Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории России 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории России составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории. Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории России 6 класс | 92.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ
(не менее 40 ч)
Что изучает история Отечества.
История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории
России. Факторы самобытности российской истории. Исторические источники по истории нашей Родины.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, Социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Жители лесной полосы Восточной Европы. Межэтнические контакты и взаимодействия
Древняя Русь в VIII — первой половине ХII в.
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Христианство и язычество. Владимир Святославич. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.
Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Древняя Русь и её соседи.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Управление государством при Ярославе Мудром. земельные отношения. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. древнерусские города. Развитие ремесла и торговли.
Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика. фреска). Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Русь Удельная в 30-е гг. ХII—ХIII в.
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления древнерусского государства.
Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально-политического развития.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и её историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества
Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель в ХII—Х III вв. Общерусское культурное единство и образование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве»
Московская Русь в ХIV — ХV вв.
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже ХIII—ХIV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце ХIV — середине XV в. Василий 1. Московская усобица второй четверти ХУ в., её значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орлы. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василии III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.
Социально-экономическое и политическое развитие Руси в XIV-XV вв. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Структура русского средневекового общества. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва — Третий Рим»
Культура и быт в XIV-XVI вв. Исторические условия, «особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV-XVI в. Расцвет культуры Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение за три моря’» Афанасия Никитина. Развитие зодчества (главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублёв.
Московское государство в XVI в.
Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине ХII в. Боярское правление. Иван IУ: психологический портрет. Венчание Ивана IVна царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Цели и значение реформ 1550-х гг.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в ХУVI в. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири. Расширение территории государства и его многонациональный характер.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность, причины и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт в XVI в. Особенности российской культуры XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Публицистика. Четьи минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. дионисий. Произведения декоративно- прикладного искусства.
Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. «домострой» .
Россия на рубеже ХVI—ХVII вв.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Лжедмитрий 1. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия 1. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий 11. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Патриотический подъём народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.
Календарно- тематическое планирование курса «История России»
6 класс
(40 часов)
Класс | Программа | Учебник | УМК |
6 класс | История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.Ю.Морозов. – М.: Просвещение, 2011.128 с. | История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2012. | Для учителя: 1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина Поурочные разработки. История России. М., «Просвещение», 2012. 2. Сборник тематических тестов по истории России. Для учащихся 6-х классов./ Кишенкова О.В. – М.: «Интеллект-Центр». 20011. – 144 с. 3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 6 класс. – М.: ВАКО, 2013, - 256 с. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока (тип урока) | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучаюшихся | Система оценки | Дата проведения | ||||
Личностные | Метапредметные Р - регулятивные П - познавательные Ккоммуникативные | Предметные | План | Фа Факт | |||||
научится | получит возможность научиться | ||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) | |||||||||
1/1 | Введение. Предмет Отечественной истории (комбинированный) | Понимают культурное многообразие жизни. Уважительное внимательное отношение к одноклассникам. | Р – учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П – сопоставляют и отбирают информацию полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. К – читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя) | Определять происхождение и смысл понятия «Отечественная история» | Описывать картину, получать историческую информацию из различных источников | Текущий – беседа. Самоконтроль | |||
ТЕМА 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VII –ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII ВВ. (10 ч) | |||||||||
2/1 | Древнейшие народы на территории России (комбинированный) | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П - выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Владеть навыками устного объяснения процессов и явлений | Давать характеристику общественного строя древнейших народов России | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования племен, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических конфликтов и взаимодействий | Текущий – блиц-опрос. Самоконтроль | ||
3/2 | Восточные славяне (урок изучения нового материала) | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра | Показывать на карте территорию расселения славян; рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях | Сравнивать свидетельства различных исторических источников | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтни-ческих контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань | Текущий –защита индивидуальной творческой работы. Самоконтроль | ||
4/3 | Формирование Древнерусского государства (комбинированный) | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения образования Древнерусского государства | Давать сопоставительную характеристику политического устройства государства | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье | Текущий – проверка схемы, исторический диктант. Самоконтроль | ||
5/4 | Первые киевские князья (урок систематизации знаний) | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Давать оценку исторической личности. Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Показывать на карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Составлять хронологическую таблицу о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывка из «Повести временных лет» | Текущий – проверка кроссворда. Самоконтроль | ||
6/5 | Владимир Святославич. Принятие христианства (урок изучения нового материала) | Осознание социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Р – учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П – сопоставляют и отбирают информацию полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. К – читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя) | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения Крещение Руси. Давать оценку исторической личности | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ | Текущий – проверка таблиц. Самоконтроль | ||
7/6 8/7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром (комбинированный) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Давать оценку исторической личности | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп | Текущий – карточки с проблемными вопросами. Самоконтроль | ||
9/8 | Культура Древней Руси (урок – практикум) | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П - выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие | Текущий – кроссворды. Самоконтроль | ||
10/9 | Быт и нравы Древней Руси (урок систематизации знаний) | Осознние социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося) | Текущий – беседа. Самоконтроль | ||
11/10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VII – первой половине XII вв.» (применение знаний и умений) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. К - умеют контролировать действия партнера | Объяснять смысл основных понятий и терминов | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира | Уметь выполнять познавательные и практические задания. | Итоговый –контрольный тест | ||
ТЕМА 2. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII – XIII ВВ. (10 ч) | |||||||||
12/1 | Анализ контрольного теста. Раздробление Древнерусского государства (комбинированный) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения начала политической раздробленности | Сравнивать свидетельства различных исторических источников | Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности Раскрывать причины и последствия раздробленности | Текущий –проверка таблицы. Самоконтроль | ||
13/2 14/3 | Главные политические центры Руси (урок изучения нового материала) | Формирование границ собственного знания и «незнания» | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Давать сопоставительную характеристику политического устройства государства | Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики | Текущий – защита групповых работ. Самоконтроль | ||
15/4 16/5 | Нашествие с Востока (урок изучения нового материала) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Р – учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П – сопоставляют и отбирают информацию полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. К – читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя) | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения установление зависимости русских земель от татаро - монгол | Сравнивать свидетельства различных исторических источников | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов | Текущий – тестирование. Самоконтроль | ||
17/6 | Борьба Руси с западными завоевателями (комбинированный) | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального мира | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Начать составление характеристики Александра Невского, используя разные источники | Текущий - устный блиц-опрос, карточки, сообщения. Самоконтроль | ||
18/7 | Русь и Золотая Орда (урок изучения нового материала) | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального мира | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения установление зависимости русских земель от Золотой Орды | Давать сопоставительную характеристику политического устройства государства | Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход» | Текущий – устные ответы на вопросы. Самоконтроль | ||
19/8 | Русь и Литва (урок систематизации знаний) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому | Текущий – интеллектуаль-ная разминка. Самоконтроль | ||
20/9 | Культура русских земель в XII-XIII вв. (урок – практикум) | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов | Р – учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П – сопоставляют и отбирают информацию полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. К – читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя) | Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII— XIII вв., используя Интернет и другие источники информации | Текущий – викторина. Самоконтроль | ||
21/10 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь Удельная в XII – XIII вв.» (применение знаний и умений) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. К - умеют контролировать действия партнера | Объяснять смысл основных понятий и терминов | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | Итоговый –контрольный тест | ||
ТЕМА 3. МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV – XVI ВВ. (16 ч) | |||||||||
22/1 23/2 | Анализ контрольного теста. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества (комбинированный) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения объединения русских земель вокруг Москвы | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты | Текущий –карточки с заданиями. Самоконтроль | ||
24/3 25/4 | Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. (урок изучения нового материала) Куликовская битва (комбинированный) | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального мира | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П - выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения установление зависимости русских земель от Золотой Орды | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»: http//prodigy,bl.uk/illcat/rprord asp?MSID Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея | Текущий – игровое задание «Исторический футбол», проверка картосхем. Самоконтроль | ||
26/5 | Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века (урок – исследование) | Формирование основ гражданской идентичности личности | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы | Итоговый –карточки с заданиями. Самоконтроль | ||
27/6 | Создание единого русского государства и конец ордынского ига (урок – исследование) | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального мира | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения установление зависимости русских земель от Золотой Орды | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого Русского государства | Текущий – проблемные вопросы и задания, проблемное задание на карте. Самоконтроль | ||
28/7 | Московское государство в конце XV- начале XVI века (комбинированный) | Формирование основ гражданской идентичности личности | Р – учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П – сопоставляют и отбирают информацию полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. К – читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя) | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. Объяснять смысл понятий Боярская , дума, кормление, местничество, пожилое ,поместье | Текущий –карточки с индивидуаль-ным заданием. Самоконтроль | ||
29/8 | Церковь и государство в конце XV-начале XVI века (урок систематизации знаний) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси | Текущий –карточки с индивидуальным заданием. Самоконтроль | ||
30/9 31/10 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады (изучение нового материала) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения расцвета и упадка российской государственности в период правления Ивана IV Грозного. Давать оценку исторической личности | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в. Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне | Текущий – проблемные вопросы и задания, заполнение таблицы. Самоконтроль | ||
32/11 | Внешняя политика Ивана IV (урок – исследование) | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального мира | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения расцвета и упадка российской государственности в период правления Ивана IV Грозного | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака Объяснять какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне | Текущий – хронологичес-кая таблица «Внешнее положение». Самоконтроль | ||
33/12 | Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного (комбинированный) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений. | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения расцвета и упадка российской государственности в период правления Ивана IV Грозного | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана IV Грозного. Участвовать в обсуждении видео и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нём. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право | Текущий – решение познавательных задач по карточкам. Самоконтроль | ||
34/13 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв. (урок систематизации знаний) | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П - выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XVI вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIV—XVI вв., используя Интернет и другие источники информации. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV—XVI вв. | Текущий – викторина. Самоконтроль | ||
35/14 | Архитектура и живопись в XIV – XV вв. (урок – практикум) | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра | Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | Устный блиц-опрос, карточки, сообщения. Самоконтроль | |||
36/15 | Быт и нравы XV-XVI вв. (урок – экскурсия) | Освоение гуманистических традиций и ценностей | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала). Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV—XVI вв., используя информацию из источников | Текущий – работа по карточкам. Самоконтроль | ||
37/16 | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Московская Русь в XIV – XVI вв.» (применение знаний и умений) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. К - умеют контролировать действия партнера | Объяснять смысл основных понятий и терминов | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира | Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития XIV—XVI вв. в России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XIV—XVI вв. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV—XVI вв. | Итоговый –контрольная работа | ||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч) | |||||||||
38/1 | Анализ контрольной работы. Повторение. Русь удельная в XII – XIII вв. | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р – выделяют то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качества и уровня усвоения. К – планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром | Определять все | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием | Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVIв Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. | Текущий -понятийный диктант, письменные задания. Самоконтроль | ||
39/2 | Повторение. Русь удельная в XII – XIII вв. | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра | Определять все | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием | Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVIв Выполнять проблемные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА | Текущий – урок-игра «Колесо истории». Самоконтроль | ||
40/3 | Повторение. Московская Русь в XIV – XV вв. | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра | Определять все | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием | Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVIв Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА |
Форма промежуточной аттестации | График прохождения промежуточной аттестации | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего | |
Контрольный тест | - | - | 2 | - | 2 |
Контрольная работа | - | - | - | 1 | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Печатные пособия.
Исторические карты:
- Римская империя в IV-Vвв. Падение Западной Римской империи.
- Великое переселение народов.
- Франкское государство в V - начале IX в.
- Византийская империя и славяне в VI-XIвв.
- Арабы в VII-XIвв.
- Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIVвв.).
- Западная Европа в XI - начале XIII в. Крестовые походы.
- Англия и Франция в XI - начале XIV в.
- Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.
- Европа в XIV-XVвв.
- Англия и Франция во второй половине XV в.
- Чехия в XIII-XVвв.
- Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.
- Индия и Китай в Средние века.
- Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII в.
Демонстрационные таблицы:
- Крестовые походы 1096-1270 гг.
- Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.
- Крестьянская община.
- Средневековый замок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Рабочая программа и тематическое планирование по истории 6 класс
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образов...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Рабочая программа и тематическое планирование по истории России 6-9 класс
Пособие создано в соответствии с требованиями Концепциинового учебно-методического комплекса по отечественной историии Историко-культурного стандарта, а также Федерального государ-ственного образовате...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...
Рабочая программа, календарно-тематический план, "Основы военной подготовки", 5 класс
Рабочая программа и календарно-тематический план, 5 класс по внеурочной деятельности....