Особенности обучения младших школьников иностранному языку. Подбор методических игр.
методическая разработка по английскому языку по теме

Юхнова Наталья Глебовна

На мой взгляд, самая важная вещь при обучении младших школьников иностранному языку – это получение удовольствия. Уроки должны быть обязательно интересными, запоминающимися. Интерес, разбуженный учителем и является той мощной мотивацией, необходимой для успешного усвоения лексики и языкового развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения младших школьников иностранному языку. Подбор методических игр.

На мой взгляд, самая важная вещь при обучении младших школьников иностранному языку – это получение удовольствия. Уроки должны быть обязательно интересными, запоминающимися.  Интерес, разбуженный учителем  и является той мощной мотивацией, необходимой для успешного усвоения лексики и языкового развития.

Основные цели на данном этапе:

  1. Обучение лексике.

Лексика вводится при помощи наглядного материала, осязаемых предметов. Лексический материал подбирается таким образом, чтобы он был так или иначе связан с интересами и потребностями детей данного возраста. Учитель  и ученики постоянно возвращаются к ранее изученной лексике. Причем для закрепления лексики учитель пользуется все время разными ситуациями или играми(это особенно важно, так как лексический материал эффективнее усваивается в разнообразных контекстах).

Что касается знакомства с фонетическим строем языка, на данном этапе я бы не уделяла этому вопросу слишком большого внимания. По моим наблюдениям малыши интуитивно копируют звуки. Если знакомить детей с транскрипцией, то очень постепенно и по чуть-чуть.

  1. Обучение грамматике.

Грамматика представлена в виде простых ключевых структур, которые дети смогут легко воспринимать и воспроизводить. На начальном этапе лишь учитель пользуется изучаемой структурой. Задача учащихся дать ответ в виде одного единственного слова. Постепенно этот ответ усложняется.

  1. Развитие навыков аудирования и говорения.

Важно отметить, что младшие школьники овладевают этими навыками гораздо быстрее и легче, чем взрослые. Задача учителя создать условия, в которых ребенок захотел бы заговорить и услышать.

  1. Обучение чтению и письму.

Сначала дети просто запоминают чтение отдельных слов. Затем переходят к их копированию. Вскоре слова вырастают до предложений. Акцентировать внимание учеников на правилах чтения и письма, я думаю, пока не стоит.

Основные принципы обучения младших школьников:

  1. «Я».

Для младших школьников самая интересная тема – это они сами. Необходимо использовать любую возможность обратиться к их интересам, их жизни и опыту. Желательно привлекать к занятиям фото, книги, игрушки, личные вещи учеников – пусть несут все.

  1. Постоянная смена деятельности.

Младшим школьником пока непросто долго удерживать внимание на чем-то одном в течение долгого времени. Желательно каждые 10 минут приступать к чему-то новому. Тогда скуки не будет.  Игры, стихи, песни и инсценировки – вот то, что украсит урок.

  1. Движение и еще раз движение!

Младшие школьники подвижны. Чтобы чувствовать себя хорошо и не уставать от получения информации им необходимо хотя бы раз за урок подвигаться.  Игры, где нужно много двигаться, наверное, самое интересное развлечение для детей. Безусловно игры должны преследовать и некую дидактическую цель.

  1. Crafts или поделки своими руками.

Дети обожают ручное творчество. Если это будет что-то необычное, нестандартное, с изюминкой, то успех обеспечен. Естественно весь процесс сопровождается пошаговой инструкцией на английском языке и похвальными словами. Всевозможные «вырезалки» (модели одежды из бумаги, bingo cards, paper puppets) разбудят фантазию ребенка и будут подпитывать его интерес к урокам. Вырезать можно все! А еще раскрашивание, моделирование, кулинария, ботанические эксперименты, рисование, фотографирование, шитье.

  1. Повторение, повторение и еще раз повторение!

Младшие школьники быстро запоминают, но, к сожалению, также быстро и забывают. Рекомендую начинать каждый урок с повторения. Знакомый стишок, полюбившаяся песня, лексика в контексте новой игры подарят детям много удовольствия. Нередко случатся, что какая-нибудь игра особенно полюбится детям и они готовы играть в нее на каждом занятии. Наверное, не стоит им в этом отказывать.

  1. Как можно меньше использовать родной язык.

Приветствия, повседневные команды и инструкции должны звучать на английском языке. Родной язык может быть использован в тех случаях, когда обсуждается сюжет истории, решается какая-либо воспитательная задача. Правила игры тоже могут объяснятся на русском языке.

На данном этапе происходит формирование пассивного словаря учащихся. Постепенно пассивный язык (язык восприятия) трансформируется в активный (язык действия).

  1. Посмотри и скажи.

Главный принцип при обучении чтению – «посмотри и скажи».  Учащиеся смотрят на карточки со английскими словами и повторяют за учителем. Прежде чем дети столкнутся с графическим образом слова, предполагается что они уже знают его значение и применяют его так или иначе на практике.

Обучение письму первоначально осуществляется с помощью заданий типа matching.

  1. Диалоги и истории – это здорово!

Они мотивируют, предоставляют языковую модель. Диалоги и истории обязательно сопровождаются картинками или каким-то наглядным материалом. Это могут быть просто какие-то опорные предметы, которые позволяют воссоздать в памяти ситуацию и языковой контекст.

Алгоритм работы с историей:

  1. Рассмотреть картинки вместе с детьми  и обсудить историю на русском языке. Объяснить новые слова, задать вопросы о героях и ситуациях.
  2. Прослушать запись.
  3. Учителю задать очень простые вопросы, требующие односложных ответов.
  4. Прослушать еще раз с паузами и повторами  с опорой на текст.
  5. Прочитать вслух.
  6. Разыграть историю по ролям.

Коллекция игр:

Green, stand up!

Поделить цвета между учениками.  Объяснить ученикам, что они должны встать или сесть, когда учитель покажет им карточку, на которой написан их цвет. Например, учитель поднимает карточку (green)  и говорит Stand up! Можно использовать любые команды. Например, Touch your nose! Эта игра может использоваться с любой лексической группой. Пригодны темы food, clothes, toys и т.д.

Guess a word!

Писать слово на доске буква за буквой. Ученики должны подсказывать. Например,

W

Wo

Wol

Wolf

Кто из учеников догадывается первым, тот получает очко. Эта игра может быть и групповой.

Draw a word.

Учитель показывает ученикам карточку со словом. Дети рисуют. Можно сделать наоборот. Показываем карточку с картинкой, а дети пишут слово.

Silent Bingo!

Дети рисуют 6 квадратиков и в каждом по одному предмету на заданную тему (food, clothes, animals). Вместо устного объявления слова, учитель показывает карточку, на которой это слово написано.  Дети вычеркивают соответствующую картинку.

Hide the picture

Учитель прячет карточки с картинками где-нибудь в классе. Для каждого ученика прячется своя карточка. Затем каждому выдается карточка со словом, которое соответствует какой-либо спрятанной карточке. Дети ищут. Тот, кто первый находит карточку с искомым словом и есть победитель. Если  детям случайно попадаются чужие кар точки, они обязаны тихонько положить их на место, не привлекая внимания других игроков.

True or false?

Учитель пишет на доске предложение. Например, a fish can fly. Если оно неверное, дети встают.

Miming game.

Выбирается вода. Перед ним лежит стопка карточек, которые лежат вниз картинками. Ребенок берет одну карточку и с помощью жестов и мимики должен изобразить то, что на карточке. Если он показывает верно, то забирает карточку себе. Побеждает тот у кого больше карточек

Cross the river.

Учитель раскладывает на полу листы с нарисованными буквами. Буквы лежат на некотором расстоянии друг от друга. Одни ближе, другие дальше. Класс это воображаемая река. Учитель называет буквы, а ребенок прыгает с камушка на камушек.

Living sentences.

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает. Набор карточек со словами. Задача команд составить как можно больше предложений с этими словами.

Missing letters.

Учитель пишет на доске слова, в которых пропущены буквы. Дети выходят к доске  и вписывают их.

A wonder field.

Аналог игры «Поле чудес». Учитель загадывает слова, а дети подбирают буквы и отгадывают. Обязательно надо разыгрывать скромные призы. Это безусловно подстегнет интерес учащихся.

Лото в картинках и цифрах.

Названия карточек даются по-английски и дети заполняют ими свои клетки.

What goes with what?

Детям даются слова. Они должны подобрать к ним слова из той же группы. Например, chair – table.  Задача – набрать как можно больше слов.

Memory games.

Разновидностей этой игры очень много. Вот один из ее вариантов. Перед детьми раскладываются несколько картинок. Потом они отворачиваются. Одна из картинок пропадает. Что пропало. Тоже самое можно повторить с предметами.

Или устная memory game. Один ребенок называет какое-то слово, следующий ученик называет слово соседа и добавляет свое и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-метод обучения младших школьников иностранным языкам

Выступление на МО учителей иностранных языков. Игровой метод является одним из ведущих методов обучения младших школьников. Психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения и...

Обучение младших школьников английскому языку в начальной школе

Интеграивное обучение одно из средств целостного развития личности младшего школьника...

Обучение дошкольников и младших школьников иностранному языку.

Материал содержит информацию о том, когда лучше начинать изучать иностранный язык, какие формы выбрать для эффективного усвоения детьми материала, адреса сайтов, содержащих обучающие игры для детей....

Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку

Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку...

« Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»

Доклад на тему: «  Достижение личностных и  метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»...

Выступление на ШМО учителей ИЯ "Трудности в обучении младших школьников иностранному языку", 2020

В данном выступлении говорится о проблемах, с которыми сталкиваются учителя при обучении английскому языку в начальной школе, и путях их решения....