Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс)
Пояснительная записка
- 1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
- Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 8 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2017.
- Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8b_rabochaya_programma_po_istorii_i_kulture_spb.docx | 88.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Приказ главного врача
СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»
№ 1 от «28» августа 2019г.
____________А.А.Фалинский
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк»
рабочая программа
по предмету: история и культура Санкт-Петербурга
8б класс
УМК: Л.К. Ермолаева, Н.Г. Захарова, Н.В. Казакова И.М. Лебедева, Н.Г. Шейко,. История и культура Санкт-Петербурга, часть 2 (XIX – начало XX века), СПб, СМИО Пресс, 2017.
Учитель: Дмитриева Ольга Григорьевна
Квалификационная категория: первая
Санкт-Петербург
2019г.
Пояснительная записка
- 1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
- Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 8 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2017.
- Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».
2.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Программа соответствует авторской рабочей программе и реализует цели и задачи, обозначенные в ней:
1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, объяснять его уникальные особенности.
2. Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия, для чего расширить и углубить имеющеся у обучающихся знания:
- о различных этапах формирования культурного наследия Санкт-Петербурга;
- о конкретных памятниках и традициях разных эпох;
- о разных гранях истории жизни края и Петербурга во второе столетие его существования ( история, экономика, образование, художественная культура, традиции, быт);
- о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия, об условиях их жизни и проблемах, о путях преодоления этих проблем; об особенности этики поведения петербуржца;
- о специфике Петербурга как первого «европейского» города в России, как столицы Российской империи, крупнейшего промышленного и культурного центра страны; о значении города как центра края, отечественной, а затем и мировой культуры.
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- Ориентироваться в культурном пространстве города,
- Понимать ценность городских объектов как источник информации о разных исторических периодах, о различных сторонах городской жизни, о жизни петербуржцев,
- Применять полученные знания и умения в повседневной жизни.
- Грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе
- Знать петербургские традиции, оценивать их позитивные и негативные стороны
- Знать фамилии выдающихся петербуржцев
4. Способствовать усовершенствованию общеучебных умений обучающихся (сравнение, сопоставление памятников, исторических деятелей и т. п.; выделение главной мысли в учебном тесте, составление простого и сложного плана; анализ исторического документа; подготовка сообщения на основе использования 2 – 3 источников; обоснование, аргументация, доказательство своей точки зрения)
5. Побуждать учащихся к выражению собственного впечатления от памятников наследия города и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.
3.Место курса в учебном плане
На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 8 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
4.УМК
Курс «История и культура Санкт-Петербурга» включает обучение на основе учебников: Л.К. Ермолаева, И.В. Захваткина, И.М. Лебедева, Н.Г. Шейко, Ю.А. Кораблина. История и культура Санкт-Петербурга, часть 2 (XIX – начало XX века), СПб, СМИО Пресс, 2014
Л.К. Ермолаева, И.З. Захваткина, И.М. Лебедева. Санкт-Петербург и губерния. 1801 – 1917 годы. Петербургская тетрадь. СПб, СМИО Пресс 2012Справочники, словари, путеводители
Дополнительная литература.
Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.
Детские энциклопедии.
Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.
Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.
Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.
Литература общего характера
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб., 1996.
Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.
Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.
Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.
Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.
Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. – Л., 1990.
Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. – СПб., 1994.
Интернет ресурсы
Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru
/ Живой город http://www.save-spb.ru/
Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page
Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru
Метрополитен Санкт-Петербурга http://www.karta-metro.ru/peter
Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history
Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?
Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru
Музей политической истории http://www.polithistory.ru/ Нева
Сайты о Санкт-Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php
Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru
Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru
Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus Петербург
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные образовательные результаты:
- Усвоение системы исторических знаний, гуманистических ценностей;
- Приобретение опыта историко-культурного подхода к оценке различных явлений;
- Освоение принципов постановки и решения познавательных проблем и методов анализа исторических источников;
- Умение определять и объяснять понятия;
- Умение давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей;
- Умение систематизировать историческую информацию, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные образовательные результаты связаны с освоением обучающимися на основании нескольких учебных предметов способов деятельности, применимых как врамках образовательного процесса, так ипри решении проблем вреальных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты подразделяются на познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Познавательные учебные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; восприятие текстов научного и публицистического стилей;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные учебные результаты:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивныеучебные результаты:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование – составление плана и последовательности действий с учетом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль деятельности;
- коррекция – внесение необходимых дополнений;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- волевая саморегуляция как способность преодоления препятствий.
Личностные образовательные результатывключают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению:
- Понимание многообразия мира, формирование основ межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к мировым религиям и ценностям различных народов;
- Формирование устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;
- Формирование ценностного отношения к правам человека и демократии и представлений о нравственном выборе;
- Понимание роли личности в истории;
- Гуманизация личности учащегося.
Особое внимание уделяется предпрофильной подготовке школьников, созданию оптимальных условий для осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Система оценки достижений учащихся.
Вводный, промежуточный полугодовой, промежуточный годовой контроль предполагается проводить в виде теста.Тематический контроль осуществляется средствами УМК.
Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке. Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса. Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения курса истории. Контроль может осуществляться в устной, письменной форме и в виде практической работы.
Текущий контроль осуществляется преимущественно в устной форме и в виде практических работ. Промежуточный контроль проводится в форме письменных и практических работ. В качестве итогового контроля проводится тестирование. Инструментарием для оценивания результатов обучения является балльная система.
При оценке качества знаний учащихся учитываются:
- характеристики ответа ученика: правильность, логичность, обоснованность, целостность;
- качество знаний (полнота, глубина, гибкость, системность, прочность);
- сформированность общеучебных и предметных умений и навыков;
- умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы;
- опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы и решать их, формулировать гипотезы);
- самостоятельность оценочных суждений.
Критерии оценки знаний и умений учащихся:
- оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для учащегося;
- оценка должна выполнять стимулирующую функцию;
- оценка должна быть всесторонней.
При оценке знаний нужно учитывать:
- объем знаний по учебному предмету;
- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом;
- степень систематизации и глубины знаний;
- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
- содержание навыков и умений;
- точность, прочность, гибкость навыков и умений;
- возможность применять навыки и умения на практике;
- наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
«Отлично»– ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).
«Хорошо»– ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.
«Удовлетворительно»– ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.
«Неудовлетворительно» – ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
Проверка сформированности универсальных учебных действий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
В курсе используется текущий, периодический и итоговый контроль.
Контроль осуществляется в устной и письменной формах, а также в виде практических работ.
- Устный контроль
- пересказ материала учебника;
- описательный рассказ с опорой на иллюстрацию;
- рассказ от имени очевидца событий;
- изложение фактического материала по составленному плану;
- изложение материала с использованием модуля (определенного алгоритма);
- задания на сравнение и сопоставление;
- фронтальный опрос.
- Письменный контроль:
- письменные задания на знание терминов, понятий;
- использование тестов;
- написание творческих сочинений.
- Практические работы:
- Работа с документами;
- Составление таблиц;
- Составление схем;
- Составление опорных конспектов;
- Составление планов ответа;
- Использование ЦОР;
- Урок-экскурсия.
- Нетрадиционные формы контроля:
- составление и разгадывание кроссвордов;
- урок-викторина;
- составление презентаций.
6.Информация об организационных формах урока
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Дистанционные образовательные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Методы: наглядные, практические.
- Метод самостоятельной работы.
Уроки-лекции(презентации)
Обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение программы.
7. Средства диагностики степени достижений учащихся
Проверка письменных работ и их оценка.
Тестирование.
Содержание курса
Введение 1 час
Тема 4. Столица крепостнической России (первая половина XIX века (18 часов)
Карты и облик Санкт-Петербурга. Границы, центр города, природные ориентиры (Нева и другие реки, каналы центра, Обводный канал, бульвар около Адмиралтейства, Александровский парк) и городские доминанты (здания государственных учреждений, храмы). Облик города по изобразительным источникам. Уникальность планировки и облика исторического центра Петербурга, сохранившаяся до наших дней (ансамбли, набережные, мосты, городская скульптура, фонтаны и скверы).
Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена» истории. Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечественной войне 1812 г., деятельности декабристов, строительстве первых в России железных дорог. Петербургские памятники и традиции, напоминающие о событиях, значимых в истории города: о праздновании 100-летнего юбилея города; наводнении 1824 г.; пожаре в Зимнем дворце.
Санкт-Петербург – столица Российской империи. Санкт-Петербург – «дом» императорской семьи. (Памятники императорам Александру I и Николаю I, императорские дворцы, великокняжеские дворцы.) Императорский двор: придворные чины, придворные кавалеры и дамы, императорская свита. Особняки, напоминающие об известных аристократах. Памятники, напоминающие о том, что Петербург был центром управления Российской империи ( здания Сената и Синода, Главного штаба, министерств). Государственные деятели первой половины ХIХ в. и памятные места, связанные с их деятельностью. (Сперанский, Киселев, Бенкендорф). Петербург – военная столица; памятники, напоминающие об этом (топонимы, храмы, здания казарм.) Столица – центр православной религии (кафедральные соборы – Петропавловский, Троицкий в Александро-Невской лавре, Казанский и Исаакиевский; Александро-Невская лавра.)
Санкт-Петербург –центр образования, просвещения и науки. Учебные заведения для дворянских детей (гимназии, Царскосельский лицей, университет, Горный институт или институт корпуса инженеров путей сообщения). Учебные заведения для детей из «разных чинов» (училища, Технологический институт). Первая в России Публичная библиотека и деятельность сотрудников библиотеки (директор А. Оленин; сотрудники И. Крылов или другие). Новый Эрмитаж – музей. Частные коллекции петербуржцев. Книжная лавка А. Смирдина как центр просвещения. Научные центры России в Петербурге (Академия наук, Пулковская обсерватория, Главная физическая обсерватория, Медико-хирургическая академия). Памятные места города (мемориальные доски, памятники, топонимы), рассказывающие о деятельности ученых первой половины XIX в.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. «Золотой век» русской культуры в Петербурге. Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени (поэты А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, Н. Гнедич; художники К. Брюллов, П. Федотов; скульпторы М. Козловский, Б. Орловский; композитор М. Глинка и другие). Развитие театрального искусства в столице. (Александринский и Михайловский театры – здания, репертуары, актеры). Всемирно известные петербургские памятники архитектуры и их создатели (К. Росси, В. Стасов и другие).
Художественная культура Петербурга в середине ХIХ в.: разнообразие художественных стилей в литературе, архитектуре.
Санкт-Петербург –экономический центр России и город технических достижений. Начало промышленного переворота в Петербурге. Технические изобретения первой половины Х1Х в. (паровой двигатель и другие). Новее и старинные промышленные предприятия (казенный вагоностроительный Александровский завод; казенный кораблестроительный Ново-Адмиралтейский завод; казенный завод «Арсенал», частный завод Берда). Развитие торговли (международный порт на Стрелке Васильевского острова, Пассаж, магазины, рынки.) Государственный банк и его роль в развитии экономики. Предприниматели, чья деятельность содействовала расцвету петербургской экономики.
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения. Условия жизни петербуржцев: управление столицей, проблемы городской жизни, новшества в городском хозяйстве. (учреждение пожарной охраны города; освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны; водоснабжение; открытие Мариинской больницы, приютов для детей сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта и другое). Отличия в быте различных слоев петербуржцев (источники дохода; нравственные ценности, жилье, одежда, еда, досуг и развлечения «служилых» людей из знатных и обедневших дворян, купцов, работных людей). Дворянский стиль поведения – образец для подражания. Праздничные традиции в столице.
Тема 5. Капиталистический Петербург (вторая половина XIX – начало XX века(13 часов)
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.
Карта и облик города. Границы, центр, пригороды, природные ориентиры и городские доминанты (здания торговых фирм, заводские трубы, трубы ТЭЦ). Официальные топонимы. Нумерация домов, сохранившаяся до начала ХХ в. Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце ХХ в. в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении. Памятные места бывшей столицы, напоминающие о праздновании 200-летия города, 300-летия царствующей династии Романовых. Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. (памятник «Стерегущему», здание бывшего германского посольства и другие). 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Петербург – Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники первой русской революции; Февральской буржуазной революции 1917 г (сад Девятого января, площадь у Нарвских ворот, Дворцовая площадь, Таврический дворец, Марсово поле и др.).
Санкт-Петербург –Петроград – столица империи. Памятники и памятные места, напоминающие об императорах АлександреII, АлександреIII, НиколаеII.) Мариинский дворец – место заседаний Государственного совета, Таврический дворец – место заседаний Государственной думы.
Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Санкт-Петербург – один из крупнейших фабричных центров пореформенной России. Разнообразие фабрик и заводов: тяжелой и легкой промышленности, традиционных и новых отраслей промышленности, казенных и частных, принадлежавших российским и иностранным владельцам. (Обуховский, Путиловский заводы, завод Нобеля, фабрика Бормана, предприятие Сименса-Шукерта или другие.) Технические достижения в промышленности (внедрение дизелей, выплавка высококачественной стали, использование электроэнергии на производстве и другие). Промышленные кризисы. Санкт-Петербург – Петроград – центр внешней и внутренней торговли (новый торговый порт на Гутуевском острове; Сортировочная – крупнейший в России транспортный узел; торговые фирмы; биржи; первый универсальный магазин – современный ДЛТ). Петербург – финансовая столица (банки на Невском проспекте, кредитные общества). Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие города (Н. Путилов, П. Обухов, А. Штиглиц, Ф. Сан-Галли, Нобели, Елисеевы).
Санкт-Петербург – Петроград – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие учебных заведений в городе и возможность получить образование разным слоям населения (гимназия Мая или другие, училища народные, коммерческие, реальные; высшие учебные заведения; воскресные школы). Разнообразие петербургских музеев – центров просвещения (телеграфный /ныне Центральный музей связи им. А. С. Попова/, музей сообщения /ныне Центральный музей железнодорожного транспорта/, музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Русский музей императора АлександраIII, музея А. Суворова и другие). Разнообразие книжных издательств – центров просвещения. Народные дома – центры просвещения (Народный дом Нобелей, Народный дом графини Паниной). Петербургские ученые, внесшие вклад в отечественную и мировую науку; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, посвященные им (Д. Менделеев, В. Вернадский, И. Павлов и другие).
Санкт-Петербург – Петроград –центр художественной культуры. Художественная культура «разночинного» Петербурга второй половины ХIХ в. Разнообразие художественных стилей. Вклад петербургских Мастеров в развитие отечественной культуры; памятники, памятные места, связанные с их деятельностью (поэт Н. Некрасов, писатель Ф. Достоевский; дирижер; композитор Н. Римский-Корсаков; актриса М. Савина; художник И. Репин другие). Особенности петербургской архитектуры второй половины ХIХ в. и ее создатели (творчество архитекторов А. Штакеншнейдера, М. Месмахера)/
«Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей. Деятели театрального, балетного и оперного искусства В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд, Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская. Композиторы А. Глазунов, И. Стравинский; художники Е. Лансере, М. Добужинский). Памятные места города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. (Дом Иванова, «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедианта».) Петербургская архитектура и ее создатели (Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович).
Новые виды художественной культуры – фото- и киноискусство (фотоателье К. Булла, «Аквариум», старинные кинотеатры на Невском проспекте).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Изменения состава населения пореформенного, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство (тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова; освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция; общественный транспорт – конка, трамвай и другие). Особенности быта обитателей доходного дома (типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара. Различия в источниках их доходов, жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях). Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна (различия в источниках дохода, типах жилья, еде, одежде, досуге, развлечениях). Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом (ул. Некрасова, д. 58 – 62 и другие). Места отдыха и развлечений горожан. (Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.). Праздничные традиции в столице. Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь.
Тема 6. НАШ КРАЙ В ХIХ – начале ХХ в.(2 часа)
Развитие нашего края в ХIХ – начале ХХ вв. (изменение сухопутных и водных путей, роль железных дорог в жизни края; основные занятия жителей края.) Отрицательное воздействие Человека на Природу.
Быт жителей уездного города (Стрельна или другой города). Рост городов вокруг царских загородных резиденций (Гатчина, Павловск, Царское Село, Петергоф). Дачные пригороды столицы (Коломяги, Озерки, Парголово, Сестрорецкий Курорт, Куоккола, Автово, Красное Село, Колпино, Всеволожск или другие).
