Выступление на ШМО учителей ИЯ "Трудности в обучении младших школьников иностранному языку", 2020
учебно-методический материал
В данном выступлении говорится о проблемах, с которыми сталкиваются учителя при обучении английскому языку в начальной школе, и путях их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности в обучении младших школьников иностранному языку
Необходимость раннего обучения иностранному языку официально признана государством. Научно доказано, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 10 лет. Именно в этот период очень важно заинтересовать ребёнка английским языком. Многочисленные научные исследовательские работы в начальной школе показывают, что у младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.
Дети раннего школьного возраста приходят на урок с широко открытыми глазами, готовые впитывать и учиться новому и очень важно не упустить этот момент. Но есть ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя при обучении английскому языку в начальной школе.
В классе находятся совершенно разные ученики: они различаются и по уровню обученности, способности к овладению языка, к общению на английском языке в группе, разные мотивации к изучению английского языка, а также интеллектуальные способности. У каждого школьника есть свои особенности характера, свои интересы. Важно также помнить, что дети обладают разными темпераментами: некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи слишком тревожны, болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку. Учет всех этих различий помогает подобрать каждому ребенку более подходящее задание или роль. Известно, что дети, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей и даже становятся неуспевающими. Важна совместная работа учителя английского языка с классным руководителем и родителями, чтобы помочь ребёнку преодолеть трудности.
Также важно методически верно организовать структуру урока. Скука - главный враг обучения. Особая роль отводится подготовке учителя к уроку. Использование разнообразных форм и методов позволяет вовлечь детей в процесс обучения. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение. Эта технология создает условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только больше времени, но и дополнительные разъяснения. В таких случаях ребят хорошо объединять в небольшие группы и давать им одно общее задание, в результате возникает ситуация в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных учащихся все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрался в материале. В итоге совместными усилиями ликвидируются проблемы.
Одной из проблем раннего обучения являются психолого-возрастные особенности конкретного ребенка. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры. Игра – это мощный стимул к овладению языка, она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, практическая деятельность по формированию умений и навыков – там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показали, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Следующей проблемой является противоречие, возникающее при изучении грамматического материала. Учащиеся на момент знакомства с грамматикой английского языка не владеют грамматикой русского языка в полном объеме, что создает определенные трудности. Возникает необходимость объяснения русской грамматики, а затем грамматики английского языка. В то же время ученики часто переносят особенности родного языка на изучаемый иностранный. На уроках английского языка происходит следующее: ученик невольно переводит на русский язык смысловые единицы английского языка, то есть осознание им этих единиц происходит не с помощью английского языка, а на русском языке. При попытках построить речевое высказывание на иностранном языке многие ученики используют речевые структуры родного языка. Основная проблема школьников начальных классов – неокончательная сформированность речевого механизма английского языка, поэтому речевой механизм русского языка часто подменяет или даже вытесняет его.
Определенную проблему в обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте создает овладение письменной речью. Письмо – это сложное речевое умение. В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но, чтобы выполнить эту важную роль, именно на начальном этапе и, в частности, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. Темп письма учащихся очень медленный и на русском языке. Поэтому все письменные задания приходится, вначале выполнять устно, а затем письменно.
Большую помощь в овладении малышами английским языком могут оказать родители, к которым чаще всего обращаются дети с вопросами во время выполнения домашних заданий или, желая поделиться своими успехами в изучении совершенно необычного предмета. Родители-первые помощники детей при затруднениях по любому предмету. Однако иностранный язык занимает особое место, поскольку некоторые родители долгое время не пользовались им в повседневной жизни, или забыли язык. Немало и таких родителей, которые либо вообще не проявляют желания помогать своим детям, либо сами, неплохо владея английским языком, не могут оказать помощь методически грамотно и в результате только осложняют занятия, формируя у школьников неверные представления и знания.
Следует отметить, что немаловажное значение при обучении младших школьников имеет уровень физического развития и подготовленности. Не секрет, что 90% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Слабое здоровье влияет на усвоение учебного материала. От детей требуется дополнительная физическая нагрузка. Некоторые учащиеся быстро утомляются. В связи с этим возникает необходимость составлять планирование урока с учетом физических возможностей учащихся.
Для более эффектного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых используются элементы здоровьесберегающих технологий, что дает положительные результаты. Учитель должен стремиться к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а тон учителя был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Обязательными элементами урока стали зарядки – релаксация. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Используются такие виды релаксации как: различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным.
Одной из перспективных форм обучения иностранному языку является проектная методика. Применение этого метода в учебной ситуации позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении.
Необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Английский язык должен усваиваться учащимися как средство общения. Дети должны изучать английский язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия с различными персонажами: учителем, куклами, разными игрушками. Ученик чаще всего не видит реальной возможности воспользоваться своими знаниями. Устранить этот недостаток можно с помощью приемов проектной методики. Проектную методику хорошо применять при изучении любой темы, предусмотренной школьной программой. Во время работы над заданием проектная группа объединяется единой деятельностью, группа превращается в субъект учебного процесса. Эта методика позволяет создать условия для развития самостоятельности, творческой активности, эмоциональной сферы учащихся, для воспитания личной и коллективной ответственности за порученную работу. Осуществляя работу над проектом, школьники учатся использовать полученные знания на практике, доводить дело до конца. Проектная методика позволяет привлечь к работе слабых учеников наравне с сильными, повысить интерес обучаемых к иностранному языку. Систематическое применение этой методики способствует укреплению мотивации, значительно повышает эффективность обучения. Со всеми перечисленными проблемами мы - учителя сталкиваемся ежедневно и наша задача найти правильное средство для их решения.
На уроках английского языка в начальной школе преподавателю необходимо соблюдать следующие условия для получения положительных результатов:
1)Тщательный отбор ситуаций. Они должны быть просты и понятны для школьника.
2)Участие каждого в процессе общения. Если ребенок не будет чувствовать свою значимость, он, скорее всего, потеряет интерес к предмету.
3)Создание благоприятных условий для общения. Новизна. Интерес к заданиям у школьников младшего школьного возраста пропадает через 10-15 минут, вследствие чего смена видов деятельности просто необходима. Ну и конечно же нужно любить то, чем вы занимаетесь!
Список используемой литературы
1. Бим И. Л. «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника» // М .,1994
2. Миролюбов А.А. «Обучение иностранным языкам в свете реформы школы» // ИЯШ , 1996 , № 2
3. Риторина А.К. «Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка» // Начальная школа 1999 №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-метод обучения младших школьников иностранным языкам
Выступление на МО учителей иностранных языков. Игровой метод является одним из ведущих методов обучения младших школьников. Психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-143383-1386079558.jpg)
Обучение младших школьников английскому языку в начальной школе
Интеграивное обучение одно из средств целостного развития личности младшего школьника...
Обучение дошкольников и младших школьников иностранному языку.
Материал содержит информацию о том, когда лучше начинать изучать иностранный язык, какие формы выбрать для эффективного усвоения детьми материала, адреса сайтов, содержащих обучающие игры для детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-339010-1384099322.jpg)
Особенности обучения младших школьников иностранному языку. Подбор методических игр.
На мой взгляд, самая важная вещь при обучении младших школьников иностранному языку – это получение удовольствия. Уроки должны быть обязательно интересными, запоминающимися. Интерес, разбуженный учите...
Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку
Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/03/picture-467281-1407057409.jpg)
« Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»
Доклад на тему: « Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»...