Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Пояснительная записка
- Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
- Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
- Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».
2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
- Создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения
культурного наследия Санкт-Петербурга.
- Способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как
части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры,
хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
- Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
- Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания: о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов; о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
- Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться в культурном пространстве города,
- понимать особенности городских объектов как источников информации,
- применять полученные знания.
- совершенствовать общеучебные умения
- выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению
3. Место курса в учебном плане
На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 5 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_rabochaya_programma_po_istorii_i_kulture_spb.doc | 438.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНА»
Приказом главного врача
СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»
№118-ш от «30» августа 2018г.
_____________А.А.Фалинский
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Восстановительный центр детской ортопед ии и травматологии «Огонёк»
Рабочая программа
по предмету: история и культура Санкт-Петербурга
5 класс
УМК: Л.К. Ермолаева, Л.В. Искровская, Н.Г.Штейн, С.А.Давыдова. Санкт-Петербург – город-музей.
Часть 1 (Наследие Древне го Востока и наследие Петербурга), часть 2 (Наследие античности и наследие Петербурга). Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2015.
Учитель: Дмитриева Ольга Григорьевна
Квалификационная категория: первая
Санкт-Петербург
2018г.
Пояснительная записка
- Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
- Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
- Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».
2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
- Создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения
культурного наследия Санкт-Петербурга.
- Способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как
части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры,
хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
- Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
- Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания: о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов; о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
- Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться в культурном пространстве города,
- понимать особенности городских объектов как источников информации,
- применять полученные знания.
- совершенствовать общеучебные умения
- выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению
3. Место курса в учебном плане
На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 5 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
4. УМК
Курс «История и культура Санкт-Петербурга» включает обучение на основе учебников:
- Л.К.Ермолаева, Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древне го Востока и наследие Петербурга), ч. 2 (Наследие античности и наследие Петербурга). СПб, СМИО Пресс, 2015.
- Л.К.Ермолаева, М.А.Левашко, Н.Н.Карахтанова, Т.И.Удальцова. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб, СМИО Пресс, 2015.
- Л.К. Ермолаева. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, СМИО Пресс, 2015.
Дополнительная литература:
- Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. СПб, 1997.
- Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
- История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. СПб, 1998.
- Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб, 1993.
- Детские энциклопедии.
- Нестеров В. В. Львы стерегут город. СПб, 2000.
- Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. СПб, 1999.
- Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. Москва, 1992.
- Путеводители по Русскому музею.
- Путеводители по Эрмитажу.
- Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. Москва, 1993.
- Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. Москва, 1965.
- Библия. Любое издание.
- Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. СПб., 1996.
- Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. Москва, 1960.
- Голубева О. Д. Хранители мудрости. Ленинград, 1988.
- Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. Москва, 1983.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб, 1997.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. СПб, 1998.
- Каминская Н. М. История костюма. М., 1986.
- Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. М., 1988.
- Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
- Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. Л., 1985.
- Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. СПб, 1999.
- Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. Л., 1981.
- Мифы Древнего мира. Любое издание.
- Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. Л., 1991.
- Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. Л., 1973.
- Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.
- Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.
- Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.
Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»
- Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.
- Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
- Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.
- Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.
- Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.
- Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.
- Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
- Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.
Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»
- Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.
- Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.
- Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.
- Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.
- Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. – Л., 1973.
- Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.
- Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.
- Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
- Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. – М., 1969.
- Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. – Любое издание.
- Раскин Г. А. Триумфальные арки Ленинграда. – Л., 1985.
- Санкт-Петербург и античность. – СПб., 1993.
- Сашонко В. Н. Адмиралтейство. – Л., 1982
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускники 5 класса
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость;
- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);
- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.
Ориентируются:
- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей);
- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;
Умеют:
- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).
- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);
- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.
Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:
- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;
- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;
- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;
- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).
6. Информация об организационных формах урока
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Дистанционные образовательные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Методы: наглядные, практические.
- Метод самостоятельной работы.
Уроки-лекции(презентации)
Обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение программы.
7. Средства диагностики степени достижений учащихся
Проверка письменных работ и их оценка.
Тестирование.
Содержание курса
Введение (1 час)
Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.
Раздел 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга (7 часов)
Тема 1. Петербург – один из известных в мире центров научного востоковедения (2 часа)
Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.
Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку.
Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» (2 часа)
Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге.Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.
Пристань на Университетской Набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.
Сфинксы, созданные в Петербурге.Сфинксы на Египетском мосту, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института.Памятник жертвам политических репрессий. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.
Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.
Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.
Тема 3. «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге (3 часа)
Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге.
Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72).
Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.
Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).
Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга (26 часов)
Тема 4. Мир образования и науки (3часа)
Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности в России.
Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.
Тема 5. Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге (4 часа)
Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.
Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи, интерьерах (3 часа)
Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности.
Классический стиль в литературе. Классические произведения литературы.
Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи».Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.
Классический стиль в живописи, в скульптуре.
Тема 7. «Отголоски» античного наследия в скульптуре Петербурга. (8 часов) Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.
Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.
Тема 8 «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях (6часов)
Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.
Классический стиль архитектуры.
Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).
Итоговое повторение (2ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Раздел 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга Тема 1. Петербург – один из известных в мире центров научного востоковедения | 2 |
3 | Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» | 2 |
4 | Тема 3 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге | 3 |
5 | Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга Тема 4. Мир образования и науки | 3 |
6 | Тема 5 Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге | 4 |
7 | Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи | 3 |
8 | Тема7. «Отголоски» античного наследия в скульптуре Петербурга | 8 |
9 | Тема 8. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях | 6 |
10 | Итоговое повторение | 2 |
Итого | 34 |
Приложение
к рабочей программе по предмету
«История и культура Санкт-Петербурга»
для 5 класса
Календарно- тематическое планирование на 2018-2019 учебный год
№ урока п/п | Тема урока | Планируемые результаты обучения УУД | Виды контроля | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||||
1 | Петербург – уникальный город-музей. | Предметные:Знают и объясняют официальные и неофициальные названия города; характеризуют его символику; объясняют понятия «музей» и «город-музей»; работают с иллюстрацией. Метапредметные: структрирование знаний., построение речевого высказывания в устной и письменной форме;составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в группах под руководством учителя. Личностные: формирование стремления к реализации своих знаний и умений. Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; в объяснении необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия. | Работа на уроке Работа с картой по заданию | 07.09 | 07.09 |
2 | Раздел I. Тема1. Изучение древнего мира в Петербурге | П:Называют научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.Развивают работы с иллюстрациями и картами. М: овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия всоответствии с поставленной задачей Л: Формирование ценностного отношения к объектамкультурного наследия; Oсознание личностной сопричастности к судьбеСанкт-Петербурга, его традициям и культурно-историческому наследию | Устный опрос Работа на уроке | 14.09 | 14.09 |
3 | Исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие | П:Объясняют понятия исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие; называют и описывают памятники культуры Древнего Египта, находящиеся в Петербурге; историю их открытия и появления в городе М: составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу; | Устный опрос Работа на уроке | 21.09 | 21.09 |
4 | Тема2. От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» | П:Определяют понятие сфинкс, классифицируют петербургских сфинксов; отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему. М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; умение использовать знаково - символические средства для преобразования информации; Л: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; | Устный опрос, Работа на уроке | 28.09 | 28.09 |
5 | «Отголоски» загадочного Египта в Петербурге. | П:Характеризуют обелиск по назначению, облику, месту установки; определяют основные мотивы в египетском стиле, находят их в облике города («Египетский дом»)Развивают диалогическую и монологическую речь;Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение; М: умение работать с текстом: выделять главную мысль, составлять план,отвечать на вопросы; готовить сообщения; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Л: Осознанное уважительное и доброжелательноеотношение к истории, культуререлигии, традиция языкам, ценностямжителей Петербурга, народов России и народов мира. | Устный опрос, Работа на уроке Викторина Лексическая игра | 05.10 | 05.10 |
6 | Тема3. Следы культуры Древнего Вавилона в Петербурге | П:Характеризуют уникальные образцы вавилонского искусства – «висячие сады» и изразцы. Дают оценочные суждения о зимних садах Петербурга; приводят примеры изразцового оформления петербургских зданий. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; умение использовать знаково - символические средства для преобразования информации; Л: осознание необходимости выполнения правил поведения горожанина; формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи; | Работа на уроке Решение кроссворда | 12.10 | 12.10 |
7 | Сказочный зверинец в Петербурге | П:Определяют понятие скульптуры как великого наследия древности. Описывают памятники: львы, звери-труженики, быки, звери-эмблемы М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; умение использовать знаково - символические средства для преобразования информации; Л: осознание необходимости выполнения правил поведения горожанина; формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи | Устный опрос Разгадка ребуса | 19.10 | 19.10 |
8 | Повторительно-обобщающий урок по темам 1- 3. | П: знать, определять, грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в Программе. указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; умение использовать знаково - символические средства для преобразования информации Л: - осознание необходимости выполнения правил поведения горожанина; применение знаний в учебной и бытовой ситуации;формирование желания совершать экскурсии по городу. | Работа на уроке, Тест Проект | 26.10 | 26.10 |
9 | Раздел II Тема4. Развитие традиций античного образования в Петербурге | П:Дают определения понятий школа, гимназия, лицей, академия. Рассказывают о развитии образования в Петербурге под влиянием античных образцов. Называют академические центры науки.Дают оценочные суждения о развитии традиций античного образования. М:построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Л:формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; | Работа на уроке | 09.11 | 09.11 |
10 | Раскрытие тайн античного мира | П:Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. определяют отличия и характеризуют подлинные и стилизованные памятники, произведения искусства. М:структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; сравнение, сериация, классификация по заданным критериям; Л: формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; | Устный опрос Работа с рабочей тетрадью по заданию | 16.11 | 16.11 |
11 | Раскрытие тайн античного мира | П:Рассказывают, как проходило открытие Древнего Рима и Древней Греции в Петербурге. Называют имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге. Называют академические центры науки. Развивают работы с картами и письменными источниками. Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления сообщения на заданную тему. М:овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний Л:формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; формирование ценностного отношения к наследию Санкт- Петербурга | Устный опрос Работа с рабочей тетрадью | 23.11 | 23.11 |
12 | Тема5. Наследие античного мира в культуре | П:Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектура, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. Развивают диалогическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | Работа на уроке | 30.11 | 30.11 |
13 | Античные коллекции Эрмитажа | П:Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку М: умение указывать хронологические рамки этапов формирования петербургского наследия, называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных мотивов; Формирование ответственного отношения к учебе | Устный опрос Творческое задание | 07.12 | 07.12 |
14 | Античные коллекции Эрмитажа | П:Объясняют понятия исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж. Рассказывают об античных коллекциях Эрмитажа и их хранителях. Дают оценочные суждения об античных коллекциях Эрмитажа. М:структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; сравнение, сериация, классификация по заданным критериям; Л: формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; | Устный опрос Ролевая игра | 14.12 | 14.12 |
15 | Повторительно-обобщающий урок по темам 4-5 | П:умение указывать хронологические рамки этапов формирования петербургского наследия, называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия М:овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний Л:формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; формирование ценностного отношения к наследию Санкт- Петербурга | Тест Проекты | 21.12 | 21.12 |
16 | Тема 6. Античность и литература | П:Дают определения мифа, эзопова языка, комедии, трагедии. Рассказывают об античных богах и героях в литературных произведениях. Рассказывают о жанре трагедии и комедии на сценах петербургских театров. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. М:умение указывать хронологические рамки этапов формирования петербургского наследия, называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных мотивов; Формирование ответственного отношения к учебе | Работа на уроке Решение ребуса решение кроссворда | 28.12 | 28.12 |
17 | Театр и античность. | П:Дают определения терминам театр, орхестра, театрон, драма, трагедия, комедия, амфитеатр, маска. М:умение указывать хронологические рамки этапов формирования петербургского наследия, называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных мотивов; Формирование ответственного отношения к учебе | Ролевая игра | 18.01 | 18.01 |
18 | Театр и античность | П:Рассказывают о рождении театрального искусства в Греции и его развитии в Петербурге Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему. М:умение указывать хронологические рамки этапов формирования петербургского наследия, называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных мотивов; Формирование ответственного отношения к учебе | Тест проекты | 25.01 | 25.01 |
19 | Тема 7. Скульптурное убранство Петербурга | П:Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф. Развивают навыки анализа и обобщения знаний; работы с иллюстрациями. и схемами, с письменными источниками М: структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Л: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных мотивов; Формирование ответственного отношения к учебе | Работа на уроке | 01.02 | 01.02 |
20 | Скульптурный Олимп Петербурга | П:Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. М:овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в группе; умение договариваться и приходить к общему решению; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л:осознание своей культурной идентичности как петербуржца | Устный опрос Составление словарика по теме | 08.02 | 08.02 |
21 | Герои античных мифов на берегах Невы. | П:Называют атрибуты античных богов. Рассказывают о скульптурных изображениях Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге-героях мифов на петербургских улицах и площадях. Рассказывают о создателях скульптурного убранства Петербурга. Высказывают оценочные суждения о скульптурном убранстве города. М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | Устный опрос Виктори на | 15.02 | 15.02 |
22 | Памятники реальным людям в Петербурге. | П:Дают определения понятий скульптура, бюст, статуя, знаменитые россияне, памятник, монумент. Рассказывают о памятниках знаменитым петербуржцам. Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему. Высказывают оценочные суждения о памятниках Петербурга. М: умение указывать хронологические рамки этапов формирования петербургского наследия, называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных мотивов; Формирование ответственного отношения к учебе | Устный опрос Составление кроссворда Ролевая игра | 22.02 | 22.02 |
23 | Хранилища произведений искусства. Эрмитаж. | П:Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа. Характеризуют роль Эрмитажа как центра сохранения мирового наследия. Развивают диалогическую речь. М:Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. умение указывать хронологические рамки этапов формирования петербургского наследия, называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных мотивов; Формирование ответственного отношения к учебе | Устный опрос Работа по рабочей тетради по заданию учителя | 01.03 | 01.03 |
24 | Хранилища произведений искусства. Эрмитаж. | П:Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа и их хранителях, о музее в годы Великой Отечественной войны. Характеризуют роль Эрмитажа как центра сохранения мирового наследия. Развивают навыки работы с планами иписьменными источниками. М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | Работа с планом Эрмитажа по заданию. Творческое задание | 15.03 | 15.03 |
25 | Хранилища произведений искусства. Русский музей | П:Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о создании Русского музея. Характеризуют роль Русского музея как центра сохранения культурного наследия. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. М:овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний Л:формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; формирование ценностного отношения к наследию Санкт- Петербурга | Устный опрос Работа с планом музея по заданию | 22.03 | 22.03 |
26 | Повторительно-обобщающий урок по теме 6-7 | М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | Тест проекты | 05.04 | 05.04 |
27 | Тема 8. Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне» | П:Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, фронтон. Отмечают черты классицизма в Петербурге. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | Устный опрос Творческое задание | 12.04 | 12.04 |
28 | Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне» | П:Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, ансамбль, фронтон. Рассказывают о памятниках в классическом стиле. Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему. М:овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний Л:формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; формирование ценностного отношения к наследию Санкт- Петербурга | Устный опрос Составление словарика по теме | 19.04 | 19.04 |
29 | Архитекторы Петербурга | П:Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях. М:овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний Л:формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; формирование ценностного отношения к наследию Санкт- Петербурга | Устный опрос Лексическая игра, разгадка ребуса | 26.04 | 26.04 |
30 | Архитекторы Петербурга | П:Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях. Развивают диалогическую и монологическую речь. Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | Устный опрос Работа с текстом рабочей тетради по вопросам | 03.05 | 03.05 |
31 | «Триумф, виктория, победа…» | П:Определяют понятия триумф, виктория, триумфальная арка, триумфальная колонна. Рассказывают о памятниках победам в античном мире и Петербурге. М:Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления сообщения на заданную тему. Развивают навыки обобщения знаний. Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | Устный опрос Решение кроссворда, проекты | 10.05 | 10.05 |
32 | Повторение и обобщение по теме 8 | М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний; умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия; Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца | Викторина Работа на уроке | 17.05 | 17.05 |
33 | Повторение и обобщение курса | Викторина Работа на уроке | 24.05 | 24.05 | |
34 | Повторение и обобщение курса |
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Предмет: история и культура Санкт-Петербурга
Класс 5
Учитель О. Г. Дмитриева
2018-2019 учебный год
№ урока | Дата по основному ктп | Даты проведения | Тема урока | Количество часов | Причины корректировки | Способ корректировки | |
По плану | Дано | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс
Пояснительная записка 1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 7 класс
Пояснительная записка 1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный станд...
Рабочая программ по предмету История и культура Санкт-Петербурга.
Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — горо...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 8 класс
Пояснительная записка1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом...