Методические рекомендации при подготовке к ЕГЭ по истории России. ТЕМА : РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX –XX ВВ.
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Степанова Татьяна Викторовна

Материал дан в краткой и доступной форме, снабжен заданиями разного типа, используемыми учителями на уроке при подготовке к ЕГЭ по истории России.

Учебные методические рекомендации  также позволят организовать в выпускных классах итоговое повторение учебного материала по Отечественной истории.

Цели :

  1. Сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв.;
  2. Сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XXвека.;
  3. Способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыков работы с документами;
  4. Отработка навыков и технологий выполнения заданий ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова Т.В.

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 13г. Тамбова

 с углубленным изучением отдельных предметов

ТЕМА УРОКА: РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX –XX ВВ.

Цели урока:

  1. Сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв.;
  2. Сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XXвека.;
  3. Способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыков работы с документами;
  4. Отработка навыков и технологий выполнения заданий ЕГЭ.

Тип урока: урок практикум

Важнейшие события: денежная реформа 1895-1897гг.

Основные понятия и термины: модрнизация; монополия; ВНП; инвестиции; мировой экономический кризис; финансово-промышленные группы; протекционистская политика; крестьянское малоземелье; «аграрный вопрос».

Персоналии: А.И.Путилов;  П.П. Рябушинский;  Э.Л.Нобель; С.Ю.Витте.

Оборудование: Учебник Н.В. Загладин, С.И. Козленко и др. «История России .XX – начало XXI века.11 класс. М,: «Русское слово», раздаточный материал.

План урока:

  1. Территория и население
  2. Процессы экономической модернизации и их влияние на социальную структуру общества
  3. Экономическая политика правительства
  4. Особенности развития сельского хозяйства

  1. Территория и население

       Самостоятельная   работа   обучающихся с текстом § 1-2 (п.территория и население) с последующим выполнением  тестовых заданий по форме ЕГЭ  часть А

Беседа по прочитанному тексту:

  1. Какое место в мире занимала Россия к концу XIX в. по размеру своей территории?
  2. Назовите общее количество населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи населения в1897 г.
  1. Назовите общее количество сельского населения, городского населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи.
  2. Опираясь на данные таблицы «Национальный состав населения Российской империи» и текста § 1-2 , назовите количество народов и народностей, которые проживали в России.
  3. Объясните, почему Россия было поликонфессиональным государством?
  4. Какая религия являлась официальной?

Выполнение  тестовых заданий по форме ЕГЭ  часть А.      Приложение 1

  1. Процессы экономической модернизации и их влияние на социальную структуру общества

Работа с понятиями:

  1. Модернизация
  2. Индустриальная модернизация

А) Самостоятельная   работа   обучающихся с текстом § 1-2 (Российская модель экономической модернизации) с последующим выполнением и обсуждением задания по форме ЕГЭ - С5 .

« Две точки зрения  на уровень и характер развития России»  Приложение № 2

Б) решение исторических задач с опорой на текст § 1 (с 14-15).

Задача 1.

Обеспечить экономический рывок было возможно только с помощью ощутимых инвестиций в тяжелую промышленность и железнодорожный транспорт, но найти их внутри России было нереально: банковская система было еще слабой, а отечественные предприниматели (буржуазия) еще не имели свободных средств в достаточном количестве.

  1. Подумайте, каким образом в этих условиях можно было решить задачи индустриализации страны.

Задача 2.

Ускоренная индустриализация привела к тому, что доля крупных заводов в российской промышленности была выше, чем в Европе: к 1913 г. 24,5 % рабочих было задействовано на предприятиях с численностью более 1000 человек и 9,5 % - на предприятиях с численностью от 500 до 1000 человек.

  1. Выявите возможные последствия данной ситуации.

  1. Экономическая политика правительства

На рубеже XIX-XX вв. экономическая политика правительства носила противоречивый характер:

  1. Правительство влияло на развитие индустриального производства, содействовало железнодорожному строительству, созданию тяжелой промышленности, росту банковской системы, активно проводило протекционистскую политику.
  2. Правительство последовательно укрепляло систему государственного управления экономикой; отстаивало интересы дворянства, ограничивало свободу предпринимательства, консервировало архаичные порядки в российской деревне.

Такая экономическая политика правительства преобладала в 1892-1903 гг., когда министром финансов был С. Ю. Витте.

Краткая  характеристика  деятельности С. Ю. Витте. (Сообщение учащихся)

Работа с документом «Из доклада С. Ю. Витте Николаю II» (1895 г.)

задания по форме ЕГЭ –   С1 - С3 .                                                                        Приложение № 3

Задание: охарактеризовать реформы С. Ю. Витте и определяют их влияние на успехи промышленного развития России.

  1. Особенности развития сельского хозяйства

        Аграрный сектор оставался ведущим в экономике России. В нем было занято 80% всего населения страны, а сельскохозяйственное производство давало более половины национального дохода. Россия занимала 1-е место в мире по производству зерновых, 2-е – картофеля, сахарной свеклы, а также по поголовью скота.

         В то же время аграрный сектор оставался и наиболее проблемным в развитии страны.

  1. Вспомните, какие положения реформы 1861 года влекли за собой обострение аграрного вопроса.
  2. Выполнение  заданий по форме ЕГЭ  С7                                          Приложение  №4

  1. Закрепление .

Выполнение заданий по форме ЕГЭ                                                           Приложение №5

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Выполнить тестовые задания по форме ЕГЭ часть А

  1. По численности населения Россия в начале XX века уступала:

А) Англии , Индии

Б) Великобритании, Китаю

В) Индии, Китаю

Г) Канаде, Индии

  1. Первая всеобщая перепись населения Российской империи проводилась в:

А) 1895г.

 Б) 1897г.

 В) 1899г.

 Г) 1900г.

  1. К началу XX века Российская империя  по размеру территорий – 22,2 млн.кв.км. – занимала:

А) 1-е место

Б)  2-е место

В)  3-е место

Г)  4-е место

  1. Господствующей религией в России являлся (ось):

А) Католицизм

Б) Протестантизм

В) Православие

Г) Ислам

  1. Прочтите высказывание и укажите о ком идет речь.

Лица умственного труда, как правило с высшим образованием. Этот социальный слой в России выступал как активная общественная сила с оппозиционными взглядами к существующему режиму.

А) Дворяне
Б) Интеллигенция

В) Ученые
Г) Буржуазия

  1. Какое из перечисленных событий  произошло раньше других?

А) Начало Первой мировой войны

Б) Издание Манифеста о законосовещательной думе

В) Издание Декрета о земле

Г) Указ об укреплении начал веротерпимости

  1. К началу XX века  автономию в составе России имел (а):

А) Царство Польское

Б) Бухарский эмират

В) Великое княжество Финляндское

Г) Хивинское ханство

Приложение № 2

Выполнить задание по форме ЕГЭ - С5

Ниже приведены  две точки зрения на уровень и характер развития России в XIX-XXвв:

  1. Сложилась в советский период. Россия являлась глубоко отсталой страной  и находилась в полуколониальной зависимости от экономически развитых держав.
  2. Имеющая распространение в современных условиях. Предреволюционная Россия – страна всеобщего благоденствия и процветания.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Приложение № 3

Из письма государственного деятеля С.Ю. Витте:

В России по условиям жизни нашей страны потребовалось государственное вмешательство в самые разнообразные стороны общественной жизни, что коренным образом отличает ее от Англии, например, где все предоставлено частному почину и личной предприимчивости и где государство только регулирует частную деятельность<...> Функции государственной жизни в этих двух странах совершенно различны, а в зависимости от сего должны быть различны и требования, предъявляемые в них лицам, состоящим на государственной службе, т.е. к чиновникам. В Англии класс чиновников должен только направлять частную деятельность, в России же кроме направления частной деятельности он должен принимать непосредственное участие во многих отраслях общественно-хозяйственной деятельности.

 С1.

 К какому периоду относиться данный документ? Кто был царем в данный     экономический период? Какую государственную должность занимал автор письма во время его написания?

С2.

Используя текст документа и знания по истории , объясните какую цель преследовал документ. У кажите не менее 2-х целей.

С3.

