Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Пояснительная записка
1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
- Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
- Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».
2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
- городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
- себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться по карте города;
- ориентироваться в реальном городском пространстве;
- работать с источниками информации о городе;
- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.
4. Совершенствовать общеучебные умения
5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
3. Место курса в учебном плане
На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 7 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7a_rabochaya_programma_po_istoriya_i_kulture_spb.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНА»
Приказом главного врача
СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»
№118-ш от «30» августа 2018г.
_____________А.А.Фалинский
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Восстановительный центр детской ортопед ии и травматологии «Огонёк»
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 7а класс
УМК: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, часть 1
(с древнейших времен до начала ХVIII в.). Санкт- Петербург, СМИО Пресс, 2015.
Учитель: Дмитриева Ольга Григорьевна
Квалификационная категория: первая
Санкт-Петербург
2018г
Пояснительная записка
1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
- Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
- Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».
2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
- городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
- себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться по карте города;
- ориентироваться в реальном городском пространстве;
- работать с источниками информации о городе;
- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.
4. Совершенствовать общеучебные умения
5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
3. Место курса в учебном плане
На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 7 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
4. УМК
Курс «История и культура Санкт-Петербурга» включает обучение на основе учебников:
- Л.К. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1.(с древнейших времен до начала ХVIII в.). СПб, СМИО Пресс. 2015
- Л.К. Ермолаева. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, СМИО Пресс, 2015.
Дополнительная литература
- Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993.
- Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. СПб., 1999.
- Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. М., 1992.
- Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. М., 1993.
- История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях. СПб, Карта.
- Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996.
- Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. М., 1983.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. СПб., 1998.
- Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. Л., 1981.
- Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.
- Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. – Л., 1990.
- Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. – СПб., 1994.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Уровень подготовки учащегося характеризуется способностью:
- выразить свое отношение к городу, памятникам природного, природно-культурного и культурного наследия в оценочных суждениях, в творческих заданиях, в учебных ситуациях, в повседневной жизни, в участии в городских акциях по благоустройству города, по охране и восстановлению памятников наследия;
- выразить желание расширить свои знания о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
- проявить желание приобщить к культурному наследию города других горожан (одноклассников, родителей), в подготовке сообщений (устных, с использованием фото-, видео-материалов, компьютерной презентации).
- найти информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, Интернете, на карте, в периодической печати;
- извлечь информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- планировать свои действия при осмотре памятников наследия в городском или музейном пространстве, в семейном архиве,
- составлять план описания объекта, вопросы для интервью;
- описывать памятники наследия, традиции городской жизни; жизнь и деятельность
знаменитых и рядовых петербуржцев разных периодов,
- оценить их значение в процессе формирования петербургского наследия;
- определять по изображениям объектов городской среды или реальным объектам
городской среды художественный стиль памятника, монумента и соотносить его с
эпохой создания;
- соотносить литературные тексты (описания города определенной эпохи) и изображения улиц или набережных, петербуржцев, видов транспорта (соответствующих указанной в тексте эпохе);
- соотносить литературные тексты (описания событий, происходивших в городе) и изображения памятников наследия современного Санкт-Петербурга (которые напоминают об этих событиях);
- соотносить литературные тексты, иллюстрации города, памятники культурного наследия в реальном городе с деятельностью конкретных горожан;
- Объяснить понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «природное и культурное наследие», «памятник природно-культурного наследия», «памятник культурного наследия», «культурные традиции», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия;
- раскрыть основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга;
- объяснить на конкретных примерах специфику природно-географических условий и их влияние на развитие нашего края и Санкт-Петербурга;
- соотнести исторические периоды развития города / края с историей России, Европы и оценить роль города / края в историческом процессе;
- объяснить на конкретных примерах последствия статуса Санкт-Петербурга (столицы, областного центра, культурной столицы) для формирования его культурного наследия;
- раскрыть на конкретных примерах преемственность в формировании культурного наследия Санкт-Петербурга на протяжении трех столетий (значение города как центра экономики, образования, науки, технических достижений, художественной культуры);
- объяснить взаимосвязь (географическую, политическую, экономическую, культурную) Санкт- Петербурга с Ленинградской областью, Северо-Западом России, прибалтийскими и другими европейскими городами в прошлом и сегодня;
- раскрыть на конкретных примерах особенность культурного наследия Санкт-Петербурга, вобравшего лучшие традиции городской культуры разных эпох, цивилизаций, культур;
- объяснить значение Санкт-Петербурга в жизни России на разных исторических этапах;
- объяснить особенности формирования населения Санкт-Петербурга;
- объяснить причины отличий в бытовании и повседневной культуре разных слоев петербуржцев в прошлом и сегодня;
- аргументировать необходимость соблюдения каждым современным горожанином правил повседневной культуры, оценивать поведение горожан в повседневной жизни, оценивать собственное поведение.
