Календарно- тематический план
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно- тематический план.
История 5 класс.
№ урока | Наименование тем уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Основные понятия |
По плану | По факту |
1. | Введение в историю | 1 | история, всемирная история, история Древнего мира, исторический источник |
2. | Древнейшие люди | 1 | Человеческое стадо, собирательство, орудие труда. |
3. | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | Остроконечник, гарпун, родовая община |
4. | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | Искусство, религия, религиозные верования, обряд |
5. | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Зернотерка, керамика, старейшина, земледелие, скотоводство, мотыга, серп, ткачество, племя, совет старейшин |
6. | Появление неравенства и знати | 1 | Неравенство, соседская община, знать. |
7. | Повторительно- обобщающий урок. Человеческое общество от первобытности к цивилизации. | 1 |
8. | Счет лет в истории | 1 | столетие, век, тысячелетие, от Рождества Христова, наша эра |
9. | Государство на берегах Нила | 1 | Цивилизация, государство, царь, казна , папирус, дельта, пороги, ил. |
10. | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | вельможа, писец, налог, шадуф. |
11. | Жизнь египетского вельможи | 1 | гробница |
12. | Военные походы фараонов | 1 | бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско |
13. | Религия древних египтян | 1 | храм, жрецы, мумия, саркофаг |
14. | Искусство Древнего Египта | 1 | пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна |
15. | Письменность и знания древних египтян. | 1 | иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия |
16 | Древнее Двуречье | 1 | города-государства, клинопись |
17 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Закон |
18 | Финикийские мореплаватели | 1 | Колония, алфавит |
19 | Библейские сказания | 1 | Ветхий завет, миф, заповеди, предание, завет |
20. | Древнееврейское царство | 1 |
21. | Ассирийская держава | 1 | таран, держава, Ниневия |
22. | Персидская держава «Царя царей» | 1 |
23 | Природа и люди Древней Индии | 1 | джунгли, хлопчатник, сахарный тростник |
24 | Индийские касты | 1 | каста, брахманы, отшельник, шахматы |
25 | Китайский мудрец Конфуций | 1 | Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, иероглифы. |
26 | Первый властелин единого Китая | 1 | Гунны, компас, шелк, бумага |
27 | Повторение. Культурное наследие древних цивилизаций | 1 |
28 | Греки и критяне | 1 | лабиринт, фреска |
29 | Микены и Троя | 1 | Микены, Троя, мифы о Троянской войне |
30 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | Гомер, Гектор, Приам, Ахиллес |
31 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | Итака, циклоп, Посейдон, Алкиной, сирена |
32 | Религия древних греков | 1 | Религия |
33 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Полис, демос, ареопаг, архонты |
34 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Демократия, реформы, граждане, Народное собрание |
35 | Древняя Спарта | 1 | Илоты |
36 | Основание греческих колоний | 1 | Скифы |
37 | Олимпийские игры в древности | 1 | Пятиборье, атлет, ипподром |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | Пятиборье,атлет,ипподром |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | стратег, фаланга |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 |
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник |
42 | В городе богини Афины | 1 | Совет пятисот, керамика, пифос, амфора, портик, фронтон |
43 | В Афинских школах и гимназиях | 1 | педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие |
44 | В театре Диониса | 1 | театр, сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | оратор |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | междоусобные войны, осадная башня, филиппика |
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | междоусобные войны, осадная башня |
48 | В древней Александрии Египетской | 1 | маяк, музы, геометрия |
49 | Повторение. Особенности развития древнегреческой цивилизации | 1 |
50 | Древний Рим | 1 | Патриции, плебеи, сенат, Народное собрание, латины |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | Народные трибуны, консулы, галлы |
52 | Устройство Римской республики | 1 | Народные трибуны, консулы, галлы |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Ганнибал |
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до нашей эры | 1 | Триумф, император |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | Раб, имение, амфитеатр, гладиатор |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Гражданская война |
57 | Восстание Спартака | 1 | Восстание, Галлия, Везувий |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | ветеран, диктатор, диктатура |
59 | Установление империи в Риме | 1 | Преторианцы, империя, император |
60 | Соседи Римской империи в первые века нашей эры | 1 |
61 | В Риме при императоре Нероне | 1 |
62 | Первые христиане и их учение | 1 | христианство, апостолы, евангелие |
63 | Расцвет Римской империи | 1 | колоны, «рабы с хижинами» |
64 | «Вечный город» и его жители | 1 | триумфальная арка, купол, термы |
65 | Римская империя при Константине | 1 | варвары, епископ, церковь, папа |
66 | Взятие Рима готами | 1 | Готы, вандалы |
67 | Повторение. Этапы развития Римской империи. | 1 |
68 | Итоговое повторение | 1 |
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории Древнего мира.
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2008 г. Программа предназначена для учащихся 5 класса.Опирается на стандарт основного общего образования по истории.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.
В 5 классе, в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования — формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
Задачи
•повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей детей;
• обеспечение условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению и адаптации к жизни в обществе;
• формирование навыков самостоятельной учебной деятельности;
•социализация личности выпускника основной школы с учётом индивидуальных потребностей;
•создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического и психического здоровья обучающихся;
•создание условий для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;
•создание условий для осознанного выбора профессии;
• организация интеллектуальных, творческих соревнований и проектной деятельности с элементами исследовательской;
• обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся.
Модель выпускника основной школы
-любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
Цели курса:
• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Образовательные технологии (методы), используемые на уроках: ИКТ, здоровьесберегающие, исследовательские, творческие, проектная деятельность и др.
Формы уроков: защита проектов, практикумы, уроки контроля, тестирование, презентации, лекции и др.
Проводится коррекция программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся 5 класса.
В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:
• пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
• умение оперировать историческими датами;
• умение читать карту;
• умение анализировать исторические источники.
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект:
- Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2007.
- Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2007.
- Настенные исторические карты
- Атлас по истории Древнего мира.
- Цифровые образовательные ресурсы:
1. Электронные учебники: Всеобщая история, 5 класс; Древний человек, Древний Египет.
2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»
3. Презентации по курсу Древнего мира.
4. Мультимедийный атлас Древнего мира.
Литература для учителя:
Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2007.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2002.
Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2005.
Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000
Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977
Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998
Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.,2010.
Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994
Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.
Литература для учащихся.
Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2006.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2002
Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира -М., 1977
Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.,2010
Рони-Старший Ж. Борьба за огонь М., 1966
Учебно - тематический план.
История 5 класс. (68 часов)
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использова ние ИКТ | Использова ние проектной деятельности | Использование исследователь ской деятельности |
1. | Введение в историю | 1 |
2. | Тема. Жизнь первобытных людей. Древнейшие люди | 1 | + |
3. | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | + |
4. | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | + |
5. | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | + |
6. | Появление неравенства и знати | 1 |
7. | Повторительно- обобщающий урок. Человеческое общество от первобытности к цивилизации. | 1 |
8. | Счет лет в истории | 1 |
9. | Тема. Древний Египет. Государство на берегах Нила | 1 | + |
10. | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | + |
11. | Жизнь египетского вельможи | 1 |
12. | Военные походы фараонов | 1 | + |
13. | Религия древних египтян | 1 | + |
14. | Искусство Древнего Египта | 1 | + |
15. | Письменность и знания древних египтян. | 1 | + |
16 | Тема. Древний Восток. Древнее Двуречье | 1 | + |
17 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | + |
18 | Финикийские мореплаватели | 1 |
19 | Библейские сказания | 1 | + |
20. | Древнееврейское царство | 1 |
21. | Ассирийская держава | 1 |
22. | Персидская держава «Царя царей» | 1 |
23 | Природа и люди Древней Индии | 1 | + |
24 | Индийские касты | 1 |
25 | Китайский мудрец Конфуций | 1 | + |
26 | Первый властелин единого Китая | 1 |
27 | Повторение. Культурное наследие древних цивилизаций | 1 |
28 | Тема. Древняя Греция. Греки и критяне | 1 | + |
29 | Микены и Троя | 1 |
30 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | + | + |
31 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | + |
32 | Религия древних греков | 1 | + |
33 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 |
34 | Зарождение демократии в Афинах | 1 |
35 | Древняя Спарта | 1 | + |
36 | Основание греческих колоний | 1 |
37 | Олимпийские игры в древности | 1 | + |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | + |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | + |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | + |
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 |
42 | В городе богини Афины | 1 | + |
43 | В Афинских школах и гимназиях | 1 | + |
44 | В театре Диониса | 1 | + |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 |
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | + | + |
48 | В древней Александрии Египетской | 1 | + |
49 | Повторение. Особенности развития древнегреческой цивилизации | 1 |
50 | Тема. Древний Рим. Древней ший Рим. | 1 | + |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 |
52 | Устройство Римской республики | 1 |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 |
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до нашей эры | 1 | + |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | + |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | + |
57 | Восстание Спартака | 1 | + |
58 | Единовластие Цезаря | 1 |
59 | Установление империи в Риме | 1 | + |
60 | Соседи Римской империи в первые века нашей эры | 1 |
61 | В Риме при императоре Нероне | 1 |
62 | Первые христиане и их учение | 1 |
63 | Расцвет Римской империи | 1 | + |
64 | «Вечный город» и его жители | 1 | + |
65 | Римская империя при Константине | 1 | + |
66 | Взятие Рима готами | 1 |
67 | Повторение. Этапы развития Римской империи. | 1 |
68 | Итоговое повторение | 1 |
Основное содержание тематического плана
Тематический блок | Кол-во часов |
Введение в историю | 2 |
Тема. Жизнь первобытных людей. Древнейшие люди | 6 |
Родовые общины охотников и собирателей |
Возникновение искусства и религиозных верований |
Возникновение земледелия и скотоводства |
Появление неравенства и знати |
Повторительно- обобщающий урок. Человеческое общество от первобытности к цивилизации. |
Счет лет в истории |
Тема. Древний Египет. Государство на берегах Нила | 7 |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте |
Жизнь египетского вельможи |
Военные походы фараонов |
Религия древних египтян |
Искусство Древнего Египта |
Письменность и знания древних египтян. |
Тема. Древний Восток. Древнее Двуречье | 12 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
Финикийские мореплаватели |
Библейские сказания |
Древнееврейское царство |
Ассирийская держава |
Персидская держава «Царя царей» |
Природа и люди Древней Индии |
Индийские касты |
Китайский мудрец Конфуций |
Первый властелин единого Китая |
Повторение. Культурное наследие древних цивилизаций |
Тема. Древняя Греция. Греки и критяне | 21 |
Микены и Троя |
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» |
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» |
Религия древних греков |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
Зарождение демократии в Афинах |
Древняя Спарта |
Основание греческих колоний |
Олимпийские игры в древности |
Олимпийские игры в древности |
Победа греков над персами в Марафонской битве |
Нашествие персидских войск на Элладу |
В гаванях афинского порта Пирей |
В городе богини Афины |
В Афинских школах и гимназиях |
В театре Диониса |
Афинская демократия при Перикле |
Города Эллады подчиняются Македонии |
Поход Александра Македонского на Восток. |
В древней Александрии Египетской |
Повторение. Особенности развития древнегреческой цивилизации |
Тема. Древний Рим. Древней ший Рим. | 18 |
Завоевание Римом Италии |
Устройство Римской республики |
Вторая война Рима с Карфагеном |
Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до нашей эры |
Рабство в Древнем Риме |
Земельный закон братьев Гракхов |
Восстание Спартака |
Единовластие Цезаря |
Установление империи в Риме |
Соседи Римской империи в первые века нашей эры |
В Риме при императоре Нероне |
Первые христиане и их учение |
Расцвет Римской империи |
«Вечный город» и его жители |
Римская империя при Константине |
Взятие Рима готами |
Повторение. Этапы развития Римской империи. |
Итоговое повторение | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план 5 класс
План составлен для городской школы (по Симоненко). Надеюсь, кому-нибудь пригодится...
Рабочая программа и календарно-тематический план для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Рабочая программа для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" (ФГОС третьего поколения). Рабочая программа предназначена для студентов специальностей 110401 "Агрон...
Календарно- тематические планы по алгебре и геометрии 7-9 кл. (авт. учебника-А.Г. Мордкович и др., Л.С. Атанасян и др.)соответсвенно)
Хочу поделиться с коллегами формой календарно - тематического планирования алгебры и геометрии 7-9 кл. , "услышать" их мнение....
Календарно-тематический план на 2011-2012 уч.год по английскому языку в 9 классе
Тематическое планирование.Кауфман.9 класс.102 часа...
Календарно- тематические планы по биологии
Тематический план составлен по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. Классы 6-9....
календарно-тематические планы по алгебре 7 класс (Макарычев)
Календарно-тематическиое планирование уроков алгебры в 7 классе к учебнику Макарычева Ю.Н. ( 4 часа в неделю)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС
открывайте файл, который прикреплен!...