Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Дмитриева Ольга Григорьевна

Пояснительная записка

 

 

  1.  Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
  • Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
  • Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».

 

        2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

  • Создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения

             культурного наследия Санкт-Петербурга.

  • Способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как

       части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей  традиций мировой культуры,

       хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

  • Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
  • Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания: о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;  о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
  • Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

-  ориентироваться в культурном пространстве города,

      -  понимать особенности городских объектов как источников информации,

      -  применять полученные знания.

      -  совершенствовать общеучебные умения

      -  выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению

        3. Место курса в учебном плане

           На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 5 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_rabochaya_programma_po_istorii_i_kulture_spb.doc438.36 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДЕНА»

                                                                                                                                  Приказом главного  врача

                                                                                                                          СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»

                                                                                                                        №118-ш  от «30» августа 2018г.  

                                                                                                                         _____________А.А.Фалинский

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Восстановительный центр детской ортопед        ии и травматологии «Огонёк»

Рабочая  программа

по предмету: история и культура Санкт-Петербурга

5 класс

УМК: Л.К. Ермолаева, Л.В. Искровская, Н.Г.Штейн, С.А.Давыдова. Санкт-Петербург – город-музей.

Часть 1 (Наследие Древне го Востока и наследие Петербурга), часть 2 (Наследие античности и наследие Петербурга). Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2015.

Учитель: Дмитриева Ольга Григорьевна

     Квалификационная категория: первая

Санкт-Петербург

2018г.

Пояснительная записка

  1.  Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
  • Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
  • Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».

        2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

  • Создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения

             культурного наследия Санкт-Петербурга.

  • Способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как

       части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей  традиций мировой культуры,

       хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

  • Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
  • Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания: о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;  о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
  • Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

-  ориентироваться в культурном пространстве города,

      -  понимать особенности городских объектов как источников информации,

      -  применять полученные знания.

      -  совершенствовать общеучебные умения

      -  выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению

        3. Место курса в учебном плане

           На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 5 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

        4. УМК

                  Курс «История и культура Санкт-Петербурга» включает обучение на основе учебников:

  • Л.К.Ермолаева, Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древне го Востока и наследие Петербурга), ч. 2 (Наследие античности и наследие Петербурга). СПб, СМИО Пресс, 2015.
  • Л.К.Ермолаева, М.А.Левашко, Н.Н.Карахтанова, Т.И.Удальцова. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие  Средневековья и наследие Петербурга). — СПб, СМИО Пресс, 2015.
  • Л.К. Ермолаева. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, СМИО Пресс, 2015.

            Дополнительная литература:

  • Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. СПб, 1997.
  • Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
  • История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. СПб, 1998.
  • Власов В. Г.  Иллюстрированный художественный словарь. СПб, 1993.
  • Детские энциклопедии.
  • Нестеров В. В. Львы стерегут город. СПб, 2000.
  • Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. СПб, 1999.
  • Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник.  Москва, 1992.
  • Путеводители по Русскому музею.
  • Путеводители по Эрмитажу.
  • Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева.  Москва, 1993.
  • Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. Москва, 1965.
  • Библия. Любое издание.
  • Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. СПб., 1996.
  • Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2.  Москва, 1960.
  • Голубева О. Д. Хранители мудрости. Ленинград, 1988.
  • Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. Москва, 1983.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в.  СПб, 1997.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. СПб, 1998.
  • Каминская Н. М. История костюма. М., 1986.
  • Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. М., 1988.
  • Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
  • Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. Л., 1985.
  • Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. СПб, 1999.
  • Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. Л., 1981.
  • Мифы Древнего мира. Любое издание.
  • Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. Л., 1991.
  • Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. Л., 1973.
  • Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.
  • Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.
  • Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.

Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»

  1. Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.
  2. Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
  3. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.
  4. Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.
  5. Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.
  6. Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.
  7. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
  8. Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.

Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»

  1. Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.
  2. Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.
  3. Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.
  1. Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.
  2. Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. – Л., 1973.
  3. Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.
  4. Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.
  5. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
  6. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. – М., 1969.
  1. Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. – Любое издание.
  2. Раскин Г. А. Триумфальные арки Ленинграда. – Л., 1985.
  3. Санкт-Петербург и античность. – СПб., 1993.
  4. Сашонко В. Н. Адмиралтейство. – Л., 1982

        

  5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Выпускники 5 класса

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют  конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них  как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость;

- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного  человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения.

Ориентируются:

- по карте-схеме  и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга  (соответственно программе);

- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки;  сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;

Умеют:

- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;  

- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника;  составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить  влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции;  соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

- применять полученные знания и умения (на уроках,  на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);

- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

6.   Информация об организационных формах урока

  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Дистанционные образовательные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Методы:  наглядные, практические.
  • Метод самостоятельной работы.

                       Уроки-лекции(презентации)

 Обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение программы.

7.   Средства диагностики степени достижений учащихся

Проверка письменных работ и их оценка.

Тестирование.

        

Содержание курса

Введение (1 час)

Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.

Раздел 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга (7 часов)

Тема 1. Петербург – один из известных в мире центров научного востоковедения (2 часа)

Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.

Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку.

         Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» (2 часа)

Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге.Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.

Пристань на Университетской Набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.

Сфинксы, созданные в Петербурге.Сфинксы на Египетском мосту, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института.Памятник жертвам политических репрессий. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.

Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.

Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.

Тема 3. «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге (3 часа)

Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге.

Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72).

Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.

Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).

Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга (26 часов)

Тема 4. Мир образования и науки (3часа)

Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности в России.

Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

Тема 5. Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге (4 часа)

         Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

         Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи, интерьерах (3 часа)

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности.

Классический стиль в литературе. Классические произведения литературы.

Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи».Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.

Классический стиль в живописи, в скульптуре.

Тема 7. «Отголоски» античного наследия в скульптуре Петербурга. (8 часов) Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.

Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.

Тема 8 «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях (6часов)

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.

Классический стиль архитектуры.

Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).

Итоговое повторение (2ч)

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Раздел 1.  Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

Тема 1. Петербург – один из известных в мире центров научного востоковедения

2

3

Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

2

4

 Тема 3 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге

3

5

Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга

Тема 4. Мир образования и науки

3

6

Тема 5 Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге  

4

7

 Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи

3

8

Тема7.  «Отголоски» античного наследия в скульптуре Петербурга

8

9

Тема 8. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях

6

10

Итоговое повторение

2

Итого

34

Приложение

 к рабочей программе по предмету

«История и культура Санкт-Петербурга»

для 5 класса

Календарно- тематическое планирование на 2018-2019 учебный год

№ урока п/п

Тема урока

Планируемые результаты обучения

УУД

Виды контроля

     Дата проведения

по плану

по факту

1

Петербург – уникальный город-музей.

Предметные:Знают и объясняют официальные и неофициальные названия города; характеризуют его символику; объясняют понятия «музей» и «город-музей»; работают с иллюстрацией.

Метапредметные:  структрирование знаний., построение речевого

высказывания в устной и

письменной форме;составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение  навыками коллективной деятельности в    процессе совместной работы в группах под руководством учителя.

Личностные: формирование стремления к    реализации своих

знаний и умений.  Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам  культурного   наследия, которое  проявляется  в словесном  выражении собственного  впечатления от объекта; в объяснении  необходимости бережного  отношения к  объектам культурного наследия.

Работа на уроке

Работа с картой по заданию

07.09

07.09

2

Раздел I.

Тема1.

Изучение древнего мира в Петербурге

П:Называют научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

 Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.Развивают работы с иллюстрациями и картами.

М: овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; составлять план, отвечать на вопросы;  умение планировать свои действия всоответствии с поставленной задачей

Л: Формирование ценностного отношения к объектамкультурного наследия;  Oсознание личностной сопричастности  к судьбеСанкт-Петербурга, его традициям и культурно-историческому  наследию

Устный опрос

Работа на уроке

14.09

14.09

3

Исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие

П:Объясняют понятия исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие; называют и описывают памятники культуры Древнего Египта, находящиеся в Петербурге; историю их открытия и появления в городе

М: составлять план, отвечать на вопросы;  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу;

Устный опрос

Работа на уроке

21.09

21.09

4

Тема2.

От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

П:Определяют понятие сфинкс, классифицируют петербургских сфинксов; отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из

разнообразных источников; умение использовать знаково - символические средства  для преобразования информации;

Л: развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов  России и мира;

Устный опрос,

Работа на уроке

28.09

28.09

5

«Отголоски» загадочного Египта в Петербурге.

П:Характеризуют обелиск по назначению, облику, месту установки; определяют основные мотивы в египетском стиле, находят их в облике города («Египетский дом»)Развивают диалогическую и монологическую речь;Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение;

М: умение работать с текстом: выделять главную мысль, составлять план,отвечать на вопросы; готовить

сообщения;  планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Л: Осознанное уважительное и доброжелательноеотношение к истории, культуререлигии, традиция языкам, ценностямжителей Петербурга, народов России и народов мира.

Устный опрос,

Работа на уроке

Викторина

Лексическая игра

05.10

05.10

6

Тема3.

Следы культуры Древнего Вавилона в Петербурге

П:Характеризуют уникальные образцы вавилонского искусства – «висячие сады» и изразцы. Дают оценочные суждения о зимних садах Петербурга; приводят примеры изразцового оформления петербургских зданий.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из

разнообразных источников; умение использовать знаково - символические

средства  для преобразования информации;

 Л: осознание необходимости выполнения  правил поведения горожанина;  формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи;

Работа на уроке

Решение кроссворда

12.10

12.10

7

Сказочный зверинец в Петербурге

П:Определяют понятие скульптуры как великого наследия древности. Описывают памятники: львы, звери-труженики, быки, звери-эмблемы

М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из

разнообразных источников; умение использовать знаково - символические

средства  для преобразования информации;

 Л: осознание необходимости выполнения  правил поведения горожанина;  формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи

Устный опрос

Разгадка ребуса

19.10

19.10

8

Повторительно-обобщающий

 урок

по темам 1- 3.

П: знать, определять, грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  Программе.  указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга;

М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из

разнообразных источников; умение использовать знаково - символические

средства  для преобразования информации

Л: -  осознание необходимости выполнения  правил поведения

горожанина;  применение знаний в учебной  и бытовой ситуации;формирование

желания совершать экскурсии по городу.

Работа на уроке,

Тест

Проект

26.10

26.10

9

Раздел II

Тема4.

Развитие традиций античного образования в Петербурге

П:Дают определения понятий школа, гимназия, лицей, академия. Рассказывают о развитии образования в Петербурге под влиянием античных образцов. Называют академические центры науки.Дают оценочные суждения о развитии традиций античного образования.

М:построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Л:формирование ценностного отношения к объектам  культурного  наследия;

Работа на уроке

09.11

09.11

10

Раскрытие тайн античного мира

П:Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. определяют отличия и характеризуют подлинные и стилизованные памятники, произведения искусства.

М:структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; сравнение, сериация, классификация по заданным критериям;

Л: формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы;

Устный опрос

Работа с рабочей тетрадью по заданию

16.11

16.11

11

Раскрытие тайн античного мира

П:Рассказывают, как проходило открытие Древнего Рима и Древней Греции в Петербурге. Называют имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге. Называют академические центры науки.

Развивают работы с картами и письменными источниками.

Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления сообщения на заданную тему.

М:овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний

Л:формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; формирование ценностного отношения  к наследию Санкт- Петербурга

Устный опрос

Работа с рабочей тетрадью

23.11

23.11

12

Тема5.

Наследие античного мира в культуре

П:Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектура, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку.

Развивают диалогическую речь.

 Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом,

выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

Работа на уроке

30.11

30.11

13

Античные коллекции Эрмитажа

П:Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку

М: умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на

основе развития познавательных мотивов;  Формирование ответственного отношения к учебе

Устный опрос

Творческое задание

07.12

07.12

14

Античные коллекции Эрмитажа

П:Объясняют понятия исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж. Рассказывают об античных коллекциях Эрмитажа и их хранителях.

Дают оценочные суждения об античных коллекциях Эрмитажа.

М:структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; сравнение, сериация, классификация по заданным критериям;

Л: формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы;

Устный опрос

Ролевая игра

14.12

14.12

15

Повторительно-обобщающий урок

 по темам 4-5

П:умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для

каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

М:овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний

Л:формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; формирование ценностного отношения  к наследию Санкт- Петербурга

Тест

Проекты

21.12

21.12

16

Тема 6.

Античность и литература

П:Дают определения мифа, эзопова языка, комедии, трагедии. Рассказывают об античных богах и героях в литературных произведениях. Рассказывают о жанре трагедии и комедии на сценах петербургских театров.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

М:умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на

основе развития познавательных мотивов;  Формирование ответственного отношения к учебе

Работа на уроке

Решение ребуса

решение кроссворда

28.12

28.12

17

Театр и античность.

П:Дают определения терминам театр, орхестра, театрон, драма, трагедия, комедия, амфитеатр, маска.

М:умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на

основе развития познавательных мотивов;  Формирование ответственного отношения к учебе

Ролевая игра

18.01

18.01

18

Театр и античность

П:Рассказывают о рождении театрального искусства в Греции и его развитии в Петербурге

Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

М:умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на

основе развития познавательных мотивов;  Формирование ответственного отношения к учебе

Тест

проекты

25.01

25.01

19

Тема 7.

Скульптурное убранство Петербурга

П:Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф.

Развивают навыки анализа и обобщения знаний; работы с иллюстрациями. и схемами, с письменными источниками

М: структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Л: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на

основе развития познавательных мотивов;  Формирование ответственного отношения к учебе

Работа на уроке

01.02

01.02

20

Скульптурный Олимп Петербурга

П:Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

М:овладение  навыками  коллективной деятельности в    процессе совместной

творческой работы в группе; умение договариваться и приходить к общему решению;  формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л:осознание своей культурной идентичности как петербуржца

Устный опрос

Составление словарика по теме

08.02

08.02

21

Герои античных мифов на  берегах Невы.

П:Называют атрибуты античных богов. Рассказывают о скульптурных изображениях Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге-героях мифов на петербургских улицах и площадях. Рассказывают о создателях скульптурного убранства Петербурга.

Высказывают оценочные суждения о скульптурном убранстве города.

М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом,

выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

Устный опрос

Виктори

на

15.02

15.02

22

Памятники реальным людям в Петербурге.

П:Дают определения понятий скульптура, бюст, статуя, знаменитые россияне, памятник, монумент. Рассказывают о памятниках знаменитым петербуржцам.

Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

Высказывают оценочные суждения о памятниках Петербурга.

М: умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на

основе развития познавательных мотивов;  Формирование ответственного отношения к учебе

Устный опрос

Составление кроссворда

Ролевая игра

22.02

22.02

23

Хранилища произведений искусства. Эрмитаж.

П:Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа. Характеризуют роль Эрмитажа как центра сохранения мирового наследия.

Развивают диалогическую речь.

М:Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

Л:Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на

основе развития познавательных мотивов;  Формирование ответственного отношения к учебе

Устный опрос

Работа по рабочей тетради по заданию учителя

01.03

01.03

24

Хранилища произведений искусства. Эрмитаж.

П:Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа и их хранителях, о музее в годы Великой Отечественной войны. Характеризуют роль Эрмитажа как центра сохранения мирового наследия.

Развивают навыки работы с планами иписьменными источниками.

М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом,

выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

Работа с планом Эрмитажа по заданию.

Творческое задание

15.03

15.03

25

Хранилища произведений искусства. Русский музей

П:Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о создании Русского музея. Характеризуют роль Русского музея как центра сохранения культурного наследия.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

М:овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний

Л:формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; формирование ценностного отношения  к наследию Санкт- Петербурга

Устный опрос

Работа с планом музея по заданию

22.03

22.03

26

Повторительно-обобщающий урок по теме 6-7

М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом,

выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

Тест

проекты

05.04

05.04

27

Тема 8.

Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне»

П:Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, фронтон. Отмечают черты классицизма в Петербурге.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом,

выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

Устный опрос

Творческое задание

12.04

12.04

28

Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне»

П:Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, ансамбль, фронтон. Рассказывают о памятниках в классическом стиле.

Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

М:овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний

Л:формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; формирование ценностного отношения  к наследию Санкт- Петербурга

Устный опрос

Составление словарика по теме

19.04

19.04

29

Архитекторы Петербурга

П:Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях.

М:овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний

Л:формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; формирование ценностного отношения  к наследию Санкт- Петербурга

Устный опрос

Лексическая игра, разгадка ребуса

26.04

26.04

30

Архитекторы Петербурга

П:Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом,

выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

Устный опрос

Работа с текстом рабочей тетради по вопросам

03.05

03.05

31

«Триумф, виктория, победа…»

П:Определяют понятия триумф, виктория, триумфальная арка, триумфальная колонна. Рассказывают о памятниках победам в античном мире и Петербурге.

М:Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления сообщения на заданную тему.

Развивают навыки обобщения знаний.

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

Устный опрос

Решение кроссворда,

проекты

10.05

10.05

32

Повторение и обобщение по теме 8

М:структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом,

выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

Викторина

Работа на уроке

17.05

17.05

33

Повторение и обобщение  курса

Викторина

Работа на уроке

24.05

24.05

34

Повторение и обобщение  курса

Лист  корректировки календарно - тематического планирования

Предмет: история и культура Санкт-Петербурга

Класс      5

Учитель  О. Г. Дмитриева

                                                                                    2018-2019 учебный год

№ урока

Дата по основному ктп

Даты проведения

Тема урока

Количество часов

Причины корректировки

Способ корректировки

По плану

Дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс

Пояснительная записка       1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 7 класс

Пояснительная записка       1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный станд...

Рабочая программ по предмету История и культура Санкт-Петербурга.

 Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — горо...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 8 класс

Пояснительная записка1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом...