Статья "Формирование коммуникативной компетенции у подростков на уроках иностранного языка"
статья по психологии

Селютин Никита Олегович

Научная статья на тему "Формирование коммуникативной компетенции у подростков
на уроках иностранного языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx85.91 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.92        DOI: 10.52772/25420291_2021_4_120

Никита Олегович Селютин

г. Челябинск

Формирование коммуникативной компетенции у подростков на уроках иностранного языка

В статье описываются особенности формирования коммуникативной компетенции у подростков на уроках ино- странного языка, описываются результаты эмпирического эксперимента по формированию коммуникативной компе- тенции обучающихся, даются рекомендации по организации коммуникации обучающихся во время урочной и вне- урочной деятельности. Рассматриваются возможные формы и методы преодоления языковых барьеров во время изу- чения иностранного языка у обучающихся подросткового возраста. Исследуется влияние уровня сформированности коммуникативной компетенции на успеваемость обучающихся и на результаты изучения иностранного языка в обще- образовательной средней школе. Подростковый возраст трактуется как важный период становления коммуникатив- ных навыков и личности. Автор приходит к выводу о том, что необходимо использовать разнообразные формы и методы развития коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: подростки, иностранный язык, коммуникативная компетенция, коммуникация, обучение.

Nikita Olegovich Selyutin

Chelyabinsk

Formation of communicative competence of adolescents during foreign language lessons

The article describes formation of the teenagers’ communicative competence at the foreign language lessons. Results of the empirical experiment on forming the teenagers’ communicative competencies are described. Recommendations are given how to organize the students’ communication in class and during out-of-class activities. Possible forms and methods of over- coming language barriers during the study of a foreign language in adolescent students are considered. The influence of the communicative competence level on the progress of students and the results of learning a foreign language in secondary school is investigated. Adolescence is treated as an important period of communicative skills and personality formation. The author concludes that it is necessary to use various forms and methods of communicative competence development for students in the lessons of a foreign language.

Keywords: teenagers, foreign language, communicative competence, communication, teaching.

Формирование коммуникативной компетент- ности обучающихся на уроках иностранного языка играет важную роль в развитии у обучающихся навыков эффективной коммуникации на иностран- ном языке и способствует преодолению психологи- ческих барьеров, которые часто возникают у под- ростков в процессе освоения любого иностранного языка [3, С.78].

В связи с тем, что в данный момент значи- тельно возросли требования к школьному и вне- школьному образованию [2, С.5], представляется оправданным и целесообразным поиск новых ме-


тодов адаптации детей школьного возраста к совре- менным условиям жизни, которые постоянно изме- няются. В соответствии со стандартами ФГОС среднего образования, гармонично развивающийся школьник должен иметь навыки положительного общения с окружающими, без этого невозможно полноценное развитие [11, С.22]. От современного школьника, прежде всего, требуется умение адап- тироваться в обществе и быть коммуникабельным человеком; для решения этой задачи необходимо целенаправленно формировать у обучающихся коммуникативные компетенции [12, 13]. Одна из

120                ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021


ISSN 2542-0291

важнейших и наиболее актуальных проблем педа- гогики в настоящий момент – развитие у подрост- ков умения использовать конструктивные модели взаимодействия с окружающими в процессе еже- дневного общения [1, С.172].

Ведущим видом деятельности у подростков является общение. Если у подростка слабо сформи- рованы коммуникативные навыки, ему сложно учиться в школе, взаимодействовать со сверстни- ками и в полной мере реализовать свои способно- сти [4, С.17]. Такой подросток некомфортно чув- ствует себя со сверстниками, испытывает трудно- сти социализации. Тем не менее, те навыки комму- никации, которые уже сформированы у подрост- ков, поддаются коррекции. Подростковый возраст является сензитивным возрастом в плане развития способностей к общению, поэтому проводить со- циально-педагогическую работу по формированию и коррекции коммуникативных навыков примени- тельно к данной возрастной группе представляется оправданным и целесообразным [3, С.67].

Исследование особенностей формирования коммуникативных навыков у подростков, несо- мненно, позволит разработать новые эффективные методы социально-педагогической коррекции не- конструктивных моделей общения [14, 15] и со- здать условия для того, чтобы сформированные коммуникативные навыки сохранялись и закрепля- лись [6, С.28]. Развитие способности к общению в разные периоды жизни индивида изучено довольно подробно [5, 7, 10], тем не менее, в настоящий мо- мент недостаточно изученным остается вопрос о том, каким образом следует формировать комму- никативные навыки у подростков в процессе обу- чения [2, С.335]. В связи с этим, система развития и коррекции способностей к общению у представи- телей данной возрастной группы пока еще не выра- ботана [7, 8. 9]. Вышеизложенное определило вы- бор темы исследования: «Исследование коммуни- кативной компетентности подростков на уроках иностранного языка».

Цель исследования – теоретически обосно- вать и экспериментально выполнить исследование коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка. Объект исследования

– коммуникативная компетентность обучающихся. Предмет – исследование коммуникативной компе- тентности подростков на уроках иностранного языка. Гипотеза исследования – показатели комму- никативной компетентности подростков характе- ризуются низкими уровнями коммуникативного контроля и способности к эмпатии и коррелируют с показателями учебной успеваемости по ино- странному языку.

Эксперимент проводился в средней общеоб- разовательной школе № 98 города Челябинска. В констатирующем эксперименте участвовало 10 обучающихся 13 – 14 лет. Были отобраны дети с низкой успеваемостью по иностранному (француз- скому) языку, средний балл успеваемости в группе по этому предмету составил 3,2 балла.


Диагностика проводилась по методикам: «Ди- агностика коммуникативного контроля» М. Снай- дера, опросник «КОС» (диагностика коммуника- тивных и организаторских способностей), опрос- ник эмоционального отклика Меграбяна.

По итогам диагностики по методике М. Снай- дера 60% обучающихся показали низкий уровень коммуникативного контроля, 20% – средний, 20%

  • высокий (уровень контроля определялся в соот- ветствии с ключом к методике). У большинства обучающихся низкий уровень коммуникативного контроля, в поведении успеваемости на уроках иностранного языка это проявляется следующим образом: дети испытывают психологическое напряжение во время разговора на иностранном языке, с трудом выстраивают монологическую и диалогическую речь, испытывают трудности с вы- сказыванием своего мнения.

Далее при помощи опросника «КОС» иссле- довались организаторские и коммуникативные способности. Уровень определялся в соответствии со шкалой диагностической методики. Организа- торские способности: ниже среднего – 0%, низкий

  • 20 %, средний – 70%, высокий – 10%, очень вы- сокий – 0%.

Организаторские способности на уроках ино- странного языка проявляются следующим обра- зом: ребенок может самостоятельно планировать собственное высказывание, планировать моноло- гическую и диалогическую речь и следовать запла- нированному плану во время своего высказывания, может инициировать диалог со сверстниками и пе- дагогом и направлять его в нужную сторону. У ис- пытуемых преобладает средний уровень организа- торских способностей. При высоком уровне ребе- нок самостоятельно строит и планирует свое рече- вое высказывание, инициирует диалог со сверстни- ками и педагогом. При среднем уровне ребенок мо- жет самостоятельно планировать свое участие в диалоге и свое монологическое высказывание, но при этом испытывает трудности в инициировании диалога со сверстниками или педагогом. Если же педагог или сверстник сам инициирует диалог, та- кой ребенок охотно в него включается. При низком уровне организаторских способностей ребенок не способен инициировать диалог на иностранном языке со сверстниками и с педагогом, а также не способен планировать собственную монологиче- скую и диалогическую речь, не может следовать собственному плану.

Результат исследования коммуникативных способностей показал следующие результаты: ком- муникативные способности: ниже среднего – 0%, низкий – 20%, средний – 70%, высокий – 10%, очень высокий – 0%. Мальчики: 20% – низкий уро- вень, 30% – средний. На уроках иностранного языка это проявляется следующим образом: при высоком уровне ребенок уверенно высказывает свое мнение на иностранном языке и готов участ- вовать в дискуссии. При среднем уровне ребенок уверенно высказывает свое мнение, но теряется во

ISSN 2542-0291        JOURNAL OF SHADRINSK STATE


121

         PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021        

время участия в дискуссии. При низком уровне ре- бенок не может высказать свое мнение на ино- странном языке и остается пассивным во время дискуссии. По результатам видно, что коммуника- тивные способности большинства обучающихся развиты на среднем уровне.

Далее исследовался уровень способности к эмпатии по методике Меграбяна. Очень низкий уровень – 0%, низкий уровень – 50%, средний уро- вень – 30%, высокий уровень – 20%. Вывод: у боль- шинства обучающихся низкий уровень сформиро- ванности эмоционального отклика.

Внешне определить способность к эмпатии можно по поведению ребенка на уроке и в процессе внеурочной деятельности. Дети с высокими пока- зателями по шкале эмоционального отклика в срав- нении с теми, у кого низкие показатели:

  1. Более эмоциональны;
  2. Проявляют альтруизм в реальных поступ- ках, склонны оказывать товарищам людям деятель- ную помощь;
  3. Демонстрируют аффилиативное поведе- ние (способствующее поддержанию и укреплению дружеских отношений);
  4. Оценивают позитивные социальные черты как важные;
  5. Более ориентированы на моральные оценки. Подростки со средним (нормальным) уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях бо- лее склонны судить о других по поступкам, чем дове- рять своим личным впечатлениям. Как правило, они хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогно-

зировать развитие отношений между людьми.

Подростки с низким уровнем развития эмпа- тии в межличностных отношениях испытывают за- труднения в установлении контактов сокружаю- щими, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявле- ний и поступков, часто не находят взаимопонима- ния с окружающими. Они гораздо более продук- тивны при индивидуальной работе, чем при груп- повой, склонны к рациональным решениям,


больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

На уроках иностранного языка уровень эмпа- тии проявляется следующим образом: дети с высо- ким уровнем эмпатии активно участвуют в группо- вой работе, охотно вступают в диалог, выслуши- вают мнение других и считаются с ним. Дети со средним уровнем эмпатии охотно участвуют в групповой работе, но при этом не склонны к ком- промиссу и не всегда готовы выслушать мнение сверстников и педагога. Дети с низким уровнем эм- патии пассивны во время групповой работы и про- дуктивны во время индивидуальной работы, они редко участвуют в групповых обсуждениях и редко высказывают свое мнение.

Таким образом, у испытуемых хуже всего сформирован уровень эмоционального отклика, чуть лучше – уровень коммуникативного контроля, лучше всего сформированы коммуникативные и организаторские способности, но и они сформиро- ваны в недостаточной мере. С целью проверки ги- потезы исследования о том, что показатели комму- никативной компетентности подростков характе- ризуются низкими уровнями коммуникативного контроля и способности к эмпатии и коррелируют с показателями учебной успеваемости по ино- странному языку.

В результате расчета было обнаружено, что существует корреляция между способностью к эм- патии и успеваемостью по иностранному языку. У подростков с высоким уровнем сформированности эмпатии успеваемость по иностранному языку лучше, чем у подростков с низким уровнем эмпа- тии. Также существует корреляция между уровнем коммуникативного контроля и успеваемостью по иностранному языку. У подростков с высоким уровнем сформированности коммуникативного контроля успеваемость по иностранному языку выше, чем у подростков с низким уровнем сформи- рованности коммуникативного контроля. Поэтому особенно актуальным направлением для работы с обучающимися является развитие у них коммуни- кативных навыков на уроках иностранного языка.

Таблица 1

Расчет корреляции между уровнем сформированности эмпатии, уровнем коммуникативного контроля и успеваемостью по иностранному языку

Успеваемость

Коммуникативный контроль

Эмпатия

4,5

6

20

3,2

3

22

3,3

3

25

4,5

6

45

3,3

2

48

3,3

3

50

5

10

63

5

9

23

3,2

3

24

3,4

2

26

122        ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО


ISSN 2542-0291

         ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021        

Коммуникативный контроль

Эмпатия

Успеваемость

0.959***

0.233

Коммуникативный

контроль

0.279

* - p<0,05

** - p<0,01

*** - p<0,001

Исходя из результатов исследования, необхо- димо проводить систематическую работу по фор- мированию у обучающихся коммуникативных


навыков. В частности, можно использовать для этого уроки иностранного языка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. – Москва : МОДЭК, 2013. – 304 c.
  • Текст : непосредственный.
  1. Вараксин, В.Н. Психолого-педагогический практикум / В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева. – Москва : Феникс, 2012.
  • 288 c. – Текст : непосредственный.
  1. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва : Педагогическое общество России, 2016. – 512 c. – Текст : непосредственный.
  2. Гребнева, В.В. Теория и технология решения психологических проблем : учеб. пособие / В.В. Гребнева. – Москва

: ИНФРА-М, 2014. – 192 c. – Текст : непосредственный.

  1. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология / И.Ф. Демидова. – Москва : Академический Проект, Трикста, 2013.
  • 224 c. – Текст : непосредственный.
  1. Дьяков, С.И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования : учеб. пособие / С.И. Дьяков. – Москва : Флинта, Наука, 2015. – 528 c. – Текст : непосредственный.
  2. Ерчак, Н.Т. Иностранные языки. Психология усвоения / Н.Т. Ерчак. – Москва : Инфра-М, Новое знание, 2013. – 336 c. – Текст : непосредственный.
  3. Зеер, Э.Ф. Самоопределение учащейся молодежи в современных конфликтующих реальностях / Э.Ф. Зеер, М.В. Кормильцева, Э.Э. Сыманюк. – Москва : НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. – 100 c. – Текст : непосредственный.
  4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Москва : МПСИ, МОДЭК, 2013. – 448 c. – Текст : непосредственный.
  5. Исаев, Е.И. Педагогическая психология : учебник / Е.И. Исаев. – Москва : Юрайт, 2014. – 348 c. – Текст : непо- средственный.
  6. Исаев, Е.И. Психология образования человека. Cтановление субъектности в образовательных процессах : учеб. пособие : моногр. / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. – Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный уни- верситет, 2014. – 432 c. – Текст : непосредственный.
  7. Макаров, Ю.А. Введение в педагогическую психологию : учеб.-метод. пособие / Ю.А. Макаров. – Москва : СИНТЕГ, 2015. – 552 c. – Текст : непосредственный.
  8. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы / Б.Р. Мандель. – Москва : Феникс, 2014.
  • 384 c. – Текст : непосредственный.
  1. Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании : учеб. пособие / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров.
  • Москва : Юрайт, 2015. – 426 c. – Текст : непосредственный.
  1. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т.Г. Неретина. – Москва : ФЛИНТА, 2014.
  • 376 c. – Текст : непосредственный.

REFERENCES

  1. Belukhin D.A. Osnovy lichnostno orientirovannoj pedagogiki [Fundamentals of Personality-oriented Pedagogy] /

D.A. Belukhin. Moscow: MODEK, 2013. 304 p.

  1. Varaksin V.N. Psihologo-pedagogicheskij praktikum [Psychological and pedagogical workshop]. Moscow: Phoenix, 2012. 288 p.
  2. Gamezo M.V. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya [Age and pedagogical psychology]. Moscow: Pedagogical society of Russia, 2016. 512 p.
  3. Grebneva V.V. Teoriya i tekhnologiya resheniya psihologicheskih problem : ucheb. posobie [Theory and technology of solving psychological problems]. Moscow: INFRA-M, 2014. 192 p.
  4. Demidova I.F. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: Academic Project, Triksta, 2013. 224 p.
  5. Dyakov S.I. Sub"ektnost' pedagoga. Psihosemanticheskie modeli i tekhnologiya issledovaniya: ucheb. posobie [Subjec- tivity of the teacher. Psychosemantic models and research technology]. Moscow: Flint, Nauka, 2015. 528 p.
  6. Yerchak N.T. Inostrannye yazyki. Psihologiya usvoeniya [Foreign languages. Psychology of assimilation]. Moscow: Infra-M, New knowledge, 2013. 336 p.

ISSN 2542-0291        JOURNAL OF SHADRINSK STATE


123

         PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021        

  1. Seeer E.F. Samoopredelenie uchashchejsya molodezhi v sovremennyh konfliktuyushchih real'nostyah [Self-determina- tion of students in modern conflicting realities]. Moscow: Moscow Psychological-Social University, 2015. 100 c.
  2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: MPSI, MODEK, 2013. 448 p.
  3. Isaev E.I. Pedagogicheskaya psihologiya: ucheb. posobiye [Pedagogical psychology]. Moscow: Yurite, 2014. 348 p.
  4. Isaev E.I. Psihologiya obrazovaniya cheloveka. Ctanovlenie sub"ektnosti v obrazovatel'nyh processah: ucheb. posobie: monogr. [Psychology of human education. Formation of subjectivity in educational processes]. Moscow: Orthodox Svyato- Tikhonovsky Humanitarian University, 2014. 432 p.
  5. Makarov Y.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu psihologiyu: ucheb.-metod. posobie [Introduction to pedagogical psychol- ogy]. Moscow: SINTEG, 2015. 552 p.
  6. Mandel B.R. Pedagogicheskaya psihologiya. Otvety na trudnye voprosy [Pedagogical psychology. Answers to difficult questions]. Moscow: Phoenix, 2014. 384 p.
  7. Maralov V. G. Pedagogika i psihologiya nenasiliya v obrazovanii: ucheb. posobie [Pedagogy and psychology of nonvi- olence in education]. Moscow: Yurait, 2015. 426 p.
  8. Neretina T.G. Special'naya pedagogika i korrekcionnaya psihologiya [Special pedagogy and correctional psychology]. Moscow: FLINTA, 2014. 376 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.О. Селютин, учитель английского и французского языков, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Cредняя общеобразовательная школа №98 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия, е-mail: selyutin_n.o@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9908-4413.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.O. Selyutin, Foreign Languages Teacher, Secondary school № 98, Chelyabinsk, Russia, е-mail: selyutin_n.o@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9908-4413.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

Проблемное обучение как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка.

Данная работа представляет собой презентацию, в которой изложены основные положения технологии проблемного обучения с позиции  формирования коммуникативной компетенции....

Презентанция "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка"

Выступление на педагогическом совете от 22 апреля 2014 годаГолубева Юлия Петровна.Мое выступление посвящено   формированию коммуникативнойкомпетенции  у учащихся на уроках английского я...

Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку.

Данный материал поможет вам  сделать урок английского языка  интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся....

Исследование коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка

Доклад на тему "Исследование коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка"...