Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шейко Н.Г., Кораблина Ю.А. «История и культура Санкт-Петербурга», Часть 1, (С древнейших времен до конца XVIII века), СПб, Издательство «СМИО Пресс».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7_kl_ist_spb_15-16.doc | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 490 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете Директор школы:
школы ________ Н.Б.Александрова
Протокол № Приказ №
от _________________ от ___________________
Рабочая программа
по истории и культуре Санкт – Петербурга
для базового уровня изучения истории и культуры Санкт – Петербурга в основной школе
7 класс
Срок реализации – 1 год
Разработчик рабочей программы:
Семенюта Галина Васильевна, учитель английского языка первой квалификационной категории
Год разработки программы – 2015
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО учителей зам. директора по УВР
социально-экономических наук ___________А.В. Голубицкая
Председатель МО ______________ 2015 года
_________ В.И.Скородумов
Протокол №
от _____________
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
2. Содержание тематического учебного курса по предмету «История
и культура Санкт - Петербурга» ……………………………………………………5
3. Требования к уровню подготовки обучающихся по истории и культуре
Санкт-Петербурга (7 класс, базовый уровень) ……………………………………… 8
4. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной
программы …………………………………………………………………………….11
5. Календарно-тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся ……………………………………… 16
6. Ресурсное обеспечение программ ………………….………………………….........42
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса рассчитана на изучение истории и культуры Санкт-Петербурга на базовом уровне и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории Санкт-Петербурга, утвержденного приказом Минобразования и науки от 05.03.2004 от №1089.
2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
3. Типовое положение об образовательном учреждении.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ.
5. Устав ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
6. Образовательная программа ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
7. Учебный план ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
8. Годовой календарный учебный график ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
9. Авторская программа Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»".
10. Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шейко Н.Г., Кораблина Ю.А. «История и культура Санкт-Петербурга», Часть 1, (С древнейших времен до конца XVIII века), СПб, Издательство «СМИО Пресс»
Изучение курса рассчитано на 34 часов (1 урок в неделю) в рамках базового курса.
Цель курса: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Создать условия для формирования у учащихся:
- познавательного интереса к природно-культурному и культурному наследию города;
- оценочных суждений о культурном наследии Санкт-Петербурга, о современных проблемах города, о поведении горожан – носителей петербургской культуры;
- отношения к городским объектам, музейным экспозициям, семейным реликвиям, городским и семейным традициям, как к наследию, необходимому всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленному предками и обогащаемому его современниками.
2. Содействовать формированию у учащихся умений, необходимых для:
- поиска информации о природно-культурном и культурном наследии города/края;
- комфортного проживания в городе мегаполисе и самореализации в нем;
- ориентации в культурном пространстве города;
- поведения, соответствующего грамотному/цивилизованному горожанину, петербуржцу;
- полноценного использования горожанином культурного потенциала города.
3. Способствовать освоению учащимися знаний, необходимых для понимания/осознания ими
- роли города как феномена культуры;
- значения Санкт-Петербурга и его наследия в России в прошлом и настоящем;
- роли горожан как создателей и потребителей, хранителей и разрушителей культурного наследия Санкт-Петербурга; специфики формирования петербургского населения;
- особенностей бытования петербуржцев на протяжении всего периода существования города и на современном этапе (условий их жизни, традиций их повседневной и праздничной культуры, общих проблем городской жизни);
- проблем сохранения и развития природно-культурного и культурного наследия Петербурга.
Формы проведения занятий:
На уроках используются ведущие принципы современных педагогических технологий:
- уровневая дифференциация,
- коллективные способы обучения,
- развивающие и проектные технологии,
- ИКТ,
- игровые технологии,
- исследовательская деятельность,
- проектная деятельность,
- комплексные занятия, комбинированный урок;
- урок - пресс-конференция; диспут; дискуссия;
- урок - виртуальная экскурсия; путешествие;
- урок - лекция; семинар; практикум и т.д.
Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися и помогает успешно осуществить выполнение программы.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Задача каждого урока ИКП – разбудить воображение ученика, направить его в неожиданном для школьника, непривычном и недоступном ему ранее направлении, раскрыть перед учеником явление, факт в незнакомых ему ранее связях, в том числе и в связи с проблемами его собственной жизни. Только тогда урок краеведения имеет смысл, только тогда он сможет выполнить свою особую, ничем не заменимую воспитательную функцию в школе. Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, информатики. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, необходимо использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Применение ИКТ в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга играет значительную роль, т. к. на уроках систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов.
Основная задача ИКТ, применяемых на уроках по истории и культуре Петербурга – обеспечение высокого качества образования при сохранении сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности.
2.Содержание учебного курса по предмету
«История и культура Санкт-Петербурга»
РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
(с древнейших времен до 1703 года) - 11 часов
Введение в курс – 3 часа
Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга. Определение понятий краеведение и петербурговедение. Классификация периодов развития Петербурга. Места хранения источников знаний о крае и городе. Классификация источников знаний о крае и городе. Природоведческие источники. Археологические источники. Археологи – исследователи нашего края. Этнографические источники. Памятники архитектуры как источники знаний о жизни области и города. Памятники изобразительного искусства. Фотография как краеведческий источник. Архив кино-фотодокументов. Письменные источники. Рукописные материалы. Устные источники. Топонимы – понятие, этапы формирования топонимов Петербурга. Принципы образования топонимов. Формирование природного ландшафта края. Образование Невы. Природные памятники на территории края (камы, озы, дюны, террасы и др.). Рукава Невы, ее притоки и протоки. Острова невской дельты. Природные особенности города: город рек и каналов, город на островах.
Тема 1. Из глубины веков (VIII-IX) вв. Старая Ладога. - 2 часа
Освоение края человеком: стоянки периодов мезолита и неолита. Прибалтийско-финские племена на территории края (водь, ижора, вепсы, корела). Проблема чуди. Общие сведения об особенностях быта племен ижоры, води, вепсов. Проникновение славян на территорию края. Особенности быта и их отличия от быта прибалтийско-финских племен. Взаимоотношения с местными племенами. Скандинавы на территории края. Норманнская теория. Древнейшие торговые пути на территории края. Старая Ладога – древнейший центр края. Местонахождение. Происхождение названий. Первые поселения. Ладога – центр «международной торговли». Обусловленность появления первого укрепления – «Рюрикова замка» (Рюрикова городища). Крепость 1114 года и ее назначение. Георгиевский храм – памятник истории и культуры. Другие средневековые памятники на территории Ладоги. Административное деление поселения. Археологические раскопки на территории Ладоги и археологи, занимающиеся исследованиями на территории Ладоги (Н.Бранденбург, А.Кирпичников, Е.Рябинин и др.).
Тема 2. В составе Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.) – 2 часа
Наш край в составе Новгородской земли (XII-XV вв.). Роль Новгорода в Древней Руси. Водская пятина – административная единица Новгородской земли. Взаимоотношения с западными соседями. Роль Александра Невского в истории края. Крепость Копорье. Святой Александр Невский – святой покровитель края. Крепости края, построенные в XIII - XIV вв.: Корела, Выборг, Ямгород. Нева - важная водная артерия. Первые крепости на Неве: Ландскрона, Орешек. Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.
Тема 3. В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.) –2 часа
Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси. Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка). События Ливонской войны на территории края и их последствия. События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор.
Тема 4. По обычаям средневековой Москвы (1617 – 1703 гг.) – 2 часа
Жизнь крестьян в восточной (московской) части края. Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт. Тихвинский Успенский монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.
Тема 5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.) – 2 часа
Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Ингерманландия. Управление приневскими землями. Переселенцы на невские берега из Финляндии. Насаждение лютеранства. Население края, его состав. Поселения в устье Невы. Ниеншанц, Ниен – центр западной части края.
РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (XVIII в)
Тема 6. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.) - 10 часов
История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота.
Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России.
Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.
Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г.Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. Меншиковский дворец, Кунсткамера.
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры, город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце. Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу. Повторение и обобщение темы.
Тема 7. Санкт-Петербург после Петра I (1725-1801) гг. –10 час
Введение. Характеристика исторического периода. Источники
Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. (Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).
Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХVIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора.
Санкт-Петербург в последней четверти ХV111 в. – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой.
Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова. Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; Развитие театрального искусства в столице Развитие живописи, скульптуры в столице.Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры: Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины.
Промышленные предприятия в городе; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские. Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. Особенности быта разных слоев населения: различие в быту дворян и других горожан. Праздничные традиции в столице. Повторение и обобщение темы
3.Требования к уровню подготовки обучающихся по учебной программе «История и культура Санкт- Петербурга».
В результате изучения предмета ИКП у ученика должен сформироваться познавательный интерес к изучению города, который выражается в желании совершить познавательные прогулки по городу, посещать музеи; читать дополнительную литературу; выполнять творческие задания; следить за событиями, происходящими в городе; в стремлении реализовать свои знания и умения в конкретных практических делах, исследованиях и т.д.
Выпускник должен
знать / понимать:
- ценность петербургского наследия для современности, его связи с сегодняшним днем;
- значение и роль культурного потенциала города в жизни России
- роль горожан как создателей и потребителей, хранителей и разрушителей культурного наследия Санкт-Петербурга; специфику формирования петербургского населения;
- традиционные проблемы горожан и городского хозяйства;
- возможности, предоставляемые городом для реализации жизненных планов людей;
- последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;
- необходимость соблюдения горожанами правил поведения, бережного отношения к памятникам культурного наследия;
- необходимость регулярного посещения экскурсий и прогулок по городу;
- значение и роль культурного потенциала города, его роли в жизни России;
- основные виды архитектурных стилей;
- основные проблемы города и необходимость участия в городских акциях, направленных на сохранение культурного и природно-культурного наследия, улучшения условий жизни горожан.
уметь:
- грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;
- указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события; соотносить их с памятниками наследия;
- называть конкретный памятник или группу памятников, разъяснять о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают»;
- называть петербургские традиции, разъяснять причины их появления или исчезновения, рассказывать о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;
- называть фамилии знаменитых петербуржцев, соотносят их с соответствующим памятником наследия, рассказывать об их жизнедеятельности, высказывать свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга; разъяснять особенности формирования петербургского населения и специфику его состава; указывать условия жизни горожан;
- рассказывать об особенностях быта горожан; выявлять связи с сегодняшним днем; объяснять роль каждого горожанина в жизни города;
- узнавать, описывать и объяснять герб Санкт-Петербурга; узнавать и описывать флаг города; узнавать и воспроизводить мелодию и слова гимна города;
- указывать основные периоды развития нашего края, объясняют роль Петербурга в развитии края, связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира;
- ориентироваться по различным стандартам карт; находить на карте нужные объекты; прокладывать оптимальные маршруты; читают карты как источник информации;
- ориентироваться в реальном городском и музейном пространстве; оценивать поведение горожан; решать ситуационные задачи; оценивать собственное поведение;
- сообщать одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следить за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам;
- уметь извлекать необходимую информацию из разных письменных источников; узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; исследовать изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города;
- самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов; делать вывод о значении этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки); «добывать» информацию от родственников, горожан как источников краеведческой информации (формулировать вопросы, проводить анкетирование, брать интервью);
- разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значения для развития культуры города, используя ранее полученные знания;
- применять полученные знания и умения в реальной жизни;
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также их изображения;
- работать с текстом, выделять главную мысль, составлять план, отвечать на познавательные задания к тексту, готовить сообщения;
- работать с наглядным материалом;
- обосновывать, аргументировать свой ответ;
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая вопросы; оценивать конкретные объекты, традиции, деятельность горожан, участвовать в городских акциях;
- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни (для организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о Санкт – Петербурге как части мировой культуры).
4.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Формы контроля: словарные (терминологические) диктанты, тесты, фронтальный и индивидуальный опрос, сообщения по дополнительной литературе, творческие работы.
В качестве методов диагностики уровня подготовки учащихся используется также участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах и научных конференциях различного уровня. С учетом специфики предмета «История и культура Санкт - Петербурга» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно. Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.
Критерии для оценивания устных ответов на уроках истории и культуре Санкт-Петербурга
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний, творчески применяет полученные знания. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; делает собственные выводы; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает
ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
- Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Критерии оценки словарных (терминологических) диктантов
Критерии оценки | Оценка |
100-95 % слов написаны правильно | 5 |
95- 85 % слов написаны правильно | 4 |
84-60 % слов написаны правильно | 3 |
Менее 59 % слов написаны правильно | 2 |
Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате
100-80% от максимальной суммы баллов - оценка «5»
60-79% от максимальной суммы баллов - оценка «4»
40-59% от максимальной суммы баллов - оценка «3»
0-39% от максимальной суммы баллов - оценка «2»
Критерии оценки письменных творческих работ проектов) учащихся
Творческая работа выявляет уровень грамотности и компетентности учащегося, является формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося.
Любая творческая работа включает в себя титульный лист, содержание, вступление с обоснованием актуальности работы, основную часть, заключение, список использованных источников и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
соблюдение языковых норм и правил правописания;
качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
широта охвата источников и дополнительной литературы.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается:
- правильное оформление сносок;
- соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
- реальное использование в работе литературы, приведенной в списке источников;
- широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
- целесообразность использования тех или иных источников.
Критерии оценки содержания и оформления творческих работ (проектов):
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допускается 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. В работе более 4-х недочетов в содержании, более 5 речевых недочетов, более 4 грамматических ошибок.
Критерии оценки презентации творческих работ (проектов) представлены в таблице:
Критерии оценки презентации (представления) творческой работы (проекта) | Оценка | |||
5 | 4 | 3 | 2 | |
1.Умение раскрыть сущность выполненного проекта и его основные результаты (выводы) | ||||
2. Форма представления проекта (оригинальность, наличие иллюстративного материала) | ||||
3.Умение отвечать на вопросы: аргументированность и лаконичность |
Оценки при презентации работ устанавливаются экспертным путем
- Наиболее полно соответствует данному критерию – оценка 5
- Достаточно полно соответствует данному критерию – оценка 4
- Частично соответствует данному критерию – оценка 3
- Не соответствует данному критерию – оценка 2
Итоговая оценка за творческую работу (проект) рассчитывается как средняя из двух оценок, а именно оценки за содержание и оформление и оценки за представление (презентацию) работы.
5.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
7 класс, базовый уровень.
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля | Дата урока | Примечание | |
По плану | По факту | |||||
РАЗДЕЛ 1.НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (с древнейших времен до 1703 года) - 11 часов | ||||||
Введение в курс –3 часа | ||||||
1 | Петербурговедение и краеведение | В ходе фронтальной работы ученики: - дают определения понятиям; - определяют этапы развития Петербурга; - составляют классификацию краеведческих источников; - определяют места хранения разных видов источников в Петербурге. | Работа на уроке Составить список видов краеведческих источников | 09 | ||
2 | Топонимические источники | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - выясняют значение термина и его роль как краеведческого источника; - знакомятся с основными принципами образования топонимов края; - выявляют этапы формирования топонимов края; - соотносят топонимы Петербурга с принципами; - находят топонимы на карте города и выясняют их происхождение. | Устный опрос Работа с картой по заданиям | 09 | ||
3 | Формирование природного ландшафта края | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - выявляют основные этапы формирования рельефа края и историю образования русла Невы; - выясняют причины изменений рельефа на разных этапах его формирования; - знакомятся с природными памятниками на территории Ленинградской области: рукавами Невы, ее притоками и протоками. - выявляют причины невских наводнений, определяют места в городе, где можно найти память о самых больших наводнениях в истории города (Петропавловская крепость, Летний дворец) - соотносят иллюстрации и природные памятники; - соотносят рукава и реки города с картой; - осваивают терминологию: камы, озы, дюны, террасы, бараньи лбы, исток, устье, русло, рукав, перешеек, приток, протока, невская дельта. | Устный опрос Работа на уроке | 09 | ||
Тема 1. Из глубины веков (VIII-IX) вв. Старая Ладога -3 часа | ||||||
4 | Заселение территории края | В ходе фронтальной работы ученики: - актуализируют знания о заселении территории края финно- угорскими племенами (ижора, весь, водь, корелы); славянами; появлении на территории края скандинавских народов; - знакомятся с проблемой чуди; с русской и норманнской теориями появления на территории края Рюрика; - выявляют особенности быта финно-угорцев и славян; - сопоставляют уровень жизни двух групп племен и делают выводы - развивают диалогическую речь; - развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение; - соотносят полученные знания с картой края | Устный опрос Работа с текстом учебника по заданиям | 09 | ||
5 | Старая Ладога –древнейший центр края | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют знания о появлении Ладоги, о первом укреплении (Рюриковом городище), о строении каменной крепости и ее особенностях как новгородского оборонного укрепления, Георгиевском храме, о памятнике новгородского культового зодчества, могиле Вещего Олега; - знакомятся с планировкой поселения Ладога в к. 15 в., его историко- культурными памятниками (Никольским монастырем, Успенским монастырем, церковью Иоанна Предтечи, церковью Дмитрия Солунского); с происхождением названий поселения; с археологами, работавшими на раскопках в Ладоге, и результатами раскопок; - делают выводы о значении Ладоги как первой столицы края, как международного центра торговли; - развивают диалогическую речь; - развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение; -соотносят полученные знания с картой края. | Устный опрос Работа с текстом учебника по вопросам | 09 | ||
6 | Устный опрос Работа на уроке | 10 | ||||
Тема 2. В составе Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.) – 2 часа | ||||||
7 | Значение края в жизни Новгородской республики. Александр Невский. | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют знания об Александре Невском, крестовых походах на Русь тевтонских и ливонских рыцарей, Невской битве; - знакомятся с историей крепости Копорье и ролью в ней Александра Невского - делают выводы о вкладе А.Невского в историю северо- западных земель; - размышляют о причинах, по которым А.Невский стал считаться святым покровителем Петербурга; - развивают диалогическую речь; - развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение. | Устный опрос Творческое задание | 10 | ||
8 | Нева - важная водная артерия. Первые крепости на Неве - Ландскрона, Орешек | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - выявляют значение Невы для северо-западных земель; - знакомятся с историей и особенностями первых крепостей на Неве: шведской крепости Ландскрона и новгородской крепости Орешек; - делают выводы об их стратегическом и историческом значении; - развивают диалогическую речь; - развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение | Устный опрос Работа с картой по заданиям | 10 | ||
Тема 4. По обычаям средневековой Москвы (1617 – 1703 гг.) – 2 часа | ||||||
9 | Роль края в составе Московской Руси | В ходе фронтальной работы ученики: - актуализируют знания по истории об объединении Руси и формировании Московского государства; - выявляют значение края для государства; - актуализируют знания по истории о смутном времени; - знакомятся с жизнью края в период смуты; с его ролью в истории государства; - развивают монологическую и диалогическую речь; - развивают навыки анализа и обобщения знаний | Устный опрос Работа с текстом учебника по заданию | 10 | ||
10 | Крепости на территории края: Корела, Ямгород, Ивангород | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют знания об особенностях русских крепостей Ямгород, Ивангород, Корела; - знакомятся с их историей и особенностями строения; - делают выводы об их стратегическом и историческом значении для края и Руси; - соотносят оборонные объекты с картой края; - развивают монологическую и диалогическую речь; - развивают навыки анализа и обобщения знаний; работы с планами и схемами, с письменными источниками. | Устный опрос Составить словарик по теме «Русские крепости» | 11 | ||
Тема 4. По обычаям средневековой Москвы (1617 – 1703 гг.) – 2 часа | ||||||
11 | Жизнь крестьян в восточной части края | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - знакомятся с особенностями жизни крестьян в восточной части края; строением крестьянской избы и ее внутренней планировкой и убранством; - соотносят части избы с изображением; - осваивают терминологию: сруб, подклет, фундамент, кровля, четверик, пятерик, шестерик, слеги, самцы, изба кошелем, конек, полотенце, ставни, наличники, бабий кут, полати, красный угол, сени, жилая половина, хозяйственная половина - устанавливают связи между особенностями быта и традициями крестьян; - развивают монологическую и диалогическую речь; - развивают навыки работы с иллюстрациями и схемами, с письменными источниками: анализ, обобщение. | Устный опрос Терминологический диктант | 11 | ||
12 | Тихвин - центр восточной части края
| В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - знакомятся с историей и особенностями жизни города Тихвина; его планировкой; значением для края; - выявляют значение Большого Тихвинского Успенского монастыря для Тихвина, как культурного, сельскохозяйственного и ремесленного центра; - осваивают терминологию: солод, уклад, оклад, иконописец; - развивают навыки работы с письменными источниками: анализ, обобщение. | Устный опрос Работа с текстом учебника по вопросам | 11 | ||
Тема 5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.) – 2 часа | ||||||
13 | Жизнь в западной части края. Ниен - центр Ингерманландии | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - знакомятся с особенностями жизни города Ниена; его планировкой, значением для края; обороной крепости Корела; - выявляют причины подписания и значение для края Столбовского договора; - развивают навыки работы с иллюстрациями и схемами, с письменными источниками: анализ, обобщение. | Устный опрос Работа на уроке | 12 | ||
14 | Итоговое обобщение | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - систематизируют и обобщают знания по теме; - осуществляют взаимопроверку и самоанализ результатов освоения материала. | Устный опрос, составление кроссворда
| 12 | ||
РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (XVIII в) | ||||||
Тема 6. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.) - 10 часов | ||||||
15 | Северная война на территории края | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют знания по истории России о Северной войне; - выявляют последовательность событий по отвоеванию приневских земель и крепостей края; - осваивают терминологию: солод, уклад, оклад, иконописец; - развивают навыки работы с письменными источниками: анализ, обобщение. | Работа на уроке Работа с текстом учебника по заданию (таблица) | 12 | ||
16 | Новая крепость в дельте Невы | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют знания о Северной войне; о невской дельте; строении крепости бастионного типа и названиях куртин и бастионов; дату и место основания крепости; - определяют целесообразность возведения новой крепости в дельте Невы и причины выбора места для нее; - знакомятся со строением бастионов и куртин; сооружениях и объектах на территории крепости во времена Петра I; - закрепляют знание терминологии: бастион, куртина, гласис, кронверк, каземат, гауптвахта, цейхгауз - развивают навыки работы с письменными и картографическими источниками: анализ, обобщение. | Работа с картой по заданиям Составить словарик по теме «Петропавловская крепость» | 12 | ||
17 | Петербург - город- крепость | Петербург - город- крепость В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют и расширяют знания о крепости-верфи Адмиралтейство; - знакомятся с историей и строением форта Кроншлот; - развивают навыки работы с письменными и картографическими источниками: анализ, обобщение. | Терминологический диктант Составление таблицы «Северная война и строительство Санкт-Петербурга» | 01 | ||
18 | Петербург - город- верфь Работа на уроке | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют знания о природных особенностях Финского залива; строении крепости-верфи Адмиралтействе; - знакомятся с системой крепостей на территории петровского Петербурга (Галерная (Скампавейская), Гражданская (Партикулярная), Охтинская, Кронверкская) - развивают навыки работы с письменными и картографическими источниками: анализ, обобщение. | Разгадывают кроссворд | 01 | ||
19 | Петербург - город- промышленный центр | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют знания о крепости-верфи Адмиралтействе и других верфях Петербурга как промышленном предприятиях; - знакомятся с промышленными предприятия города, ассортиментом их продукции, особенностью предприятий того времени (предприятия ручного труда - фабриками и заводами); с топонимами, хранящими память об этих предприятиях (Новая Голландия, Шпалерная ул., Смольный, Сахарный пер., Литейный проспект и др.) - развивают навыки работы с письменными и картографическими источниками: анализ, обобщение. | Работа на уроке Работа с текстом учебника по вопросам | 01 | ||
20 | Этапы застройки города. Карта Петербурга | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют знания о первых сооружениях города, первом архитекторе Северной столицы Доменико Трезини; об основных документах Петра I, направленных на каменное строительство в городе; о петербургских топонимах, хранящих память о первых слободах города и самом понятии «слобода»; - определяют два основных периода в застройке Петербурга: стихийном (центр на Троицкой пл.) и планомерном (центр на Васильевском острове); - знакомятся с Троицкой площадью как первым центром Петербурга - культурным и экономическим: с памятниками Северной войне, в те годы украшавшими площадь, с общественными и культурными учреждениями, первым портом на Балтике; - развивают навыки работы с письменными и картографическими источниками: анализ, обобщение. | Составить список петербургских топонимов, хранящих память о первых слободах города и самом понятии «слобода» | 02 | ||
21 | Градостроительные планы Ж.Б. Леблона и Д. Трезини | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - знакомятся с двумя вариантами первого градостроительного плана Ж. Б. Леблона и Д. Трезини; - выявляют отличительные и похожие особенности планов, их плюсы и минусы; - учатся сопоставлять картографические источники, «считывать» с них информацию; анализировать и обобщать результаты. | Устный опрос Работа с картой по заданиям | 02 | ||
22 | Архитектура нового города. Петровское барокко. | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - знакомятся с особенностями зданий петровского барокко; - учатся сопоставлять иллюстративные источники, «считывать» с них информацию; делать предположения, анализировать и обобщать результаты; - актуализируют знания о сооружениях Петербурга, построенных в стиле петровского барокко и сохранившихся до наших дней (Здание 12-Коллегий, Кунсткамера, Летний дворец, Меншиковский дворец, Кикины палаты – реконструкция) и несохранившиеся (старое здание Адмиралтейства, Зимние дворцы Петра I); - соотносят городские объекты и их место на карте города. | Работа на уроке Работа с картой города по вопросам | 02 | ||
23 | Петербург –центр образования, просвещения, художественной культуры | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - знакомятся с особенностями культурной жизни столицы (ассамблеи, первый музей, первые театры, военные оркестры, европейская мода); с образовательными учреждениями города и их видами и направленностью обучения (цифирные школы, переезд Славяно-Греко-Латинской Академии, указ об основании Академии Наук, профессиональные школы); - развивают навыки работы с письменными и картографическими источниками: анализ, обобщение. | Составить синквейн «Блистательный Санкт-Петербург» ( новая столица России) | |||
24 | Итоговое обобщение | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - систематизируют и обобщают знания по теме; - осуществляют взаимопроверку и самоанализ результатов освоения материала. | Устный опрос Составить кроссворд по теме «Петербург – центр образования и культуры" | 03 | ||
Тема 7. Санкт-Петербург после Петра I (1725-1801) гг. – 10 час | ||||||
25 | Политическая и общественная жизнь города в правление Анны Иоанновны | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - знакомятся с особенностями политической, культурной и общественной жизни города, ее иллюстрациями в художественной литературе (И.Лажечников «Ледяной дом»); с уникальным сооружением аннинской эпохи – Ледяным домом и уникальным событием – свадьбой М. Голицына и А. Бужениновой; уникальным и страшным явлением «язык», с понятием «бироновщина»; - развивают навыки работы с письменными источниками: классификация, структурирование, анализ, обобщение. | Работа с текстом учебника по вопросам | 03 | ||
26 | Изменение облика города в правление Анны Иоанновны | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют знания об особенностях зданий петровского барокко; - выявляют общие тенденции с архитектурой аннинского периода и отличительные черты; - знакомятся с изменениями карты города; с особенностями градостроительного плана «петровского трезубца» П.М.Еропкина, с основными сооружениями этого периода (Пантелеймоновская церковь, церковь Симеона и Анны); - учатся сопоставлять иллюстративные и картографические источники, «считывать» с них информацию, делать предположения, анализировать и обобщать результат | Устный опрос Разгадать кроссворд Работа по картографическим и иллюстративным источникам по заданию | 03 | ||
27 | Дворцовые перевороты | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - знакомятся с дворцовыми переворотами 1741 г. их причинами, участниками, результатами; с дворцами, возведенными в Петербурге участникам переворота (Разумовским, Шуваловым); - соотносят городские объекты и их место на карте города | Устный опрос | 04 | ||
28 | Изменение облика города при Елизавете Петровне | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют об особенностях зданий петровского барокко; - знакомятся с наиболее яркими памятниками архитектуры высокого (пышного) барокко (Зимний дворец, Екатерининский дворец, Смольный монастырь, Никольский собор, Фонтанный дом); - выявляют общие тенденции с архитектурой аннинского периода и отличительные черты; - знакомятся с изменениями карты города; - развивают навыки работы с иллюстративными источниками: сопоставление, сравнение, описание, анализ, обобщение; - соотносят городские объекты и их место на карте города | Работа с текстом учебника по вопросам Творческое задание | 04 | ||
29 | Петербург - центр российского образования | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют знания об образовательных учреждениях Петербурга до Анны Иоанновны; - знакомятся с образовательными учреждениями Петербурга после Петра I: вновь открытыми и реформами уже существующих; - анализируют состояние образования после Петра I в сравнении с петровским периодом; - соотносят городские объекты и их место на карте города | Устный опрос Составить кроссворд | 04 | ||
30 | Петербург - центр художественной культуры | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - актуализируют знания об истории театра в России, художественной культуре при Петре I; - знакомятся с историей основания русского театра и вкладе в его развитие Ф. Волкова, А. Сумарокова, И. Дмитриевского; с основанием И. И. Шуваловым Академии трех знатнейших художеств; с русскими художниками и скульпторами 1730- 1750-хх гг. и их произведениями; - развивают навыки работы с письменными источниками: анализ, обобщение; | Устный опрос Работа с текстом учебника по заданию (таблица) | 04 | ||
31 | Связь города и края | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - выявляют последовательность основания пригородных резиденций (Петергоф, Царское Село, Стрельна), их значение для города, историческую, культурную и художественную ценность; - знакомятся с промышленными объектами края и их значением для города с основания и до 1750-х гг. - развивают навыки работы с иллюстративными, письменными и картографическими источниками: анализ, обобщение; - соотносят объекты и их место на карте края. | Устный опрос Творческое задание | 05 | ||
32 | Итоговое обобщение | В ходе фронтальной и индивидуальной работы ученики: - систематизируют и обобщают знания по теме; - осуществляют взаимопроверку и самоанализ результатов освоения материала. | Устный опрос, тест | 05 | ||
33 | Резервный урок | 05 | ||||
34 | Резервный урок | 05 |
Итого: по плану – 34 часа
по факту -
6. Ресурсное обеспечение программы
Литература
основная:
Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шейко Н.Г., Кораблина Ю.А. «История и культура Санкт-Петербурга», Часть 1, (С древнейших времен до конца XVIII века), СПб, Издательство «СМИО Пресс»
дополнительная:
- Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., «Знание», 1989.
- Анисимов Е.В. Россия без Петра. 1725-1740. СПб, «Знание»,1994.
- Анисимов Е.В. Царь и город. СПб, 2003. Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в записках иностранцев. СПб, «Знание», 1996.
- Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., «Лениздат», 1991.
- Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. Здесь будет город… Прогулки по Петербургу. СПб, Химиздат.1998.
- Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. По берегам Медвежьей речки. Прогулки по Петербургу. СПб, Химиздат.1998.
- Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. Пред взором владыки морей. Прогулки по Петербургу. СПб, Химиздат.1998.
- История и культура СПб. Атлас с контурными картами. Ч.1. СПб, ЗАО «Карта». 2005
- КепсуСауло. Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра. СПб, изд. «Специальная литература», 2000.
- Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII век). СПб, изд. «Специальная литература», 1998.
- Узнай и полюби Санкт-Петербург. Пособие по ист. краеведению/ Сост. Помарнацкий В.Ф. СПб, изд. «Специальная литература», 1997.
- Шведы на берегах Невы. Сб. статей/Сост. Кобак А.В. СПб, изд. «Специальная литература», 1998.
- Семенова Л.Н. Очерки быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII века. Л изд. «Специальная литература», 1982
- Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., «Просвещение», 1993.
Интернет-ресурсы по краеведению
- Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
- Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
- Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
- Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
- Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
- Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
- Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
- Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса
Учебный кабинет
Мультимедийная доска
Компьютер с доступом в Интернет
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся
Географическая карта Российской Федерации и Ленинградской области
Программное обеспечение курса
текстовый редактор Microsoft Word;
мультимедиа редакторы Microsoft Power Point
программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс
Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...
Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 класса
Программа учебного курса«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»для учащихся 7 – 9 классов[1] (программа рассчитана на три года обучения – 102 часа) Идея содержания программы Процесс формирова...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...