Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России»
рабочая программа по истории (11 класс)
Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussionnye_voprosy.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А.Лавочкина»
города Смоленска
Рабочая программа
Наименование предмета: история.
Наименование элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России».
Класс: 11 класс.
Уровень общего образования: средняя (полная) школа. Базовый уровень.
Учитель: Умпирович Елена Анатольевна
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2015/2016 учебный год.
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа за год; в неделю 1 час.
Составлено на основе:
1.Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень.
2.Историко – культурный стандарт.
Рабочую программу составила __________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
- Историко – культурного стандарта.
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень.
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (недельная нагрузка – 1 час).
Рабочая программа имеет следующую структуру: пояснительную записку, календарно - тематическое планирование.
Общая характеристика курса.
Курс способствует обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении наиболее сложных и противоречивых процессов в развитии российского общества в эпоху новейшего времени. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, знания приобретают особую роль в процессе самоидентификации личности, осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы курса связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России. Критерий качества связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Изучение материала основывается на проблемно-хронологическом подходе.
Цели изучения курса.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Место курса в базисном учебном плане.
Учебный план школы на 2015/2016 учебный год отводит на реализацию курса 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века
Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. « Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н. X. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте.Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала XX века.Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции».
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы
Гражданская война - трагедия русского народа.Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.
Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии.Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».
Тема 4. НЭП – альтернатива или объективная необходимость?
Точки зрения на историческую роль НЭПа в истории России. Содержание НЭПа. Надежды и иллюзии. Итоги НЭПа. Взгляд на НЭП эсеров, либералов и др.
Тема 5. Индустриализация и командно-административная система
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Фельдманом Г. А.Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.«Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 6. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика?
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н.Д.Кондратьева.
Тема 7. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-1940 гг.)
Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма - серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия Виктора Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «зимней войне»? Кто проиграл «зимнюю войну»?
Тема 8.Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР во время войны
Официальная историография о внезапности нападения Германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция « Гроза».Версия В. Суворова: «Германский фашизм - это Ледокол Революции». Моделирование превентивного удара по версии В. Суворова. Анализ вероятности подобных сценариев.
Тема 9. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом)
Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.Цена победы - большая кровь.Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода - главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм - залог Победы.
Тема 10. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны».Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм - миф или реальность. Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением. Размышления о предотвращении трагических последствий воины.
Тема 11. От перестройки к развалу СССР.
Эволюционное развитие Советского государства по пути перемен или радикальный слом и замена старых общественных структур новыми отношениями собственности. Был ли неизбежен развал СССР.
Тема 12. К новой модели общественного развития.
Трудности и противоречия переходного периода. Межнациональные отношения в посткоммунистических условиях.
Тема 13. Россия в современных условиях.
Модернизация России: основные направления. Россия – «евразийская держава»?
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1.
Особенности российского варианта модернизации.
2.
Пути и варианты политического развития страны
в начале XX в.
3.
1917 г.: возможность исторического выбора.
4.
Великая Октябрьская социалистическая революция или Октябрьский переворот?
5.
Причины победы большевиков в борьбе за власть.
6.
Периодизация гражданской войны в России.
7.
Гражданская война: белые.
8.
Гражданская война: красные.
9.
Между белыми и красными.
10.
Гражданская война – трагедия русского народа
11.
Русская эмиграция.
12.
Содержание и итоги НЭПа.
13.
Историческая роль НЭПа.
14.
Необходимость, цели и средства индустриализации.
15.
Главные итоги индустриализации.
16.
Жертвы индустриализации.
17.
Причины и ход коллективизации.
18.
Итоги и последствия коллективизации.
19.
План Чаянова.
20.
Советско-финская война.
21.
Кто проиграл «зимнюю войну»?
22.
Подготовка СССР к войне с Германией.
23.
Дискуссия о намерениях Сталина на начальном этапе ВОВ.
24.
Приказ №227.
25.
Военные операции СССР в 1945 году.
26.
Кто развязал «холодную войну»?
27.
СССР и страны социалистического лагеря.
28.
«Горячие» точки «холодной войны».
29.
Достижения и проблемы развития СССР в 60-70 гг. XX в.
30.
Перестройка, ускорение, гласность
31.
Был ли неизбежен распад СССР?
32.
Трудности и противоречия переходного периода.
33.
Межнациональные отношения в посткоммунистических условиях.
34.
Тенденции в развитии РФ на современном этапе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...
программа элективного курса "Проблемные вопросы российской истории" с разработкой одного урока
Программа курса расчитана на 34 урока. Все темы имеют в российской исторической науке дискуссионный характер. если нет возможности реализации курса полностью - возможно использование в курсе истории О...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...
Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»
Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории»
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории»...
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории» 10-11 классы
Рабочая программа по элективному курсу «Актуальные вопросы истории» для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта сре...