6. Информация об организационных формах урока
1. Назначение предмета – ценностная ориентация детей. Человек принимает какие-либо ценности как собственные лишь в процессе осмысленной деятельности. Вследствие этого на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга необходимо использовать весь арсенал методик, технологий развивающего обучения, создавать педагогические ситуации, при которых ученик удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает; задумывается, размышляет; извлекает информацию из различных источников; высказывает собственное мнение, выражает свои впечатления, дает собственную оценку.
2. Отличительная чертой методики преподавания учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» определена спецификой объекта изучения – города, в котором живет ребенок. Поэтому необходима организация непосредственного общения ребенка с городом, «диалога» с подлинными памятниками культурного наследия на уроках-экскурсиях, учебных прогулках, образовательных путешествиях, а также во время выполнения самостоятельных творческих заданий.
3. Особенностью методики обучения краеведению является актуализация повседневного опыта школьника, привлечение им в качестве источников знаний семейного опыта (архивов, фотографий, воспоминаний), применение учащимся знаний и умений, приобретенных на уроках по другим учебным дисциплинам, а также использование краеведческих знаний и умений в реальной жизни.
Форма организации образовательного процесса:
- классно-урочная система;
- внеурочные мероприятия, способствующие расширению и углублению учебного материала.
Технологии, используемые в обучении:
- информационно-коммуникационные технологии.
- дистанционные образовательные технологии.
- здоровьесберегающие технологии.
- методы: наглядные, практические.
- метод самостоятельной работы.
- уроки-лекции (презентации)
- личностно-ориентированное обучение (ознакомление с новым учебным содержанием, частично-поисковая работа, задания разного уровня сложности);
- игровая технология;
7.Средства диагностики степени достижений учащихся
- входной контроль в начале и в конце четверти;
- текущий и итоговый контроль в формах:
- устного, фронтального опроса (зачета),
- словарного диктанта,
- теста
- творческих работ, проектов.
Содержание курса
Введение
Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».
Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.
Процесс формирования природного ландшафта нашего края.
Освоение Человеком территории нашего края в древности.
Раздел I. Наш край до основания Санкт-Петербурга (7ч)
(с древнейших времен до 1703 года)
Введение. Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.
Тема 1. Из глубины веков…
Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края. Международный торговый путь по рекам и озерам края.
Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.
В составе Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.) Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге. Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.
В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.) Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.
Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка). Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края. События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор.
По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.) Жизнь крестьян в восточной (московской) части края. Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт. Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.
Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы. Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей. Село Спасское и жизнь его обитателей. Переселенцы на невские берега из Финляндии. Повторение и обобщение темы
Раздел II. Санкт-Петербург – имперская столица. (25ч)
Тема 2. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.) - 8ч.
История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова, гравюра А. Ростовцева).
Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.
Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу. Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей. Повторение и обобщение темы.
Тема 3. Санкт-Петербрург после ПетраI (1725-1801 гг. (13ч)
Введение. Характеристика исторического периода. Источники
Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. (Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).
Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны, топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).
Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в. – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).
Карта и облик города. Карты города конца ХУIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.
Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, запискам иностранцев.
Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».
Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра; театр во времена Екатерины 11). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие). Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов, или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей). Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей. Повторение и обобщение темы
Тема 4. Наш край в ХVIII в. (4ч)
Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. (строительство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб). Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.
Итоговое повторение (2ч)
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Раздел I. Наш край до основания Санкт-Петербурга Тема 1. Из глубины веков | 7 |
2. | Раздел II. Санкт-Петербург – имперская столица Тема 2. Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725гг.) | 8 |
3. | Тема 3. Санкт-Петербург после Петра 1 (1725-1801гг.) | 13 |
4. | Тема 4. Жизнь нашего края в XVIII веке | 4 |
5. | Итоговое повторение | 2 |
Итого 34 |
Приложение
к рабочей программе по предмету
«История и культура Санкт-Петербурга»
для 7а класса
Календарно- тематическое планирование на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Название раздела, темы | Планируемые результаты обучения УУД | Дата план | Дата факт | ||
Предметные | Метапредметные и личностные | |||||
Раздел I. Наш край до основания Санкт-Петербурга | Знать: основные понятия «история», «культура», «факт». Уметь: различать факты и события; Понимать: Уникальность петербургского наследия связь сегодняшнего города с прошлым | Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, принимают, принимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной)деятельности на уроке. Личностные: Осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, локальной и региональной общности | ||||
Ведение Тема 1. Из глубины веков. | Знать: об этапах формирования природно-культурного наследия Санкт- Петербурга Уметь: Составлять устный рассказ на основе дополнительного материала Понимать: Уникальность петербургского наследия | Познавательные: -выявляют особенности и признаки объектов; -приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; -устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: -планируют цели и способы взаимодействия; - обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей. Согласовывают действия; -адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: -прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; -принимают и сохраняют учебную задачу; -планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; - корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. Личностные: -проявляют заинтересованность не только в личностном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; -выражают положительное отношение к процессу познания. -адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности; -сохраняют мотивацию к учебной деятельности; -проявляют интерес к новому материалу; Познавательные: -овладевают целостными представлениями об историческом пути развития города; -самостоятельно выделяют и формулируют цели, -анализируют вопросы, формулируют ответы, -выявляют основные исторические предпосылки основания города. Коммуникативные: -планируют цели и способы взаимодействия; -обмениваются мнениями, слушают друг друга понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия; -адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: -принимают и сохраняют учебную задачу; -планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; - корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. Личностные: -проявляют заинтересованность не только в личностном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; -выражают положительное отношение к процессу познания. | ||||
В глубь веков… | Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско- финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт верования жителей края. Варяги на территории края. | 04.09 | 04.09 | |||
Старая Ладога -древнейшая столица края, Руси | Знать: о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих грани петербургского наследия. Уметь: работать с текстом учебника, иллюстрациями Понимать: Уникальность петербургского наследия | 11.09 | 11.09 | |||
Невские берега в составе Господина Великого Новгорода | Знать: о представителях разных сословий и национальностей, об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных Уметь: использовать полученные ранее знания при изучении нового материала. Понимать: памятники культурного наследия как многоплановые источники информации
Знать: о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия представителей различных сословий и национальностей. Уметь: использовать материалы учебника (основные и справочные), для организации своей деятельности, -давать объяснения понятий и терминов, -анализировать, обобщать, делать выводы Понимать: памятники культурного наследия как многоплановые источники информации, - понимать о ценности объектов городской среды
| 18.09 | 18.09 | |||
Жизнь нашего края в составе Московской Руси (к. ХV – ХVII вв.) | 25.09 | 25.09 | ||||
По обычаям средне вековой Москвы, но… | 02.10 | 02.10 | ||||
Под властью Шведского королевств | 09.10 | 09.10 | ||||
Повтори тельно-обобщаю щий урок по теме: «Из глубины веков» | 16.10 | 16.10 | ||||
Раздел II. Санкт-Петербург - имперская столица. | Знать: историю невских берегов первой четверти XVIII века. Уметь: Использовать материалы учебника для организации своей деятельности Понимать: памятники культурного наследия как многоплановые источник информации Знать: формировании города как «морской державы» -конкретные памятники, являющиеся историческим наследием города Уметь: Использовать полученные ранее знания при изучении нового материала. Понимать: понимать о ценности объектов городской культуры | Познавательные: -овладевают целостными представлениями о пути развития и становления города Санкт-Петербурга; -привлекают информацию, полученную ранее для решения учебной задачи, устанавливают закономерности, делают выводы. -приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; -устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: -участвуют в коллективном обсуждении проблем; - обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия; -работают с книгой, -адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. закономерности, делают выводы. -приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; -устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Личностные: -сохраняют мотивацию к учебной деятельности, -проявляют интерес к новому учебному материалу - применяют правила делового сотрудничества, -сравнивают разные точки зрения, - осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений - проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в успешной деятельности своего класса - анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих строят свои взаимоотношения с их учётом, применяют правила делового сотрудничества Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи зависимости между культурным наследием города. Коммуникативные: -оформляют диалогические высказывания, принимают, принимают позицию партнёра; -вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: -умеют оценивать свою работу на уроке; -анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. -выражают положительное отношение к процессу познания -оценивают собственную учебную деятельность - применяют правила Личностные: - проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в успешной деятельности своего класса - анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих строят свои взаимоотношения с их учётом, применяют правила делового сотрудничества -сравнивают разные точки зрения, - осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений | ||||
Тема 2. Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.). | ||||||
8 | Назло надменному соседу… | 23.10 | 23.10 | |||
9 | «Вырос город ….» | 06.11 | 06.11 | |||
10 | Санкт-Петербург – новая столица России. | Знать: историю города как северной столицы - значение города Уметь: Использовать полученные ранее знания при изучении нового материала. Понимать: понимать о ценности объектов городской культуры | 13.11 | 13.11 | ||
11 | Новый для России город. | Знать: карту города XVIII века и уметь получать знания из карты, - памятники художественного наследия города Уметь: получать знания из карты, -выявлять архитектурные памятники стиля барокко. Понимать: понимать о ценности памятников города Знать: о формировании и развитии образования, просвещения и художественной культуры города. - об условии жизни первых горожан Уметь: Использовать полученные ранее знания при изучении нового материала, - работать с учебником, -давать объяснения понятий и терминов. Понимать: понимать о ценности объектов городской культуры | 20.11 | 20.11 | ||
12 | Первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга и его дворец. | 27.11 | 27.11 | |||
13 | Санкт-Петербург – город светской культуры. | 04.12 | 04.12 | |||
14 | Жизнь первых петербуржцев. Быт города. | 11.12 | 11.12 | |||
15 | Повтори тельно-обобщаю щий урок по теме: Первона чальный Санкт-Петербург (1703-1725гг.) | 18.12 | 18.12 | |||
Тема 3. Петербург после Петра (1725 -1801гг.) | Знать: о конкретных памятниках и традициях эпохи, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки. - о становлении Повседневной культуры горожан, - знаменитых и рядовых созидателях петербургского наследия –представителях различных сословий и национальностей. Уметь: использовать полученные ранее знания при изучении нового материала, - работать с учебником: текстом, картами и иллюстративным материалом -давать объяснения понятий и терминов, -уметь ориентироваться по карте города, -уметь ориентироваться в реальном городском пространстве. Понимать: памятники культурного наследия как многоплановые источники информации материала Знать: о конкретных памятниках и традициях эпохи, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки. - о становлении Повседневной культуры горожан, - знаменитых и рядовых созидателях петербургского наследия –представителях различных сословий и национальностей. Уметь: использовать полученные ранее знания при изучении нового материала, - работать с учебником: текстом, картами и иллюстративным материалом -давать объяснения понятий и терминов, -уметь ориентироваться по карте города, -уметь ориентироваться в реальном городском пространстве. Понимать: памятники культурного наследия как многоплановые источники информации материала | Познавательные: -овладевают целостными представлениями о пути развития и становления города Санкт-Петербурга и исторических личностях внёсших вклад в его развитие; -привлекают информацию, полученную ранее для решения учебной задачи, устанавливают закономерности, делают выводы. -приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; -устанавливаю причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: -участвуют в коллективном обсуждении проблем; -обмениваются мнениями, слушают друг друга,понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия; -работают с книгой, - планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями слушают друг друга, -адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: -прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого -принимают и сохраняют учебную задачу; -планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; -корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. - оценивают свою работу на уроке, анализируют Эмоциональное состояние, полученное о успешной (неуспешной) деятельности на уроке. Личностные: -выражают положительное отношение к процессу познания, - оценивают собственную учебную деятельность, -проявляют интерес к новому учебному материалу, - осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений, -оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, -применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, - оценивают собственную учебную деятельность | ||||
16 | Новой столице быть! | 25.12 | 25.12 | |||
17 | Наследие причудли вого века. Архитектура. | 15.01 | 15.01 | |||
18 | Наследие причудли вого века. Культура. | 22.01 | 22.01 | |||
19 | Во главе российс кого образова ния, просвещения, науки… | 29.01 | 29.01 | |||
20 | Рядовые жители Санкт-Петербурга | 05.02 | 05.02 | |||
21 | Столичный город при Екатерине II. | 12.02 | 12.02 | |||
22 | Императорский двор – законно датель моды в России. | 19.02 | 19.02 | |||
23 | Центр просвещения умов. | 26.02 | 26.02 | |||
24 | «Три знатней ших искусства» в Санкт-Петербурге | 05.03 | 05.03 | |||
25 | Повседневная Культура петерб-цев | 12.03 | 12.03 | |||
26 | Санкт-Петербург времен Павла I великого князя и императора | 19.03 | 19.03 | |||
27 | Рядовые жители Санкт-Петербурга | 02.04 | 02.04 | |||
28 | Повтори тельно-обобщаю щий урок по теме: «Петербург после Петра I (1725-1801гг)». | 09.04 | 09.04 | |||
Тема 4. Жизнь нашего края в XVIII веке. | ||||||
29 | Спустя сто лет. | 16.04 | 16.04 | |||
30 | Петергоф, Царское Село. | 23.04 | 23.04 | |||
31 | Гатчина, Ораниен баум, Павловск. | 30.04 | 30.04 | |||
32-34 | Повтори тельно-обобщаю щий урок по теме: «Жизнь нашего края в XVIII веке» Итоговое повторение | 07.05 14.05 21.05 | 07.05 14.05 21.05 |
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Предмет: история и культура Санкт-Петербурга
Класс 7а
Учитель О. Г. Дмитриева
2018-2019 учебный год
№ урока | Дата по основному ктп | Даты проведения | Тема урока | Количество часов | Причины корректировки | Способ корректировки | |
По плану | Дано | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверж...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс
Пояснительная записка 1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный...
Рабочая программ по предмету История и культура Санкт-Петербурга.
Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — горо...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 8 класс
Пояснительная записка1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом...