, четырехугольники, круги?
- Цветовые и световые эффекты. Какие части изображения выделены при помощи приема контраста или резкого освещения?
- Положение зрителя. С какой точки зрения мы рассматриваем изображение?
- Композиция. На что прежде всего мы обращаем внимание? За счет чего достигается этот эффект?
- Художественная задача и эстетический идеал автора.
В современных условиях идет активное включение изобразительных материалов в процесс обучения при помощи современных компьютерных технологий. Использование компьютера позволяет учителю создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая специфику учебных групп их способности, уровень обученности, склонности отдельных учащихся.
Не менее важное место на уроках истории занимает работа с исторической картой. История насыщена военными событиями, внешняя политика страны занимает одно из главных мест при изучении истории. Но это как раз темы, которые более сложно даются для осмысления материала учащимися. Учителю важно научить школьников пользоваться исторической картой. Эти умения облегчат им изучение данных материалов истории. Во второй концерн учащиеся приходят уже с достаточным опытом работы с исторической картой. Цель учителя - в старших классах закреплять и отрабатывать эти умения. Здесь можно предложить учащимся следующие виды заданий:
- подготовить устный рассказ о событиях, изображенных на исторической карте;
- выписать информацию, которую вы получаете при работе с исторической картой;
- составить сравнительную таблицу по историческим картам (экономическое развитие России в первой половине XIX в. и экономическое развитие во второй половине XIX в.);
- выполнить работу в контурной карте при помощи атласа;
- составить вопросы для контурной карты;
- выполнить работу в контурной карте без помощи атласа;
- определить, какие исторические события изображены на карте.
Данный список не исчерпывается, учитель может воспользоваться и другими приемами работы с исторической картой.
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Источники значительно расширяют круг социальной информации, осваиваемой учащимися, повышают интерес учащихся, конкретизирует, обогащают их представления о событиях прошлого.
Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них навыков исследовательской работы.
Познавательная деятельность при изучении исторических источников предполагает наличие у учащихся определенной совокупности фактических и теоретических знаний, которые позволяют выявлять сущность новых фактов, явлений и оценивать их.
Операционная сторона познавательной самостоятельности при работе с источниками может быть охарактеризована как совокупность приемов познавательной деятельности, которые способствуют осмыслению содержания источников, закреплению знаний и формированию у учеников определенных способов действий, умений.
В старших классах учащиеся уже имеют основные навыки работы с историческими источниками. Учитель должен продолжить развивать их практические умения, такие как:
- поиск исторической информации в источниках разного типа;
- внешняя и внутренняя критика источника;
- выявление в исторической информации фактов и мнений, исторических описаний и объяснений, выводов и аргументов;
- составление развернутой характеристики исторического деятеля на основе комплекса источников;
- анализ исторической информации, разделение основной информации и второстепенной;
- систематизация информации, предоставленной в разных источниках;
- поиск фактического материала в целях конкретизации изучаемого события, явления, личности;
- составление развернутого плана, схемы, конспекта.
- написание реферата, эссе, рецензии, аннотации и т. д.
Работа с историческими источниками на протяжении второго концерна обучения должна быть постоянной и организована таким образом, чтобы учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. При развитии умений важно предусмотреть закрепление умственных действий, увеличение степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Также важна и работа с текстами на уроках истории в старших классах. Это связано с тем, что на сегодняшний день нет единого учебника по истории, а те, что имеются, не всегда отражают объективные взгляды на исторические события. Учителю важно научить школьников критично подходить к тексту, с которым они работают. Поэтому наиболее важным приемом при работе с текстом является его анализ и оценка.
Для повышения интереса к текстовому материалу возможно использовать прием «исторического полотна». Учитель заранее готовит отдельные листы с ключевыми понятиями, датами, словами изучаемой темы урока, иллюстрациями. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом, а затем, выбирая ключевое слово, рассказывают классу, что они о нем знают и прикрепляют к полотну, заранее приготовленному учителем (ватман, магнитная доска и т. д.). (см. пример)
Пример создания «исторического полотна».
Славянская грамота Летопись Нестор Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» Деревянное зодчество Фреска фольклор менталитет |
Кроме учебника может использоваться арсенал других печатных текстов. На лабораторном занятии школьники могут работать по общему плану, по индивидуальным заданиям и/или в группах.
Прогнозируемым результатом лабораторной работы с вариативными учебниками истории является формирование у школьников умения сопоставлять различные интерпретации социальных явлений и определение собственного отношения к ним.
ИПМ – 6
Тестово-творческий блок, как этап более глубокого осмысления полученных знаний на уроках истории.
Для более глубокого осмысления информации, закрепления материала и повышения заинтересованности учащихся в предмете, в структуру вводится тестово-творческий блок. Данный блок представлен уроком-игрой.
Игра наряду с трудом, ученьем и общением – один из основных видов деятельности человека. В любом возрастном периоде человек готов играть, это удивительный феномен нашего существования.
Введение игры в урочную деятельность способствует оживлению школьной жизни, позволяет внедрять нетрадиционные и активные методы обучения.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игры:
- развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная;
- самореализации;
- игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
- коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Черты игровой деятельности (по С. А. Шмакову).
- Свободная развивающая деятельность.
- Творческий характер.
- Наличие правил, отражающих содержание игры.
- Эмоциональная приподнятость деятельности (соперничество, состязательность, конкуренция).
Данные черты игровой деятельности в полной мере подходят для использования игры на уроках истории.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Старший школьный возраст направлен на учебно-профессиональную деятельность, но, несмотря на это, игра не вытесняется, а продолжает включаться в процесс. В старшем школьном возрасте наблюдается обострение потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
В данном блоке выбрано два направления игр. Первое направление – это интеллектуальные игры. Здесь огромный выбор игр от обычных викторин до тщательно разработанных игр, взятых с экранов телевидения, аукционов и т. д. Здесь могут использоваться современные информационные технологии (см. приложение).
Применение интеллектуальных игр позволяет:
- снять усталость учащихся на уроке;
- активизировать учебную деятельность в классе, повысить активность и инициативу учащихся;
- развивать личностную свободу и раскованность ребят;
- улучшать взаимоотношения учителя с классом;
- укреплять взаимоотношения ребят друг с другом;
- закреплять изученный ранее материал;
- повышать интерес к предмету.
Второе направление – деловые игры.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развитие творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
На уроках истории лучше всего применять такой вид деловой игры, как имитационная игра.
Имитационная игра – это имитация деятельности каких-либо организаций, предприятий, событий, конкретной деятельности людей, условий в которых происходит событие. (см. приложение)
Можно выделить этапы подготовки к имитационной игре.
- Разработка сценария.
- Ввод в игру.
- Проведение игры.
- Межгрупповая дискуссия.
- Этап анализа, обсуждения, оценки, результатов игры.
- Выступление экспертов, обмен мнениями, защита своих решений и выводов.
- Констатация достигнутых результатов, формулировка окончательного итога занятия.
Результаты участия в играх на уроках учитываются учителем и вносятся в рейтинговую таблицу учащихся.
На этапе закрепления материала урока учитель проводит письменную работу в форме эссе – свободное десятиминутное сочинение.
ИПМ – 7
Блок проверки знаний.
Основная цель блока проверки знаний – создание «карты» индивидуальных способностей каждого учащегося в классе, усвоение ими материала темы.
Проверка знаний проводится с учетом рейтинга учащихся. Каждый ученик получает свои индивидуальные задания.
Вопросы к устному зачету получают те учащиеся, которые:
- в течение изучения темы не проявили себя на лекциях, семинарах, практических и игровых занятиях;
- набрали небольшой рейтинг при изучении темы;
- выбрали экзамен по истории по билетам.
Тест в форме мини-ЕГЭ получают учащиеся, которые целенаправленно готовятся к сдаче выпускного экзамена в форме ЕГЭ по истории.
Письменную контрольную работу выполняют все учащиеся вне зависимости от набранного рейтинга.
Таким образом, при проверке знаний учитываются особенности работы каждого учащегося при изучении определенной темы. Если в течение всех предыдущих блоков учащийся не отвечал на уроках, был не готов, то он будет проверен на устном зачете. Так или иначе ему придется подготовить вопросы, предложенные учителем по изученной теме. Если учащийся работал, но учитель не уверен в том, что он усвоил весь материал, то вопросы к зачету могут быть подготовлены только по тому материалу, который он должен доработать. Если учащийся показывал отличные результаты на каждом уроке и учитель уверен, что материал им усвоен, то он может быть полностью освобожден от устного зачета. Такие учащиеся могут стать помощниками учителя при проведении устного зачета. Они могут проверить знание одноклассниками понятий, дат и исторических вопросов, проверку которых учитель может с уверенностью им доверить. Таким образом, учитель сэкономит время при проверке устного зачета, а его помощники-ученики еще раз закрепят тот материал, знание которого они проверяют у своих одноклассников.
Письменная контрольная работа, с целью проверить практические знания и умения, проводится для всех учащихся. Она может содержать, задания на знание карты, исторических источников, портретов и т. д. Можно проверить такие практические умения, как анализ, синтез, сравнение, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения и т. д. Письменная контрольная работа должна быть вариативной, или по желанию учителя ее можно заменить на индивидуальные задания для учащихся, которые будут учитывать индивидуальные особенности и уровень знаний и умений каждого школьника.
Эссе – 30-минутная самостоятельная работа, может быть проведена в том случае, когда изучаемая тема не требует проверки таких умений, как работа с картой, источником и т. д. Через эссе учитель может проверить умение учащихся логически в письменной форме излагать свои мысли, рассуждать, доказывать свою точку зрения, применять свои знания на практике, аргументировать. Эссе также может быть предложено не всем, а индивидуально отдельным ученикам.
ИПМ – 8
Заключительный блок в организации процесса познания на уроках истории.
Последний заключительный блок направлен на коррекцию знаний и умений учащихся. Учитывая результаты проверки знаний, учитель планирует свою деятельность на завершающем этапе. Проводится индивидуальная работа с учащимися. Учитель предлагает учащимся индивидуальные задания, которые учитывают слабые стороны каждого ученика в процессе познания истории. Для сильных учеников могут быть подготовлены задания для отработки и более прочного закрепления полученных ими знаний.
На этом же этапе проводится итоговый самоанализ учащимися своей деятельности. На протяжении изучения всей темы учащиеся заполняют «личную карточку ученика», выставляют себе баллы за устные ответы, письменные задания, практические работы, участие в играх и т. д. Учитель также на протяжении всего цикла оценивает учащихся по баллам, составляет рейтинговую таблицу. Введение такой формы оценивания позволяет избежать узости консервативной пятибалльной системы.
Учитель вместе с учащимися определяет количество баллов за каждое задание. Устный ответ, подготовка сообщения или доклада могут оцениваться по десятибалльной системе:
- 10 баллов – дан полный аргументированный ответ, без дополнений и вопросов других учащихся и учителя, отвечающий уверен в себе, может дать объективную оценку историческим событиям, отлично владеет материалом вопроса (оценка «5»);
- 8 – 9 баллов – дан полный аргументированный ответ, даны ответы на дополнительные вопросы (оценка «5»);
- 6 – 7 баллов – дан хороший ответ, но требующий небольшой корректировки учителя и дополнений учащихся, даны ответы практически на все дополнительные вопросы (оценка «4»);
- 3 – 5 баллов – отвечающий ориентируется в материале, но не может дать связный ответ на вопрос, пользуется записями, возникает много дополнений и вопросов по ответу (оценка «3»);
- 1 – 2 балла – отвечающий не готов дать полный ответ, знания по вопросу отрывочны, дает ответы лишь на отдельные вопросы учителя и одноклассников (не оценивается);
- 0 баллов – учащийся полностью не готов (оценка «2»).
Данная десятибалльная система позволяет учителю более точно оценить ответ учащегося. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы как можно лучше подготовить свой ответ: чем выше балл, тем выше рейтинг учащегося.
Оценивание эссе приближено к ЕГЭ:
- 4 балла – дана оценка данной проблеме, отраженной в теме эссе, приведены подтверждающие ее аргументы, названы альтернативные оценки, видно знание материала (оценка «5»);
- 3 балла - дана оценка данной проблеме, отраженной в теме эссе, названы альтернативные оценки, видно знание материала (оценка «4»);
- 1 – 2 балла – приведены 2 или более положений, свидетельствующих о том, что учащийся по существу придерживается определенной точки зрения (оценка «3»).
Другие формы работы учащихся могут оцениваться по договоренности заранее между учителем и учениками.
Перед блоком проверки знаний учитель определяет рейтинг каждого учащегося. Если ученик набрал нужное количество баллов, он может быть освобожден от устного зачета или других форм проверки знаний. Для каждой темы определяется свой определенный рейтинг.
Свои баллы учащиеся могут сравнить с баллами, которые выставил им учитель. Могут сделать выводы, где они работали достаточно хорошо, где не перетрудились, что ими было упущено. С каждой темой учащиеся будут более объективно оценивать себя, стремиться к более высоким результатам.
ИПМ – 9
Эссе – как одна из форм контроля знаний на уроках истории в старших классах.
В представленную структуру и логическую организацию процесса познания включена такая форма проверки знаний, как написание эссе.
Эссе – это мини-сочинение рассуждение на определенную тему.
В современной системе образования эссе приобрело большую роль. Оно показывает, способен ли учащийся четко и грамотно формулировать мысли, располагать их в строгой логической последовательности, владеет ли языком терминов и понятий, насколько владеет учебным материалом.
Эссе имеет определенные признаки.
- Наличие конкретной темы или вопроса.
- Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
- Небольшой объем.
- Свободная композиция.
- Непринужденность повествования.
- Парадоксальность.
- Внутреннее смысловое единство.
- Открытость.
Эссе предлагается учащимся в нескольких формах (см. схему) и не только в блоке проверки знаний, но и на других этапах. Это связано с тем, что в большинстве блоков на уроках отрабатывается устная речь и практические умения. Поэтому эссе вводится с целью отработки письменной речи.
Свободные 5-ти и 10-минутные эссе предоставляют возможность выбора, для учащихся, не ставя их в строгие рамки темы. Это позволяет развивать творческие способности учащихся, помогает им осмыслить полученную информацию, глубже задуматься над поставленной проблемой.
Эссе становится промежуточным контролем знаний в данной структуре процесса познания на уроках истории.
ИПМ – 10
Результативность.
Результативность данной работы можно проследить по следующим показателям:
- адаптация учащихся к новой системе обучения на уроках истории;
- заинтересованность учащихся предметом истории;
- динамика рейтинга учащихся на уроках истории;
- динамика достижений учащихся;
- участие в олимпиадах по предмету;
- участие в исследовательской деятельности;
- качество сдачи выпускных экзаменов.
Рейтинговые таблицы по Истории 10 класса
Таблица 1
Петухова А. | Тема 1 (4-12 сентября) | Тема 5 (2-13 октября) | Тема 8 – 9 (11-25 ноября) | Тема 10–11 (2-20 декабря) | Итог |
Лекция | 0 баллов | 2 балла | 4 балла | 4 балла | 10 |
Семинар 1 | 0 баллов | 3 балла | 5 баллов | 7 баллов | 15 |
Семинар 2 | 0 баллов | 5 баллов | 6 баллов | 6 баллов | 17 |
Эссе д/з | 1 балла | 2 балла | 3 балла | 2 балла | 8 |
Эссе на уроке | 2 балла | 2 балла | 3 балла | 3 балла | 10 |
Игра | 0 баллов | 4,5 балла | 6 баллов | 4 балла | 14,5 |
Практика | 3 балла | 5 баллов | 4 балла | 8 баллов | 20 |
Дополнения | 0 баллов | 5 баллов | 9 баллов | 7 баллов | 21 |
Итог: | 6 | 28,5 | 40 | 41 | 115,5 |
Таблица 2
Гулина А. | Тема 1 (4-12 сентября) | Тема 5 (2-13 октября) | Тема 8 – 9 (11-25 ноября) | Тема 10–11 (2-20 декабря) | Итог |
Лекция | 0 баллов | 4 балла | 3 балла | 3 балла | 10 |
Семинар 1 | 7 баллов | 7 балла | 7 баллов | 8 баллов | 29 |
Семинар 2 | 6 баллов | 5 баллов | 9 баллов | 9 баллов | 29 |
Эссе д/з | 3 балла | 4 балла | 4 балла | 4 балла | 15 |
Эссе на уроке | 4 балла | 4 балла | 3 балла | 4 балла | 15 |
Игра | 5 баллов | 4,5 балла | 2 балла | 2 балла | 13,5 |
Практика | 3 балла | 5 баллов | 7 баллов | 15 баллов | 30 |
Дополнения | 0 баллов | 3 балла | 8 баллов | 19 баллов | 30 |
Итог: | 28 | 36,5 | 43 | 64 | 171,5 |
Таблица 3
Лысенко К. | Тема 1 (4-12 сентября) | Тема 5 (2-13 октября) | Тема 8 – 9 (11-25 ноября) | Тема 10–11 (2-20 декабря) | Итог |
Лекция | 0 баллов | 2 балла | 4 балла | 4 балла | 10 |
Семинар 1 | 0 баллов | 0 баллов | 3 балла | 4 балла | 29 |
Семинар 2 | 0 баллов | 5 баллов | 6 баллов | 7 баллов | 29 |
Эссе д/з | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 4 балла | 15 |
Эссе на уроке | 0 баллов | 4 балла | 4 балла | 4 балла | 15 |
Игра | 0 баллов | 4,5 балла | 2 балла | 4 балла | 13,5 |
Практика | 3 балла | 4 балла | 4 балла | 3 балла | 30 |
Дополнения | 0 баллов | 6 баллов | 11 баллов | 18 баллов | 23 |
Итог: | 7 | 28,5 | 36 | 48 | 164,5 |
Таблица 4
Истомина К. | Тема 1 (4-12 сентября) | Тема 5 (2-13 октября) | Тема 8 – 9 (11-25 ноября) | Тема 10–11 (2-20 декабря) | Итог |
Лекция | 1 балл | 2 балла | 0 баллов | 2 балла | 5 |
Семинар 1 | 0 баллов | 0 баллов | 8 баллов | 7 балла | 15 |
Семинар 2 | 0 баллов | 0 баллов | 8 баллов | 9 баллов | 17 |
Эссе д/з | 3 балла | 2 балла | 4 балла | 4 балла | 13 |
Эссе на уроке | 0 баллов | 2 балла | 4 балла | 4 балла | 10 |
Игра | 0 баллов | 7 баллов | 11 балла | 9 баллов | 27 |
Практика | 0 баллов | 7 баллов | 5 баллов | 4 балла | 16 |
Дополнения | 0 баллов | 4 балла | 11 баллов | 10 баллов | 25 |
Итог: | 4 | 24 | 51 | 49 | 118 |
Таблица 5
Кудряшова К. | Тема 1 (4-12 сентября) | Тема 5 (2-13 октября) | Тема 8 – 9 (11-25 ноября) | Тема 10–11 (2-20 декабря) | Итог |
Лекция | 1 балл | 6 баллов | 3 балла | 2 балла | 5 |
Семинар 1 | 5 баллов | 6 баллов | 4 баллов | 7 баллов | 15 |
Семинар 2 | 8 баллов | 7 баллов | 6 баллов | 7 баллов | 17 |
Эссе д/з | 4 балла | 4 балла | 3 балла | 4 балла | 13 |
Эссе на уроке | 4 баллов | 3 балла | 4 балла | 4 балла | 10 |
Игра | 5 баллов | 11 баллов | 5 баллов | 2 балла | 27 |
Практика | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 7 баллов | 16 |
Дополнения | 8 баллов | 6 баллов | 15 баллов | 5 баллов | 25 |
Итог: | 40 | 47 | 45 | 38 | 118 |
В таблицах представлены результаты работы учащихся разного уровня развития, способностей и знаний. В таблице 1 представлены данные учащегося среднего уровня. Из таблицы видно, что постепенно ученик был вовлечен в процесс познания, стал более активно работать на уроках, повысил свой рейтинг, улучшил свои практические умения. Трудности вызывает написание эссе. Но с каждой темой рейтинг учащегося увеличивается.
В таблице 2 показаны результаты сильной ученицы. Адаптируясь к новым формам урока, учащаяся постепенно улучшает свою работу на всех уровнях. В таблице 5 также представлен рейтинг сильной учащейся, но в отличие от первой ее рейтинг уменьшается. Это, возможно, связано с тем, что в связи с вовлечением в работу учащихся всего класса у этой ученицы уменьшились возможности отвечать, т. к. возникла большая конкуренция в классе.
Таблица 3 показывает данные учащейся, которая вновь прибыла в класс. Причем при обычной форме обучения она показывала достаточно слабые знания, отказывалась выходить к доске, к домашнему заданию часто была не готова. Но мы видим, что с введением новой формы обучения она стала показывать более высокие результаты, проблем с подготовкой домашнего задания практически не осталось, ее рейтинг постоянно растет.
И в таблице 4 представлены данные также сильной ученицы, но с очень сложными возрастными и психологическими особенностями. Ученица открыто отказывалась отвечать на уроках, делала вид, что она все знает и ей не интересно на уроках истории. Но с введением новых форм урока заинтересовалась этой работой, стала очень активно работать на всех уроках, набирая достаточно высокий рейтинг. Чувствуя конкуренцию среди одноклассников, перестала показывать свое негативное отношение к урокам истории. Стала одной из самых активных участниц на уроках-семинарах и уроках-играх.
Таким образом, новая система обучения на уроках истории повысила активность учащихся на самих уроках, улучшила качество подготовки к урокам, повысила интерес к предмету.
Сводная таблица результатов анкетирования учащихся 10 класса по заинтересованности предметом истории на сентябрь 2010г. (см. приложение №2)
№ вопр. | Вариант ответа |
А | Б | В |
1 | 8 | 4 | 5 |
2 | 3 | 5 | 9 |
3 | 3 | 4 | 10 |
4 | 8 | - | 9 |
5 | 5 | - | 12 |
6 | 1 | 6 | 10 |
7 | 12 | 5 | - |
8 | 12 | 1 | 6 |
Сводная таблица результатов анкетирования учащихся 10 класса по адаптации к новой форме преподавания истории на декабрь 2010г. (см. приложение №3)
№ вопр. | Вариант ответа |
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 10 | 2 | 5 | - | - | - |
2 | 4 | 13 | - | - | - | - |
3 | 9 | 7 | 13 | 1 | 1 | - |
4 | 4 | 1 | 12 | - | - | - |
5 | 12 | 5 | - | - | - | - |
6 | 15 | - | 2 | - | - | - |
7 | 7 | 3 | 7 | - | - | - |
8 | 10 | 5 | 2 | - | - | - |
9 | 1 | 2 | 14 | - | - | - |
10 | 9 | 6 | 2 | 5 | - | - |
11 | 7 | 1 | 9 | - | - | - |
12 | 9 | - | 10 | - | - | - |
13 | 1 | 8 | 3 | 4 | 4 | - |
14 | 10 | 4 | 3 | - | - | - |
15 | 1 | - | 16 | - | - | - |
16 | - | 9 | 8 | - | - | - |
17 | 10 | 1 | 6 | - | - | - |
18 | 5 | 3 | 9 | - | - | - |
Анкетирование проводилось в 10 классе. Количество человек – 17. Первая анкета была проведена на начало учебного 2010-2011 года. Вторая анкета была проведена в конце первого полугодия 2010-2011 учебного года, в течение всего полугодия 10 класс работал по блочно-модульной организации уроков истории.
Анкетирование показало следующие результаты. 88% учащихся адаптировались к новой форме проведения уроков истории. Уменьшилась трудоемкость учащихся на уроках истории на 47%. Но увеличилась трудоемкость при подготовке к урокам на 30%. Учащиеся заинтересованы более всего такими формами проведения уроков, как уроки-игры – 77%, уроки-семинары – 41%, уроки-лекции – 53% (учащиеся могли выбирать несколько ответов). Заинтересованы работой на уроках-семинарах – 100% учащихся, участием в играх – 88%. На подготовку к истории стало уходить больше времени у 41% учащихся. Такой формой проверки знаний, как эссе, удовлетворено – 59%, но трудности в написании испытывают – 82% учащихся. Согласны с рейтинговой технологией оценивания знаний – 94% учащихся. Из них 53% набирают рейтинг с целью получить зачет автоматически, 57% - заинтересованы самим процессом. У 59% учащихся самооценка своих знаний на уроках истории совпадает с оценкой учителя. Причем авторитет учителя в вопросе объективности оценивания знаний учеников вырос на 24%. Уменьшился страх у учащихся перед уроками истории. Если ранее страх испытывали 70% учащихся перед проверкой знаний на уроках истории и 6% постоянно, то после введения новой формы уроков испытывают страх перед проверкой знаний 47% учащихся. Интерес к предмету вырос на 30%. 29% учащихся считают, что их успеваемость улучшилась с введением блочно-модульной организации уроков истории. Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся почти полностью адаптировались к новым формам проведения уроков истории, повысился их интерес к предмету.
Список литературы.
- Бершадский М. Е. Понимание как педагогическая категория. (Мониторинг когнитивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает?) – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 176 с. – (серия «Библиотека образовательных технологий»).
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие. – М., 2002. – С. 112-113.
- Коваль Т. В. Методика организации работы с визуальными источниками // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – октябрь (№10). - С. 22-27.
- Латкина Е. А. Подготовка учащихся к сочинению – эссе // Источник. – 1995. – июль-август. – С. 52-60.
- Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – С. 325-358.
- Манданова Е. С. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – октябрь (№ 10). – С. 28-32.
- Педагогические технологии. – Издание науно-методического центра управления образования мэрии г. Череповца, 1997. – 57 с.
- Практикум по дидактике и методикам обучения / А. В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.: ил. – (серия «Учебное пособие).
- Романова А. А. Практикум по истории России IX – XVIII вв. Пособие для старшеклассников и преподавателей. – М., 2002. – С. 112-113.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Приложение № 2
Анкета заинтересованности учащихся 10 класса предметом истории (сентябрь 2010г)
- Мне нравится, как проходят уроки истории:
А) Да
Б) Нет
В) Иногда нравится
- Я испытываю трудности на уроках истории:
А) Всегда
Б) Никогда
В) Иногда
- Я испытываю трудности при подготовке к урокам по истории:
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
- Мне больше нравится, когда мои знания на уроках истории проверяют:
А) Тестом
Б) Зачетом
В) Письменной контрольной работой
- Учитель, оценивая меня:
А) Занижает оценку
Б) Завышает оценку
В) Ставит ее объективно
- Когда я иду на урок истории, я испытываю страх:
А) Всегда
Б) Никогда
В) Иногда (в каких случаях)
- Я считаю, что учитель должен сделать уроки истории более разнообразными:
А) Да
Б) Нет, меня полностью устраивает, как проходят уроки истории
- Имеете ли вы удовлетворение оттого, что стали знать больше после уроков истории:
А) Да
Б) Нет
В) Не всегда
Приложение № 3
Анкета адаптации учащихся 10 класса к новой форме преподавания истории (декабрь 2010г.)