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Столица крепостнической России (первая половина XIX века) | 18 |
3 | Капиталистический Петербург (вторая половина XIX – начало XX века) | 13 |
4 | Наш край в XIX – начале XX вв. Итоговое обобщение | 2 |
Итого | 34 |
Приложение к рабочей программе по предмету
«История и культура Санкт-Петербурга» для 8-б класса
Календарно- тематическое планирование на 2020 учебный год
Дата план | Дата факт | Название тем учебного курса | Содержание учебных тем | Виды деятельности и планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
05.09 | Введение. | Знакомство с программой и учебными пособиями. Исторические источники. Интернет-источники. Введение в тему: Век девятнадцатый – второе столетие истории Санкт-Петербурга. Характеристика исторического периода. Условия развития города и значение этого периода в формировании культурного наследия Санкт-Петербурга. | Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым. Определение перспектив дальнейшего развития города. Углубление и расширение знаний: - об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; - об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; - о путях преодоления этих проблем; - об особенностях этики поведения горожанина. Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. | Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература). Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. | Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | ||
(первая половина XIX века) – 18 часов | |||||||
12.09 | Карта и облик Петербурга первой половины Х1Х века | Границы, центр города, пригороды. Ориентиры в городе, природные и городские. Природные ориентиры: Нева и другие реки, каналы центра города, Обводный канал, бульвар около Адмиралтейства, Александровский парк. Городские ориентиры (адресная система; здания – городские доминанты). Знаковые для города сооружения (мосты, набережные, площади, улицы, парки; здания государственных учреждений; храмы). Уникальность планировки и облика исторического центра современного Петербурга, сохранившаяся до наших дней (ансамбли, набережные, мосты, городская скульптура, фонтаны и скверы). Облик города по изобразительным источникам. Район проживания учащихся на карте города. | |||||
19.09 | Императорский город. | Санкт-Петербург первой половины XIX века – «дом» императорской семьи (памятники императорам Александру 1 и Николаю 1, императорские и великокняжеские дворцы). Императорский двор: придворные чины, придворные кавалеры и дамы, императорская свита. Особняки, напоминающие об известных аристократах. Табель о чинах, его влияние на структуру общества, на формирование населения Петербурга. | |||||
26.09 | Столица – центр управления империей (Петербург – управленческая, военная и церковная столица). | Памятники, напоминающие о том, что Петербург был центром управления Российской империи(здания Сената и Синода, Главного штаба, министерств). Государственные деятели первой половины Х1Х в. и памятные места, связанные с их деятельностью (Сперанский, Аракчеев). Петербург – военная столица, топонимы, памятники, напоминающие о военной столице (храмы, здания казарм). Столица – центр православной религии (кафедральные соборы – Петропавловский, Троицкий в Александро-Невской лавре, Казанский и Исаакиевский; Александро-Невская лавра). Иноверческие храмы Петербурга. | |||||
03.10 | История, запечатленная в памятниках. | Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена» истории. Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечественной войне 1812 г., о деятельности декабристов, о строительстве первых в России железных дорог. Петербургские памятники и традиции, напоминающие о событиях, значимых в истории города: о праздновании 100-летнего юбилея города; наводнении 1824 г.; пожаре в Зимнем дворце. | |||||
10.10 | Санкт-Петербург –центр российского образования. | Санкт-Петербург –центр российского образования.Учебные заведения для дворянских детей (гимназии, Царскосельский лицей, университет, Горный институт, институт корпуса инженеров путей сообщения). Учебные заведения для детей из «разных чинов» (училища, Технологический институт и другие). Учебные программы первой половины XIX в. | |||||
17.10 | Санкт-Петербург –центр российского просвещения и российской науки. | Санкт-Петербург –центр российского просвещения.Первая в России Публичная библиотека и деятельность сотрудников библиотеки (директор А. Оленин; сотрудники И. Крылов и другие).Новый Эрмитаж как музей. Частные коллекции петербуржцев. Научные центры России в Петербурге (Академия наук, Пулковская обсерватория, Главная физическая обсерватория, Медико-хирургическая академия). Памятные места города (мемориальные доски, памятники), топонимы, рассказывающие о деятельности ученых первой половины XIX в. «Наступление» на образование и просвещение во второй трети Х1Х в. | |||||
24.10 | Литературный Петербург. | Литературный и книжный Петербург. Санкт-Петербург – литературный и книжный город. Книжная лавка А. Смирдина как центр просвещения. «Золотой век» русской культуры в Петербурге. Аристократические и литературные салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях литературы того времени (поэты А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, Н. Гнедич, М.Лермонтов, Н. Гоголь и другие).Памятники писателям. Литературные музеи нашего города. | |||||
07.11 | Театральный Петербург первой половины Х1Х века. | Развитие театрального искусства в столице. (Большой Каменный театр, Александринский и Михайловский театры – здания, репертуары, актеры). Эрмитажный театр. Летний театр. Оперный и балетный театр в Петербурге, его выдающиеся деятели. Роль театра в жизни горожан. | |||||
14.11 | Музыкальный Петербург первой половины Х1Х века. | Развитие музыкального искусства в столице. Филармоническое общество, созданное в Петербурге. Дом Энгельгардта – известный музыкальный центр столицы. Музыкальные салоны, традиции домашних концертов. Композитор М. Глинка, памятные места, связанные с ним, памятник Глинке. | |||||
21.11 | Санкт-Петербург – город Мастеров кисти и резца. | Санкт-Петербург – город художников и скульпторов. Академия художеств. Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени (художники Ф. Бруни, О.Кипренский, К. Брюллов, П. Федотов, А.Иванов и другие). | |||||
28.11 | Санкт-Петербург – город Мастеров кисти и резца. (Город скульптурных шедевров первой половины Х1Х века). | Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени (скульпторы М. Козловский, Б. Орловский, П. и А.Трискорни, П.Соколов, И.Теребенёв, А.Теребенёв, П.Клодт, В.Демут-Малиновский, С.Пименов, Н.Пименов, И.Прокофьев и другие). Их знаменитые творения, украшающие Петербург. | |||||
05.12 | Санкт-Петербург – город архитектурных шедевров. | Художественная культура Петербурга в начале и середине Х1Х века, разнообразие художественных стилей в архитектуре. Всемирно известные петербургские памятники архитектуры и их создатели (К. Росси, В. Стасов и другие). Архитектурные ансамбли К.И.Росси, их красота и гармония. | |||||
12.12 | Санкт-Петербург – город архитектурных шедевров. | Выдающиеся архитекторы Петербурга (А.Захаров, Ж.Ф.Тома де Томон, А.Воронихин, Д.Кваренги, О. Монферран, А.Штакеншнейдер и другие). Их прославленные творения. | |||||
19.12 | Деловой Петербург. | Санкт-Петербург –экономический центр России и город технических достижений. Начало промышленного переворота в Петербурге: частные предприятия машинного производства и наемной силы. Технические изобретения первой половины Х1Х в. (паровой двигатель и другие). Новые и старинные промышленные отрасли и их предприятия (казенный паровозо- и вагоностроительный Александровский завод; казенный кораблестроительный Ново-Адмиралтейский завод; казенный завод «Арсенал», частный завод Берда). Технические достижения, используемые в Петербурге. Санкт-Петербург – торговый город, центр международной и российской торговли.Развитие торговли (международный порт на Стрелке Васильевского острова, Пассаж, магазины, рынки). Петербургские банки.Государственный банк и его роль в развитии экономики. Предприниматели, чья деятельность содействовала расцвету петербургской экономики. | |||||
26.12 | Такие разные петербуржцы, а проблемы общие... | Санкт-Петербург – место жительства горожан.Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения. Условия жизни петербуржцев: управление столицей, проблемы городской жизни, новшества в городском хозяйстве (учреждение пожарной охраны города; освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны; водоснабжение; открытие Мариинской больницы, приютов для детей сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта и другое). | |||||
16.01 | Повседневная жизнь петербуржцев. | Повседневная жизнь петербуржцев. Отличия в быте различных слоев петербуржцев (нравственные ценности; источники дохода; жилье, одежда, еда). Досуг и развлечения «служилых» людей из знатных и обедневших дворян, купцов, работных людей. | |||||
23.01 | Петербургские традиции. | Дворянский стиль поведения как образец для подражания. Популярные развлечения в городе. Праздничные традиции в столице. Образ города в поэзии, живописи, в восприятии людей. | |||||
30.01 | Петербург – столица крепостнической России. | Презентация творческих проектов по теме «Наследие Петербурга (1801 – 1854 гг.)». | |||||
| Виды деятельности и планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
06.02 | Изменения на карте и в облике города во второй половине Х1Х века. | Введение в тему: Общая характеристика эпохи. Источники знаний. Карта и облик города. Границы, центр, пригороды. Природные ориентиры и городские доминанты (здания торговых фирм, заводские трубы, трубы ТЭЦ, рельсы, вывески кинотеатров и т.д.). Адресная система. Нумерация домов, сохранившаяся до начала ХХ в. Официальные топонимы. Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце ХХ в. в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Нереализованные градостроительные планы начала ХХ века. | Углубление и расширение знаний: - об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; - об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; - о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина. Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; - умение воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. | Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература). Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. | Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление к реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | ||
13.02 | Столица империи в эпоху перемен. | Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении. Памятные места бывшей столицы, напоминающие о праздновании 200-летия города, 300-летия царствующей династии Романовых. Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. (памятник «Стерегущему», здание бывшего Прусского посольства и другие). 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Петербург – Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники первой русской революции; Февральской буржуазной революции 1917 г. (Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей и района расположения школы). Памятники и памятные места, напоминающие об императорах России Александре П, Александре Ш, Николае П. Мариинский дворец – место заседаний Государственного совета. Таврический дворец – место заседаний Государственной думы. | |||||
20.02 | Санкт-Петербург – промышленный центр России и Европы. | Санкт-Петербург – промышленный и экономический, центр России и Европы, город технических достижений.Санкт-Петербург – один из крупнейших фабричных центров пореформенной России. Разнообразие фабрик и заводов: тяжелой и легкой промышленности, традиционных и новых отраслей промышленности, казенных и частных, принадлежавших российским и иностранным владельцам. (Обуховский и Путиловский заводы, завод Нобеля, фабрика Бормана, предприятие Сименса-Шукерта и другие).Промышленные кризисы. | |||||
27.02 | Санкт-Петербург – финансовая и торговая столица России. | Петербург – финансовая столица (банки на Невском проспекте, кредитные общества). Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие города (Н. Путилов, П. Обухов, А. Штиглиц, Ф. Сан-Галли, Нобели, Елисеевы, Ратьковы-Рожновы и/или другие). Санкт-Петербург – Петроград – центр внешней и внутренней торговли (новый торговый порт на Гутуевском острове; Сортировочная – крупнейший в России транспортный узел; торговые фирмы; биржи; первый универсальный магазин – современный ДЛТ). Экономический кризис в Петрограде – последствие событий 1914 – 1917 гг. | |||||
06.03 | Город учебных заведений и центров просвещения. | Санкт-Петербург – Петроград – центр образования и просвещения.Разнообразие учебных заведений в городе и возможность получить образование разным слоям населения (гимназия Мая и другие учебные заведения, училища народные, коммерческие, реальные; высшие учебные заведения; воскресные школы). Разнообразие петербургских музеев – центров просвещения (телеграфный /ныне Центральный музей связи им. А. С. Попова/, музей сообщения /ныне Центральный музей железнодорожного транспорта/, музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Русский музей императора Александра 111, музей А.Суворова и другие). Разнообразие книжных издательств – центров просвещения. Народные дома – центры просвещения (Народный дом Нобелей, Народный дом графини Паниной и другие). | |||||
13.03 | Санкт-Петербург – город технических новинок и научных открытий. | Санкт-Петербург – Петроград – центр науки. Петербургские ученые, внесшие вклад в отечественную и мировую науку; (Д. Менделеев, В. Вернадский, Ю. Шокальский, Ф. Бредихин, А. Крылов, А. Карпинский, Н. Склифосовский, А. Воейков, Ф. Эрисман, И. Павлов и другие). Памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, посвященные им. Технические достижения в промышленности (внедрение дизелей, выплавка высококачественной стали, использование электроэнергии на производстве и другие). | |||||
20.03 | Памятные литературные места Санкт-Петербурга второй половины Х1Х века – начала ХХ века. | Культура «разночинного» Петербурга второй половины Х1Х в. Разнообразие художественных стилей. Вклад петербургских Мастеров в развитие отечественной культуры; памятники, памятные места, связанные с их деятельностью. Санкт-Петербург – Петроград – центр развития литературы. (поэты Н. Некрасов, Тютчев, писатели Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л.Толстой, М. Салтыков-Щедрин, Н.Лесков, критики Н.Чернышевский и другие). Памятники, памятные места, связанные с их деятельностью. | |||||
03.04 | Петербургский мир театра, музыки и… кино. | Санкт-Петербург – Петроград – центр культуры. Дирижер Мариинского театра Э. Направник, балетмейстер театра М. Петипа; композитор Н. Римский-Корсаков; актриса М. Савина. Новые виды художественной культуры – фото- и киноискусство (фотоателье К. Булла, «Аквариум», старинные кинотеатры на Невском проспекте). | |||||
10.04 | Центры художественной культуры в столице. | «Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей. Петербургские Мастера, внесшие вклад в отечественную и мировую культуру
Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об их деятельности. Памятные места нашего города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. (Дом Иванова, «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедиантов»). Центры художественной культуры в столице. | |||||
17.04 | Архитектурный облик Петербурга во второй половине Х1Х века и на рубеже веков. | Особенности петербургской архитектуры второй половины Х1Х в. и ее создатели (творчество архитекторов А. Штакеншнейдера, М. Месмахера и/или других). Петербургская архитектура рубежа веков и ее создатели (Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович). | |||||
24.04 | Многоликий Петербург и его жители на рубеже веков. | Санкт-Петербург – место жительства горожан. Изменения в составе населения пореформенного города, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство. Тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова. Освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция. Общественный транспорт – конка, трамвай, автобус и другие виды. Особенности быта обитателей доходного дома. Типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара. Различия в источниках их доходов, жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях. Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна (различия в источниках дохода, типах жилья, еде, одежде, досуге, развлечениях). Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом (ул. Некрасова, д. 58 – 62 и другие). Новые дворцы и особняки. Доходные дома.Жизнь петербургских рабочих. Жизнь петербуржцев, опустившихся на дно. | |||||
08.05 | В свободное от работы время. | Места отдыха и развлечений горожан (Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.). Праздничные традиции в столице.Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь. Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг. Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей. | |||||
15.05 | Последние десятилетия столицы Российской империи. | Петербургские памятники, которые напоминают о последнем русском императоре. Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг. Презентация и защита творческих проектов по теме «Петербург второй половины XIX– начала XX вв.» | |||||
| Виды деятельности и планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
22.05 | Жизнь нашего края в Х1Х – начале ХХ века. | Наш край – часть Балтийского региона, западные и северные соседи Санкт-Петербургской губернии и взаимоотношения с ними. Наш край в годы первой мировой войны. Экономическое развитие нашего края в Х1Х – начале ХХ вв. (*Отбор материала по усмотрению учителя: изменение сухопутных и водных путей, роль железных дорог в жизни края; основные занятия жителей края). Отрицательное воздействие Человека на Природу. Быт жителей уездного города (Тихвин или другой город). | Углубление и расширение знаний: - о конкретных памятниках и традициях; - об экономике, образовании, науке нашего края; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях разных национальностей; - об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; - о путях преодоления этих проблем. Формирование представлений о ценности объектов городской среды края. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации | Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература). Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. | Формирование ценностного отношения к наследию нашего края, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление к реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | ||
22.05 | Вокруг Петербурга. | Рост городов вокруг царских загородных резиденций (Гатчина, Павловск, Царское Село, Петергоф). Изменения в «жемчужном ожерелье» Петербурга Быт обитателей дачных пригородов столицы (Коломяги, Озерки, Парголово, Сестрорецкий Курорт, Автово, Красное Село, Колпино, Всеволожск или другие). Повторение и обобщение изученного материала. Презентация разработанных проектов. | |||||
Итого | 34 |
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Предмет: история и культура Санкт-Петербурга
Класс 8б
Учитель Дмитриева О.Г.
2019-2020 учебный год
№ урока | Дата по основному ктп | Даты проведения | Тема урока | Количество часов | Причины корректировки | Способ корректировки | |
По плану | Дано | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверж...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс
Пояснительная записка 1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 7 класс
Пояснительная записка 1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный станд...
Рабочая программ по предмету История и культура Санкт-Петербурга.
Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — горо...