Исследование коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка
материал по французскому языку (8 класс)
Доклад на тему "Исследование коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследование коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка
Актуальность данного исследования заключается в том, что формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках иностранного языка играет важную роль в развитии у обучающихся навыков эффективной коммуникации на иностранном языке и способствует преодолению психологических барьеров, которые часто возникают у подростков в процессе освоения любого иностранного языка.
Объект – коммуникативная компетентность.
Предмет – исследование коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка
Цель – теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка.
Гипотеза – показатели коммуникативной компетентности подростков характеризуются низкими уровнями коммуникативного контроля и способности к эмпатии и коррелируют с показателями учебной успеваемости по иностранному языку.
Задачи:
1. Изучить проблему коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить особенности коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка.
3. Описать этапы, методы, методики исследования.
4. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
5. Составить психолого-педагогические рекомендации подросткам, родителям и педагогам по формированию коммуникативной компетентности.
Проблема исследования заключается в том, что в современных условиях преподаватели иностранного языка не уделяют достаточное внимание формирование у обучающихся коммуникативной компетентности.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложенные в исследовании практические рекомендации по формированию коммуникативной компетентности обучающихся на уроках французского языка можно использовать для повышения уровня коммуникативной компетентности подростков при изучении рассматриваемой дисциплины.
Задачи:
1. Изучить проблему коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях.
Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности» [2, c.28]. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта является целью профессиональной деятельности каждого учителя.
2. Выявить особенности коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у подростков осуществляются через:
внеклассные мероприятия;
уроки;
внеурочную деятельность
Одной из главных отличительных особенностей организации внеурочной деятельности является свободный выбор каждым ребенком образовательной области; признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе; личностно-деятельностный характер обучения; личностно-ориентированный подход к ученику; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.
При работе в кружках педагоги могут использовать парную, групповую, индивидуальную формы работы. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они формируются и развиваются [3, c.157]. Работа в парах поможет формированию умения слышать друг друга, понимать услышанное, считаться с мнением партнера, уважать его мнение, отстаивать свою точку зрения.
Формирование коммуникативных универсальных учебный действий у подростков происходит успешнее во внеурочной деятельности, а именное в направлении проектной деятельности.
3. Описать этапы, методы, методики исследования.
Констатирующий эксперимент проводился в 8 классе, цель исследования – выяснить уровень сформированности коммуникативных компетенций обучающихся.
Исследование состояло из трех этапов.
Этап 1. Диагностика коммуникативного контроля (М. Снайдер)
Обучающимся предлагается опросник из 10 вопросов, на каждый можно ответить «верно» (В) или «неверно» (Н).
В констатирующем эксперименте участвовало 10 обучающихся 13 – 14 лет, 5 девочек и 5 мальчиков.
На 1 этапе исследования 6 обучающихся показали низкий уровень коммуникативного контроля, 2 - средний, 2 - высокий.
Девочки: 2 чел. – высокий уровень, 1 чел. – средний.
Мальчики: 5 чел. – низкий уровень, 2 чел. – средний уровень.
Вывод: у большинства обучающихся низкий уровень коммуникативного контроля, у девочек коммуникативный контроль развит лучше, чем у мальчиков.
Этап 2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей по В. Синявскому
Обучающимся предлагается опросник из 40 вопросов, на каждый вопрос ответ «да» или «нет», + или –.
На 2 этапе исследования исследовались организаторские и коммуникативные способности.
Организаторские способности: ниже среднего – 0 чел., низкий – 2 чел., средний – 7 чел., высокий – 1 чел., очень высокий – 0 чел.
Девочки: 2 чел. – низкий уровень, 3 чел. – средний.
Мальчики: 4 чел. – средний уровень, 1 чел. – высокий уровень.
Коммуникативные способности: ниже среднего – 0 чел., низкий – 2 чел., средний – 7 чел., высокий – 1 чел., очень высокий – 0 чел.
Мальчики: 2 чел. – низкий уровень, 3 чел. – средний.
Девочки: 4 чел. – средний уровень, 1 чел. – высокий уровень.
Вывод: организаторские и коммуникативные способности большинства обучающихся развиты на среднем уровне. У девочек больше развиты коммуникативные способности, у мальчиков – организаторские.
Этап 3. Шкала эмоционального отклика А. Меграбяна
Опросник состоит из 25 вопросов, результаты обрабатываются в соответствии с ключом (см. приложение).
Выделяют следующие уровни выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии).
На 3 этапе исследовался уровень способности к эмпатии. Очень низкий уровень – 0 чел., низкий уровень – 6 чел., средний уровень – 3 чел., высокий уровень – 1 чел.
Девочки: высокий уровень – 1 чел., средний уровень – 2 чел., низкий уровень – 1 чел. Мальчики: средний уровень – 1 чел., низкий уровень –5 чел.
Вывод: у большинства обучающихся низкий уровень сформированности эмоционального отклика, у девочек уровень эмоционального отклика выше, чем у мальчиков.
Итоговый вывод: хуже всего сформирован уровень эмоционального отклика, чуть лучше – уровень коммуникативного контроля, лучше всего сформированы коммуникативные и организаторские способности, но и они сформированы в недостаточной мере. Половые различия: у девочек лучше развиты эмпатия, коммуникативные способности и коммуникативный контроль, у мальчиков лучше развиты организаторские способности. Исходя из результатов исследования, необходимо проводить систематическую работу по формированию у обучающихся коммуникативных навыков. В частности, можно использовать для этого уроки иностранного языка.
В ходе исследования были разработаны: рабочая программа по формированию коммуникативной компетентности у подростков на уроках французского языка, конспект профильного культурно-просветительского мероприятия, психолого-педагогические рекомендации и комплекс упражнений.
Психолого-педагогические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках французского языка
Технология коммуникативного обучения успешнее всего освещена и разработана лингвистом, профессором Липецкого университета Е. И. Пассовым в работе «Коммуникативное обучение иноязычной культуре». Основные положения ее заложены в Программу образования иностранным языкам, и они следующие:
1) иностранный язык является одновременно и целью обучения, и средством обучения. Чтобы следовать этому принципу, необходимо усвоить лексику школьного обихода. Часть этой лексики относится к активному запасу учащихся, т.е. они ее употребляют сами и понимают в речи учителя, другая часть - это пассивный запас, который учащиеся только понимают. Чем раньше эта лексика заучивается на начальном этапе в виде выполнения команд, игр, тем легче проводить урок, выше сознательная дисциплина, тем быстрее преодолевается психологический барьер. Учащиеся становятся увереннее, раскованнее в речи, они чувствуют себя носителями языка.
2) Язык - средство общения, идентификации, социализации, приобщения индивида к культурным ценностям. Это положение выполнимо, благодаря страноведческому материалу, который есть в новых учебниках; текстам, из которых мы узнаем о стране изучаемого языка, ее выдающихся людях, культуре, традициях, ценностях.
Множество мнений по предложенным темам позволяет обучающимся высказать собственное мнение, свое отношение, пользуясь не переводом с русского на французский, а чисто французским текстом.
Особенностью технологии коммуникативного обучения являются специальные упражнения, которые можно разделить на условно речевые и речевые. Условно речевые упражнения формируют навыки. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, неразрывность во времени. Это так называемые типовые фразы.
Речевые упражнения это пересказ текста своими словами, пересказ текста от лица героя; описание картинки, серии картинок, лиц, героев, предметов и так далее; аудирование; аудирование с опорой на картинки; аудирование с последующим пересказом; аудирование с выбором главных фактов, опуская второстепенные; аудирование с прогнозированием содержания текста по началу сообщения.
Таким образом, на основании проведенного исследования и разработанной программы можно сделать следующие выводы.
Констатирующий эксперимент доказал, что у обучающихся подросткового возраста в недостаточной мере сформированы коммуникативные навыки, поэтому их необходимо целенаправленно формировать. Для этого можно использовать уроки иностранного (французского) языка. Программа, направленная на формирвоания у обучающихся коммуникативных навыков, должна включать в себя следующие аспекты:
-формирование у обучающихся речевой культуры;
-обучение школьников работе в группе и в парах;
-обучение детей культуре дискуссии;
-обучение детей использованию иностранного языка для реализации поставленных целей коммуникации.
Только в случае соответствия этим целям программа по развитию коммуникативных навыков на уроках иностранного языка будет эффективной.
Заключение
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Формирование коммуникативных навыков у подростков является важным условием их успешного обучения и взаимодействия друг с другом и с педагогом в ходе образовательного процесса. Эффективное использование обучающимися коммуникативных умения и навыков способствует самореализации обучающихся, раскрытии их творческого и личностного потенциала.
Проведенный констатирующий эксперимент подтвердил рабочую гипотезу исследования о том, что в настоящий момент в средней школе уделяется недостаточно внимания формированию коммуникативных навыков у обучающихся. Для решения этой проблемы рекомендуется использовать уроки иностранного языка, поскольку язык сам по себе является главным средством коммуникации. В ходе изучения иностранного языка у обучающихся активно формируются коммуникативные умения и навыки, способствующие выработки базовых коммуникативных компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...
Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....
Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.
Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...
Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя представлен в виде презентации....
Формировании коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка
Формирование ключевых компетентностей через различные формы работы...
Статья "Формирование коммуникативной компетенции у подростков на уроках иностранного языка"
Научная статья на тему "Формирование коммуникативной компетенции у подростковна уроках иностранного языка"...