развитие коммуникативной и эмоциональной компетенций
методическая разработка по английскому языку на тему

Тайматова Динара Назимовна

Материал направлен на формирование у учащихся компетенций, которые требует современное общество в условиях прогрессирующего развития новых технологий, способов обмена информацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной и эмоциональной компетенций на уроках английского языка.

Language forces us to perceive the world as a man presents it to us.

В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа и современный мир выдвигают на первый план подготовку учащихся к реальной жизни, требуют интегрированного развития всех учебных навыков в решении реальных жизненных задач. В соответствии с этим Совет Европы выделяет пять базовых компетенций, которые необходимы сегодня любому специалисту:

  • Социальные и политические компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность. Участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов

  • Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, призванные  препятствовать возникновению ксенофобии и способствующие как пониманию различий, так и готовности жить с людьми других культур, языков и религий.

  • Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающими все возрастающее значение.  

  • Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ и Интернета информации и рекламе.  

  • Компетенции, реализующие способность и желания учиться всю жизнь, не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.

        

Отсюда следует, что учителя иностранного языка должны приложить все усилия и научить ученика общаться реально, так как успешный человек - это успешный коммуникатор.

Мы сегодня много общаемся - в социальных сетях, по электронной почте, по скайпу, по телефону, наконец. Способы обмена информации развиваются быстрее, чем мы успеваем их освоить. Они вытесняют старые добрые беседы. Времени становится все меньше, а дел, которые надо успеть -  все больше. Где уж тут до праздной болтовни! Не оставляя времени для беседы, мы  стремительно теряем навык изящного обмена репликами. Расплата настигает нас в самый неожиданный момент – когда надо бы поддержать разговор, а не получается. Всем знакома эта в высшей степени некомфортная ситуация, когда зависает пауза, и никто не знает, как ее преодолеть.

Анализ результатов Открытого первенства  по английскому языку «Евролингва 2012» показал следующие  проблемные зоны  старших школьников  в разделе Speaking  (говорение):

 -узкий словарный запас учащихся - переход на родной язык

 -отсутствие плавного начала беседы

 -не умение реагировать на реплики собеседника, вежливо прерывать, подводить итоги

 -использование заученных высказываний в диалоге

 -отсутствие вежливости в общении, неосознанная грубость

 -стереотипное мышление

Таким образом, школьники не владеют  коммуникативной и эмоциональной  компетентностями  и  не знают  формулу успешного общения:

ВНИМАНИЕ+ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ =БЕСЕДА+УДОВОЛЬСТВИЕ

Эта формула работает всегда и у всех, если собеседники помнят о следующем:

Чтобы  быть внимательным и заинтересованным собеседником необходимо использовать в беседе  как вербальные, так и невербальные средства речевого поведения:

1. ВЕРБАЛЬНЫЕ средства речевого поведения:

- Речевые клише    (As for me…/Sorry to interrupt but…) etc.

- Междометия        (mmm/ aha/ oh really/) etc.

- Восклицания        (Wow! /I see…/Really? /Yuck!) etc.

- Эхо (повторение последней фразы собеседника для  поощрения его  сказать больше на тему разговора)  

2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ средства речевого поведения:

- улыбка

- жесты

- контакт глаз        

- кивание головой

- наклон в сторону собеседника

- эмоции

- мимика

Чтобы научить школьников владеть данными средствами речевого поведения  необходимо нам самим  учителям владеть  этими коммуникативными умениями. При этом  объяснять школьнику, зачем ему необходимо это знать и уметь. Когда ученик  сам  поставит перед собой реальную и понятную ему  цель научиться вести диалог на иностранном языке в реальной жизни, результат не заставит себя  долго ждать.

Ярким  примером такого целепологания  является  следующая история про одного мальчика, который всегда делал одну и ту же ошибку на уроке …I have went.., несмотря на то, что  учитель много раз исправлял его неправильную форму глагола. Тогда учитель решает оставить ученика после уроков и написать на доске   - I have gone 100 раз!

Пока учителя не было в классе, ученик  закончил задание и, придя в класс, учитель обнаружила следующую надпись: «I have wrote I have gone 100 times and I have went home».  Как видим,  ребенок не понимал  и не ставил себе цель запомнить  грамматическое правило, чтобы применить его в реальной жизни. К большому сожалению, наши дети учатся только  из-за страха наказания. Их цель обучения -  избежать этого наказания!

Для создания благотворной психологической обстановки на  уроке Совет Европы рекомендует учителям иностранного языка:

  • Предлагайте своим ученикам такие темы, тексты, задачи, в которых содержится новая для них информация и которые близки им по контексту деятельности.
  • Апеллируйте к их опыту, знаниям, эмоциям и чувствам.
  • Чаще используйте различные языковые и речевые игры, проблемные задания.
  • По возможности обеспечивайте ученикам право выбора тем и заданий.  
  • Варьируйте использование индивидуальных, парных, групповых форм работы на уроке. Именно в процессе совместного выполнения учебных заданий можно моделировать условно-коммуникативные и реальные коммуникативные приемы.
  • Не ставьте нереальные задачи перед учениками, шире используйте содержательные, языковые и речевые опоры с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  • Создайте партнерские отношения. Не бойтесь делегировать часть своих полномочий учащимся. В этом случае появляется чувство коллективной заинтересованности и ответственности за результат.
  • Чаще хвалите своих учеников, при этом используйте различные оценочные коммуникативные приемы (как вербальные, так и невербальные)
  • Показывайте ПРИМЕР речевого взаимодействия, вежливого отношения к оппоненту, готовность к решению возникающих проблем.

