Формирование личностных планируемых результатов в процессе обучения иностранным языкам.
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Почечуева Елена Валерьевна

Формирование личностных планируемых результатов в процессе обучения иностранным языкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личностных планируемых результатов в процессе обучения иностранным языкам.

Целью обучения иностранным языкам в настоящее время становится не развитие набора конкретных иноязычных умений и навыков на получение отдельных знаний о культуре страны изучаемого языка, а формирование такой языковой личности, которая будет способна к активной и продуктивной жизнедеятельности в глобальном поликультурном обществе.

Задачей современного учителя является создание мотивации и формирование комплекса умений учить самого себя. Понятно, что умение не приходит к ученику без помощи учителя. Разумное сотрудничество учителя и ученика предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставленную ученику, которая, в конечном счете, ведет к целеполаганию, автоматизации его познавательной деятельности.

В свете перехода школ на новые ФГОС особое внимание уделяется развитию личности учащегося. Поэтому одним из важнейших компонентов планируемых результатов на уроках иностранного языка, как и других предметов в  школе является формирование личностных результатов.

Личностные результаты освоения учебного предмета - это система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Личностными результатами изучения иностранного языка в школе являются:

• Формирование гражданской идентичности, преимущественно в ее общекультурном компоненте (патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России)

• Формирование доброжелательности, уважения и толерантности к другим странам и народам (осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной)

• Формирование готовности и способности к саморазвитию

• Формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном

• Осознание языка, в том числе иностранного как основного средства общения между людьми

• Знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка через детский фольклор, детскую литературу, традиции.

Личностные результаты обучения иностранному языку в школе:

• Мотивация учения

• Мировоззрение учащихся

• Социальные компетенции

I. Мотивация учения как личностный результат обучения английскому языку представляет собой совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее ценностной ориентацией, а также вероятностью успеха. Для достижения наибольших успехов в изучении иностранного языка необходимо планомерно повышать мотивацию к предмету, сохраняя и развивая у школьников интерес к иностранному языку. Для повышения мотивации к предмету у обучающихся необходимо:

• Создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности

• Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения

• Использование педагогических воздействий учителя, в частности стимулов и подкреплений

• Использование аудиовизуальных средств на уроках

• Использование личностной индивидуализации

• Разработка системы внеклассных занятий

• Вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке

• Проблемность заданий и ситуаций

• Контроль знаний, умений и навыков

• Использование познавательных игр

• Страноведческий материал

 Усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения, которая исходит из самой деятельности. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, если ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать что-то новое-то мы можем сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык».

II. Мировоззрение.

• В формировании научного мировоззрения школьников велико значение иностранных языков. Учащиеся подводятся к пониманию того, что язык представляет собой систему материальных средств: звуков, слов, форм слов, закономерных словосочетаний в предложениях. Язык даёт возможность определять научные понятия, категории, формулировать законы науки. При коммуникативном подходе обучение ориентировано на личность ученика. В процессе коммуникации учащиеся:

  • не только обсуждают определенные проблемы в жизни общества,       но и собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса
  • учатся выражать своё отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение
  • технике процесса общения
  •  решению коммуникативных задач

Обязательным условием является создание на уроках благоприятного психологического климата, положительного эмоционального настроя, что способствует формированию социально важных качеств личности. Коммуникативное обучение иностранного языка способствует формированию основ научного мировоззрения у учащихся в условиях обмена знаниями, межличностного общения, взаимного обучения и коллективной работы. Изучая иностранный язык, учащиеся приобщаются к его истории, культуре, географии, литературе, искусству.

III. Формирование социальных компетенций.

 Содержание социального компонента личностного результата образовательного процесса выражается способностью и готовностью учащихся к включению в совместно-распределенную деятельность в образовательном процессе при изучении иностранного языка, а также и в реальной жизни в ситуациях культурного и образовательного общения. В соответствии с образовательным стандартом содержание данного компонента включает «владение» умениями совместной деятельности: согласование и координацию деятельности с другими её участниками, учёт особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Задача заключается в повышении у учащихся социальной грамотности за счет понимания особенностей межличностного и межкультурного общения, включая взаимодействие с носителями иной культурно-концептуальной картины мира и умелого построения межкультурных отношений. Составляющие социального компонента образовательной компетенции:

• Собственно социальная компетенция-умение и желание включаться в совместно-распределенную деятельность;

• Языковые средства, обслуживающие социальную компетенцию, т.е. социолингвистическая компетенция;

• Фоновые культурные знания, необходимые для полноценной коммуникации, т.е социокультурная компетенция.

 Содержание социальной компетенции при обучении иностранному языку включает:

• умение взаимодействовать с участниками образовательного процесса и носителями изучаемого языка в контексте их языкового и социокультурного менталитета и среды

• уверенность в себе и в своей способности осуществить коммуникацию, а также стремление помочь партнеру по коммуникации поддержать общение и как обязательное условие проявление уважения ко всем участникам коммуникации

• Развитие социальной компетенции учащихся является одним из наиболее важных результатов образовательного процесса в целом.

Литература:

  1. Рабочая программа. Английский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Н.В. Языкова, Е.А. Колесникова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.- 112 с. – (Rainbow English).

Электронные ресурсы

1.       http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/projekt1.pdf. – «Наша новая школа»

2.       http://1september.ru. – «Первое сентября» («Английский язык», «Немецкий язык», «Французский  язык»)

3.       http://www.standart.edu.ru. – Стандарт общего образования

4.       http://www.profile-edu.ru. – Профильное обучение в старшей школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Особенности формирования поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам

В статье освящается вопрос особенностей формирования поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам: рассматриваются понятия концептуальная картина мира и языковая картина мир...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к  отбору  содержания  и  организации  образовательного процесса. Для эффекти...

Статья на тему "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

В данной статье расскрывается суть проектной деятельности в формировании исследовательских умений студентов в процессе обучения иностранному языку...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

В мире происходит расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуальный характер приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем диктуют требов...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам — это подход, направленный на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым матер...