Рабочая программа по английскому языку для работы со слабоуспевающими (неуспевающими) детьми с 5-11 классы
рабочая программа по английскому языку (5, 6, 7, 8, 10, 11 класс)
Рабочая программа по английскому языку для работы со слабоуспевающими (неуспевающими) детьми рассчитана на 17 часов из расчета 1 дополнительного занятия в 2 месяца в 5-11 классах, а также для работы на уроках. Для занятий используются учебники:
1) "Rainbow English" О.В.Афанасьева
2) "Enjoy English" М.З.Биболетова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а так же весь комплекс проблем, который может сложиться у ребёнка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по иностранному языку учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.
Для организации процесса обучения иностранному языку с такими детьми необходимо разработать рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала. Особое внимание необходимо уделять: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.
Цели:
Выполнение закона об образовании;
Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи:
Создание системы поурочной работы, дополнительного образования учащихся.
Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
Активизация слабых учащихся.
Типы неуспевающих школьников.
Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников.
Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.
В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод исп6ользуют А. А. Бударный, Ю. К. Бабанский и некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают.
Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:
1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
3) не подмечает своих неудач и трудностей;
4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
6) индифферентно относится к результатам работы.
Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости. Другой выделенный тип назван патологическим - это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и , неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер.
Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников.
Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:
- особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью;
- направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.
На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:
- неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника;
- учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника;
- неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Первый тип неуспевающих школьников. Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.
Второй тип неуспевающих школьников. Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.
Третий тип неуспевающих школьников. Для этого типа, как и для первого, характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.
Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, а различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие – тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.
Внимание исследователей сосредоточено в основном на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успевают по многим предметам в течение ряда лет. В исследовании Ю. К. Бабанского анализ причин неуспеваемости составляет основной метод разработки средств предупреждения неуспеваемости.
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
-Пропуск уроков.
-Недостаточная работа дома.
-Слабые способности.
-Нежелание учить предмет.
-Недостаточная работа на уроке.
-Необъективность выставления оценок на уроке.
-Предвзятое отношение учителя на уроке.
-Большой объем домашнего задания.
-Недостаточное внимание учителя.
-Высокий уровень сложности материала.
-Другие причины.
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока
Акценты в обучении | |
|
|
|
|
|
|
| Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задание по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
Виды работ со слабоуспевающими учениками
- карточки для индивидуальной работы;
- задания с выбором ответа;
- деформированные задания;
- “разрезные” теоремы;
- перфокарты;
- карточки – тренажеры;
- творческие задания;
- “карточки-информаторы”;
- “карточки-с образцами решения”;
- “карточки-конспекты”.
Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузок.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. .
Необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
- слабому – выполнить посильный объем работы.
Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний –низкий, высокий – средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.
Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует. Создаются благоприятные условия для:
– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.
Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока.
В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока, в ущерб обучающей компоненте. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. Ещё одна современная технология - технология “полного усвоения”.
На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?
Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.
Отметим, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения.
Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
- при закреплении;
- при проверке домашнего задания;
- при самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими учащимися
С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.
Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий ШК.
Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели.
В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.
Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.
Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
- разнообразить виды деятельности;
- проветривать кабинет;
- проводить физ. минутки;
- всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Учитель должен:
- знать психическое развитие ребёнка;
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);
- память (вербальная, невербальная);
- стремиться понять и принять каждого ребёнка;
- создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;
- проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика;
- уметь встать на позиции ученика;
- уметь вести непринуждённый диалог;
- стремиться к внешней занимательности;
- использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
- учить работать со словарями и другим справочным материалом;
- в обучении применять опережающее обучение, различные формы групповой работы. взаимоопрос, самоконтроль, конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения;
- при формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов);
- рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!);
- применять частую смену видов деятельности на уроке;
- многократно проговаривать и закреплять материал урока;
- стремиться к алгоритмизации деятельности.
Планируемые результаты программы
Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
Внедрение новых образовательных технологий.
Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 17 часов из расчета 1 дополнительного занятия в 2 месяца в 5 – 11 классах, а также для работы на уроках.
Для занятий используются учебники:
- «Rainbow English» О.В.Афанасьева
- «Enjoy English» М.З.Биболетова
Памятка «Психотерапия неуспеваемости»
1. Правило первое: «Не бей лежачего». Двойка - достаточное наказание, и не стоит наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и от вас он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
2. Правило второе: «Не более одного недостатка в минуту». Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного недостатка в минуту. Знайте меру. Иначе ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже, либо просто окажется несущественным.
3. Правило третье: «За двумя зайцами погонишься…» Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно выразительности и пересказа.
4. Правило четвертое: «Хвалить исполнителя, критиковать исполнение». Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за такие качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть как можно более безличной: «такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.
5. Правило пятое: «Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами». Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или успехами соседа по парте. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Правило шестое: «Не скупитесь на похвалу». Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь взрослые упрёки: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: « Не хочу, не могу, не буду!»
7. Правило седьмое: «Техника оценочной безопасности». Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзий полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
8. Правило восьмое: «Ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели». Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
9. Правило девятое: «Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки».
Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила», и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.
10. Правило десятое: «Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках». Очень важно, чтобы оценка выражалась не только в словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте графики, таблицы, линеечки и т. п., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.
Содержание курса
Основные компоненты содержания программы
Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.
Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность. Развитие заинтересованности – это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования словарями, справочниками и наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения.
Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
Использовать на уроке свой практический опыт, приводить примеры из жизни.
Использовать наглядный материал.
Предметное содержание курса
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Тематическое планирование курса
Тема | Вид деятельности | Кол-во часов | Сроки |
5 класс | |||
1. School days (школьные дни) | Обогащение словарного запаса по теме: школьные предметы, расписание. Грамматика: личные местоимения. Глагол to be. Проект: представление друга. Презентация: моя школа, наш кабинет. | 2 | Сентябрь. |
2. That's me! (Это я!) | Практика в чтении и письме. Грамматика: множественное число существительных. Проект: мой англоговорящий друг. Проект: плакат героя любимого мультфильма. Презентация: страны и национальности. | 2 | Октябрь |
3. My home, my castle. (Мой дом - моя крепость). | Обогащение словарного запаса по теме: мебель дома, личные вещи. Грамматика: конструкция have got; предлоги места; оборот there is/ there are; Описание своей квартиры. Проект: приглашение друга в свой новый дом. Презентация: Мой дом, моя крепость. | 2 | Ноябрь |
4. Family ties (семейные узы). | Обогащение словарного запаса по теме: члены семьи. Грамматика: глагол can (ability); личные местоимения в объективном падеже, притяжательные местоимения, конструкция ('s/s') / whose, повелительное наклонение глаголов. Проект: Описание знаменитого человека. Презентация: знакомьтесь - моя семья. | 2 | Декабрь |
5. World animals Животные со всего света). | Обогащение словарного запаса по теме: животные, части тела. Грамматика: настоящее простое время (Present Simple). Проект: мой питомец. Презентация: экзотические животные. | 2 | Январь |
6. Round the clock (С утра до вечера). | Обогащение словарного запаса по теме: профессии, время. Грамматика: настоящее продолженное время (Present Continuous), наречия частотности, предлоги времени, Проект: моя будущая работа. Презентация: ежедневные занятия моей семьи. | 2 | Февраль |
7. In all weathers (В любую погоду). | Обогащение словарного запаса по теме: погода, одежда. Работа над текстом. Проект: Погода в различных местах страны. Презентация: Одежда для разной погоды. | 2 | Март |
8. Specials days (Особые дни). | Обогащение словарного запаса по теме: праздники. Грамматика: исчисляемые и неисчисляемые существительные; конструкции some / any - how much / how many. Проект: описание праздника. Презентация: План на день рождения. | 1 | Март, апрель |
9. Modern living (Жить в ногу со временем). | Обогащение словарного запаса по теме: магазины, современная одежда. Грамматика: прошедшее простое время (Past Simple), правильные и неправильные глаголы. Проект: написание e-mail письма новому другу о том, что ты делал на прошлой неделе. Презентация: Любимый магазин твоего друга. | 1 | Апрель |
10. Holidays (Каникулы). | Обогащение словарного запаса по теме: каникулы, виды отдыха. Грамматика: конструкция can / can't, глагол will. Проект: Мой любимый вид отдыха. Презентация: планы на лето. | 1 | Май |
6 класс | |||
1.Welcome back! | Present Simple. Present Progressive. Вопросительные и отрицательные предложения. Заполнение анкеты о себе. Оформление письма. Проект: написание e-mail письма новому другу. | 2 | Сентябрь. |
2. The wonders of nature. | Ниагарский водопад. Кушская коса. Коралловые рифы. Существительные в единственном числе. | 2 | Октябрь |
3. In the British family. | Прилагательные. Описание семьи. Проектная работа «Моя семья». | 2 | Ноябрь |
4. Speaking about animals. | Повторение лексики по теме. О зоопарках. Лондонский зоопарк. Разделительные вопросы. | 2 | Декабрь |
5. Help yourself! | Работа над лексикой. Вопросительные слова How many и how much. Работа над текстом «British meals». | 2 | Март |
6. Welcome to Great Britain. | Символы Великобритании Географическое положение. Работа над стихотворением. | 2 | Январь |
7. England. | Путешествие в Лондон. Важные города Англии Грамматика: Present Simple; | 2 | Февраль |
8.Wales and Northern Ireland | Грамматика: Present progressive. Письмо из Уэльса. Обычаи и традиции. | 2 | Апрель |
9. I like to travel. | Future Simple. Работа над лексикой. Мои планы на лето. | 1 | Май |
| |||
1. Describing people. | Суффиксы прилагательных. Описание друга. Разговор об известных людях.
| 2 | Cентябрь |
2. Computers and telephones | Чтение f, ph, gh Преимущества и недостатки компьютеров и телефонов. Важные телефонные номера. | 2 | Октябрь |
3. English Speaking countries. | Страны и национальности. Работа над страноведческими текстами. | 2 | Ноябрь |
4. Round the World Tour | Грамматика: the Passive Voice. Способы путешествия. Прилагательные в превосходной степени. | 2 | Декабрь |
5. Teenager’s problems. | Повторение прилагательных. Работа над лексикой. Конструкция It takes me … | 2 | Январь |
6 School life. | Модальные глаголы: must, should, have to Типы школ. Школы в разных странах. | 2 | Февраль |
7. School friends. | Настоящие друзья. Условные предложения. Наказания в Британских школах. Сложное дополнение. | 2 | Март |
8. Sport is fun. | Работа над лексикой. Как быть здоровым. Наречия. Почему люди соревнуются. | 3 | Апрель Май |
| |||
| У природы нет плохой погоды. Типичная британская погода. Прогноз погоды. Наша планета Земля. Что мы знаем о Вселенной? Present perfect и Present perfect Progressive. | 2 | Сентябрь. |
| Cтихийные бедствия. Торнадо. Презентация. Past Simple и Past progressive. Природа в разных уголках света. Богатства Земли. | 2 | Октябрь |
3. Environmental problems. | Проблемы экологии. Как защитить нашу Землю. Условные предложения 2 и 3 типа. Откуда столько мусора? Шаги к чистой планете. | 4 | Ноябрь Декабрь |
4.Mass media. | Виды СМИ. Радио и телевидение. Периодика в нашей жизни. Хотел бы ты стать репортёром? Тайна гибели Артёма Боровика. Роль книги в нашей жизни. Мой любимый писатель. Моя любимая книга. Прямая и косвенная речь. | 4 | Январь Февраль |
5. How to be a successful person? | Успешная личность. Моя семья – путь к успеху. Проблемы в семье. | 2 | Март |
6. Family traditions. | Праздник в доме. Семейные традиции. | 2 | Апрель |
7. How to be independent. | Как стать независимым. Карманные деньги. Работа для подростков. | 1 | Май |
| |||
1.World languages. | Почему я изучаю иностранный язык? Работа с интернациональными словами. Глобализация. Что ты знаешь о своих правах? Времена английского глагола. | 4 | Сентябрь Октябрь |
2. Music and globalization. | Музыка как элемент глобализации. Почему люди мигрируют? Кто проживает в Великобритании? Времена английского глагола. | 2 | Ноябрь
|
3. Choosing a profession. | Профессия моей мечты. Роль семьи в выборе профессии. Образование и карьера. Образование в России. Что такое дистанционное обучение? Прямая и косвенная речь. | 4 | Декабрь Январь |
4. New technologies. | Cсовременные средства связи. Отношения к технологиям будущего. Биографии известных людей. Наука в современном мире. Медицина: традиции и новые технологии. Генно – модифицированные продукты. Народные рецепты. Современные технологии и окружающая среда. Охрана окружающей среды. Страдательный залог. | 4 | Март Апрель |
5. Where are you from? | Город и село. Среда, которая тебя окружает. Интересы и увлечения. Друзья и дружба. Любовь и дружба. Стиль жизни. Жить в гармонии с природой. Традиционные праздники в разных странах. | 3 | Май |
Список литературы
- «Rainbow English» О.В.Афанасьева 5-11 классы. - М.: Дрофа: 2019.
- «Enjoy English» М.З.Биболетова 5-11 классы. - М.: Титул: 2011.
- «Поговорим по-английски». Ф. М. Рожкова. М. «Высшая школа», 1980.
- «Присоединяйся!» Вирджиния Эванс – Нил О’Саливан. «Экспресс», 2001.
- «Язык и культура Великобритании». Автор сост. Г. Д. Томахин. М. Просвещение, 1999-2002.
- Сайт: www.uchkopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку по новому ФГОС к УМК М.З. Биболетова , 2 класс
Программа курса «Английский язык» предназначена для учащихся 2-х классов общеобразовательной школы...
Рабочая программа по английскому языку (проектная работа)
Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов средних общеобразовательных школ...
Рабочая программа по английскому языку к УМК «Enjoy English» Биболетовой М.З. для 2 класса.
Структура программы Программа включает три раздела:Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане, цели его изучения, основные содержательные л...
Рабочая программа по английскому языку к УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English" 5-6 класс
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента гос...
Рабочая программа по английскому языку. УМК «Forward» под редакцией профессора М.В. Вербицкой. 2 класс
Рабочая программа по английскому языку. 2 класс. УМК "Forward".Календарно-тематическое планирование....
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для обучающихся с ограниченными возможностями на домашнем обучении 9 класс.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ 9 класс...
программа по английскому языку для работы со слабоуспевающими учащимися
Данная программа разработана на основе образовательной программы по учебному курсу «Английский язык», к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. и предназначена для дополнительных занятий со сл...
- Мне нравится (1)