Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
Пояснительная записка
1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
- Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 6 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
- Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».
2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Еще в XIX веке была осознана важность изучения своего города и края в воспитании детей. В современном российском обществе происходит падение патриотического отношения к своей стране, недооценивается истинная ценность наследия России. Особое значение имеет изучение в рамках курса культурного наследия разных стран и народов, учитывая, что Петербург и Ленинградская область – полиэтничны и многонациональны. Воспитание в будущих гражданах нашего государства толерантности – одна из важнейших задач российской воспитательно-образовательной политики. Кроме того, изучение своего «жизненного пространства», его особенностей и проблем, позволяет сформироваться личности, активно и продуктивно взаимодействующей с окружающим миром, не только понимающей его проблемы, но и способной искать пути их решения. Все это будет способствовать и социальной адаптации ребенка.
Курс «История и культура Санкт-Петербурга» - это комплекс программ для разных возрастных групп, объединенных единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Между содержанием программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. Используется повседневный опыт школьников и знания, полученные при изучении других предметов: истории и обществознания, географии и биологии, литературы и русского языка. А приобретенные знания в области истории и культуры края могут быть актуализированы как на уроках по другим учебным дисциплинам, так и в повседневной жизни.
Цель курса: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но и мирового художественного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, носителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Задачи курса:
- Способствовать формированию познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
- Способствовать пониманию учащимися ценности петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо познакомить их:
- с петербургскими музейными экспозициями, памятниками городской среды и традициями, имеющими «связь» с культурой средневековья;
- с создателями и хранителями петербургского наследия
- Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться по карте города;
- ориентироваться в реальном городском пространстве;
- работать с источниками знаний о городе;
- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни
- Совершенствовать общеучебные умения;
- Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Программа скорректирована по результатам усвоения материала учащимися в 5 классе – в начале курса добавлен повторительно-обобщающий раздел, задачей которого является не только повторение курса 5 класса в целом, но и более глубокое усвоение материала по наследию эпохи Античности как основы в формировании европейской культуры. Кроме того, уделить внимание более широкому изучению наследия Европы эпохи средневековья за счет часов, отведенных под тему «Эпоха Византии и Нового времени и наследие Петербурга», которые спланировать к изучению в систематическом курсе 7-9 классов.
Согласно образовательной программе Л.К.Ермолаевой, в 6-х классах изучается наследие Петербурга и его пригородов, сохраняющее преемственность традиций Средневековья и хранящее подлинные памятники эпохи на своей территории. В то же время, памятники и традиции Петербурга, напоминающие о различных сторонах культуры средних веков в Европе и Древней Руси, сами являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями и символами северной столицы
3. Место курса в учебном плане
На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 6 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6a_rabochaya_programma_po_istorii_i_kulture_spb.docx | 57.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНА»
Приказом главного врача
СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»
№118-ш от «30» августа 2018г.
_____________А.А.Фалинский
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Восстановительный центр детской ортопед ии и травматологии «Огонёк»
Рабочая программа
по предмету:
история и культура Санкт-Петербурга
6а класс
УМК: Л.К.Ермолаева, М.А. Левашко, Н.Н. Карахтанова, Т.И.Удальцова. Санкт-Петербург – город-музей.
Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2015.
Учитель: Дмитриева Ольга Григорьевна
Квалификационная категория: первая
Санкт-Петербург
2018г.
Пояснительная записка
1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
- Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 6 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
- Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».
2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Еще в XIX веке была осознана важность изучения своего города и края в воспитании детей. В современном российском обществе происходит падение патриотического отношения к своей стране, недооценивается истинная ценность наследия России. Особое значение имеет изучение в рамках курса культурного наследия разных стран и народов, учитывая, что Петербург и Ленинградская область – полиэтничны и многонациональны. Воспитание в будущих гражданах нашего государства толерантности – одна из важнейших задач российской воспитательно-образовательной политики. Кроме того, изучение своего «жизненного пространства», его особенностей и проблем, позволяет сформироваться личности, активно и продуктивно взаимодействующей с окружающим миром, не только понимающей его проблемы, но и способной искать пути их решения. Все это будет способствовать и социальной адаптации ребенка.
Курс «История и культура Санкт-Петербурга» - это комплекс программ для разных возрастных групп, объединенных единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Между содержанием программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. Используется повседневный опыт школьников и знания, полученные при изучении других предметов: истории и обществознания, географии и биологии, литературы и русского языка. А приобретенные знания в области истории и культуры края могут быть актуализированы как на уроках по другим учебным дисциплинам, так и в повседневной жизни.
Цель курса: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но и мирового художественного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, носителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Задачи курса:
- Способствовать формированию познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
- Способствовать пониманию учащимися ценности петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо познакомить их:
- с петербургскими музейными экспозициями, памятниками городской среды и традициями, имеющими «связь» с культурой средневековья;
- с создателями и хранителями петербургского наследия
- Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться по карте города;
- ориентироваться в реальном городском пространстве;
- работать с источниками знаний о городе;
- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни
- Совершенствовать общеучебные умения;
- Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Программа скорректирована по результатам усвоения материала учащимися в 5 классе – в начале курса добавлен повторительно-обобщающий раздел, задачей которого является не только повторение курса 5 класса в целом, но и более глубокое усвоение материала по наследию эпохи Античности как основы в формировании европейской культуры. Кроме того, уделить внимание более широкому изучению наследия Европы эпохи средневековья за счет часов, отведенных под тему «Эпоха Византии и Нового времени и наследие Петербурга», которые спланировать к изучению в систематическом курсе 7-9 классов.
Согласно образовательной программе Л.К.Ермолаевой, в 6-х классах изучается наследие Петербурга и его пригородов, сохраняющее преемственность традиций Средневековья и хранящее подлинные памятники эпохи на своей территории. В то же время, памятники и традиции Петербурга, напоминающие о различных сторонах культуры средних веков в Европе и Древней Руси, сами являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями и символами северной столицы
3. Место курса в учебном плане
На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 6 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
4. УМК
Курс «История и культура Санкт-Петербурга» включает обучение на основе учебников:
- Л.К.Ермолаева, Л.В.Искровская, Н.Г.Штейн, С.А.Давыдова. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). СПб., СМИО Пресс, 2015.
- Л.К.Ермолаева, М.А.Левашко, Н.Н.Карахтанова, Т.И.Удальцова. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб, СМИО Пресс, 2015.
- Л.К. Ермолаева. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, СМИО Пресс, 2015.
Дидактические материалы к курсу
- Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. — СПб., 1997.
- Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
- История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. СПб., 1998.
Справочники, словари, путеводители
- Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993.
- Детские энциклопедии.
- Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.
- Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. СПб., 1999.
- Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. М., 1992.
- Путеводители по Русскому музею.
- Путеводители по Эрмитажу.
- Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. М., 1993.
Литература общего характера
- Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. М., 1965.
- Библия. Любое издание.
- Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. СПб., 1996.
- Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. М., 1960.
- Голубева О. Д. Хранители мудрости. Л., 1988.
- Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. М., 1983.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. СПб., 1998.
- Каминская Н. М. История костюма. М., 1986.
- Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. М., 1988.
- Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
- Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. Л., 1985.
- Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. СПб., 1999.
- Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. Л., 1981.
- Мифы Древнего мира. Любое издание.
- Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. Л., 1991.
- Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. Л., 1973.
- Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. Л., 1985.
- Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1972.
- Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985.
Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»
- Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.
- Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
- Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.
- Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.
- Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.
- Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.
- Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
- Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.
Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»
- Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.
- Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.
- Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.
- Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.
- Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. – Л., 1973.
- Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи,
скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.
- Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.
- Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
- Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. – М., 1969.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности
Ученики
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятии, обозначенные в программе;
- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия;
- называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как о памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой); объясняют их историко-культурную значимость; - перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой);
- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование культурного наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения;
- находят объекты на карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга;
- находят объекты в реальном городе (по пригородным ориентирам и доминантам; по маршрутному листу, по карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга;);
- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами, бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время учебных прогулок, совершенных с родителями
- умеют находить нужную информацию в справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
- умеют узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
- умеют рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значении этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- умеют обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы, записывать ответы);
- умеют применять полученные знания и умения;
- умеют сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также их изображения;
- умеют комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2-х источников);
- умеют обосновывать, аргументировать свой ответ (мнение, оценку);
- умеют извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания;
- выражают впечатление от памятников наследия и их создателей при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам; при мотивированном выполнении творческих заданий;
- стремятся применить свои знания в реальной жизни; умеют производить самооценку («я знаю», «я умею», «я хочу знать»)
6. Информация об организационных формах урока
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Дистанционные образовательные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Методы: наглядные, практические.
- Метод самостоятельной работы.
Уроки-лекции(презентации)
Обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение программы.
7.Средства диагностики степени достижений учащихся
Проверка письменных работ и их оценка.
Тестирование.
Содержание курса
Раздел III. Наследие средневековья и наследие Петербурга
Введение (2ч)
Повторение и обобщение материала предыдущих курсов.
Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы.
Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья (* отбор материала по усмотрению учителя). Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.
Тема 9. Наследие Византии, православной Руси, Петербурга (9ч)
Наследие Византии. Наследие православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия — Московская Русь — Петербург.
Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии.
Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники).
Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.). (* Отбор объектов по усмотрению учителя).
Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города. (* Отбор объектов по усмотрению учителя).
(*) Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).
Тема 10. Наследие Европы и наследие нашего края (12ч)
Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники). Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц».
Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге. Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии (* отбор объектов по усмотрению учителя).
«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки (* отбор объектов по усмотрению учителя). Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.
«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов (* отбор материала по усмотрению учителя). «Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, (*) музыкальная культура, (*) «рыцарское поведение».
Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы, гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках (* отбор объектов по усмотрению учителя).
(*) Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).
Тема 11. Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга (3ч)
Исламский мир и его наследие.
Подлинные памятники исламского мира в Эрмитаже, РНВ. Мусульманская мечеть и ее значение в облике города, в жизни верующих мусульман.
Мода на использование художественных традиций Востока в оформлении зданий, интерьеров (* отбор по усмотрению учителя).
Наследие Китая. Подлинные памятники китайской культуры в Эрмитаже. Мода на использование художественных традиций китайской культуры в декоративно-прикладном искусстве, в интерьерах, в архитектуре.
Буддийский храм – уникальное сооружение в Европе.
(*) Учебная прогулка (по усмотрению учеников, родителей, учителя).
Тема 12. Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга (2ч)
Раздел Наследие эпохи Возрождения: интерес к человеку; расцвет литературы, искусства, архитектуры.
Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге. (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Петербургские памятники, напоминающие о наследии эпохи Возрождения: литературные, живописные, архитектурные. (* Отбор объектов по усмотрению учителя).
(*) Учебная прогулка (по выбору учеников, родителей, учителя).
Раздел II. Санкт-Петербург – город нового времени
Введение
Карта Европы XV11— XVIII вв. Вклад европейских стран во всемирное культурное наследие. Петербург – город нового времени.
Тема 13. «Наследие нового времени и наследие Петербурга» (4x)
Развитие европейской науки, техники. Петербург – центр российской науки и техники, город научных открытий и технических достижений: петербургская Академия наук и деятельность академиков, Адмиралтейская верфь и успехи в кораблестроении, каменное мостостроение (* Отбор материала по усмотрению учителя). Европейская мода и ее влияние на петербургскую: женские и мужские наряды, прически, головные уборы, обувь; этикет. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Влияние европейского искусства на петербургское: живописные произведения и скульптура. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Влияние европейской архитектуры на петербургскую, уникальность петербургских памятников архитектуры стиля барокко, классицизма. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Итоговое повторение (2ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Раздел III. Наследие средневековья и наследие Петербурга Ведение | 2 |
2 | Тема 9. Наследие Византии, православной Руси, Петербурга | 9 |
3 | Тема 10. Наследие Европы и наследие нашего края | 12 |
4 | Тема 11. Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга | 3 |
5 | Тема 12. Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга | 2 |
6 | Раздел IV. Санкт-Петербург – город Нового времени Тема 13. «Наследие Нового времени и наследие Петербурга» | 4 |
7 | Итоговое повторение | 2 |
Итого | 34 |
Приложение
к рабочей программе по предмету
«История и культура Санкт-Петербурга»
для 6а класса
Календарно- тематическое планирование на 2018-2019 учебный год
№ п/п | тема | тип урока | содержание | понятия | Планируемые результаты обучения УУД | Дата проведения | ||||||||
Дано план | Дано факт | |||||||||||||
Раздел III | ||||||||||||||
1 | Введение.От средневековьядо наших дней. | Обобщение и систематизация знаний. | 1.Спб – наследник мировых цивилизации. 2.Отголоски мировых культур в Петербурге. 3.Наследие средневековья. | Мировые цивилизации, культурное наследие, памятники истории и культуры, средневековье. | Предметные: Знать новые понятия, уметь приводить примеры. Метапредметные: структурирование знаний., построение речевого высказывания в устной и письменной форме; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в группах под руководством учителя. Личностные: формирование стремления к реализации своих знаний и умений. Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; в объяснении необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия. | 06.09 | 06.09 | |||||||
2 | Петербург – центр науки о средневековье. | Новый материал | 1 Кто открыл для россиян и петербуржцев средневековую историю и культуру. 2 Источники по изучению средневековья. 3 Петербург – центр изучения средневековья. | Медиевисты, В.Г.Васильевский, И.М.Гревс, С.В.Платонов, В.Н.Бернадский, РНБ, Эрмитаж, Государственный музей истории религии, источники, подлинные памятники, стилизованные. | П: Знать центры изучения средневековья. Уметь различать стилизованные и подлинные памятники. М: овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л: Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Oсознание личностной сопричастности к судьбе Санкт- Петербурга, его традициям и культурно-историческому наследию | 13.09 | 13.09 | |||||||
Тема 9 . | Тема 9 . | |||||||||||||
3 -4 | Образец для подражания – Византия. | Комбинированный. | 1 Византия и её роль в средневековом мире. 2.Влияние Византии на Русь. 3.Преемственностьврелигиозной культуре. 4.Традиции православной церкви. 5.Русская средневековая иконопись. 6. Экспозиции Эрмитажа и Русского музея | Византия, православие, церковь, преемственность, догмы, религия, иконопись, фреска, мозаика, таинства, заповеди, Библия, православный храм. | П: Знать наследие Византии, православной Руси Уметь называть важнейшие примеры наследия. М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; умение использовать знаково - символические средства для преобразования информации. Л: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; | 20.09 27.09 | 20.09 27.09 | |||||||
5. | Небесные покровители Петербурга. | Комбинированный. | 1 Пётр и Павел. 2.Исаакий Долматский. 3.Александр Невский. 4.Ксения Блаженная. 5.Иоанн Кронштадский. | Святые, храм, церковь, иконопись, Петропавловский собор, Исаакиевский собор , Александро– Невский монастырь. | П: Знать имена небесных покровителей, храмы. Уметь выражать собственное впечатление от памятников , показывать их на карте города. М: составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу; | 04.10 | 04.10 | |||||||
6. | Средневековые храмы и монастыри нашего края. | Новый материал. | 1. Крестово – купольный храм. 2.Средневековые храмы нашего края. 3.Средневековые монастыри нашего края. | Крестово – купольный храм, закомары, пилястры, аркатурный пояс, барабан, купол, апсида, алтарь, монастырь, Георгиевский храм в Старой Ладоге, Тихвинский Успенский монастырь. | П: Знать элементы храма, значение монастырей для развития края. Уметь воспринимать памятники культурного наследия как источник информации. М:структурирование знаний., построение речевого высказывания в устной и письменной форме; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в группах под руководством учителя. Л: формирование стремления к реализации своих знаний и умений. Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; в объяснении необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия. | 11.10 | 11.10 | |||||||
7 - 8 | Православные храмы Петербурга. | Комбинированный. | 1Традиции сооружения православных храмов в Византии. 2.Православные храмы СПб – памятники православной культуры. 3/Православные храмы нашего района. 4.Православные храмы - памятники истории СПб. | Устройство православного храма, иконостас, поведение в храме, православные праздники, Чудотворная икона | П: Знать устройство православного храма, имена архитекторов. Уметь работать в коллективе, ориентироваться по карте, работать с наглядным материалом. М: структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | 18.10 25.10 | 18.10 25.10 | |||||||
9 | Православные монастыри СПб. | Новый материал. | 1Средневековый монастырь. 2.Православные монастыри СПб. 3. Александро – Невский монастырь. | Монастырь, Невская битва, Усть - Ижора | П: Знать историю создания монастырей. Уметь добывать информацию из разнообразных источников. М: составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу; | 08.11 | 08.11 | |||||||
10. | «Чудо мозаики» | Новый материал. | 1 Византийская мозаика и её роль в европейском искусстве. 2.Русская мозаика. М.В. Ломоносов. 3.Мозаика Петербурга. Академия художеств. Храм Спаса на Крови. | Искусство, мозаика. | П: Знать мозаичное искусство Уметь применять знания в учебной и повседневной ситуации. М: структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | 15.11 | 15.11 | |||||||
11. | Повторение темы «Наследие Византии, средневековой православной Руси» | Повторение и обобщение знаний. | 1Наследие Византии. 2.Наследие православной Руси. | См. уроки темы. | П: Формировать желание совершать познавательные прогулки по городу. М: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Л: формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия | 22.11 | 22.11 | |||||||
Тема 10 | Тема 10 | |||||||||||||
12. | «Мрачные стены, высокие башни» | Комбинированный. | 1. Ранее средневековье в Западной Европе. 2. Наследие средневековья. | Рыцарь, замок, католический храм, ратуша, средневековый город. | П: Знать наследие средневековья. Уметь работать с наглядным материалом. М: умение указывать хронологические рамки этапов формирования петербургского наследия, называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия Л: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных мотивов; Формирование ответственного отношения к учебе | 29.11 | 29.11 | |||||||
13. | Петербургские замки. | новый материал. | 1Замки Европы. 2.Михайловский замок. 3.Замок в Гатчине. | Замок, донжон, Павел . | П: Знать замки СПб. Уметь готовить сообщения. М: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Л: формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия | 06.12 | 06.12 | |||||||
14 - 15 | Подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. | Комбинированный. | 1Балтийский регион. 2. С – З Русь и её связь с Балтийским регионом. 3.Средневековые крепости на территории нашего края. 4.Замок в Выборге 5. Старая Ладога | Балтийский регион, «путь из варяг в греки», русская крепость, прясло, бойница, городище. | П: Знать памятники средневековья Балтийского региона. Уметь отвечать на познавательные вопросы. М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; умение использовать знаково - символические средства для преобразования информации; Л: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; | 13.12 20.12 | 13.12 20.12 | |||||||
16. | Памятники Петербурга напоминающие о русско – шведских отношениях до основания города. | Новый материал. | 1Невская пятина. 2. Ландскрона – Невское Устье – Ниеншанц. 3.Исторические источники о допетровской истории города. | Устье Охты, Ланлскрона, Невское Устье, Ниеншанц, Ниен, Институт истории, Центральный гос. архив Военно – морского флота. Архив, археология | П: Знать памятники допетровского Петербурга. Уметь добывать информацию из разнообразных источников, готовить сообщения. М: построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Л: формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия | 27.12 | 27.12 | |||||||
17. | Подлинныепамятники средневековой Европы в Петербурге | Комбинированный. | 1 Экспонаты европейских музеев об истории средневековой Европы. 2.Экспонаты Эрмитажа. 3.Рыцарский зал. 4.Экспонаты Музея истории религии. | Экспонат, подлинный памятник. | П: Знать примеры подлинных и стилизованных памятников. Уметь выполнять творческое задание. М: структурирование знаний., построение речевого высказывания в устной и письменной форме; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в группах под руководством учителя. Л: формирование стремления к реализации своих знаний и умений. Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; в объяснении необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия. | 17.01 | 17.01 | |||||||
18. | Средневековая архитек тура. Романский стиль. | Новый материал. | 1Средневековая архитектура. Романский стиль. 2.Интерес к традициям средневекого зодчества в 16 – 19 веке в СПб. 3.Лютеранская церковь Святых Петра и Павла | Романский стиль, пологая арка, портал | П: Знать романский стиль. Уметь находить элементы романского стиля в архитектурных памятниках. М: составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу; | 24.01 | 24.01 | |||||||
19. | Средневековая архитекту ра. Готический стиль. | Комбинированный. | 1Готический стиль. 2.Элементы готики в архитектуре СПб. 3.Использование готического стиля во внутреннем убранстве дворцов СПб. | Готический стиль, стрельчатая арка, витраж ,портал, крабб, контрфорсы, роза, химеры. | П: Знать готический стиль. Уметь находить элементы готики в архитектурных памятниках, соотносить стиль и сооружение. М: структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | 31.01 | 31.01 | |||||||
20 – 21. | «Отзвуки» средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга. | Комбинированный. | 1 Литературные жанры – баллады, роман. 2.Здание Городской думы. 3. Университет. 4.Первый музей 5.Академия художеств. 6.Академия наук. 7.Типография. 8. Духовная и светская музыка. Орган. | Романтизм, баллады, рыцарский роман, рыцарское поведение, Ратуша, Городская дума, Университет, декан, факультет, ректор, кафедра, Здание 12 коллегии. Академия наук, Кунсткамера, Академия художеств, Типография, орган. | П: Знать основные понятия. Уметь грамотно их писать, воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации для подготовки сообщений. М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; умение использовать знаково -символические средства для преобразования информации; Л: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; | 07.02 14.02 | 07.02 14.02 | |||||||
22. | Петербургские гербы. | Комбинированный. | 1 Герб. 2. Геральдика. 3.Герб Петербурга. 4.Гербы городов Ленинградской области. 5.Петербургские родовые и неродовые гербы. | Герб, геральдика, Строгановский дворец | П: Знать составляющие элементы герба. Уметь характеризовать гербы как источники информации. М: структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | 21.02 | 21.02 | |||||||
23. | Повторение темы «Наследие Европы и наследие нашего края» | Повторение и обобщение темы. | 1 Наследие Европы. 2. Наследие нашего края. | См. уроки темы. | П: Знать примеры культурного наследия. Уметь работать с текстом, составлять план сообщения, работать в группе. М: структурирование знаний., построение речевого высказывания в устной и письменной форме; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в группах под руководством учителя. Л: формирование стремления к реализации своих знаний и умений. Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; в объяснении необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия. | 28.02 | 28.02 | |||||||
Тема 11 | ||||||||||||||
24. | Многонациональный СПб. Город мировых религий. | Новый материал. | 1 Иноверческие слободы в СПб. 2. Немцы в Петербурге. 3. Англичане в СПб. 4. Еврейская община. Синагога. 5. Буддийская община. Буддийский храм. | Многонациональный город, иноверческие храмы, Синагога, Буддизм. | П: Знать мировые религии, религиозные сооружения. Уметь находить информацию из разных источников, составлять сообщения, выражать своё впечатление от исторического памятника. М: овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л: Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Oсознание личностной сопричастности к судьбе Санкт- Петербурга, его традициям и культурно-историческому наследию | 07.03 | 07.03 | |||||||
25. | Исламский мир и его наследие. | Новый материал. | 1 Мир ислама. 2.Подлинные памятники ислама в Эрмитаже, РНБ. 3. Мусульманская мечеть . 4. Мода на использование художественных традиций Востока в оформлении зданий, интерьеров. | Ислам, исламская культура, мечеть . минарет, интерьер | П: Знать значение мечети в облике города и в жизни мусульман. Уметь характеризовать архитектурный памятник, находить на карте. М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; умение использовать знаково - символические средства для преобразования информации; Л: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; | 14.03 | 14.03 | |||||||
26. | Наследие Китая. | Комбинированный. | 1Наследие Китая. 2.Подлинные памятники китайской культуры в Эрмитаже. 3.Мода на использование художественных традиций китайской культуры в декоративно – прикладном искусстве. | Стилизованные памятники, Китайская деревня в Царском селе, Фонтан в Петергофе, интерьер Китайского дворца в Ломоносове. | П: Знать наследие Китая в наследии СПб. Уметь работать с текстом: отвечать на вопросы. М: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Л: формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия | 21.03 | 21.03 | |||||||
Тема 12 | ||||||||||||||
27. | Эпоха Возрождения. | Новый материал. | 1 Вклад эпохи Возрождения в мировое искусство. 2. Подлинные произведения искусства в экспозициях Эрмитажа. 3. Изучение эпохи Возрождения петербургскими учёными. 4. Мировоззренческие идеи эпохи Возрождения. | Возрождение, гуманизм, гуманист. | П: Знать основные элементы Возрождения. Уметь выделять главную мысль в тексте. М: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Л: формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия | 04.04 | 04.04 | |||||||
28. | Эпоха Возрождения и её роль в наследии Петербурга. | Комбинированный. | 1 Архитектурные формы Ренессанса в сооружениях Петербурга 18 – 20 веков. 2. Творчество архитекторов неоренессанса в СПб. | Ренессанс. | П: Знать архитектурные элементы, сооружения, архитекторов. Уметь находить информацию, составлять сообщения. М: составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу; | 11.04 | 11.04 | |||||||
| Раздел IV. Тема 13. | |||||||||||||
29. | Петербург как отражение европейского искусства. | Новый материал. | 1 Искусство Испании, Фландрии, Голландии в экспозициях Эрмитажа. 2.Развитие светской живописи в 18 веке. 3.Петербургская гравюра. 4.Петербургскиемузеи- хранители истории, отражение достижений науки, художественной культуры. | Светская живопись, портрет, гравюр, художественная культура. | П: Знать основные понятия. Уметь описывать портретную живопись и гравюру. М: овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л: Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Oсознание личностной сопричастности к судьбе Санкт-Петербурга, его традициям и культурно-историческому наследию | 18.04 | 18.04 | |||||||
30 – 31. | Петербург – новая столица России. | Комбинированный. | 1Влияние европейской культуры на развитие СПб. 2.Исторический центр Петербурга – сочетание уникальной Природы и достижений Человека. | Столица, европейский город, планировка. | П: Знать элементы европейского города в облике Петербурга. Уметь работать с иллюстрациями, картой города – находить и описывать культурное наследие, работать в группе, составлять сообщения. М: овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л: Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Oсознание личностной сопричастности к судьбе Санкт- Петербурга, его традициям и культурно-историческому наследию | 25.04 02.05 | 25.04 02.05 | |||||||
32. | Создатели уникального наследия Петербурга. | Комбинированный. | 1 Создатели нашего города. 2. Пётр и его «Северная Пальмира». 3. Памятники зодчим города: храмы, топонимы, кладбища, монументы. | Созидательный труд, зодчие, топонимы, монументы, бюсты. | П: Знать вклад Петра с строительство города, имена архитекторов. Уметь работать с картой, описывать архитектурные памятники. М: составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу; | 16.05 | 16.05 | |||||||
33 - 34 | Итоговое повторение: Наследие Византии, средневековья, Востока и наследие Петербурга. | Обобщение знаний. | 1 Сооружения города – памятники о прошлом. 2. Сооружения города – памятники о петербуржцах. 3. Сооружения города – источник изучения петербургского наследия. | Уникальные достопримечательности города, хранитель всемирного культурного наследия. Город – музей. | П: Знать этапы формирования культурного наследия города. Уметь работать с текстом, отвечать на познавательные вопросы, готовить сообщения, ориентироваться на карте. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия. М:структурирование знаний., построение речевого высказывания в устной и письменной форме; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в группах под руководством учителя. Личностные: Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; в объяснении необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия. | 23.05 | 23.05 |
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Предмет: история и культура Санкт-Петербурга
Класс 6а
Учитель О. Г. Дмитриева
2018-2019 учебный год
№ урока | Дата по основному ктп | Даты проведения | Тема урока | Количество часов | Причины корректировки | Способ корректировки | |
По плану | Дано | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверж...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 7 класс
Пояснительная записка 1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный станд...
Рабочая программ по предмету История и культура Санкт-Петербурга.
Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — горо...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 8 класс
Пояснительная записка1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом...