Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по истории России
рабочая программа по истории (11 класс) по теме
Курсы по подготовке к ЕГЭ помогают выпускникам отработать основные навыки по решению типовых заданий , предложенных в КИМах и повторить материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
140204, Московская область, г. Воскресенск, ул. Маркина, дом 3
тел./факс 8 (496) 44-5-90-48, тел. 8 (496) 44- 5-96-90 E-mail: sosh_20@mail.ru
СО СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО | ||
Протокол №__от«___»______20__г. | «____» ____________20____г. | «____» ____________20____г. |
Руководитель ШМО | Зам.директора по УВР | Директор МОУ «СОШ №20» |
________/С.В. Денисова. / | ___________/Ю.В.Терина/ | ___________/М.А.Сайгушев/ |
Рабочая учебная программа курса
«ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО ИСТОРИИ РОССИИ»
для 11 класса
Составитель:
Баулина Т. В., учитель истории
и обществознания
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методические материалы курса «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» составлены с учётом «Обязательного минимума содержания исторического образования в X-XI классах», «Требований к уровню подготовки выпускников средней школы» (Из сборника «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории». М.: Дрофа, 2006).
Курс предназначен для учащихся выпускного класса, которые готовятся к поступлению на гуманитарно-юридические факультеты высших учебных заведений.
К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение гарантий реализации конституционных прав молодых людей на получение полноценной суммы знаний. История - один из компонентов общей культуры человека и необходимое слагаемое подготовки специалиста СПО и специалиста с высшим образованием. Он призван укрепить чувство патриотической гордости у его носителей, развить возможности каждой личности, сообщить необходимые для выбранной профессии знания. С целью достижения объективного контроля и организации равного доступа к получению высшего и среднего образования вводится ЕГЭ. Проводимый в соответствии с законодательством РФ с 2009 г.г. ЕГЭ как обязательная форма государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и учреждений СПО выдвигает задачи повторения, систематизации знаний и формирования практических умений в области истории, а именно:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С целью приближения содержания КИМ к требованиям государственных стандартов как базового, так и профильного уровней в 2010 году произошло увеличение числа заданий повышенного уровня сложности за счет некоторого сокращения части 1 (А), что, по мнению разработчиков ,расширяет возможности оценивания качества подготовки выпускников в период активного перехода многих образовательных учреждений на профильное обучение.
- Увеличено с 11 до 15 число заданий повышенного уровня сложности путем распространения существующих типов заданий части 2 (В) на все периоды Отечественной истории. В КИМ ЕГЭ 2010 г. по каждому разделу курса представлены задания на группировку, на систематизацию фактов, понятий, на поиск информации в источнике. Задания на установление хронологической последовательности событий представлены в каждом варианте по периодам VIII – XVIII и XIХ вв., а также периоду ХХ в. (В 15).
- Часть 3 (С) включает 7 заданий высокого уровня сложности с открытым развернутым ответом. Эти задания позволяли выявить и оценить высокий уровень подготовки экзаменуемых. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности. Задания С1-С3 представляют собой комплекс из 3-х заданий на анализ исторического документа. Задание С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию исторического материала; С5 - анализ исторических версий и оценок; С6 – анализ исторической ситуации; С7 – сравнение.
- Таким образом, задания с развернутым ответом являются обязательной составной частью контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории.
Для решения перечисленных задач необходимо дополнительное время и углубленное изучение тем. Предложенный курс позволяет ученикам «отработать» усвоенный материал по основным разделам школьного курса истории в процессе выполнения познавательных заданий и задач. Поэтому особо предусмотрены программой курсов вопросы для самостоятельной проработки (практикумы).
В процессе работы используются рекомендованные МО РФ сборники тестов, материалы ЕГЭ. В процессе выполнения познавательных заданий происходит дальнейшее пополнение знаний, их систематизация, а также развитие умений и мышления школьников, что необходимо для успешной сдачи вступительных экзаменов и дальнейшего обучения в вузе. Большой объём фактического материала по курсу «История России» не позволяет развернуть эту работу в урочное время на востребованном уровне.
Учебный материал отражает основные педагогические принципы обучения. Список литературы содержит перечень учебных, научных, научно-популярных изданий.
Цель курса - углубление специальной подготовки учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
При этом решаются задачи:
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;
- создание у учащихся мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения на практике полученных знаний по предмету;
- развитие у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной степени сложности.
Курс «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» рассчитан на 50 часов. В течение учебного занятия учащиеся работают в группе или парами, организуется повторение исторического материала по заявленной теме (основные даты, события, понятия, персоналии, причинно-следственные связи), совместная работа над проблемными задачами и тестовыми заданиями разноуровневого характера. Это позволяет учащимся продвигаться от простого к сложному, систематизируя знания, развивая умения анализа, сопоставления, оценки информации. Учащиеся при этом получают возможность провести своего рода исследование, осуществить самостоятельный поиск решений, обмениваться мнениями, приходя к верному решению.
Занятия носят обучающий и развивающий характер. Требования к знаниям и умениям учащихся.
По завершении курса учащиеся должны знать:
- основные понятия и термины, используемые в исторической науке;
- основные этапы и особенности исторического процесса в России;
- содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни
- России в различные периоды её истории;
- основные хронологические рубежи, календарные даты истории России.
После изучения курса учащийся должен уметь:
- применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода;
- сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;
- осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творчески-поисковых задач;
- теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;
- совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;
- классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии, работать с картографическими источниками, генеалогическими таблицами и др.
- решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.
Структура учебно-методического комплекса
Курс «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» ориентируется на типовые задания вариантов реальных заданий ЕГЭ по истории России 2009- 2010 и требования к подготовке выпускников средней школы по истории России. На этой основе составлен тематический план, предусматривающий отработку наиболее сложных типов заданий по курсу истории России с древнейших времён до начала XX века. В учебно-методические материалы включен перечень пособий для учителя и учащихся, а также варианты проблемных задач и тестовых заданий, которые можно использовать для тематического и итогового контроля, систематизации и углубления знаний.
Всего: 50 часов.
Вводное занятие. | 1 | |
Раздел I. «Откуда есть пошла Русская земля». | 8 часов | |
теория | практикум | |
Древнерусские предки народов России. | 1 | 6 |
Легендарный период. | ||
Развитие государственности | ||
Крещение Руси | ||
Княжеские усобицы | ||
Культура Киевской Руси | ||
Контрольные задания к разделу «Откуда есть пошла Русская земля» | 1 | |
Раздел 2. Период раздробленности. | 6 часов | |
Феодальная раздробленность | 1 | 4 |
Древнерусские княжества и земли | ||
Ордынское иго | ||
Культура второй половины XIII половины XIV веков | ||
Контрольные задания к разделу «Период раздробленности» | 1 | |
Раздел III. Борьба за объединение Руси. | 6 часов | |
Борьба за объединение Руси. Литовская Русь | 1 | 4 |
Московская Русь | ||
Московские князья в борьбе за объединение. | ||
Культура Московской Руси | ||
Контрольные задания к разделу «Борьба за объединение Руси» | 1 | |
Раздел IV. Московское государство в ХVI- Х VII веках. | 6 часов | |
Сословно-представительная монархия. Великое разорение | 1 | 4 |
Смутное время | ||
Первые Романовы | ||
Культура эпохи великих потрясений | ||
Контрольные задания к разделу «Московское государство в ХVI- Х VII веках» | 1 | |
Раздел V. Великая, Малая и Белая Россия. | 7 часов | |
Самодержавие с Земскими соборами. Абсолютная монархия | 1 | 5 |
Преобразования последней четверти XVII | ||
Новое в русской культуре XVII в. | ||
Контрольные задания к разделу «Великая, Малая и Белая Россия» | 1 | |
Раздел VI. Российская империя XVIII в. | 7 часов | |
Реформы Петра 1 | 1 | 5 |
Эпоха дворцовых переворотов | ||
Екатерининская Россия. | ||
Черты русской культуры XVIII в. | ||
Контрольные задания к разделу «Российская империя» | 1 | |
Раздел VII. Российская империя в XIX веке. | 7 часов | |
Россия в I половине XIX века | 1 | 5 |
Войны XIX века | ||
Эпоха Великих реформ. | ||
Россия во II половине XIX века | ||
Контрольные задания к разделу «Российская империя» | 1 | |
Раздел VII. Россия в ХХ веке. | 1 | |
Итоговая проверочная работа по всем темам. | 1 |
Теория – лекция, повторяющая и обобщающая знания по темам периода.
Практикум -
- анализ документов по темам периодов (задания С1-С3);
- выполнение заданий С5-С7 по темам периодов.
Литература
- Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
- В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.
- Владимирова О.В.история: Эксспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до на конца ХХ века». М.:АСТ: Астрель, 2009.
- Самое полное издание типовых выриантов реальных заданий ЕГЭ: 2009,2010./История/ авт. Сост. Я,В, Соловьев, Е.А. Гевуркова Л.И. Ларина, В.И. Егорова . –М.:АСТ:Астрель,2009.
- В.М. Кадневский. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: 10 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2007.
- А.Э. Безносов, Ю.В. Кушнерёва. История. Россия и мир: Тесты.9-11 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2009.
- Л.Н. Степанова, Г.Н. Тамбовцев. Сборник тестов по истории России.- М.: Издат. Отдел УЕЦ ДО МГУ,2009.
- В.М. Кадневский. Тесты по истории России для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 2000.
- А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.
- История: Тесты для 11 кл. Варианты и ответы централизованного тестирования. - М.: Центр тестирования ФИПИ, 2009-2010гг.
- А.Б. Драхлер. Отечественная история с древнейших времён до наших дней.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2008.
- 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие/Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М., АСТ, 2009.
- Всероссийские олимпиады школьников по истории и естествознанию: Материалы и комментарии/Сост. С.И. Козленко.-М: Школьная пресса. 2003.
Приложение к рабочей учебной программе.
Календарно-тематическое планирование
Сроки проведения | Порядковый № | № занятия | Тема занятия | Тип занятия | Виды работ на занятии. |
1 | Вводное занятие | Лекция. | Знакомство со структурой КИМ 2010-2011. | ||
1 | «Откуда есть пошла Русская земля». | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. | ||
2 | Систематизация фактов по Древней истории. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). | ||
2 | Исторические источники о периоде становления государственности на Руси. | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). | ||
3 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода становления Древнерусского государства. | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4). | ||
3 | Различные версии и оценки исторических событий и фактов периода становления Древнерусского государства. | Практикум | Отработка навыка по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). | ||
4 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода становления Древнерусского государства. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). | ||
4 | Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода. | Практикум | Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). | ||
5 | Контрольные задания к разделу «Откуда есть пошла Русская земля» | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. | ||
6. | Период раздробленности на Руси. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. | ||
6. | Систематизация фактов по периоду феодальной раздробленности. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). | ||
7. | Исторические источники о периоде. | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). | ||
7. | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода феодальной раздробленности и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). | ||
8 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода феодальной раздробленности. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). | ||
9 | Контрольные задания к разделу «Период раздробленности на Руси». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. | ||
10 | Борьба за объединение Руси. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. | ||
10 | Систематизация фактов по периоду. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). | ||
11 | Исторические источники о периоде объединения русских княжеств вокруг Москвы. | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). | ||
11 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). | ||
12 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода объединения русских княжеств вокруг Москвы. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). | ||
13 | Контрольные задания к разделу «Борьба за объединение Руси». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. | ||
14 | Московское государство в ХVI- Х VII веках. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. | ||
14 | Систематизация фактов по периоду. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). | ||
15 | Исторические источники о периоде становления Московского государства в ХVI- Х VII веках. | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). | ||
15 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). | ||
16 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода/ | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). | ||
16 | Контрольные задания к разделу «Московское государство в ХVI- Х VII веках.». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. | ||
17 | Великая, Малая и Белая Россия. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. | ||
17 | Систематизация фактов по периоду. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). | ||
18 | Исторические источники о периоде формирования Российского самодержавного государства | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). | ||
18 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). | ||
19 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). | ||
19 | Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов формирования периода Российского самодержавного государства | Практикум | Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). | ||
20 | Контрольные задания к разделу «Великая, Малая и Белая Россия ». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. | ||
21 | Российская империя XVIII в. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. | ||
21 | Систематизация фактов по периоду. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). | ||
22 | Исторические источники о периоде | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). | ||
22 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). | ||
23 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). | ||
23 | Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода становления Российской империи . | Практикум | Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). | ||
24 | Контрольные задания к разделу «Российская империя XVIII в.». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. | ||
25 | Российская империя в XIX веке. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. | ||
25 | Систематизация фактов по периоду. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). | ||
26 | Исторические источники о периоде | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). | ||
26 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). | ||
27 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). | ||
27 | Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода становления Российской империи. | Практикум | Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). | ||
28 | Контрольные задания к разделу «Российская империя XIX в.». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. | ||
29 | Наиболее проблемные задания по темам истории России ХХ века. | Практикум | Анализ документов по периоду (С1-С3) и составление сравнительной характеристики событий и явлений (С7). | ||
30. | Итоговая проверочная работа по всем темам. | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий по всем темам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для подготовки к ЕГЭ по истории России XIX век
Работа содержит задания для подготовки к ЕГЭ по истории России XIX век части В и ответы к ним...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212726-1361913955.jpg)
Методические рекомендации при подготовке к ЕГЭ по истории России. ТЕМА : РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX –XX ВВ.
Материал дан в краткой и доступной форме, снабжен заданиями разного типа, используемыми учителями на уроке при подготовке к ЕГЭ по истории России.Учебные методические рекомендации также позволят...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-93970-1371022499.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории России
Материал предназначен для учителей, дает возможность сэкономить время при написании собственной рабочей программы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-93970-1371022499.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории (интегрированный курс "Россия и мир")
Программа базового уровня предполагает использование учебников О.В.Волобуева "Россия и мир" и О.Н.Журавлевой "История России". Программа рассчитана на 105 учебных часов. Полезна для учителей, желающих...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336207-1383773105.jpg)
Подготовка домашнего задания по истории России,обществознанию,географии
Выполнение самоподготовки— одна из возможных форм обучения, вид самостоятельной работы, которая является элементом непрерывного учебного процесса. Осуществляя такую деятельность, ученик подчас сталкив...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-82549-1350211524.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории России 6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории России составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной програ...
Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России»
Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России»....