« Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»
материал на тему
Доклад на тему: « Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА
« Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»
Выполнила:
Колесникова Елена Михайловна
с.Дмитряшевка, Хлевенский район
2016
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников учебно-воспитательного процесса. В этой связи особое внимание уделяется качеству образования, которое определяется достигнутыми образовательными результатами, носящими не только предметный, но и метапредметный и личностный характер. Важное место этим требованиям отводится в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, в соответствии с которыми учебно-воспитательный процесс должен быть построен на новых формах общности педагогов и учащихся, на новых способах и техниках педагогической деятельности и мышления.
Обновление содержания образования, его методической основы коснулось и изучения иностранного языка в школе. В первую очередь, происходит изменение парадигмы школьного иноязычного образования, ее целостно-смысловой структуры в условиях начальной школы.
В соответствии с требования стандарта в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.
В Примерной программе по иностранному языку сформулированы цели-ориентиры, определяющие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения иностранного языка:
изучение иностранного языка будет способствовать формированию коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;
в результате изучения иностранного языка младшие школьники приобретут элементарную коммуникативную компетенцию, т. е. способность и готовность общаться с носителями языка с учетом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо);
у младших школьников расширится лингвистический кругозор, они освоят начальные лингвистические представления, доступные им и необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом у младших школьников будут развиваться речевые, интеллектуальные и познавательные способности, личностные качества, внимание, мышление, память и воображение;
наряду с овладением правилами речевого и неречевого поведения в процессе знакомства с жизнью своих сверстников стран изучаемого языка, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы младшие школьники приобретут ощущение причастности к универсальной детской культуре, дружелюбное отношение и толерантность к представи -телям других стран.
Личностные результаты
Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
Личностные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования нового поколения:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметные результаты
Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:
а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
б) освоение учащимися межпредметных понятий.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).
Предметные результаты
Предметные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Иностранный язык»: 1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме); 2) языковые средства и навыки пользования ими; 3) социокультурная осведомлённость; 4) общеучебные и специальные учебные умения. Предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере представлены двумя блоками, выделяемыми на следующих основаниях:
I блок «Выпускник научится» включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Достижение планируемых результатов данного блока служит предметом итоговой оценки выпускников начальной школы.
II блок «Выпускник получит возможность научиться» отражает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему по развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития. Достижения планируемых результатов, отнесённых к данному блоку, не является предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке образовательных учреждений с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных ФГОС, и значимости для формирования личностных и метапредметных результатов.
Но существующее противоречие между традиционно организованным процессом обучения иностранному языку в начальной школе и недостаточным уровнем готовности учителя иностранного языка к выстраиванию образовательного процесса в условиях новых стандартов снижает уровень качественной подготовки младшего школьника, степень овладения им ключевыми компетенциями.
Задача педагога — выявить возможности используемого учебно-методического комплекта для формирования результатов, заданных стандартом, и спроектировать или модифицировать предлагаемые учебные задания для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
При подготовке к урокам я стараюсь выбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в ребёнке доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства. Дети очень любят праздники и с удовольствием обыгрывают этикетные диалоги-поздравления: с днём рождения, с Новым годом. С не меньшим старанием изучают и запоминают формы благодарности, используют их затем в речевых ситуациях. Разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, младшие школьники приобретают жизненный и социальный опыт за счёт расширения спектра проигрываемых ролей.
Изучая тему «Что ты умеешь делать?», ребята с радостью рассказывают о своих способностях, талантах членов своей семьи. Они сопереживают и выражают готовность научить своих товарищей, освоить новый для себя вид деятельности (петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, готовить, плавать).
Считаю, что немаловажным в формировании личностных результатов младших школьников являются и мои воспитательные принципы, на основе которых выстраиваю свою деятельность:
не «правильными словами», а включением в «дела»;
через право на свободу выбора поступка («нравственное творчество»);
идти не от взрослых установок, а от вопросов и интересов ребёнка;
взаимоуважение личности и группы;
раскрытие самооценки личности каждого.
Личностные универсальные учебные действия – ведущие, поскольку делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями. С этой целью ставлю обучающихся в такие условия, чтобы у них появилась необходимость, потребность, желание включиться в учебную деятельность на учебном занятии. Использую такие задания, как: Прочитай и угадай…; Послушай и скажи…Задания по типу Правильно ли это? А как ты скажешь эти фразы по-английски? способствуют нравственно-эстетической ориентации ученика.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речью как новым способом общения. При объяснении говорю , обучающимся чему они научатся или что они узнают, если выполнят данное задание.
Отработка действия планирования, то есть умения действовать по предложенному плану и самостоятельно планировать свою деятельность, осуществляется при подготовке монологического высказывания по плану предложенного текста или по плану текста.
Проектные задания, которые использую в своей практике, позволяют обучающимся расширить и углубить изучаемый материал. В ходе работы над проектом происходит обсуждение индивидуальной или групповой деятельности обучающихся по избранной теме, демонстрация отдельных результатов. Школьники учатся самостоятельно работать с литературой (словарями, детскими энциклопедиями), рассматривать тему с разных сторон. Проектная деятельность обогащает опыт младшего школьника, учит применять исследовательские методы.
Обучающиеся должны уметь видеть свои ошибки и исправлять их. Прекрасным средством для формирования действия коррекции при развитии универсальных УУД является игровая технология, которой уделяю большое внимание в своей практике. На своих занятиях активно включаю лексико-грамматические игры из учебника и рабочей тетради. Например: Играем в слова с мячом ; Давай поиграем в лото! Послушай слово, найди к нему рисунок и назови его номер по-английски ; попроси одноклассников выполнить твои команды.
Осознание учеником того, как он хорошо научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на иностранном языке, на каком уровне он находится, происходит в рамках действия оценки/самооценки.
При изучении определённого раздела, обучающиеся имеют возможность сравнить свою оценку с оценкой учителя и результатом контрольной работы по определённую тему.
Познавательные учебные универсальные действия включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы. Для отработки данного учебного действия стараюсь выбирать такие задания, которые направлены на извлечение информации из прослушанных текстов, умения работать с текстом, умения действовать по образцу, умения работать с таблицами.
Логические универсальные действия сравнения, анализа, синтеза отрабатываю при выполнении таких заданий, как « Соедини буквы в алфавитном порядке, напиши, что получилось» , « Вообрази персонажа фантастического фильма о пришельцах из космоса, нарисуй его и опиши» , «Опиши кого-нибудь, попроси ребят угадать, кто это» .
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальное взаимодействие, включающее учёт позиции партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. В процессе формирования этих учебных действий у обучающихся вырабатываются такие умения, как работать в паре, умение работать в группе, умение слушать и вести диалог. Данные УУД отрабатываются в рамках работы над проектами, во время ролевых игр, разнообразных диалоговых ситуаций.
Список используемой литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образоваания ; Министерство образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2010.
Рабочая программа курса английского языка «Английский с удовольствием» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2012.-40с.
Копылова В.В. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования //Иностранные языки в школе. 2010. -№5. - С.2-6.
Enjoy English / Английский с удовольствием. 2-11 классы. Программа курса английского языка . Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.
Обучающая компьютерная программа “Enjoy the ABC v 1.1” к учебнику “Enjoy English”, 2-4 класс Биболетова М.З.и др. Enjoy English: учебник английского языка для 2 класса /
М.З. Биболетова — Обнинск: Титул,2010.
Биболетова М.З. и др. Enjoy English: книга для учителя / М.З. Биболетова — Обнинск: Титул,20010.
Биболетова М.З. и др. Enjoy English: рабочая тетрадь / М.З. Биболетова —Обнинск:Титул,2010,
Биболетова М.З. и др. Enjoy English : CD MP3 / М.З. Биболетова - Обнинск: Титул,2009
Никитенко З. Н.Специфика обучения английскому языку в начальной школе.//Английский язык.2009. №19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-метод обучения младших школьников иностранным языкам
Выступление на МО учителей иностранных языков. Игровой метод является одним из ведущих методов обучения младших школьников. Психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения и...

Особенности обучения младших школьников иностранному языку. Подбор методических игр.
На мой взгляд, самая важная вещь при обучении младших школьников иностранному языку – это получение удовольствия. Уроки должны быть обязательно интересными, запоминающимися. Интерес, разбуженный учите...
Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку
Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку...

Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку
Тема « Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку» стала актуальна в связи с обучением младших школьников английскому языку.Кто-то из педагог...

Формирование личностных планируемых результатов в процессе обучения иностранным языкам.
Формирование личностных планируемых результатов в процессе обучения иностранным языкам....

Выступление на ШМО учителей ИЯ "Трудности в обучении младших школьников иностранному языку", 2020
В данном выступлении говорится о проблемах, с которыми сталкиваются учителя при обучении английскому языку в начальной школе, и путях их решения....

Интегрированный урок как средство достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения русскому языку и литературе детей с ОВЗ
Использование интеграции в процессе обучения детей с нарушениями зрения русскому языку и литературе является одним из методов достижения метапредметных результатов, средством формирования и закр...