Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"
статья по истории на тему
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит важная задача: не просто обеспечить ученика «багажом» знаний, а научить владеть этим «багажом» и пополнять его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_primenenie_tehnologii_blochno.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рябчикова Н.П., учитель истории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский»
Советского района Республики Марий Эл
Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории.
«Цель обучения – научить обходиться без учителя».
Элберт Хаббард.
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит важная задача: не просто обеспечить ученика «багажом» знаний, а научить владеть этим «багажом» и пополнять его. Это предполагает:
- чёткое осознание обучающимися, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;
- умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;
- умение находить необходимую информацию, используя различные источники и ресурсы.
Для формирования данных навыков у обучающихся в своей практике я применяю технологию блочно-модульного обучения, которая, являясь «гибкой» технологией, взаимосвязана с другими технологиями, что дает возможность разнообразить форму уроков.
Применение этой технологии требует большой предварительной подготовки. Прежде всего, я тщательно прорабатываю учебный материал в целом и каждый урок в отдельности, выделяю главные основополагающие идеи и интегрирующую цель для обучающихся, где указываю, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д. Затем определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов, указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы. Подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников. Затем пишу методическое пособие для учащихся (технологическая карта), которое предоставляется каждому ученику в классе. Она включает в себя:
- целевой план действий для учащихся
- руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);
- указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
- блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;
- самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;
- рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.
Перед каждым модулем провожу входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
Обычно блок соответствует разделу курса и состоит из 4 – 8 уроков.
- 1-й модуль (1–2 урока) – обзорная лекция, на которой я знакомлю с основными вопросами темы, раскрываю узловые понятия;
- 2-й модуль (1–2урока) – практические занятия, которые включают глоссарное обучение (работа с понятиями, терминами), работу с учебником (книгой, источником), опорным конспектом, алгоритмическое освоение умений и навыков (работа с таблицами, схемами, составление логических схем), развивающий тренинг в форме семинара, деловой игры, круглого стола.
Использование данных методов и приемов обучения способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к ГИА и ЕГЭ (части С), повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению истории, развитию метапредметных способов учебной деятельности
- 3-й модуль (1–2 урока) – предварительный контроль знаний с целью выявления пробелов и устранения в ходе дальнейшей работы, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д
- 4-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы. Задания к зачетной работе также предоставляются обучающимся на первом уроке и включают разные виды заданий. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, провожу его доработку.
Элементы модульного обучения включаю и на отдельных уроках. Алгоритм составления модульного урока подобен алгоритму блока. Урок разбивается на учебные элементы среди которых обязательны следующие:
УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме (тест, интеллектуальная разминка, …) УЭ-2 – задания по овладению новым материалам (работа с текстом, заполнение таблицы, практические занятия, и т.д.) УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
Работа по технологии блочно-модульного обучения приносит свои результаты: мои ученики чаще выбирают учебный предмет «история» при сдаче промежуточной и итоговой аттестации. Повышается качественный уровень обученности по предмету, особенно в старших классах. Система блочно-модульного представления учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися и вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технологическая карта урока как одна из составляющих технологии блочно-модульного обучения"
Данная презентация раскрывает теоретические основы технологии блочно- модульного обучения на уроках физики, показывает суть технологической карты урока и ее применения на различных этапах урока и на р...
Блочно-модульная система обучения на уроках обществознания в старшей школе
методическая статья...
"Информационные технологии и модульное обучении на уроках истории и обществознания."
Информационные технологии и модульное обучение на уроках истории и обществознания.Денисенко Альвина Альфредовна учитель истории и обществознания МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулов...
технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова
"Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...
Технология блочно-модульного обучения
Блочно-модульное обучение – это личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут ре...
ПРОЕКТ Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории
проблемой проекта является не только изучение факторов, явлений и процессов развития общества, но и способность развивать личностный потенциал учащихся, а также формировать способности самостоятельно ...
Статья "Игровые технологии как средство обучения на уроках истории"
Статья "Игровые технологии как средство обучения на уроках истории" учителя истории и обществознания Фоменко М.С....