Разработка интегрированного урока истории и литературы "Власть и церковь"
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему
Разработка интегрированного урока истории и литературы "Власть и церковь" предназначена для учащихся 7 класса. Урок направлен на формирование умений работы с источниками информации разного типа – историческими документами, художественным произведением. По ходу урока вырабатываются умение сопоставлять версии и оценки событий, данные различными историческими личностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlast_i_tserkov.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Кулинич Светлана Владимировна
Интегрированный урок ( История + литература) в 7 классе.
Тема урока: Власть и церковь. Церковный раскол.
Цели:
Образовательные: охарактеризовать причины и последствия церковной реформы, роль раскола для дальнейшей религиозной жизни России.
Развивающие: обучить методам работы с источниками информации разного типа – историческими документами, художественным произведением; выработать умение сопоставлять версии и оценки событий, данные различными историческими личностями; формировать историческое мышление;
Воспитательные: воспитывать уважение к истории и литературе;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер и проектор; презентация
Термины (написаны на доске):
- Догмат – основное положение церковного учения, считающееся непреложной истиной.
- Духовник – священник, принимающий исповедь.
- Митрополит – высший духовный сан.
- Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство.
- Патриарх – глава церкви.
- Протопоп – старший православный священник.
- Раскол – религиозно – общественное движение, возникшее в середине XVII в. в России, направленное против официальной церкви.
- Старообрядчество – религиозное течение, возникшее вследствие раскола и стремящееся к сохранению церковных правил старой веры.
Опережающее задание: познакомиться с произведением древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума»
Ход урока
- Введение учеников в тему урока с помощью художественного образа
(На экране репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Мороза»).
-Учитель: Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII в. – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одеждах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гнетом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Мчатся розвальни, а за ними, едва успевая, бежит прикованная к поручням сестра Морозовой княгиня Урусова, в отчаянии ломающая пальцы, в бархатной шубе и узорчатом платке. Судьба этих женщин будет страшной – посаженные в земляную тюрьму, они умрут мучительной смертью. Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? Ответ на этот вопрос мы узнаем в конце урока, изучив тему «Власть и церковь. Церковный раскол».
События начала XVII в. стали суровым испытанием для Русской Православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церковную утварь, убивали служителей церкви. По окончании Смуты главной задачей вновь избранного патриарха Филарета – отца царя Михаила Федоровича Романова – стало поднятие духа верующих и священнослужителей. Главное, чего удалось добиться патриарху, - это укрепление авторитета и власти царя. Однако многие сложные церковные вопросы так и не были ни при Филарете, ни при его преемниках – патриархах Иоасафе I и Иосифе. Время решения этих вопросов наступило в середине XVII в. при патриархе Никоне.
- Опережающее задание ( сообщение учащегося о патриархе Никоне в сопровождении слайдовой презентации)
По окончании - беседа
Вопросы: 1. Чем выделился монах Никон живший в Троицком скиту Анзерского острова?
2. Каким образом Никону удалось сблизиться с Алексеем Михайловичем?
3. Как и когда Никон стал метрополитом ?
Учитель: Именно с момента назначения Никона метрополитом уместно начать разговор о церковной реформе XVII в. Для этого необходимо познакомиться еще с одним ее активным участником – протопопом Аввакумом. Судьба этого человека нам известна по его «Житию», которое, в отличие от других литературных произведений этого жанра, написано живым, сочным языком. Кроме перипетий своей жизни Аввакум включает в свое повествование описание бытовых сцен, природы, душевного состояния и страданий.
III. Работа в группах
Работа учащихся продолжается в группах по 2 человек с привлечением «Жития протопопа Аввакума».
Задание: составьте сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану:
- Происхождение, родители.
- Воспитание и образование.
- Семья – жена и дети.
- Служебная карьера.
- Какими нравственными качествами обладал?
По окончании работы выслушиваются ответы групп (сравнительная таблица в слайде) .
IV. Продолжение работы по теме урока
Став патриархом, Никон взял курс на проведение реформ. Какие проблемы церковной жизни ему необходимо было решить?
Работа с текстом учебника:
Задание 1 : прочитав пункт 3 § 7 текста учебника выделить проблемы церкви накопившиеся к середине 16 в.
Задание 2: Изучить выдержки из циркуляра Никона «Память» и выделить главные направления реформы, построив схему.
Работа учащихся со схемой (слайд).
Церковная реформа Никона
Вопросы:
- Какими методами осуществлялась никоновская реформа?
- Какой была реакция русского народа на ее проведение?
- Почему реформе сопротивлялись священнослужители на местах?
Учитель: Весной 1654 г. под председательством царя Алексея Михайловича был собран церковный собор, который утвердил положения реформы. (Слайды)
Вопросы:
- Каковы были последствия начала реформирования церкви?
- Что означает выражение «раскол Русской Православной церкви?»
- Какие социальные группы участвовали в расколе?
- Как вы думаете, что было общего у этих людей? Можно ли говорить о расколе как об общественном движении?
Учитель: Церковная реформа Никона также оказала огромное влияние на развитие культуры 17 в. Однако в процессе своей деятельности на посту главы русской православной церкви Никон впал в немилость.
По приказу Алексея Михайловича 1 декабря 1666 г. в Москве опальный патриарх предстал перед собором русских архиереев и восточных патриархов. Он обвинялся в том, что самовольно ушел с патриаршества, бесчестил государя, критиковал Соборное уложение и другие царские законы о церкви. В результате Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь, а после смерти царя – Кирилло- Белозерскую обитель. На старости лет ему разрешено было вернуться в его детище – Новый Иерусалим, но до обители бывший патриарх не добрался, 17 августа 1681 г. он скончался. Через год церковный собор восстановил Никона в сане патриарха. Похоронен он в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря.
Задание : Прочитайте текст учебника на стр. 59-60 «Протопоп «Аввакум»
Вопросы:
- Почему, по – вашему мнению, Аввакум заслужил такие оценки?
- 14 апреля 1682 г. Аввакум был сожжен в Пустозерске вместе со своими сторонниками. Подумайте, почему судьбы реформатора Никона и его противника Аввакума оказались так похожи.
VI. Подведение итогов урока
Вывод стр. 60. Итоги церковной реформы (Слайд)
Учитель: Церковный раскол – явление, в котором сплелись многие духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия раскола не изжиты до сих пор. Он стал ярким проявлением самых различных черт национального русского характера, реакцией общества на перемены в духовной и политической жизни России. Огромное влияние раскол оказал на церковь, он поколебал ее авторитет и способствовал процессу секуляризации. Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в итоге вылился в противостояние церкви и государства и закончился лишением духовенства политической власти. Окончательный выбор светского направления развития Россия сделает уже при Петре I, когда все управление духовной сферой прейдет в руки Синода.
А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова» (демонстрирует картину на экране). Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но непокорившаяся, закованная в кандалы, но непобежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
Домашнее задание: читать § 7, написать синквейн по теме «Раскол».
Задание 2.
Контрольное задание к уроку: Прочитайте текст, выполните задания к нему
« Исповедальная книга Аввакума донесла до нас не только накал общественно—идеологического движения, но и особенности бытовых и семейных отношений. В «Житии протопопа Аввакума» подробно и не очень рассказано о представительницах всех сословий. О бесправном положении простолюдинок, о жизни и быте представительниц царской семьи»
Задание : Найдите в тексте «Житие протопопа Аввакума» описание положения представительниц разных сословий. Найдите общие черты и различия их положения в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.(разработка интегрированного урока истории и литературы для 11 класса).
интегрированный урок истории и литературы...
разработка интегрированного урока истории и литературы "Цена свободы"
интегрированный урок "Цена свободы" посвящен памяти жертв политических репрессий...
Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»
Интегрированный урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...
Методическая разработка интегрированного урока история география
Подходит для повторения учебного материала и расширения кругозора...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока ( история, обществознание, региональный компонент) к 4 ноября- Дню народного единства.
Учебно-методическая разработка интегрированного урока (история, обществознание, региональный компонент) к 4ноября - Дню народого единства....
Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы на тему: « Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»
Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера...
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...
- Мне нравится (1)