Раздаточный материал, применяемый при блочно-модульной технологии на уроках географии в 10 классах.
методическая разработка по географии (10 класс)

Антонова М.

 Разработка данного материала: ТПО (тетрадь с печатной основой) является авторской

т.к. соответствует всем требованиям авторских программ. Данный материал применяется

в начале изучения нового блока тем для проверки актуализации знаний учащихся и частичного ознакомления с новыми знаниями.Для работы в ТПО используется учебник, атлас, выполняются различные задания: дополнить предложения, дать понятие, найти соответствие, зачеркнуть лишнее слово…ТПО проверяется после каждого урока, это стимулирует учащихся к самостоятельной деятельности, способствует развитию познавателного интереса, повышает мотивацию к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Раздаточный материал88.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Раздаточный материал, применяемый при блочно-модульной                                                                         технологии на уроках географии в 10 классах.  

                                                   Антонова Марина Васильевна, учитель географии.

                          Материал отнесён к разделу: Преподавание географии.

10 класс.                    Тема 1 : «Общая характеристика мира»

Блок 1.   «Политическая карта.Количество и группировка стран.»

1.  Что изучает экономическая география? Какие вопросы она решает?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 2.  Какие государства считают суверенными?

………………………………………………………………………………………………………………

3.  По каким признакам различаются страны?

……………………………………………………………………................................................................

……………………………………………………………………………………………………………….

4. Что показано на политической карте?.....................................................................................................

5.  Как география связана с другими науками?

………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………….. Блок 2.  « Форма правления.»

1. Что такое монархия?

……………………………………………………………………………………………………………….

2.  Назовите социалистические республики, где сохранилась коммунистическая партия?

………………………………………………………………………..

3.  Подчеркните название государств, не имеющих выхода к открытому морю: Боливия,Турция, Монголия, Украина, Чад, Узбекистан, Германия, Швейцария, Афганистан, Нигерия.

4.  Как международные отношения влияют на политическую карту?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5.  Что такое «федеративная республика»?

……………………………………………………………………………………………………………..

Тема 2 :  География мировых природных ресурсов.

Блок 1: Географическая среда. Ресурсообеспеченность. Минеральные ресурсы.

1. Используя знания полученные в курсе физической географии, приведите примеры воздействия человеческого общества на оболочки Земли.

а) на литосферу:……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………..

б) на атмосферу:……………………………………………………...........................................................

………………………………………………………………………………………………………………

в) на гидросферу:………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………..

2. Виды природных ресурсов:……………………...................................................................................

………………………………………………………………………………………………………………..

3. Назовите исчерпаемые природные…………………………………………………………………… ресурсы………………………………………………………………..…………………………………

4. Назовите неисчерпаемые природные ………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………

5. Дополните предложение: Россия занимает…………....место по запасам  природного газа.

Тема 3 : « География населения.»

  Блок 1. Численость и воспроизводство населения. Демографическая политика.

1. С помощью текста учебника (стр. 58-60) заполните пропуски в предложениях.

1) Первый   тип   воспроизводства   населения характеризуется………………. показателями  ……………………,….................................и относительно        ……………………    естественным приростом.2) Второй   тип   воспроизводства    населения    характеризуется………………………    показателями        ……………………….. ………………………  …………………  и   относительно   ………………………..………….

.2. Дополните: Миграция-это…………………………………………...............................................

…………………………………………………………………………. .……………………………

3. Дать определение: Урбанизация-это…………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

4. С помощью  текста  учебника (стр.71)  заполните пропуски в  предложениях.

Население Земли размещается  ………...............  …………………….Более половины людей проживает на ……………………. и ………..………………  Заселены слабее …………………….  ………………..Средняя плотность населения …………………………………………

Половина человечества сосредоточено в  ……………………….. полосе вдоль ……………………    …………………   и  ………………

Тема 4: « География мирового хозяйства «

Блок 1. Научно-техническая революция. Мировое хозяйство.

1. Что вы понимаете под понятием «научно-техническая революция»?……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Перечислить страны, входящие в состав «большой семёрки».

……………………………………………………………………………………………………………

3. С помощью знаний, полученных в курсе экономической и социальной географии России, перечислите факторы, влияющие на размещение производства.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. С помощью текста учебника (стр.91),а также знаний, полученных в курсах обществознания, определите, в чём состоит разница между эволюционным и революционным путями развития ?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Блок 2. Промышленность.  Электроэнергетика.  Металлургия.

1. Перечислите разные типы электростанций. Какая из них больше всего загрязняет окружающую среду?.......................................................................................................................................................

2. Назовите виды топливных ресурсов.

………………………………………………………………………………………………………………

3. Что относится к альтернативным источникам энергии?

………………………………………………………………………………………………………………

4. С помощью текста учебника (стр.123-124) распределите отрасли промышленности по перечисленным группам.

Судостроение, металлургия, текстильная, микроэлектронная, авиастроение, робототехническая, производство пластмасс, химия   органического  синтеза,    железорудная.

Старые отрасли…………………………………………………………………………………………….

Новые ……………………………………………………………………………………………………….

Новейшие отрасли…………………………………………………………………………………………

Блок: 3 Машиностроение, химическая пром-ть.Раст-во, жив-во.

1. Перечислить три наукоёмкие отрасли машиностроения.

……………………………………………………………………………………………………………….

2. Что является сырьём для химической промышленности.

………………………………………………………………………………………………………………

3. Дайте определение : Агроклиматические ресурсы- это …………......................................................

……………………………………………………………………………………………………………

4. С помощью текста учебника (стр.143-148)  закончите перечень основных групп сельскохозяйственных культур (8).

Зерновые, ……………………………………………………………........................................................

…………………………………………………………………………………………………………

5. С помощью текста учебника (стр.148) и знаний, полученных в курсе экономической географии России, объясните территориальные  различия в географии молочного и мясного скотоводства.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Блок:4 Транспорт. Международные экономические отношения.

1. Заполните пропуски в предложениях.

а) Авиационный транспорт превосходит морской по ……………….,но значительно уступает ему  в …………………………… .б) Железнодорожный транспорт обладает большей ………………..,чем автомобильный, но уступает ему в ………………….. перевозок.в) Себестоимость перевозок на речном транспорте ………………...,чем на железнодорожном. г) Трубопроводный транспорт, в отличие от других видов  мирового транспорта, является …………………………………… видом.

2. Что относится к  гужевому  транспорту ……………………………………………………………..

3.Дополните:Транспортныйузел-это…………………………………………………………………… ..………………………………………………………………………………………………………………

4. С помощью текста учебника (стр.160) расшифруйте понятие «мировой рынок услуг», перечислив виды международных услуг.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Приведите пример стран, где развит:

Приморский туризм     …………………………………...........................................................................

Горнолыжный туризм    …………………………………………………………………………………..

Тема: 5 «Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа»

Блок 1: Общая характеристика региона. Природные условия.

1. Распределите перечисленные страны Зарубежной Европы по принадлежности к данной группе: Норвегия, Франция, Латвия, Италия, Греция, Белоруссия, Бельгия,  Дания, Германия,  Испания, Молдавия.

Монархии …………………………………………………………………………………………………..

Страны СНГ ………………………………………………………………………………………………

Страны «большой семёрки» …………………………………………........................................................

Полуостровные……………………………………………………………………………………………

«Лишние страны» ………………………………………………………

2. Дополните фразу: …………………………… море богато нефтью.Оно омывает  …………… стран.

3. Перечислите микрогосударства Зарубежной Европы.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

4. Заполните пропуски: На территории Германии расположен …………………………  бассейн каменного угля, а на территории Швеции месторождение железной руды  ……………………………………………………..

Блок 2:  Население.Хозяйство.

1. Перечислить основные религии мира.

………………………………………………………………………………………………………………

2. С помощью текста учебника (стр183) определите значение понятия «субурбанизация». Заполните пропуски в предложении.

Субурбанизация, характерная для крупных городов ………………........................................................

Европы, представляет собой процесс………………………населения из  ……………………...   городов в их    ……………………..   зоны.

3. Перечислить бассейны каменного угля в Великобритании.

………………………………………………………………………………………………………………..

4. Найдите и исправьте допущенные ошибки в краткой характеристике страны.

Франция - конституционная монархия в Восточной Европе; столица- Париж, имеет выход к Средиземному, Северному и Балтийскому морям.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Испания – страна расположена на Апеннинском полуострове, столица- Мадрид. На севере граничит с Германией, Францией, по форме правления- республика.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Блок 3: Субрегионы.  Страны Восточной и Западной Европы.

1. Подберите пары по принципу «страна-столица» (стрелочкой):

  1. Дания                                       а) Вена

  2. Нидерланды                            б) Стокгольм

  3. Португалия                              в) Брюссель

  4. Австрия                                    г) Копенгаген

  5. Швеция                                    д) Люксембург

  6. Бельгия                                    ж) Лиссабон

  7. Ирландия                                 з) Осло

  8. Норвегия                                  и) Дублин

2. Укажите, к какому из следующих типов относится большинство стран Западной Европы:

1) к экономически развитым;

2) к развивающимся;

3) к странам с переходной экономикой.

……………………………………………………………………………

3. Укажите, какие из перечисленных ниже стран являются конституционными монархиями (выберите нужную строку):

 а) Великобритания, Нидерланды,Дания, Норвегия, Швеция;

 б) Германия, Австрия, Швейцария, Португалия, Греция.

4. Какие страны Восточной Европы входили в состав СССР, а какие

входят в СНГ?

СССР……………………………………………………………………

СНГ………………………………………………………………………

                                                     

                                                                                                                                                   11 класс

Тема:1 «Зарубежная Европа».

Блок1: Политическая карта. Северная и Южная Европа.

1. Перечислить страны Северной Европы.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Найди пару: страна- столица (стрелочкой).

  1. Австрия                  а) Мадрид

  2. Норвегия                б) Брюссель

  3. Швеция                   в) Лиссабон

  4. Португалия             г) Вена

  5. Финляндия             д) Стокгольм

  6. Бельгия                   е) Осло

  7. Испания                 ж) Варшава

  8. Дания                      з)  Хельсинки

  9. Польша                   и) Копенгаген

3. С помощью текста учебника(стр.180-181) и карт атласа установите государственную принадлежность перечисленных месторождений (бассейнов) минерального сырья.

Верхне-Силезский(…………………...):…………………………………………………………………

Рурский (…………………………….): ………………………………......................................................

Эльзасский (калийные соли): ……………………………………………………………………………

Кёльнский (калийные соли):  ……………………………………………………………………………..

Кируна (железнорудный): ………………………………………………………………………………....

4. Заполните пропуски:» Италия омывается…………………морем, по форме правления…………………………., столица …………………………….

Тема 2. Зарубежная Азия.

Блок 1: Территория. Природные условия, ресурсы.

1. Перечислите страны СНГ расположенные в Зарубежной Азии.

………………………………………………………………………………………………………………

2. Найди пару: ( стрелочкой)

  1. Индия                                  а) СНГ

  2 .Индонезия                          б) император

  3. Монголия                           в) Чёрное море

  4. Иран                                    г) река  Ганг

  5. Въетнам                              д) страна- архипелаг

  6. Китай                                  е) континентальная страна

  7.Япония                                ж) слаборазвитая страна

  8. Бруней                                 з) Пекин

  9. Казахстан                           и) Персидский залив

 10.Турция                                к) султан

3. Наиболее развитое государство Зарубежной Азии: ………………

4. Заполните пропуски: « Зарубежная Азия омывается .......................

океаном с …................................... стороны, а ………………………...

океаном с  …………………………….  стороны.

Блок 2: Население. Экономика, сельское хозяйство.

1. С помощью текста учебника (стр.223-225) и карт атласа заполнитепропуски в предложениях.

. Горы………………………….. являются естественным рубежом, по которому проведены границы между Индией и …………………,а также между Китаем и  …………………………. .

 2. Граница между территориями Китая и России проходит по рекам ………..................  и ………………………  .  3. Граница между территориями Тайланда и …………………..  проходит  по реке Меконг. 4. По территории Ирака протекают реки ………………………..  и……………………..  

.2. Классифицируйте перечисленные страны Азии по критерию

географического положения (приморские и внутриматериковые).

Лаос, Турция, Сирия, Монголия, Иран, Въетнам, Камбоджа, Катар, Афганастан, Мьянма, Непал.

Приморские ………………………………………………………….......................................................

Внутриконтинентальные ………………………………………………………………………………

3. Вычеркните название «лишнего» географического объекта,

который неотносится к Зарубежной Азии.

а) Руб-эль-Хали, Гоби, Тянь-Шань, Сихоте-Алинь, Гиндукуш;

б) Шри-Ланка, Тайвань, Калимантан, Сахалин, Индостан;

в) Меконг, Хуанхе, Амур, Иртыш, Гоби, Амударья.

4. Заполните пропуски: По форме правления Тайланд ……………,а Казахстан ……………………….. . 

Блок 3: Япония. Индия. Население. Хозяйство.

1. Назовите 4 крупных острова на которых расположена Япония:

………………………………………………………………………………………………………………

2. Дополните фразу: По особенностям географического положенияИндия …………………………… страна. По форме правления …………………………..,  по численности населения Индия занимает……………… место. Столица ………………………….. .

3. С помощью текста учебника (242-243) и знаний, полученных на уроках истории, объясните значение японских терминов и понятий.

  Сумо …………………………………………………………………........................................................

  Икебана ………………………………………………………………......................................................

  Оригами …………………………………………………………………………………………………..

  Камикадзе………………………………………………………………………………………………….

  Самурай …………………………………………………………………………………………………..

4. С помощью текста учебника ( стр.242-248) и блока 17 иллюстраций заполните пропуски в предложениях.

 1. Наиболее распространённые в Японии религии ………………… и …………………………..  .

 2. ………………………………  -   национальная японская техника выращивания карликовых форм деревьев. 3. Большинство японских городов сохранили ………………………планировку.

 4. Слившиеся городские агломерации Осака, Нагоя, ……………….,Токио и Иокогама образуют…………………………….Токайдо.

5. Священным животным в Индии считается ……………………………………………………………

Блок 4 : Китай. Территория, природные  условия. Хозяйство.

1. Заполни пропуски: Столица Китая …………………….. . Форма правления ………………………….. . Численность населения ………………………………………... Грандиозный памятник зодчества Древнего Китая  ………………..  ……………………   …………

Напиток, используемый более двух тысячелетий  …………………...

2. С помощью таблиц Приложений (5,14,17,23,25,26,27,28,29,30,33),

стр.384-396, определите, по каким экономическим показателям Китай входит в «Первые пятёрки» стран мира и какие места в них занимает (10 показателей).

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. С помощью текста учебника (стр.238-239), рисунка 65блока16 иллюстраций,  заполните пропуски в предложениях.

а) ……………………………….экономическая зона Китая-самая большая по площади территории и самая маленькая по численности населения часть страны.

б) Самая многонаселенная и экономически развитая зона Китая- ….……………………………..зона

в) ………………………………………… - главная отрасль лёгкой промышленности.

Тема: 3  Африка.

Блок:1  Территория. Ресурсы. Население..Хозяйство.

1. Перечислите  страны– монархии………………………………………………………………………

2. Заполните пропуски: «На севере Африка омывается ……………..………………..,  а на …………………  ………………………… морем. На западе Африку омывает ……………………….  

На экономическое развитие стран Африки оказало влияние …………….…………………..  ………………………………………………………Самая экономически развитая страна Африки ………………………

3. По перечню признаков определите страну: »Страна расположена на севере  региона. Через её территорию протекает знаменитая река, а также проходит канал, соединяющий два моря. Основной доход стране приносит…………………………. .»

Ответьте на вопросы:

а) Название страны ……………………………………………………

б) Название реки, направление течения………………………………………………………………….

в) Название канала …………………………………………………………………………………………

г) Какие два моря он соединяет……………………………………..........................................................

4. Используя текст учебника (стр.275) дополните предложения:» Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки- ……………… . Особенно велики запасы ………………….,

…………………………., ………………………… . Значительны ………………………………. ресурсы Африки. Почти 2/5 её территории подвержены …………………………..  …………………

Тема: 4  Северная Америка. США.

Блок:1 Территория.Природные условия и ресурсы.Население.

1. Перечислить страны, с которыми граничит США.

………………………………………………………………………………………………………………

2. Используя текст учебника ( стр.295-300) а, также рисунки блока 20 ответьте на вопросы:

а) Состав территории США ………………………………………….........................................................

б) В чём выгодность ЭГП США?..............................................................................................................

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

в) По форме правления США………………………………………….

г) Решающую роль в формировании национального состава населения США сыграла ………………………………………………………………………………………………………………

д) Три главные этнические группы:1)…………………………………

2)………………………………………………………………………….

3)………………………………………………………………………….

ж) 12% населения США составляют…………………………………...

з) «Снежный пояс»-это штаты………………………………………….

«Солнечный пояс»-это штаты………………………………………….

Блок 2: География  промышленности и сельского хозяйства.

                Канада.

1. Используя рисунки блока 20( стр.298-300)заполните пропуски.

  1.Мегалополисы США……………………………………………………………………………………

  2. Какие городские агломерации с населением 3 млн. человек и выше входят в состав Приозёрского мегалополиса………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………

и Калифорнийского мегалополиса……………………………………………………………………….

 3. Назовите штаты, где проживает

 а)наибольшее число афроамериканцев…………………………………………………………………

 б)незначительное число афроамериканцев…………………………………………………………….

4. Какой мегалополис:а)наибольший по площади …………………………………………………….

б)где больше проживает населения……………………………………………………………………..

в)в каком расположена столица США………………………………………………………………….

2. Используя иллюстрации (рис.87, 90,93 блока 21), определите:

 а) какие штаты специализируются на добычи нефти …………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………б) наибольший по площади макрорегион…………………………………………………………….

в) наибольший по численности населения……………………………………………………………….

Тема 5: Латинская Америка.

Блок 1: Территория. Природные ресурсы. Хозяйство.

1. С помощью текста учебника (стр.332) и карты атласа определите:

а) Какие латиноамериканские страны расположены в бассейне реки

Амазонки? …………………………………………………………………………………………………..

б) На территории какой страны находится нефтеносный район озера Маракайбо?  ………………………………………………………

в) Какие страны находятся в бассейне реки Парана?.................................................................................

2. Вставьте пропущенное слово:

- Самое большое по площади государство ……………………………

- Самое «длинное» государство ……………………………………….

- Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны …………….

……………………………………………………………………………

- «Ключевые» страны…………………………………………………...

- Страна богатая нефтью ……………………………………………….

- Часть территории  какой  страны  имеет  название  Патагония

……………………………………………………………………………- Столица Мексики ……………………………………………………..

- Горы  расположенные на западе материка Южная Америка

……………………………………………………………………………- Пролив, разделяющий Антарктиду и Южную Америку

……………………………………………………………………………

- Имя первоткрывателя материка Южная Америка

……………………………………………………………………………

3. Подчеркни лишнее слово:» Сельва, кампос, льянос, патагония,

прерии, мусонные леса, пустыня.

Блок 2: Население. Бразилия. Австралия.

1. Ответьте на вопросы, используя текст учебника( стр.257-258).

-Кем и когда была открыта Австралия?.................................................

……………………………………………………………………………

- К каким странам по размеру территории относится Австралия?

……………………………………………………………………………

- Что ускорило заселение материка?

……………………………………………………………………………

- Австралия входит в …………………………….., возглавляемое

……………………………  официально главой страны считается

………………………          …………………………….. .

- По государственному устройству Австралия ……………………….

…………………………………… .

- Население Австралии  ………………………. ,что в два раза боль-

ше  населения ………………………..... .

- Почти всё население-……………………………  …………………

- Важнейшая отрасль страны…………………………………………

-На территории страны расположены два крупнейших бассейна каменного угля:………………………………………………………….

- Австралия занимает второе место по ……………………. …………

- Главный экономический район ………………………………………

Тема6:»Глобальные проблемы человечества».

Блок1: Проблема природных ресурсов, проблема населения, продовольственная проблема.

1. Перечислить  а) исчерпаемые природные ресурсы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 б) неисчерпаемые природные ресурсы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

в) возобновимые природные ресурсы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

г) невозобновимые природные ресурсы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Перечислите современные глобальные проблемы человечества:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Как вы считает, почему экологическая проблема стала едва ли

не главной проблемой выживания человечества.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...........


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение коммуникативных технологий на уроках географии. Мастер-класс

Мастер-класс "Карта-язык географии, а язык до Киева доведет" представляет развитие коммуникативных компетенций на уроках географии. Данная технология рассматривается на примере темы "Население А...

Применение блочно-модульной технологии на уроках географии

На примере  показано применение блочно-модульной технологии на уроке географии в 8 классе "Типы почв"...

Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения

В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....

Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения

В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....

Раздаточныый материал, применяемый при блочно-модульной технологии на уроках географии в 11 классах.

Разработка данного материала: ТПО (тетрадь с печатной основой) является авторской т.к. соответствует всем требованиям авторских программ. Данный материал применяется в начале изучения нового...

статья "Применение информационных технологий на уроках географии в классах специального (коррекционного) образования"

статья "Применение информационных технологий на уроках географии в классах специального (коррекционного) образования"...