Доклад на тему: «Создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка на уроках иностранного языка»
статья по английскому языку на тему

Приоритетным направлением  становится личностно- ориентированное обучение, способное объединить разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве. Преимущественными считаются те, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, где будет представлен «продукт»  деятельности, и он может быть оценен учителем и товарищами, востребован в учебной и практической деятельности.Роль иностранного языка в становлении личности учащегося.

         «Дать каждому ученику

правильное воспитание

и тогда каждый займёт

своё правильное место

в жизни»  

М. Лайтман.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное    учреждениеE:\Documents\Ольга Владимировна\ДОКУМЕНТЫ\бренд\Без.jpg

лицей №1 им. Г.С. Титова

городского округа Краснознаменск Московской области

         

                   Доклад на тему:

 «Создание условий для личностного самоопределения и  самореализации ребенка  на уроках иностранного языка»

         (Выступление на заседании ГМО)

        

                                               

                                                                                                                                                                         

                                                                                   Учитель английского языка

                                                                               Побожая Ирина Ивановна

                                                                                     

                                             Краснознаменск, 2014

                                                       Побожая И.И. ,учитель английского языка

                                                        МБОУ Лицей №1имени Г.С.Титова

Школа  должна  видеть свою цель не только в формировании системы знаний, умений и навыков,  но в становлении готовности личности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско - правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стараться создать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей.

Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельность в учебной деятельности самих обучаемых. Это разные формы проектного, сетевого и проблемно- ориентированного обучения.

Идет смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное обучение, ответственность и активность самих обучаемых.

Модель  «обучаемый – преподаватель» обогащается. Преподаватель с помощью средств информационных технологий создает проблемные ситуации, способствующие реализации активного и интерактивного диалогов. Деятельность преподавателя в этих условиях приобретает характер «тьюторства», наставничества, координатора, партнера. Он направляет учебный процесс в целях развития личности обучающегося.

Приоритетным направлением  становится личностно- ориентированное обучение, способное объединить разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве. Преимущественными считаются те, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, где будет представлен «продукт»  деятельности, и он может быть оценен учителем и товарищами, востребован в учебной и практической деятельности.

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

    Реализация ФГОСов, ожидаемый переход школьного образования к стандартам второго поколения означает отказ от традиционной модели формирования системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и переход к компетентностным основаниям этой системы.

В настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим нужно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.

Новые подходы к формированию современной модели образования нашли отражение в нормативно-правовых документах: законе «Об образовании»,  Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.,  Приоритетном национальном проекте «Образование».

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Роль иностранного языка в становлении личности учащегося.

         «Дать каждому ученику

правильное воспитание

и тогда каждый займёт

своё правильное место

в жизни»  

М. Лайтман.

                Изучение иностранного языка представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, но и воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.

        Социальная сущность иностранного языка заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

 Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приёма иностранной информации от окружающей действительности из самых различных предметных областей создаёт благоприятные  предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников, для формирования творческого интеллигентного человека, практически владеющего иностранным языком.

Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества. По словам  профессора Михаила  Лайтмана, мы должны дать каждому ученику правильное воспитание и тогда каждый займёт своё правильное место в жизни.

Поэтому основной целью обучения иностранному языку является развитие личности учащихся, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в  овладеваемой ими, иноязычной речевой деятельности.

Эта цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.

 1.Рассмотрим воспитательный компонент, цель которого заключается в следующем:

-формирование у учеников уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка;  каждый год в феврале  в нашей школе проводится неделя иностранного языка, в рамках которой учащиеся участвуют в страноведческих конкурсах, выпускают стенгазеты, посвящённые культуре англо-говорящих стран, готовят концерт: стихи, песни ,театральные постановки ит.д.

  -воспитание культуры общения;

Этому компоненту посвящается большое количество диалогов этикетного характера: беседа о погоде ,о семье,о школе,о друге,диалог-знакомство .

- поддержание интереса к учению и формированию познавательной активности; (этот момент должен быть учтён при продумывании  целей урока);

 -воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности (так же указывается в целях урока);

Воспитательные возможности заключены в трёх сторонах урока:

- в содержании используемых материалов

- в методической системе обучения

- в личности учителя и его поведении.

2.Методическим содержанием урока должна быть коммуникативность, то есть речевая направленность. Уроку надо  придать форму общения. Организационный момент урока не должен быть одинаковым, а должен иметь тематический характер, соответствующий теме урока. Весь урок должен строиться на коммуникативной направленности: диалоги, мнение товарищей по высказываниям и т.д.

Коммуникативное обучение развивает и воспитывает трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Большую помощь для этого оказывают уроки с использованием проектов по краеведческому материалу  «Мой родной город»,по темам которые являются близкими детям , имеют непосредственную связь с жизнью:, « Как мы заботимся о нашей планете?», « Лицо города – визитная карточка страны»,  «Экология и экологические проблемы нашей местности»,  «Животный мир нашего региона», « Моя родословная» и др.

Работа над этими проектами способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательный интерес учащихся.

3.В эпоху непрерывного самообразования особенно важным становится  культура чтения и информационная грамотность – умение находить и критически оценивать информацию. Психологи и методисты выделяют основными типами восприятия школьниками прочитанного : преобладание наглядных и образных элементов и  преобладание словесных и логических восприятий. Здесь важную роль играет составление учащимися проектов и работа с интернетом.

Ученики « рассудочного» типа  легко составляют планы прочитанного, активно участвуют в работах итогового характера, но хуже работают с текстами, не чутки к художественному слову.

Ученики « эмоционального» типа  с интересом работают с текстами, улавливают выразительные средства авторов, но труднее им удаётся составлять планы прочитанного и  работа над выводами.

Учитель должен знать особенности своих учеников и правильно распределять индивидуальные задания для развития познавательных задатков и  интересов учащихся. Но обязательно надо сохранять в ученическом восприятии элемент наслаждения, который опосредован начитанностью ученика, объёмом знаний, его эмоциональностью, а также потребностью воспринимать произведения искусства. Всё это развивает в ученике не только эстетическое чувство, но и мышление. На уроках появляется сотрудничество в совместной учебно-познавательной деятельности, творческая среда обучения.

В последнее время слово «аутентичный» стало очень популярным. Говорят об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, даже об «аутентичном звучании» и «аутентичных учебниках». Далеко не всегда понятно, что под этим подразумевают. Изначально аутентичными текстами считались те тексты, которые были созданы не для учебного, а для реального общения. Приведу отрывок из глоссария , где дается объяснение понятий «аутентичный текст» и «аутентичное задание».

К ним относятся газетные статьи, брошюры, авиа/железнодорожные билеты, письма, рекламы, программы новостей радио и телевидения, объявления и т.д. Это те материалы, которые используются в реальной жизни тех стран, где говорят на том или ином иностранном языке, а не специально созданные материалы для условий обучения этому языку.

Authentic tasks - реальные задания.

Задания, которые предполагают реагирование на устные или письменные материалы, как в естественных ситуациях общения.

Например, прочитать рекламные проспекты путешествий не для того, чтобы пересказать их содержание, а для того, чтобы выбрать наиболее привлекательный маршрут и написать письмо в турагентство с целью получить дополнительную информацию об условиях путешествия и отдыха и т.д.

Только на уроках иностранного языка затрагиваются, практически, все стороны жизни человека (в некотором варианте можно говорить ещё только об истории, обществоведении и литературе).

4.Особенность уроков иностранного языка в том, что только на них мы обучаем общению, которое по своей сути личностно. Ученик не просто рассказывает о чём-то, он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно через этот канал и проникает в сознание ребёнка воспитательное воздействие. Уже в начальной школе дети говорят и беседуют по темам: « Я», « Моя семья». « Мои друзья». « Моя школа», «Профессии», в дальнейшем темы усложняются.

В программу иностранного языка  для развития устной речи учащихся  включены темы, которые демонстрируют речевое  поведение в естественной среде, в разных ситуациях общения:  «Как пройти…», « Поговорим о…», « В музее» и др.

Прежде всего,  это происходит с помощью оригинальных текстов, аудиозаписи, видеофильмов, которые содержат лингвострановедческую информацию. Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные воспитательные возможности.

Прекрасный автор учебников немецкого языка И.Л. Бим говорит, что иностранный язык, как учебный предмет, располагает большими возможностями для воспитания патриотизма, интернационализма и формирования нравственных качеств личности ученика.  

Иностранный язык формирует совместно с родным языком нравственные качества и высокую культуру личности ученика. А ознакомление со страной изучаемого языка создаёт плодотворную почву для высокого интеллекта и социокультурного уровня развития учащихся.

                               Образ выпускника – человек, преданный России, деятельный патриот, оберегающий и охраняющий свою Родину, ее историю и культуру, соединивший в своем сознании идею личного блага с благом государственным. Духовно богатая, творческая, свободная личность, обладающая лучшими чертами русского характера, стремящаяся к физическому и нравственному совершенству. Человек образованный, обладающий культурой ума, готовый к самообразованию, самоопределению и самореализации во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Личностно-ориентированный подход на уроках иностранного языка.

В статье раскрыты основные понятия связанные с личностно-ориентированным подходом на уроках. Раскрыты  педагогические технологии, которыми  необходимо учителю овладеть, чтобы уметь испо...

Сообщение на тему: «Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам».

  Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше ст...

Международное сотрудничество как условие самоопределения подростков на уроках иностранного языка

В настоящее время  в педагогической науке все чаще поднимается вопрос о привлечении различного рода социальных партнеров, которые могут положительно повлиять на становление ценностных ориентаций ...

Доклад на тему: «Использование ИКТ для развития мотивации обучающих к изучению иностранных языков и работы с одаренными детьми. ThingLink-блог учителя английского языка»

В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащи...

Доклад на тему «Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни»

Доклад на тему «Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни»...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....