- Новая форма обучения истории мне нравится больше, чем прежняя:
А) Да
Б) Нет
В) Мне все равно
- Я испытываю трудности на уроках истории:
А) Всегда
Б) Никогда
В) Иногда
- Больше всего мне нравится, как проходят уроки:
А) Лекции
Б) Семинары
В) Игры
Г) Лабораторно-практические занятия
Д) Проверки знаний
Е) Самостоятельные работы
- Я испытываю большие трудности при подготовке к урокам-семинарам:
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
- Когда мой одноклассник отвечает на семинаре, я:
А) Внимательно слушаю его
Б) Жду, когда он ответит, чтобы задать ему дополнительные вопросы
В) Вообще его не слушаю
- Мне нравится играть на уроках истории:
А) Да
Б) Нет
В) Мне все равно
- Времени на подготовку к истории стало уходить:
А) Больше
Б) Меньше
В) Столько же
- Мне нравится такая форма проверки знаний, как эссе:
А) Да
Б) Нет
В) Я вообще не понимаю, как его писать
- Я испытываю большие трудности при написании эссе:
А) Да
Б) Нет
В) Иногда, в зависимости от темы эссе
- Мне больше нравится, когда мои знания по истории проверяют:
А) Тестом
Б) Зачетом
В) Письменной контрольной работой
Г) Эссе
- Рейтинговая технология оценивания знаний мне нравится больше чем обычная:
А) Да
Б) Нет
В) Мне все равно
- Баллы я стараюсь набирать, для того чтобы (потому что):
А) Автоматически получить зачет
Б) Набрать баллов больше чем другие
В) Мне интересно набирать баллы
Г) Я вообще их не набираю
- Больше всего баллов мне удается набрать за:
А) Работу на лекциях
Б) Работу на семинарах
В) написание эссе
Г) участие в играх
Д) работу на лабораторно-практических занятиях
Е) самостоятельную работу
- Баллы, которые я выставляю себе, совпадают с баллами учителя:
А) Всегда
Б) Никогда
В) Иногда
- Учитель, оценивая меня:
А) Занижает оценку
Б) Завышает оценку
В) Ставит оценку объективно
- Когда я иду на урок истории, я испытываю страх:
А) Всегда
Б) Никогда
В) Иногда (в каких случаях)
- Мне интересно на уроках истории:
А) Всегда
Б) Никогда
В) В зависимости от темы и формы урока
- Моя успеваемость при новой форме обучения истории:
А) Улучшилась
Б) Ухудшилась
В) Осталась на том же уровне
Эссе – 5-минутное свободное сочинение
Семинар обобщения с элементами изучения нового материала
Домашняя творческая работа - эссе
С элементами дискусси
С элементами диалога
лекция
Информационный блок
Семинар
Семинар обобщения и систематизации знаний
Тематический семинар
Информационно-исследовательский блок
Информационно-практический блок
Работа с историческими источниками
Лабораторно-практические занятия
Работа с иллюстративным материалом, картой
Работа с текстом
Работа с атласом и контурной картой
Работа с исторической картиной
Работа с фото и видео материалом
Постановка вопросов к прочитанному
Анализ и оценка текста
Создание «исторического полотна»
Описание источника
Анализ источника
Сравнение с литературой
Анализ результата
Создание алгоритма описания источника
Тестово-творческий блок
Деловые игры
Интеллектуальные игры
Урок-игра
«Телешоу»
«Аукцион»
Имитационная игра
Ролевая игра
Эссе – 10-мин. свободное сочинение
Блок проверки знаний
Тест в форме мини-ЕГЭ
Контроль знаний
Устный зачет
Письменная контрольная работа
Эссе - 30-мин. самостоятельная работа
Учет индивидуальных особенностей учащихся
Блок коррекции знаний
Эссе
Самоанализ
Индивидуальная работа с учащимися
5-минутное свободное сочинение
Самостоятельная творческая работа
30-минутная самостоятельная работа
10-минутное свободное сочинение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед ш...
Работа над пересказом на уроках истории в старших классах коррекционной школы № 8
В данной работе представлен анализ и описание наиболее эффективной модели методических приемов работы над пересказом на уроках истории в старших классах коррекционной школы, которая позвол...
Статья. "Работа с таблицами и схемами на уроках истории в старших классах".
В статье излагается алгоритм работы со схемами, диаграмами и таблицами, обосновывается их применение и польза при изучении нового материала и повторении....
Работа с документами на уроках истории в старших классах в системе исследовательской деятельности обучающихся
Одним из способов построения урока истории, который стимулировал бы самостоятельную деятельность обучающихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории является использование исторических ис...
Модульное обучение на уроках истории в старших классах
Исследование на тему модульного обучения на уроах истории в старшей школе...
Раздаточный материал, применяемый при блочно-модульной технологии на уроках географии в 10 классах.
Разработка данного материала: ТПО (тетрадь с печатной основой) является авторскойт.к. соответствует всем требованиям авторских программ. Данный материал применяетсяв начале изучения нового блока...
Раздаточныый материал, применяемый при блочно-модульной технологии на уроках географии в 11 классах.
Разработка данного материала: ТПО (тетрадь с печатной основой) является авторской т.к. соответствует всем требованиям авторских программ. Данный материал применяется в начале изучения нового...