Международное сотрудничество как условие самоопределения подростков на уроках иностранного языка
учебно-методический материал на тему

Настычук Ирина Михайловна

В настоящее время  в педагогической науке все чаще поднимается вопрос о привлечении различного рода социальных партнеров, которые могут положительно повлиять на становление ценностных ориентаций учащихся. Одним из таких  видов партнерства мы считаем международное партнёрство.  Явление межкультурного сотрудничества не ново, но  его актуальность возрастает с каждым годом все больше и больше. Суть межкультурного обмена сводится к налаживанию диалога между  народами мира, чтобы процессы глобализации не смогли нанести непоправимый ущерб культурной самобытности и разнообразию народов, чтобы нации жили в мире и активном сотрудничестве, чтобы не было войн и как можно меньше конфликтов. Уроки иностранного языка считаются идеальной платформой для организации международного сотрудничества в рамках школы. Данная методическая работа направлена на изучение международного школьного обмена как одной из форм международного партнерства. В настоящее время  в педагогической науке все чаще поднимается вопрос о привлечении различного рода социальных партнеров, которые могут положительно повлиять на становление ценностных ориентаций учащихся. Одним из таких  видов партнерства мы считаем международное партнёрство.  Явление межкультурного сотрудничества не ново, но  его актуальность возрастает с каждым годом все больше и больше. Суть межкультурного обмена сводится к налаживанию диалога между  народами мира, чтобы процессы глобализации не смогли нанести непоправимый ущерб культурной самобытности и разнообразию народов, чтобы нации жили в мире и активном сотрудничестве, чтобы не было войн и как можно меньше конфликтов. Уроки иностранного языка считаются идеальной платформой для организации международного сотрудничества в рамках школы. Данная методическая работа направлена на изучение международного школьного обмена как одной из форм международного партнерства.В настоящее время  в педагогической науке все чаще поднимается вопрос о привлечении различного рода социальных партнеров, которые могут положительно повлиять на становление ценностных ориентаций учащихся. Одним из таких  видов партнерства мы считаем международное партнёрство.  Явление межкультурного сотрудничества не ново, но  его актуальность возрастает с каждым годом все больше и больше. Суть межкультурного обмена сводится к налаживанию диалога между  народами мира, чтобы процессы глобализации не смогли нанести непоправимый ущерб культурной самобытности и разнообразию народов, чтобы нации жили в мире и активном сотрудничестве, чтобы не было войн и как можно меньше конфликтов. Уроки иностранного языка считаются идеальной платформой для организации международного сотрудничества в рамках школы. Данная методическая работа направлена на изучение международного школьного обмена как одной из форм международного партнерства.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rabota_nastychuk_2015_2016.docx92.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №227

Фрунзенского  района Санкт-Петербурга  

(ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга)

Турку ул., д.30, лит. А Санкт-Петербург, 192241    т. (812) 573 97 09     т./ф. (812) 573 97 10    Е-mail: gim227@yandex.ru

 Настычук И.М.

Методическая тема  на 2015/2016 учебный год

«Международное сотрудничество как условие самоопределения подростков на уроках иностранного языка»

Санкт Петербург

 2016

1. Введение

Понятие «самоопределение подростка » в последние годы получило очень широкое распространение в отечественной педагогической науке. Однако основный интерес  направлен на изучение профессионального самоопределения подростка.  В педагогической науке под профессиональным самоопределением подростка понимается его способность к самостоятельному построению собственной стратегии профессионального роста, к осмыслению и регулированию жизнедеятельности в соответствии с ценностными ориентациями. Таким образом, ключевое ядро самоопределения подростка образует его определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции. Самоопределение личности протекает в различных  сферах жизни: социальной, профессиональной, семейной и других сферах жизни общества.  Важным звеном в формировании картины мира подростка и его образа « Я- реального» и  «Я-идеального»  играет школа, которая и создает условия его самоопределения.  В настоящее время  в педагогической науке все чаще поднимается вопрос о привлечении различного рода социальных партнеров, которые могут положительно повлиять на становление ценностных ориентаций учащихся. Одним из таких  видов партнерства мы считаем международное партнёрство.  Явление межкультурного сотрудничества не ново, но  его актуальность возрастает с каждым годом все больше и больше. Суть межкультурного обмена сводится к налаживанию диалога между  народами мира, чтобы процессы глобализации не смогли нанести непоправимый ущерб культурной самобытности и разнообразию народов, чтобы нации жили в мире и активном сотрудничестве, чтобы не было войн и как можно меньше конфликтов. Уроки иностранного языка считаются идеальной платформой для организации международного сотрудничества в рамках школы. Данная методическая работа направлена на изучение международного школьного обмена как одной из форм международного партнерства.  Актуальность темы определяется тем фактом, что международное сотрудничество как условие самоопределения школьника в профессиональной педагогической науке  до сих пор не рассматривался подробно. В связи с этим цель нашего исследования сводится к повышению  уровня значимости школьного обмена как условия самоопределения подростка,  изучения динамики его развития и повышения степени мотивации учащихся в изучении иностранного  языка. Новизна исследования состоит  в попытке сформулировать практические рекомендации, направленные на повышение заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка посредством  привлечения международного социального партнера, а именно структуры школьного обмена.

Задачи исследования:

1. изучить их картину мира и картину собственного – Я;

2. выявить уровень вовлеченности и степень мотивации в изучении  второго иностранного языка (немецкий язык);

3. изучить интерес учащихся к  международному школьному обмену;

4. выявить желание/нежелание участвовать международном школьном обмене;

5. описать основные мотивы участия/неучастия в школьном обмене;

6. проследить положительную/отрицательную динамику развития мотивации в изучении иностранного языка и интереса к школьному.

Для  реализации цели исследования  были выбраны следующие методики:

  1. анкета (2015-2016 учебный год);
  2. проектная работа учащихся по теме «Школьный обмен» (2016-2017 учебный год);
  3. опрос (2016-2017 учебный год)

База исследования: учащиеся 8б  класса.

2. Основная часть.  Основные этапы исследования.

В рамках данной методической работы было решено провести исследование в несколько этапов, чтобы получить возможность проследить динамику развития заинтересованности учащихся в международном школьном обмене как условия самоопределения подростков и как следствие повышения их мотивации в изучении иностранного языка.

Первый этап исследования  был осуществлен в течение 2015-2016  учебного года. В первой четверти учебного года было проведено анкетирование с целью определения ценностных ориентаций учащихся 8 б на начальном этапе исследования, их уровня мотивации в изучении иностранного языка (немецкий язык) и степени осведомленности о структуре международного школьного обмена.

 Кроме того, первый этап исследования включал в себя знакомство учащихся со структурой международного школьного обмена в рамках учебной дисциплины «Немецкий язык» в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочей программы по немецкому языку для 8-х классов. В течение учебного года учащиеся 8б познакомились с культурой школьного обмена, подробно изучили специфику немецко-русского школьного обмена, приобрели знания лингвострановедческого характера, необходимые для успешного участия в международном школьном обмене.

Второй этап исследования с целью определить положительную/отрицательную динамику развития заинтересованности в школьном обмене и повышения/понижения мотивации в изучении иностранного языка было решено провести в течение 2016-2017  учебного года.

2.1. Раздел 1 Первый этап

2.1.2. Анкетирование

Анкетирование было проведено в 8б классе. Выбор данного класса в качестве группы респондентов обусловлено низкой степенью мотивации в изучении немецкого языка. Анкетирование имело добровольный характер. Группа состояла из 15 человек, 5 девочек и 10 мальчиков. 11 учащихся приняли участие в анкетировании.

Анкета состояла из двух блоков вопросов. Первый блок был направлен на анализ ценностно-личностных ориентаций подростков; второй блок  на анализ степени вовлеченности в тематику «Школьного обмена» и  характера мотивации в изучении немецкого языка.

В ходе анализа первого блока вопросов были выявлены следующие моменты:

1. Описывая себя, подростки оперировали следующими прилагательными: умный/сообразительный- 54% всех респондентов, добрый- 36% учащихся, трудолюбивый и общительный  - 27% опрощенных; такие качества как терпеливый, заботливый и спортивный использовали в своих ответах 18% подростков.

2. Среди положительных качеств, способных расположить незнакомого человека к себе все, респонденты выделили в первую очередь такие качества, как оригинальность, тактичность и вежливость.

3. Описывая понятие «общения», все учащиеся выбрали похожие высказывания. При этом порядок значимости выбранных определений практически идентичен. В первую очередь общение – это «открыто проявлять интерес к другому человеку»; во-вторых, - «внимательно слушать», в третьих,- «спрашивать об интересах». Также 27% всех респондентов в качестве определения слово «общения» указали необходимость быть терпимым и умение задавать вопросы и отвечать на них.

3. Свои успехи основная доля учащихся видит в школьной жизни. Описывая свои неудачи, респонденты ссылаются на свою загруженность.

4. В качестве лиц, которые оказывают на них влияние, учащиеся указали в порядке значимости их советов - родителей (54%), учителей (45%) родственников(36%), друзей (27%).

5. Среди любимых предметов респондентов в школе лидирующее место занимает математика (54%), на втором месте по популярности - иностранные языки (45%), на третьем - русский язык, физика и физкультура (каждая дисциплина - 27%). Отвечая на вопрос о том, какие предметы они бы посещали в случае наличия свободного выбора, учащиеся указали те же самые учебные дисциплины и обосновали свой выбор их полезностью «для жизни» и «поступления в вуз».

6. Говоря о профориентации учащихся, можно отметить, что 10 из 11 респондентов имеют представления о своей будущей профессии и о том, что хотят достичь в личной жизни («добрая /крепкая/умная семья», «жена+2 детей»).

Таким образом, результат анализа ответов первого блока вопросов позволяет утверждать, что учащиеся, принявшие участие в анкетирование, не только оперируют основными понятиями общекультурных человеческих ценностей для обоснования своей жизненной позиции, но и принимают их. Следует отметить, что у всех учащихся прослеживается значимость школы в процессе самоопределении и что особенно важно с точки зрения данного исследования – значимость изучения иностранных языков.

Анализ второго блока вопросов, позволил выделить следующую информацию:

1. Степень включенности на уроках немецкого языка и интереса к предмету на шкале от 1 до 10 составляет в среднем 5, таким образом можно предположить, что потенциал для работы все же имеется.

2. Описываю свою мотивацию в изучении иностранного языка, в частности немецкого, ответы респондентов не отличались разнообразием. 90% опрошенных считает, что изучение иностранного языка, прежде всего, необходимо как средство общения с другими людьми, путешествую по миру. Все учащиеся также едины в том, что знания иностранного языка являются предпосылкой для получения престижной работы. Последний мотив очень популярен в настоящее время и, возможно, отвечая на этот вопрос, учащиеся руководствовались общепринятым мнением. Об этом свидетельствует и тот факт, что лишь один респондент, отвечая на вопрос о цели изучения языка, отметил, что хочет получить высокооплачиваемую работу. При этом 82% учащихся видят своей целью свободное общение и способность понимать иностранную речь. Чуть меньше половины респондентов выделила среди своих мотивов расширение жизненного кругозора. Менее радужная картина предстает при анализе мотивации учащихся при подготовке домашних заданий. 45% респондентов либо не понимают значимости данного вида учебной деятельности, либо выполняют ее, чтобы не получить двойки (27%). Однако следует отметить, что почти 40% учащихся делают домашние задания, чтобы узнать что-то новое и укрепить полученные знания. Таким образом, в целом мотивация учащихся на начальном этапе исследования может быть оценена со знаком плюс, но есть потребность в объяснения значимости более глубокой самостоятельной работе для достижения целей, приведенных учащимися.

3. Оценивая степень интереса учащихся к системе международного школьного обмена, удалось выделить также ряд положительных тенденций. 68% респондентов заинтересованы в участии в школьном обмене, однако у половины из них есть определенные сомнения, что они смогут справиться с поставленной задачей. 27% респондентов не желают принимать участие в проекте. Однако свое нежелание они объясняют своей неуверенностью (« я-домашний человек и не могу представить себя в чужой обстановке», «если только вдвоем»). Этот факт подтверждает и анализ других вопросов анкеты. Описывая сценарий своего ролика «Мои приключения в Германии», учащиеся сталкиваются лишь с одной трудностью, недостаточным владением языком (ошибочно поняли вывеску, не смогли спросить дорогу, купить билет и т.д.). Выделяя предметы, которые учащиеся взяли бы в дальнюю дорогу, все единодушно указали телефон и переводчик/словарь/разговорник. Лишь один учащийся подумал о необходимости денежных средств. Кроме того, доминирующим ответом на вопрос «чтобы ты спросил в первую очередь у принимающей стороны» было желание узнать, будет ли предоставлена отдельная комната и есть ли в семье дети того же возраста. В качестве вопроса принимающей стороне был популярен вопрос относительно наличии домашнего животного (36%). Возможно, вопрос может быть объяснен наличием аллергий, что говорит о всей серьезности, с какой подростки подошли к ответам на вопросы анкеты. О зрелости их ответов позволяет судить и анализ 19 вопроса анкеты относительно личности ученика, которого респонденты готовы пригласить в свою семью. Решающим фактором для 68% учащихся было наличие у приглашаемого лица похожих/одинаковых интересов/увлечений, при этом  было не важно, сможет ли приглашающая сторона пригласить к себя. Следует отметить, что среди предложенных вариантов ответа был следующее высказывание» он- зануда, интересуется тем же что и ты и у него есть возможность пригласить вас к себе» (этот вариант не был выбран ни кем из учащихся). Интересно, что описывая себя принимающей стороне, все учащиеся привели такие качества, как коммуникабельность, общительность, веселый нрав. При этом, сравнивая данные качества с качествами, приведенными теме же учащимися в первом блоке вопросов, можно выделить некоторые несоответствия, то есть респонденты, отвечая на данный вопрос, хотели определенно понравиться. Данный факт в очередной раз позволяет говорить о положительном восприятии самой идеи школьного обмена. С точки зрения респондентов лицо, которое достойно принять участие в таком проекте - это «прикольный, интересный, общительный человек, который знает язык и не стесняется общаться». Анализ степени понимания полезности друга по обмену и занятий по иностранному языку (немецкий язык) позволяет выявить положительную тенденцию в первом случае (практика общения- 68%) и скорее негативную во втором, так как, отвечая на последний вопрос, респонденты скорее привели цели изучения иностранного языка (знать основы языка-2 человека; получить престижную работу-1 человек; работа за рубежом -1 человек; расширить кругозор-1 человек; саморазвитие-1 человеки ), нежели о полезности школьных занятий по немецкому языку. Таким образом, можно отметить живой интерес к программе школьного обмена, но отсутствие пониманию, как школьные занятия могут помочь в успешной реализации данного проекта, а также недостаточный  с точки зрения респондентов уровень языковой подготовленности.

Итоги анализа результатов первого этапа исследования свидетельствуют о зрелости ценностных ориентаций респондентов и их осознанного отношения к объектам социального окружения. Наряду с достаточным уровнем мотивации в изучении иностранного языка и высоким уровнем интереса к системе школьного обмена, а также желания принять участие в нем, была установлена недостаточная степень вовлеченности в изучении иностранного языка в рамках школы и значимости самостоятельной работы дома. Кроме того, был установлен низкий уровень владения языком при высокой степени желания устранить этот пробел.

Таким образом, в целом положительные результаты первого этапа исследования позволяют говорить о необходимости проведения второго этапа исследования с целью отслеживания динамики развития мотивации в изучении иностранного языка и интереса к школьному обмену. Для реализации данной цели было решено провести проектную работу в рамках 2016-2017 учебного года и опрос  учащихся в конце учебного года ввиду отсутствия готовой базы для реализации поставленной цели на данный момент

Список использованной литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1980.

2. Балыко Д. НЛП для современных родителей. 11 законов эффективного общения с подростком. М., 2009

3. Белоусова В.В. Проблема самоопределения личности: теоретический анализ: http://www.myshared.ru/slide/146172/

4 . Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муници- пальном образовательном пространстве // Директор школы. – 2007. – № 2. – С. 5–16.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004.

6.  Потемкина О.,  Потемкина Е. Практическая психология. Тесты для подростков. М., 2009

7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М. 1996.

8. Организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения. Методические рекомендации. – М. , 2011.

Приложение

Анкета

Блок 1

1 . Кто я? Как бы ты ответил на этот вопрос? Подберите 10 прилагательных, которые приходят тебе сейчас в голову, чтобы ответить на этот вопрос.

2. Как бы ответили твои родители на первый вопрос?  (спроси своих родителей)

3. Как вы думаете, в чем ваши основные успехи и неудачи?

3.1 в личной жизни

3.2 в школьной жизни

4. Как вы считаете, кто оказывает на вас влияние? Расположите данные лица в порядке значимости их советов для вас.

5. Какие предметы вам интересны в школе? Если у вас их несколько, перечислите в порядке значимости для вас.

6. Если бы у тебя был выбор, какие предметы ты бы посещал в школе? Обоснуй свой выбор.

7. Как ты понимаешь слово «общение»?  Выбери правильные с твоей точки зрения высказывания и расположи их в порядке значимости для тебя:

А) открыто проявлять интерес к другому человеку

Б) улыбаться

Г) уметь задавать вопросы

Д) уметь отвечать на вопросы

Е) говорить четко

Ж) смотреть на собеседника заинтересованно

З) быть терпимым к собеседнику

И) проявлять понимание

К) внимательно слушать

Л) спрашивать об интересах собеседника

8. Как ты видишь свое будущее: профессиональное (кем хотел/а бы стать или какая профессия нравится), личное (какой видишь свою семью), психологическое (что хотел/а бы уметь делать)?

9. Как ты думаешь, чем можно расположить незнакомого человека к себе? Выбери из предложенных вариантов:

-тактичность

-дипломатичность

-оригинальность

-вежливость

-находчивость

Блок 2

10. Оцени степень своей включенности на последнем уроке немецкого языка по шкале от 0 до 10. Обведи соответствующую цифру:

0..1..2..3..4..5..6..7..8..9..10

11. Интересно ли тебе на уроках немецкого языка? Оцени свою заинтересованность по шкале от 0 до 10. Обведи соответствующую цифру:

0..1..2..3..4..5..6..7..8..9..10

12. Чего бы ты хотел достичь, изучая иностранный язык?

13. Какими мотивами ты руководствуешься, делая задания по иностранному языку?

14. Как ты думаешь, для чего люди изучают иностранные языки?

А) чтобы получить более престижную и высокооплачиваемую работу

Б) чтобы работать за рубежом

В) чтобы путешествовать и общаться с людьми в разных странах

Г) чтобы расширить свой кругозор

Д) в качестве хобби

Е) чтобы получить возможность читать и понимать иностранные книги, журналы, газеты, сайты

15. Что ты думаешь о возможности поехать в качестве ученика по обмену в другую страну? Выберите соответствующее высказывание:

А) мне это интересно и я готов уже завтра поехать по обмену в страну изучаемого мной языка

Б)  мне это интересно, но я сомневаюсь, что справлюсь с этой задачей

В) мне это интересно, потому что я очень хочу найти новых друзей

Г) мне это интересно, потому что я очень хочу посмотреть другую страну

Д) мне это интересно, потому что я хочу улучшить свое владение иностранным языком

Е) нет, мне  это не интересно (объясни причину!!!!)

16. Кого бы ты выбрал/а в своем классе в качестве ученика для обмена? Обоснуй свой выбор.

17. Представь, что ты пишешь письмо семье, приглашающей тебя в качестве ученика по обмену. Что бы ты их спросил/а? (у вас есть возможность написать только одно письмо)

18. Представьте, что завтра ты вынужден/а отправиться жить в другую страну. Что бы ты взял/а с собой в дальнюю дорогу, что могло бы тебе помочь в общении с людьми в чужой стране?

19. Кого бы ты пригласил/а в качестве ученика по обмену в свою семью? Выбери подходящее высказывание:

А) У него такие же интересы и увлечения, но нет возможности пригласить вас к себе

Б) Он – веселый, но у него совершенно иные увлечения, но у него есть возможность пригласить вас к себе

В) Он - зануда,  интересуется тем же, что и вы и у него есть возможность пригласить вас к себе

Г) У вас одинаковые интересы, он- веселый и общительный, но вы не знаете, сможет ли он вас пригласить к себе.

20. Как ты считаешь, чем тебе может быть полезен друг по обмену?

21. Какого твое представление о досуге немецкой молодежи и их школьной жизни?

22. Тебе предложили заполнить анкету для участия в обмене. Как бы ты описал/а себя принимающей стороне (твои качества, не внешние данные)

23. Стань режиссером и напиши сценарий своего ролика «Мои приключения в Германии». Опишите, какие трудности тебя подстрекали и как ты с ними боролся/лась. (Условие: Ты поехал/а туда один/а. Никто не говорит на русском языке).

24.Как вы считаете, чем вам могут быть полезны занятия по немецкому языку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка

Данный материал будет полезным тем, кто интересуется темой организации обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка....

Использование технологии сотрудничества при реализации ФГОС ООО на уроках иностранного языка

Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении длительного времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой свое...

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ ЗА РАМКАМИ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ ЗА РАМКАМИ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, с...

Доклад на тему: «Создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка на уроках иностранного языка»

Приоритетным направлением  становится личностно- ориентированное обучение, способное объединить разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве. Преимущественными считаются те, котор...

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данном материале представлены теоритические аспекты эффективной учебной деятельности...