Рабочая программа по курсу «История и культура Санкт-Петербурга (технология экскурсоводческой деятельности)» (для 10-х классов).
рабочая программа по немецкому языку (10 класс)
Используя свой лингвокультурный опыт и свои национально-культурные традиции и привычки, обучающийся как субъект межкультурной коммуникации одновременно пытается учесть не только иной языковой и культурный код, но и иные нормы социального поведения. Культурный код есть та часть общей культуры человечества, которой обучающийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (культуроведческом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах. Культурологический подход предполагает исследование взаимоотношений культуры (и языка как ее составляющей) с сознанием (внутренним миром) человека, который является носителем этой культуры. Из этого следует, что изучение языка, его системы идет параллельно с изучением человека как «языковой личности», несущей в себе особенности национального мышления, ценностных ориентиров и этнической культуры в целом.
В качестве принципов отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического подхода необходимо выделить следующие принципы. Принцип диалога культур - предполагает анализ культуроведческого материала в целях использования его в качестве дидактического наполнения при разработке учебных программ; контрастивно-сопоставительное соизучение родной и изучаемой культур в контексте их непосредственного и опосредованного историко-культурного взаимовлияния; создание дидактических условий для подготовки учащихся к выполнению роли субъектов диалога культур. Принцип культуросообразности, согласно которому в отборе культуроведческого материала лежат следующие положения: определение культурной и ценностной значимости отбираемых материалов; определение значимости понятий «культурное наследие», «культурное многообразие», «диалог культур»; целесообразное использование культуроведческого материала в конкретной группе обучающихся с учетом их возрастных и интеллектуальных возможностей. Принцип доминирования проблемных культуроведческих заданий, согласно которому учащиеся учатся собирать, систематизировать, обобщать и интерпретировать культуроведческую информацию; овладевать стратегиями культуроведческого поиска и способами интерпретации культур; использовать стратегии культурного самообразования; участвовать в творческих работах культуроведческого и коммуникативнопознавательного характера. Принцип интегративности - ориентирован на восприятие культуроведческого содержания на основе междисциплинарных связей и зависимостей, предполагает интеграцию философско-культурологических, регионоведческих, лингвистических знаний. Принцип культурной вариативности и рефлексии - обнаруживается при разработке комплекса дидактических средств в рамках учебной дисциплины и при отборе культуроведческого материала для учебных целей. Данный принцип может служить основой разработки проблемных культуроведческих заданий, которые направлены на межкультурное развитие обучающихся.
Формы организации занятий внеурочной деятельностью.
- познавательная экскурсия - повышения познавательного интереса к истории Санкт-Петербурга с помощью виртуальных экскурсий, создание виртуальных экскурсий, воспитание уважительного отношения к объектам культурного и исторического наследия города,
- дискуссия - развитие умений устной иноязычной речи, умения предотвращать и избегать конфликтные ситуации, аргументировать свою точку зрения, обращаться к своему опыту и опыту других людей, развитие умений прогнозирования, читательской и функциональной грамотности,
- групповая - совместная деятельность обучающихся при выполнении проектно-исследовательской деятельности, подготовки маршрутных листов, рекламных плакатов, работа с текстом (изучающее и поисковое чтение),
- индивидуальная - подготовка индивидуальных учебных проектов, развитие способностей к репродуктивным и продуктивным речевым действиям, накопление и проявление нового для опыта деятельности на базе усвоенного ранее опыта действия, реализация нового способа деятельности,
- парная - использование Методики взаимотренажа ля определения сформированности культурологической компетенции,
- проектно-исследовательская деятельность - решение коммуникативной задачи творческим путем, изучение и обобщение фактов, создание собственного продукта, формирование социальной позиции, приобретение навыков планирования и тайм-менеджмента, развитие надпрофессиональных гибких навыков.
- дискуссия - развитие умений устной иноязычной речи, умения предотвращать и избегать конфликтные ситуации, аргументировать свою точку зрения, обращаться к своему опыту и опыту других людей, развитие умений прогнозирования, читательской и функциональной грамотности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 356 с углубленным изучением немецкого и английского языков Московского района Санкт-Петербурга |
196158 Санкт-Петербург, ул.Ленсовета, дом 68, лит.А тел.:417-57-58, факс: 417-57-59; e-mail school356.spb@yandex.ru ОКПО 52157449 ОГРН 1037821001327 ИНН/КПП 7810214814/781001001 |
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ школа № 356 Московского района Санкт-Петербурга Протокол № ___ от _____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________ Н.П. Хондожко Приказ № ______ от ______________ | |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«История и культура Санкт-Петербурга (технология экскурсоводческой деятельности)»
направление общеинтеллектуальное
для 10-х классов
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Автор-составитель:
Варсонова Дарья Александровна,
учитель немецкого языка
2021-2022 учебный год
Санкт-Петербург
2021
1 Пояснительная записка
Нормативные правовые акты
Рабочая программа по учебному курсу «Мой Петербург» составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования и науки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства Просвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ школа № 356 Московского района Санкт-Петербурга;
- учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом ГБОУ школа №356 Московского района Санкт-Петербурга;
- рабочей программы воспитания ГБОУ школа №356 Московского района Санкт-Петербурга.
Цели курса -
обобщить и углубить знания по страноведению и на основе этих знаний совершенствовать коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности, отдавая предпочтение говорению, развить личность школьника, способного участвовать в межкультурной коммуникации.
Задачи курса
- обеспечение соответствия программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися,
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- организация проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование,
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия;
- обеспечение духовной, культурной и социальной преемственности поколений;
- формирование духовных ценностей.
Место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения (68 часов в год, 2 часа в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время, в кабинете, оборудованном устройствами с выходом в интернет.
Методическое обеспечение
Для обеспечения выполнения программы используются следующие материально-технические ресурсы:
- дидактический материал, наглядность;
- мультимедийные обучающие программ;.
- компьютер;
- плакаты, содержащие необходимый страноведческий материал;
- грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала;
- компьютер.
Актуальность курса обуславливается необходимостью ориентироваться в культурном пространстве города и иметь представление о возможных путях самореализации в нем:
- уметь грамотно взаимодействовать с окружающим миром;
- осознавать ценность, значимость наследия города;
- воспринимать наследие города как часть отечественного и всемирного культурного наследия;
- уметь самостоятельно находить нужную информацию об объекте, о людях с ним связанных;
- активно использовать культурный потенциал Санкт-Петербурга.
- Содержание программы
- Краткая характеристика содержания учебного материала
№ | Темы разделов | Кол-во часов | Содержание |
1 | Модуль Литературный Петербург | 10 | Введение нового лексического материала по теме. Развитие умений задавать вопросы и отвечать на вопросы. Сравнение исторического города в разные временные промежутки. Повторение лексико-грамматического материала. Развитие умений монологической речи по теме "Мое любимое произведение А.С. Пушкина". Развитие умений диалогической речи по теме "Вслед за А.С. Пушкиным" |
2 | Модуль 2. Архитектурные стили Санкт-Петербурга | 22 | Введение нового лексического материала по теме. Знакомство с основными достопримечательностями города, стилями архитектуры и искусства. Знакомство с нормативно-правовой базой сферы сохранения объектов культурного наследия, в частности с ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Развитие умений устной и письменной иноязычной речи по темам Ориентирование в городе, Экскурсионная деятельность. Подготовка маршрутных листов для экскурсий. Подготовка открыток с использованием цифровых технологий. Подготовка учебных проектов. Развитие читательской и функциональной грамотности. Развитие умений цифровой грамотности. Дискуссия по теме. |
3 | Модуль 3. Промышленный Петербург | 5 | Введение нового лексического материала по теме. Работа с аутентичным материалом (в частности изучении информации на сайтах железнодорожных вокзалов, музея железных дорог России). Дискуссия. Развитие умений диалогической речи по теме "Покупка билетов на вокзале", "Ориентирование в пригородах Санкт-Петербурга". Развитие умений цифровой грамотности. |
4 | Модуль 4. Театральная жизнь Петербурга | 3 | Введение нового лексического материала по теме. Развитие умений диалогической речи по теме "Визит в театр". Развитие умений письменной речи по теме "Рецензия на театральную постановку. |
5 | Модуль 5. Революционный Петербург | 6 | Введение нового лексического материала по теме. Составление хронологической ленты. Определение судьбы объектов культурного наследия. Развитие умений поискового чтения. |
6 | Модуль 6. Блокадный Петербург | 8 | Введение нового лексического материала по теме. Развитие аудитивных умений. Определение судьбы объектов культурного наследия. Развитие умений изучающего чтения. |
7 | Модуль 7. Из истории Московского района | 2 | Введение нового лексического материала по теме. Развитие умений монологической речи по теме "Памятники архитектуры Московского района". Представление видеооткрытки. |
8 | Модуль 8. Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга | 5 | Введение нового лексического материала по теме. Развитие умений устной и письменной иноязычной речи по темам Ориентирование в городе, Экскурсионная деятельность. Подготовка маршрутных листов для экскурсий. Подготовка открыток с использованием цифровых технологий. Подготовка учебных проектов. Дискуссия по теме. |
9 | Модуль 9. Праздничные традиции в Санкт-Петербурге | 7 | Введение нового лексического материала по теме. Повторение лексико-грамматического материала. Развитие умений письменной речи: составление рекламного проспекта с указанием мест, рекомендованных к посещению, и городских праздников. |
Итого: | 68 |
- Межпредметные связи учебного предмета
Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он изучается не только как филологическая дисциплина, но и как средство общения. Поэтому иностранный язык открыт для использования материала из различных областей знания и содержания других учебных предметов.
2.3 Ключевые темы, прослеживаемые в межпредметных связях
Программа данного курса предусматривает работу с текстами содержащих в себе факты (или явления, события, их оценки) из других областей знания. Таким образом, осуществляются связи со следующими предметами: изобразительное искусство, литература, математика, история.
- Преемственность по годам изучения
Преемственность в изучении иностранным языкам обеспечивается посредством учета возрастных особенностей школьников. Преемственность обеспечивается в предметном содержании благодаря повторяющимся темам на разных этапах обучения, которые изучаются с новыми лексическими единицами и новыми грамматическими структурами, соответствующими этапу обучения.
- Деятельность учителя в соответствии с рабочей программой воспитания
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
- Формы организации занятий
- познавательная экскурсия - повышения познавательного интереса к истории Санкт-Петербурга с помощью виртуальных экскурсий, создание виртуальных экскурсий, воспитание уважительного отношения к объектам культурного и исторического наследия города,
- дискуссия - развитие умений устной иноязычной речи, умения предотвращать и избегать конфликтные ситуации, аргументировать свою точку зрения, обращаться к своему опыту и опыту других людей, развитие умений прогнозирования, читательской и функциональной грамотности,
- групповая - совместная деятельность обучающихся при выполнении проектно-исследовательской деятельности, подготовки маршрутных листов, рекламных плакатов, работа с текстом (изучающее и поисковое чтение),
- индивидуальная - подготовка индивидуальных учебных проектов, развитие способностей к репродуктивным и продуктивным речевым действиям, накопление и проявление нового для опыта деятельности на базе усвоенного ранее опыта действия, реализация нового способа деятельности,
- парная - использование Методики взаимотренажа ля определения сформированности культурологической компетенции,
- проектно-исследовательская деятельность - решение коммуникативной задачи творческим путем, изучение и обобщение фактов, создание собственного продукта, формирование социальной позиции, приобретение навыков планирования и тайм-менеджмента, развитие надпрофессиональных гибких навыков.
- дискуссия - развитие умений устной иноязычной речи, умения предотвращать и избегать конфликтные ситуации, аргументировать свою точку зрения, обращаться к своему опыту и опыту других людей, развитие умений прогнозирования, читательской и функциональной грамотности.
- Планируемые результаты (культурологический аспект)
Задачи | Планируемые результаты |
Формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому обучающемуся возможность выявить уникальность петербургского наследия, связь сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым, увидеть перспективы дальнейшего развития города | Интереса к изучению города выражается в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания; следить за событиями, происходящими в городе, в стремлении реализовать свои знания и умения проектно-исследовательской деятельности |
Способствовать пониманию значимости петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания об этапах формирования культурного наследия Санкт-Петербурга и конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия | Грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные, называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия; называют фамилии знаменитых петербуржцев, соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие города |
Способствовать дальнейшему формированию у обучающихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
| Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая), применять знания в учебной и повседневной ситуации учителем: находить на карте нужные объекты, прокладывать оптимальные маршруты, читают карты как источник информации. Ориентируются в городском и музейном пространстве Умеют извлекать необходимую информацию из разных письменных источников, узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города; объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города; применять полученные знания и умения в реальной жизни |
Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся. | Умеют сравнивать, сопоставлять памятники, а также и их изображения; работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать с наглядным материалом; аргументировать свой ответ; извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы |
Содействовать выражению обучающимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению | Оценивают конкретных объектов, традиций, деятельности горожан, культурного потенциала города, его роли в жизни России; осуществляют проектно-исследовательскую деятельность |
Личностные результаты:
- обучающиеся получат возможность для развития творческого потенциала с целью самоопределения и формирования личностного смыла для изучения иностранного языка,
- получат позитивное отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура),
- приобретут опыт самостоятельного общественного действия, дружелюбного отношения к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах,
- получат возможность научиться вести и поддерживать развернутый диалог, вести дискуссии согласно предлагаемой коммуникативной ситуации.
Метапредметные результаты:
- совершенствование стратегической компетенции учащихся, гибкости и способности ориентироваться в заданиях различного типа,
- совершенствование умения анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности,
- обучающиеся получат возможность приобрести навыки применения основных норм речевого поведения в процессе диалогического общения, построения развернутых и логичных монологических высказываний по образцу.
Предметные результаты:
- расширить лингвистические представления, необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
- получить возможность узнать больше о культуре Санкт-Петербурга;
- воспринимать на слух и понимать тексты, построенные на изученном языковом материале.
- обобщить и расширить лексико-грамматический материал.
4. Формы учета (представления) достижений планируемых результатов
Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации
Самоанализ и самооценка обучающихся.
Словесная характеристика (оценка).
5. Поурочно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Модуль 1. Литературный Петербург | 10 | |
1 | Инструктаж по ТБ. Введение в курс | 1 |
2 | Пушкинская Эпоха | 1 |
3 | Пушкинский Санкт-Петербург | 1 |
4 | Восстание декабристов | 1 |
5 | Пушкин и декабристы | 1 |
6 | Пушкин. Биография | 1 |
7 | Лирика Пушкина | 1 |
8 | Лирика Пушкина | 1 |
9 | Петербург. Конец 19 века | 1 |
10 | Лексика по теме. Работа с текстом | 1 |
Модуль 2. Архитектурные стили Санкт-Петербурга | 22 | |
11 | Биография К.И. Росси | 1 |
12 | Творчество К.И. Росси | 1 |
13 | Площадь искусств | 1 |
14 | Елагин дворец | 1 |
15 | Ансамбль Дворцовой площади | 1 |
16 | Эрмитаж | 1 |
17 | Сенатская площадь | 1 |
18 | Площадь Островского | 1 |
19 | Улица Зодчего Росси | 1 |
20 | Составление плана экскурсии | 1 |
21 | Развитие умений письменной речи по теме "И камни имеют память" | 1 |
22 | Петербург середины 19 века | 1 |
23 | Культура и искусство Петербурга | 1 |
24 | Исаакиевский собор | 1 |
25 | Завершение формирования центра города | 1 |
26 | П.К. Клодт. Расцвет фундаментальной культуры | 1 |
27 | Поиск новых стилей. Эклектика | 1 |
28 | Морская тематика. Античность. | 1 |
29 | Сады и парки Петербурга | 1 |
30 | Архитектура модерна | 1 |
31 | Новорусский стиль | 1 |
32 | Спас на Крови | 1 |
Модуль 3. Промышленный Петербург | 5 | |
33 | Петербург во второй половине 19 века | 1 |
34 | Развитие промышленности. | 1 |
35 | Строительство железной дороги | 1 |
36 | Санкт-Петербург. Северная Венеция | 1 |
37 | Мосты Санкт-Петербурга | 1 |
Модуль 4. Театральная жизнь Петербурга | 3 | |
38 | Культура и искусство Петербурга во второй половине 19 века | 1 |
39 | Петербургская театральная традиция | 1 |
40 | На рубеже веков | 1 |
Модуль 5. Революционный Петербург | 6 | |
41 | Память о революции и войне | 1 |
42 | Февральская революция | 1 |
43 | Марсово поле | 1 |
44 | Октябрьская революция | 1 |
45 | Смольный | 1 |
46 | Крейсер "Аврора" | 1 |
Модуль 6. Блокадный Ленинград | 8 | |
47 | Блокада Санкт-Петербурга | 1 |
48 | Памятники блокадного Ленинграда | 1 |
49 | Блокадные мемориальные доски | 1 |
50 | Пискаревское кладбище | 1 |
51 | Дорога жизни | 1 |
52 | Площадь Победы | 1 |
53 | Парк Победы | 1 |
54 | Экскурсия "Блокадный Ленинград" | 1 |
Модуль 7. Из истории Московского района | 2 | |
55 | Московский район | 1 |
56 | История Московского района | 1 |
Модуль 8. Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга | 5 | |
57 | Пригороды Петербурга | 1 |
58 | Петродворец | 1 |
59 | Пушкин и его достопримечательности | 1 |
60 | Павловск | 1 |
61 | Кронштадт | 1 |
Модуль 9. Праздничные традиции в Санкт-Петербурге | 7 | |
62 | Традиции Петербурга | |
63 | День города | |
64 | Праздник выпускников | |
65 | Фестиваль "Белые ночи" | |
66 | Петербург как центр международного туризма | |
67 | Составление рекламного проспекта города | |
68 | Составление рекламного проспекта города | |
Итого | 68 |
6. Список литературы
Основная литература:
- О.А.Радченко, О.В. Гутброд, М.А. Лытаева Немецкий язык. 10 класс. Учебник. Углубленный уровень, Москва, Просвещение, 2021
Дополнительная литература:
- М.А. Лытаева, Н.В. Базина Немецкий язык. 10 класс. Рабочая тетрадь. Углубленный уровень, Москва, Просвещение, 2020
- Т.Г. Заславская, М.А. Кручинина Sankt Petersburg. Geschichte und mythen. Санкт-Петербург. История и мифы. Учебное пособие на немецком языке, Москва, изд-во КАРО, 2018
Цифровые образовательные ресурсы
- http://fipi.ru
- https://prosv.ru/audio/section/wunderkinder.html
- https://www.petersburg-info.de/geschichte-st-petersburgs/stadtgeschichte/1703-1750/
- https://www.tripadvisor.de/Attractions-g298507-Activities-c47-t6-St_Petersburg_Northwestern_District.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверж...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс
Пояснительная записка 1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 7 класс
Пояснительная записка 1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный станд...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 8 класс
Пояснительная записка1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом...