Работа над пересказом на уроках истории в старших классах коррекционной школы № 8
статья на тему

Желина Юлия Владимировна

В данной работе представлен анализ и описание наиболее эффективной модели методических приемов  работы над пересказом на уроках  истории в старших классах коррекционной школы, которая позволяет обучающимся с лёгкой умственной отсталостью более успешно усваивать и  воспроизводить учебный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Желина Юлия Владимировна

учитель истории

МКОУ  КШ №8

г. Арзамас, Нижегородская область

Работа над пересказом на уроках

истории в старших классах коррекционной школы № 8

Аннотация: В данной работе представлен анализ и описание наиболее эффективной модели методических приемов  работы над пересказом на уроках  истории в старших классах коррекционной школы, которая позволяет обучающимся с лёгкой умственной отсталостью более успешно усваивать и  воспроизводить учебный материал.

Ключевые слова: речевая практика, социальная адаптация, компенсаторное направление работы, продуцирование, речевой выпад, вариативная база, эффективная модель приёмов работы над текстом.

В современном обществе процесс развития речи является одной из самых актуальных проблем в обучении и воспитании  детей с интеллектуальными нарушениями. Недоразвитие речевой практики снижает познавательную активность обучающихся, тормозит становление жизненно необходимых компетенций. Своевременная и целенаправленная помощь по становлению  речевых навыков стимулирует  развитие мыслительной деятельности, вырабатывает у обучающихся стремление к более успешному усвоению  школьной программы, повышает уровень социальной адаптации.

В коррекционной школе компенсаторное направление работы по развитию  речи в старших классах осуществляют  предметы устного цикла: чтение, история, обществознание, биология, география. На уроках истории  особое место отводится восприятию прочитанного текста, его осмыслению и речевому воспроизведению.  Пересказывая текст, школьники овладевают навыками выделения причинно-следственных связей, учатся   характеризовать исторические события и исторических деятелей, искать мотивационную составляющую их действий. Нарабатывают  словесные компоненты  для передачи  содержательных моментов.  

Для полноценного функционирования механизма воспроизведения  детьми текстовых исторических фрагментов методический арсенал педагога должен быть оснащён разнообразием  приёмов работы. Вариативная база показательных приёмов работы над пересказом обязана быть согласована с возрастными, индивидуальными, психофизическими особенностями обучающихся, должна соответствовать общему уровню их развития и быть адаптированной к  заданному виду текста.

Пересказ, как ведущий вид речевой деятельности, основан на образце, примере передачи учеником содержания текстовых условий в устной форме. Данная речевая практика базируется на уже определённом текстовом содержании и его мыслительной переработке. Трудность пересказа на уроках истории заключается в восприятии и осмыслении содержания текста, запоминании и воспроизведении прочитанного с последующим продуцированием собственного речевого выпада. Поэтому для успешного пересказа  обучающимся с лёгкой умственной отсталостью необходима опора - готовый алгоритм связного высказывания. Опорой может служить – эффективная модель приёмов работы над текстом:

-выстраивание устного ответа по заданному плану,

-поиск недостающего фрагмента текста,

-поиск лишнего фрагмента текста,

-картинное иллюстрирование текста.

Работа над заданной моделью приёмов предполагает соблюдение специальных условий:

- к пересказу допускаются тексты с  чётко заданной последовательностью исторических событий, доступные по своим лексико-грамматическим особенностям, содержание которых находит у учащихся эмоциональный отклик;

- выбранные приёмы участвуют не в каждом этапе урочного занятия,

вариативная последовательность их применения зависит от типовой и целевой направленности урока;

- при включении пересказа текста в домашнее задание, практикуется направляющая помощь воспитателя ГПД.

Выстраивание устного ответа по заданному плану предполагает знакомство обучающихся с готовым алгоритмом устного ответа. План  пересказа, составленный коллективно в процессе аналитического чтения, заранее педагогом, или заимствованный  в готовом виде  из методического аппарата учебника, предоставляется в письменной форме  и может носить индивидуальный или групповой характер. На каждый пункт плана ученикам предлагается дать устный ответ в несколько предложений. Воспроизведение текстовых фрагментов на второй и последующие пункты плана рекомендуется начинать со слов: поэтому, вследствие чего, по этой причине и т.д. Эта словесная цепочка позволит детям с интеллектуальной недостаточностью выявить причинно – следственные связи между историческими событиями,  историческими личностями и  их деятельностью. Реализацию данного приёма уместно применять на этапах подготовки и проверки домашнего задания.

Поиск недостающего фрагмента и лишнего фрагментов текста  подкреплён наглядными средствами и ИКТ. Обучающимся предлагается дополнить  знакомый исторический материал (источник) своим высказыванием или исключить неподходящий содержательный фрагмент. Данный приём  пересказа завязан на сложно-программированной  аналитико-синтетической работе с текстом, предполагающей  частичный  поиск  текстового фрагментарного материала, отслеживание и  соблюдение смысловых связей. Он может быть задействован  на этапах проверки домашнего задания и закрепления изученного материала.

Картинное иллюстрирование текста сопровождается наглядным сюжетным иллюстрированием исторического материала. В роли «художника» (иллюстратора) может выступать как педагог, так и обучающиеся. Вниманию старшеклассников предоставляется план, состоящий из серии сюжетных картинок, которые поспособствуют соблюдению смысловой последовательности в воспроизведении текстовых фрагментов, конкретизируют содержательные моменты, помогут ученикам избежать персевераций при передаче содержания, наглядно отграничат уже воспроизведённую информацию от той, что еще предстоит воспроизвести. Данный приём подходит к работе на этапах проверки домашнего задания и закрепления изученного материала.

Представленная модель методических приемов  работы над пересказом на уроках  истории в старших классах коррекционной школы № 8 направлена на повышение интеллектуального уровня детей с лёгкой умственной отсталостью, их познавательной предметной активности,  на развитие речевой  деятельности, эмоциональной сферы, общей речевой культуры, компенсации недоразвития речевых, слуховых и зрительных анализаторов, уровня жизненных компетенций в целом.

Список литературы:

1.Гордиенко Е.А. Использование картин для развития речи учащихся вспомогательной школы //Дефектология. - 1971. - №4. - С. 57-64.

2.Доблаев Л.Г. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 176 с.

3. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. 5-9 классы.- СПб.: КАРО, 2006.- 96 с.

4.Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу // Начальная школа. - 1997. - №5. - С. 59-63.

5.Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.

6.Федченко А.И. Особенности синтаксического строя речи учащихся старших классов вспомогательной школы // Восьмая научная сессия по дефектологии. - М., 1979, Ч. И. - С. 400.

7. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного // Начальная школа. - 1985. - №1. - С.53-58, №2. - С. 50-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.

В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Применение игровых технологий на уроках экономики в старших классах коррекционной школы 8 вида

Данная статья  является опытом работы учителя математики коррекционной школы 8 вида Аристарховой Марины Алексеевны. В статье подробно рассмотрены игровые технологии, которые применяются в ра...

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы. Тема "М.В.Ломоносов"

Урок - путешествие с элементами игровой деятельности....

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы.

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы....

Презентация-сопровождение к уроку истории в 7 классе коррекционной школы 8 вида "Соседи восточных славян"

Данную презентацию можно использовать как сопровождение урока в 7 классе: при работе с картой, с новыми терминами, с наглядностью, при закреплении материала.  Структура презентации соответствует ...

"Освоение космоса" - дидактическая игра-путешествие к уроку истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Урок по теме «Освоение космоса» является пятым в разделе «Советский Союз в 1945-1991 годах» в соответствии с учебником для 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида, авторы Б.П.Пузанов и др. ...