Используя знания по истории укажите особенности экономического развития  страны в данный период.  На какую особенность указывает автор? Какие особенности можете дополнительно указать вы? Укажите не менее трех особенностей

Приложение № 4

С7  

Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861—1881    гг. и после принятия Положения 1881 г.— вплоть до конца XIX в.  Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

Приложение № 5

ЧАСТЬ А

  1. Основная цель денежной реформы 1897 года:

А) улучшение материального положения рабочих

Б) привлечение иностранного капитала

В) создание монополистических союзов

Г) введение винной монополии

  1. Переход к индустриальному обществу называется:

А) индустриализация

Б) промышленным переворотом

В) модернизацией

Г) монополизацией

  1. В состав российских губерний не входил регион:
    А) Прибалтика

Б) Казахстан

В) Финляндия

Г) Северный Кавказ

  1. Основной формой монополий в России  в конце XIX_XX вв   выступал:

А) синдикат

Б) Трест

В) концерн

Г) концсорциум

    5.   Прочтите высказывание , какому государственному деятелю оно принадлежит. «…Имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала, буржуазии и борьбы сословий».

А) С.Ю.Витте

Б) В.К.Плеве

В) П.А.Столыпин

Г) Г.Е.Распутин

  1. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

       А) Введение винной монополии

       Б) денежная реформа

       В) Строительство Транссибирской магистрали

       Г) Первая русская революция

ЧАСТЬ В

  1. Какие три из перечисленных мероприятий были связаны с деятельностью С.Ю. Витте?Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу

1) строительство Транссибирской железной дороги

2) введение винно-водочной монополии

3) учреждение военных поселений

4) создание III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии

5) проведение денежной реформы, введение золотого стандарта

6) разработка указа о «вольных(свободных) хлебопашцах»

  1. Какие три особенности относятся к социально- правовому положению рабочих в России начала века. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
  1. Малочисленность
  2. Огромный экономический потенциал
  3. Высокий уровень заработной платы
  4. Тесная связь с деревней
  5. Общинное мировоззрение
  6. Высокая правовая защищенность
  1. Какие три особенности относятся к Российской модернизации XIX-XXвв.:
  1. Частично охватывала сферы жизнедеятельности общества
  2. Городское население преобладало над сельским
  3. Проходила под контролем верховных властей
  4. Преобладала доля промышленной продукции
  5. Формировались монополистические объединения
  1. Прочтите высказывание и напишите какому государственному деятелю оно принадлежит. « В России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю…Россия должна перейти на него. Это мировой непреложный закон».
  2. Установите соответствие между терминами , относящимися к рубежу XIX-XX века

ТЕРМИНЫ:        А) Синдикат

                                Б) Картель

                                В) Трест

                                Г) Концерн

            ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

  1. соглашение предприятий, обычно одной и той же отрасли, о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмене патентами и т.д. Одна из форм монополистического объединения.
  2. Многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью
  3. форма монополистического объединения, при которой все объединяющиеся предприятия теряют коммерческую и производственную самостоятельность, подчиняясь единому управлению.
  4. объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта изделий через общую продажную контору, организованную в форме особого торгового товарищества

С4 . Укажите не менее трех черт, характеризующих состояние российской экономики конца XIX в. - начала XX в.  Назовите    двух    государственных    деятелей,    проводивших    важные  социально-экономические преобразования в царствование Николая II.

Ключи к заданиям:

Приложение №1

1 - Б

2 - Б

3 - Б

4 - В

5 - Б

6 - Г

7 - В

Приложение № 2                                                     Выполнить задание по форме ЕГЭ - С5

Ниже приведены  две точки зрения на уровень и характер развития России в XIX-XXвв:

  1. Сложилась в советский период. Россия являлась глубоко отсталой страной  и находилась в полуколониальной зависимости от экономически развитых держав.
  2. Имеющая распространение в современных условиях. Предреволюционная

Россия – страна всеобщего благоденствия и процветания.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

можно выбрать одно из названных суждений, но при этом необходимо привести     подтверждающие его аргументы, например:

       При выборе первой точки зрения:

  1. Сохранение помещичьего землевладения
  2. Малоземелье крестьян
  3. Концентрация промышленного производства
  4. Вмешательство государства в экономическую жизнь
  5. Преобладание вывоза капитала над ввозом
  6. Уровень ВНП на душу населения Россия уступала передовым индустриальным державам
  7. Доля России в мировом экспорте в 1913 году – 4,2%

При выборе второй точки зрения:

  1. Россия занимает первое  место по темпам производства
  2. Россия занимает первое  место по нефтедобыче
  3. По протяженности ж/д – 2-е место в мире
  4. Развитие банковской системы
  5. Создание монополий
  6. Иностранные инвестиции – способствуют интеграции российской экономики  в мировую систему хозяйствования



Указания к оцениванию

Баллы

Приведены   3   аргумента,   подтверждающие   выбранную   точку зрения

3

Приведены 2 аргумента

2

Приведен 1 аргумент

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

3

Приложение № 3

 

  Из письма государственного деятеля С.Ю. Витте:

В России по условиям жизни нашей страны потребовалось государственное вмешательство в самые разнообразные стороны общественной жизни, что коренным образом отличает ее от Англии, например, где все предоставлено частному почину и личной предприимчивости и где государство только регулирует частную деятельность<...> Функции государственной жизни в этих двух странах совершенно различны, а в зависимости от сего должны быть различны и требования, предъявляемые в них лицам, состоящим на государственной службе, т.е. к чиновникам. В Англии класс чиновников должен только направлять частную деятельность, в России же кроме направления частной деятельности он должен принимать непосредственное участие во многих отраслях общественно-хозяйственной деятельности.

 C1   К какому периоду относиться данный документ? Кто был царем в данный     экономический период? Какую государственную должность занимал автор письма во время его написания?

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что:

  1.  1895 г.
  2. Николай II
  3. Министр финансов


Приведены год, имя царя, должность автора документа

2

Названы 2 любых элемента ответа

1

Назван 1 любой элемент ответа    ИЛИ   все элементы ответа названы неверно

0

C2 Используя текст документа и знания по истории , объясните какую цель преследовал документ. У кажите не менее 3-х целей.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут   быть   указаны   следующие   цели:

  1. Характеристика в целом экономической ситуации в стране и обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику
  2. Обосновать необходимость реформирования экономической системы
  3. Обосновать необходимость ускоренной индустриализации


Указаны 3 любых вопроса

2

Указаны 2 любых вопроса

1

Указан 1 любой вопрос     ИЛИ   все элементы ответа названы неверно

0

С3. Используя знания по истории укажите особенности экономического развития  страны в данный период.  На какую особенность указывает автор? Какие особенности можете дополнительно указать вы? Укажите не менее трех особенностей

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие причины:

     Автор:

Государственное вмешательство в экономику

Указываемые дополнительно:

  1. Неравномерность экономического развития
  2. Сохранение помещичьего землевладения и отставание с/х производства от промышленного
  3. Многоукладность экономики
  4. Малоземелье крестьян

Указаны 3 любых особенности

2

Указаны 2 любых особенности

1

Указана 1 любая особенность   ИЛИ    все элементы ответа указаны неверно

0

Приложение № 4

С7  Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861—1881    гг. и после принятия Положения 1881 г.— вплоть до конца XIX в.  Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Б

С7.1 В качестве общих характеристик могут быть приведены:

—        сохранение малоземелья крестьянства

—        плата крестьянами выкупа за землю

—        запрещение выхода из общины с землей

—        крестьянам не вернули отрезки

—        крестьянство осталось неполноправным сословием


Приведены 2 общие черты

2

Приведена 1 общая черта

1

Все общие черты названы неверно

0

С7.2. Различия:

1861—1881гг.

После принятия Положения 1881 г.


Временнообязанное положение крестьянства

Отмена временнообязанного  положения крестьянства


— Выплата      крестьянами выкупных платежей помещикам

— Обязанность крестьян платить государству долг за не выплаченные помещиками выкупные платежи


— Выплата   высоких   выкупных платежей

— Снижение выкупных платежей


— Существование  подушной подати

— Отмена подушной подати

— Учреждение    Крестьянского поземельного банка с целью создания более благоприятных условий       для  покупки крестьянами земли

Названы 3 различия

2

Названы 1—2 различия

1

Все различия названы неверно

0

Максимальный балл

2

Приложение № 5

ЧАСТЬ А

  1. Б)
  2. В)
  3. В)
  4. А)
  5. Б)
  6. А)

ЧАСТЬ В

  1. 125
  2. 145
  3. 135
  4. С.Ю.Витте
  5. БГВА

С4 .

Укажите не менее трех черт, характеризующих состояние российской экономики конца XIX в. - начала XX в.  Назовите    двух    государственных    деятелей,    проводивших    важные  социально-экономические преобразования в царствование Николая II.

Элементы ответа :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть указаны следующие черты, характеризующие состояние российской экономики конца XIX - начала XX вв.:

-        аграрный кризис, выражавшийся в малоземелье крестьян (аграрной
перенаселенности), слабом развитии товарности крестьянских хозяйств,
оскуднении почв и низкой урожайности, падении цен на хлеб в 1880-х
гг.

-        индустриальный скачок конца XIX в. (высокие темпы промышленного
        развития, переход от аграрного к аграрно-индустриальному обществу)

активная (инициирующая) роль государства в экономике

  1. развитие новых промышленных районов
  2. развитие    новых    отраслей    промышленности    (электротехнической, химической)
  3. непропорциональное развитие промышленности
  4. возрастающая роль иностранного капитала
  5. зависимость российской экономики от состояния мировой экономики
  6. кризис 1900 - 1903 гг. и длительная экономическая депрессия
  7. интенсивное железнодорожное строительство
  8. создание капиталистических монополий

-        значительный    рост    предпринимательской    активности    (развитие
        частного предпринимательства, рост числа акционерных компаний)

2. Могут быть названы следующие министры:

  1. СЮ. Витте
  2. П.А. Столыпин

(возможно     указание     и     других,     менее     известных     министров    
А.В. Кривошеина, В.Н. Коковцова, Э.Д. Плеске )

Указания к оцениванию                                               Баллы

Указаны    3    черты,    характеризующие    состояние    российской экономики конца XIX - начала XX вв., и названы 2 государственных деятеля,       проводивших       важные       социально-экономические преобразования в царствование Николая II

4

Указаны 3 черты и назван 1 государственный деятель      ИЛИ     указаны 2 черты и названы 2 государственных деятеля

3

Указаны 3 черты, государственные деятели не названы      ИЛИ    указаны  2 черты, назван 1 государственный деятель     ИЛИ     указана 1 черта, названы 2 государственных деятеля

2

Указаны 2 черты, государственные деятели не названы     ИЛИ    указана 1 черта, назван 1 государственный деятель     ИЛИ     черты не указаны, названы 2 государственных деятеля

1

Назван 1 любой элемент ответа  ИЛИ   все элементы ответа названы неверно

0



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

ЧАСТЬ А

  1. Основная цель денежной реформы 1897 года:

А) улучшение материального положения рабочих

Б) привлечение иностранного капитала

В) создание монополистических союзов

Г) введение винной монополии

  1. Переход к индустриальному обществу называется:

А) индустриализация

Б) промышленным переворотом

В) модернизацией

Г) монополизацией

  1. В состав российских губерний не входил регион:
    А) Прибалтика

Б) Казахстан

В) Финляндия

Г) Северный Кавказ

  1. Основной формой монополий в России  в конце XIX_XX вв   выступал:

А) синдикат

Б) Трест

В) концерн

Г) концсорциум

    5.   Прочтите высказывание , какому государственному деятелю оно принадлежит. «…Имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала, буржуазии и борьбы сословий».

А) С.Ю.Витте

Б) В.К.Плеве

В) П.А.Столыпин

Г) Г.Е.Распутин

  1. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

       А) Введение винной монополии

       Б) денежная реформа

       В) Строительство Транссибирской магистрали

       Г) Первая русская революция

ЧАСТЬ В

  1. Какие три из перечисленных мероприятий были связаны с деятельностью С.Ю. Витте?Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу

1) строительство Транссибирской железной дороги

2) введение винно-водочной монополии

3) учреждение военных поселений

4) создание III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии

5) проведение денежной реформы, введение золотого стандарта

6) разработка указа о «вольных(свободных) хлебопашцах»

  1. Какие три особенности относятся к социально- правовому положению рабочих в России начала века. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
  1. Малочисленность
  2. Огромный экономический потенциал
  3. Высокий уровень заработной платы
  4. Тесная связь с деревней
  5. Общинное мировоззрение
  6. Высокая правовая защищенность
  1. Какие три особенности относятся к Российской модернизации XIX-XXвв.:
  1. Частично охватывала сферы жизнедеятельности общества
  2. Городское население преобладало над сельским
  3. Проходила под контролем верховных властей
  4. Преобладала доля промышленной продукции
  5. Формировались монополистические объединения
  1. Прочтите высказывание и напишите какому государственному деятелю оно принадлежит. « В России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю…Россия должна перейти на него. Это мировой непреложный закон».
  2. Установите соответствие между терминами , относящимися к рубежу XIX-XX века

ТЕРМИНЫ:        А) Синдикат

                                Б) Картель

                                В) Трест

                                Г) Концерн

            ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

  1. соглашение предприятий, обычно одной и той же отрасли, о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмене патентами и т.д. Одна из форм монополистического объединения.
  2. Многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью
  3. форма монополистического объединения, при которой все объединяющиеся предприятия теряют коммерческую и производственную самостоятельность, подчиняясь единому управлению.
  4. объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта изделий через общую продажную контору, организованную в форме особого торгового товарищества

С4 .

Укажите не менее трех черт, характеризующих состояние российской экономики конца XIX в. - начала XX в.  Назовите    двух    государственных    деятелей,    проводивших    важные  социально-экономические преобразования в царствование Николая II.

Элементы ответа :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть указаны следующие черты, характеризующие состояние российской экономики конца XIX - начала XX вв.:

-        аграрный кризис, выражавшийся в малоземелье крестьян (аграрной
перенаселенности), слабом развитии товарности крестьянских хозяйств,
оскуднении почв и низкой урожайности, падении цен на хлеб в 1880-х
гг.

-        индустриальный скачок конца XIX в. (высокие темпы промышленного
        развития, переход от аграрного к аграрно-индустриальному обществу)

активная (инициирующая) роль государства в экономике

  1. развитие новых промышленных районов
  2. развитие    новых    отраслей    промышленности    (электротехнической, химической)
  3. непропорциональное развитие промышленности
  4. возрастающая роль иностранного капитала
  5. зависимость российской экономики от состояния мировой экономики
  6. кризис 1900 - 1903 гг. и длительная экономическая депрессия
  7. интенсивное железнодорожное строительство
  8. создание капиталистических монополий

-        значительный    рост    предпринимательской    активности    (развитие
        частного предпринимательства, рост числа акционерных компаний)

2. Могут быть названы следующие министры:

  1. СЮ. Витте
  2. П.А. Столыпин

(возможно     указание     и     других,     менее     известных     министров    
А.В. Кривошеина, В.Н. Коковцова, Э.Д. Плеске )

Указания к оцениванию                                               Баллы

Указаны    3    черты,    характеризующие    состояние    российской экономики конца XIX - начала XX вв., и названы 2 государственных деятеля,       проводивших       важные       социально-экономические преобразования в царствование Николая II

4

Указаны 3 черты и назван 1 государственный деятель      ИЛИ     указаны 2 черты и названы 2 государственных деятеля

3

Указаны 3 черты, государственные деятели не названы      ИЛИ    указаны  2 черты, назван 1 государственный деятель     ИЛИ     указана 1 черта, названы 2 государственных деятеля

2

Указаны 2 черты, государственные деятели не названы     ИЛИ    указана 1 черта, назван 1 государственный деятель     ИЛИ     черты не указаны, названы 2 государственных деятеля

1

Назван 1 любой элемент ответа  ИЛИ   все элементы ответа названы неверно

0



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Выполнить задание по форме ЕГЭ - С5

Ниже приведены  две точки зрения на уровень и характер развития России в XIX-XXвв:

  1. Сложилась в советский период. Россия являлась глубоко отсталой страной  и находилась в полуколониальной зависимости от экономически развитых держав.
  2. Имеющая распространение в современных условиях. Предреволюционная Россия – страна всеобщего благоденствия и процветания.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

можно выбрать одно из названных суждений, но при этом необходимо привести     подтверждающие его аргументы, например:

       При выборе первой точки зрения:

  1. Сохранение помещичьего землевладения
  2. Малоземелье крестьян
  3. Концентрация промышленного производства
  4. Вмешательство государства в экономическую жизнь
  5. Преобладание вывоза капитала над ввозом
  6. Уровень ВНП на душу населения Россия уступала передовым индустриальным державам
  7. Доля России в мировом экспорте в 1913 году – 4,2%

При выборе второй точки зрения:

  1. Россия занимает первое  место по темпам производства
  2. Россия занимает первое  место по нефтедобыче
  3. По протяженности ж/д – 2-е место в мире
  4. Развитие банковской системы
  5. Создание монополий
  6. Иностранные инвестиции – способствуют интеграции российской экономики  в мировую систему хозяйствования



Указания к оцениванию

Баллы

Приведены   3   аргумента,   подтверждающие   выбранную   точку зрения

3

Приведены 2 аргумента

2

Приведен 1 аргумент

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

3



Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Из письма государственного деятеля С.Ю. Витте:

В России по условиям жизни нашей страны потребовалось государственное вмешательство в самые разнообразные стороны общественной жизни, что коренным образом отличает ее от Англии, например, где все предоставлено частному почину и личной предприимчивости и где государство только регулирует частную деятельность<...> Функции государственной жизни в этих двух странах совершенно различны, а в зависимости от сего должны быть различны и требования, предъявляемые в них лицам, состоящим на государственной службе, т.е. к чиновникам. В Англии класс чиновников должен только направлять частную деятельность, в России же кроме направления частной деятельности он должен принимать непосредственное участие во многих отраслях общественно-хозяйственной деятельности.

 С1.

 К какому периоду относиться данный документ? Кто был царем в данный     экономический период? Какую государственную должность занимал автор письма во время его написания?

С2.

Используя текст документа и знания по истории , объясните какую цель преследовал документ. У кажите не менее 2-х целей. Сторонником какого направления был С.Ю.Витте?

С3.

Используя знания по истории укажите особенности экономического развития  страны в данный период. Укажите не менее трех особенностей

C1  

 К какому периоду относиться данный документ? Кто был царем в данный     экономический период? Какую государственную должность занимал автор письма во время его написания?

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что:

  1.  1895 г.
  2. Николай II
  3. Министр финансов


Приведены год, имя царя, должность автора документа

2

Названы 2 любых элемента ответа

1

Назван 1 любой элемент ответа

ИЛИ

все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл      2

C2

Используя текст документа и знания по истории , объясните какую цель преследовал документ. У кажите не менее 3-х целей.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут   быть   указаны   следующие   цели:

  1. Характеристика в целом экономической ситуации в стране и обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику
  2. Обосновать необходимость реформирования экономической системы
  3. Обосновать необходимость ускоренной индустриализации


Указаны 3 любых вопроса

2

Указаны 2 любых вопроса

1

Указан 1 любой вопрос

ИЛИ

все элементы ответа названы неверно

0

С3. Используя знания по истории укажите особенности экономического развития  страны в данный период.  На какую особенность указывает автор? Какие особенности можете дополнительно указать вы? Укажите не менее трех особенностей

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие причины:

     Автор:

  1. Государственное вмешательство в экономику


Указываемые дополнительно:

  1. Неравномерность экономического развития
  2. Сохранение помещичьего землевладения и отставание с/х производства от промышленного
  3. Многоукладность экономики
  4. Малоземелье крестьян

Указаны 3 любых особенности

2

Указаны 2 любых особенности

1

Указана 1 любая особенность

ИЛИ

все элементы ответа указаны неверно

0

Максимальный балл      2



Предварительный просмотр:

 Приложение № 4

С7  Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861—1881    гг. и после принятия Положения 1881 г.— вплоть до конца XIX в.

       Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

С7.1 В качестве общих характеристик могут быть приведены:

—        сохранение малоземелья крестьянства

—        плата крестьянами выкупа за землю

—        запрещение выхода из общины с землей

—        крестьянам не вернули отрезки

—        крестьянство осталось неполноправным сословием

Приведены 2 общие черты

2

Приведена 1 общая черта

1

Все общие черты названы неверно

0

Максимальный балл

2

С7.2. Различия:

1861—1881гг.

После принятия Положения 1881 г.

Временнообязанное положение крестьянства

Отмена     временнообязанного  положения крестьянства

— Выплата      крестьянами выкупных платежей помещикам

— Обязанность крестьян платить государству долг за не выплаченные помещиками выкупные платежи

— Выплата   высоких   выкупных платежей

— Снижение выкупных платежей

— Существование   подушной подати

— Отмена подушной подати

— Учреждение    Крестьянского поземельного банка с целью создания более благоприятных условий       для  покупки крестьянами земли

Названы 3 различия

2

Названы 1—2 различия

1

Все различия названы неверно

0

Максимальный балл

2



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

ЧАСТЬ А

  1. Основная цель денежной реформы 1897 года:

А) улучшение материального положения рабочих

Б) привлечение иностранного капитала

В) создание монополистических союзов

Г) введение винной монополии

  1. Переход к индустриальному обществу называется:

А) индустриализация

Б) промышленным переворотом

В) модернизацией

Г) монополизацией

  1. В состав российских губерний не входил регион:
    А) Прибалтика

Б) Казахстан

В) Финляндия

Г) Северный Кавказ

  1. Основной формой монополий в России  в конце XIX_XX вв   выступал:

А) синдикат

Б) Трест

В) концерн

Г) концсорциум

    5.   Прочтите высказывание , какому государственному деятелю оно принадлежит. «…Имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала, буржуазии и борьбы сословий».

А) С.Ю.Витте

Б) В.К.Плеве

В) П.А.Столыпин

Г) Г.Е.Распутин

  1. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

       А) Введение винной монополии

       Б) денежная реформа

       В) Строительство Транссибирской магистрали

       Г) Первая русская революци

ЧАСТЬ В

  1. Какие три из перечисленных мероприятий были связаны с деятельностью С.Ю. Витте?Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу

1) строительство Транссибирской железной дороги

2) введение винно-водочной монополии

3) учреждение военных поселений

4) создание III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии

5) проведение денежной реформы, введение золотого стандарта

6) разработка указа о «вольных(свободных) хлебопашцах»

  1. Какие три особенности относятся к социально- правовому положению рабочих в России начала века. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
  1. Малочисленность
  2. Огромный экономический потенциал
  3. Высокий уровень заработной платы
  4. Тесная связь с деревней
  5. Общинное мировоззрение
  6. Высокая правовая защищенность
  1. Какие три особенности относятся к Российской модернизации XIX-XXвв.:
  1. Частично охватывала сферы жизнедеятельности общества
  2. Городское население преобладало над сельским
  3. Проходила под контролем верховных властей
  4. Преобладала доля промышленной продукции
  5. Формировались монополистические объединения
  1. Прочтите высказывание и напишите какому государственному деятелю оно принадлежит. « В России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю…Россия должна перейти на него. Это мировой непреложный закон».
  2. Установите соответствие между терминами , относящимися к рубежу XIX-XX века

ТЕРМИНЫ:        А) Синдикат

                                Б) Картель

                                В) Трест

                                Г) Концерн

            ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

  1. соглашение предприятий, обычно одной и той же отрасли, о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмене патентами и т.д. Одна из форм монополистического объединения.
  2. Многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью
  3. форма монополистического объединения, при которой все объединяющиеся предприятия теряют коммерческую и производственную самостоятельность, подчиняясь единому управлению.
  4. объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта изделий через общую продажную контору, организованную в форме особого торгового товарищества

С4 . Укажите не менее трех черт, характеризующих состояние российской экономики конца XIX в. - начала XX в.  Назовите    двух    государственных    деятелей,    проводивших    важные  социально-экономические преобразования в царствование Николая II.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для подготовки спортсменов Специальной Олимпиады России по хоккею на полу.

Методическое пособие по хоккею на полу для тренеров Специальной Олимпиады России и педагогов адаптивной физической культуры....

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории.

Данный материал содержит рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по истории по части "С" по образцу 2013года. Также содержит клише по написанию исторического сочинения....

Методическое пособие по подготовке к ЕГЭ по истории «История культуры России»

Методическое пособие по подготовке к ЕГЭ по истории. Содержит  иллюстративный  и теоретический материал по вопросам древнерусской культуры....

Основные методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории.

Обучающиеся и их родители могут получить рекомендации о том на что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по истории....

Презентация "Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по истории"

Презентация "Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по истории"...

Выступление на РМО Курбан О. Н. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию

Выступление на РМО Курбан О. Н. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию. Презентация и доклад...