Есть такой термин  — принцип пеликана. В одном городке на озере жили пеликаны. Местные жители их очень любили, а рыбаки подкармливали их рыбой. Но однажды рыбы в озере стало мало, власти запретили ее отлов, и пеликаны стали один за другим умирать, потому что сами ловить рыбу уже разучились. Много было споров, как их спасти, пока кто-то предложил привести с другого озера несколько диких птиц. И произошло чудо. Дикие пеликаны научили своих разленившихся собратьев себя кормить.  На самом деле этот принцип не новый.  Старая поговорка гласит: Кто за мудрым следует, тот сам мудрым станет. Следуя этому принципу, мы учителя сами должны показывать пример правильного и реального общения нашим ученикам и не только на иностранном языке.

Важнейшими  компонентами диалоговой технологии являются общение и сотрудничество. В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая культуру общения, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения. Для того чтобы достичь более высоких результатов в осознанном понимании и умении пользоваться языком как средством общения, необходимо пользоваться различными способами обучения диалогической речи:

 - использование диалога-образца

 - основа пошагового  составления диалога

 - ведение диалога посредством искусственного создания ситуаций общения

Самым эффективным методом обучения  диалогу и постепенному  развитию  и закреплению знаний, на мой взгляд,  является  пошаговый метод.

Шаг 1. Раздаются равное количество карточек с запросами и ответами. Задание: подобрать к каждому запросу свой ответ.

Шаг 2.  После научения четко реагировать на запросы, раздаются карточки только с ответами. Задание: построить вопросы к ответам.

Шаг 3. Когда учащиеся научаться отвечать на поставленные вопросы, можно перейти к мини-диалогам на разные темы.  Задание: придать интонационную и эмоциональную окраску диалогу при помощи реплик-клише и невербальных средств речевого общения.

Шаг 4.  Предлагается традиционное начало диалога, хорошо отработанное, переходящее от  простого в более сложный и развернутый диалог по определенной теме. Усвоенное таким образом начало диалога повышает уверенность говорящих в своих силах.

Задание: продолжить диалог, используя лексику пройденного  материала.

                                                              Мастер- класс

 Современные зарубежные методики предлагают ряд интересных и эффективных игровых упражнений, способствующих развитию речевого взаимодействия на уроке:

1. Let’s not chat (упражнение направлено на употребление этикетных формул речевого поведения)

You are sitting in the cinema waiting for a film to start. A very talkative man takes a seat close to you. He is eager to chat, but you are not in the mood and just want to relax. Try to ignore the conversation politely.

2. I can’t hear you (упражнение направлено на использование невербальных средств речевого поведении)

You are to say something urgent to your partner but a glass separates you. Use your gestures and emotions to explain your message.

Hello/Good-bye/Come here/I have no idea! /I love you! etc.

3. Catch the initiative in the talk (упражнение способствует формированию коммуникативной гибкости речевого поведения)

Two students come to the center of the circle. One of them starts the talk with any remark on any topic he likes. His partner is to encourage the conversation, then switch to a new topic. The first partner should try to stick to the subject he was talking about.

4. Ice Breaker (упражнение направлено на формирование коммуникативных умений при знакомстве и представлении себя собеседнику)

Students work in groups. One of them asks the others to share their names and one little known fact about themselves.  Then he asks the students to introduce themselves and make 3 or 4 statements about themselves, one of which is false. The rest of the group should vote on which fact is false.

5. Speaking strings. (упражнение направлено на создание благоприятной психологической обстановки на уроке и дает возможность ученикам преодолеть стеснительность и боязнь ошибок в устной речи)

Get enough pieces of string so that you have one for each group. The pieces of string should be really long, probably about 2 meters each.

Give each group their piece of string, keeping one for yourself to demonstrate the activity with. The rules are:

Each person in the group will take turns to be the 'string winder', or the 'string police'. The string police will go to another group to make sure there's no cheating!

The teacher will say the topic, e.g. holidays, and the string winder will talk about this topic while winding the string (not too tight!) around one finger. If they are not speaking they can't wind, and it's the job of the string police to say 'stop!' if the winder isn't speaking but is still winding.. When all the winders have finished the string goes to the next winder, string police change and we have another round with a new topic.

 Владение разговорной речью достигается путем практических тренировок в языковом общении, коммуникативной деятельности. Все ситуации обыгрываются в парах, затем в группах, переходя плавно в полилоги. Важно, чтобы школьники в дальнейшем могли не только понять партнера-собеседника, поддержать разговор, ответить на реплику, но и развернуть диалог до хорошего полноценного общения, понимая, о чем идет речь. В этом может помочь созданная  учителем  «ситуация выживания» или ролевая игра на уроке.

1. Контролируемая ролевая игра (на основе диалога в  прочитанном тексте)

2. Умеренно-контролируемая ролевая игра (общее описание ролей и точная линия действия)

     3. Свободная ролевая игра (известны только обстоятельства общения)

На основе материалов исследований, проводимых в методике преподавания иностранного языка по проблеме развития коммуникативных и диалогических навыков  можно сделать вывод, что в настоящее время в поле зрения остается задача, решить которую призвано начальное обучение данному предмету, а именно развитие диалогических навыков. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Уроки английского языка обеспечивают вхождение детей в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, формируют коммуникативные навыки у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».

В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...

Взаимодействие учителя и ученика как средство развития коммуникативной и языковой компетенций

Учебный материал содержит выступление на районной учительской научно-практической конференции....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Роль проектной работы в развитии коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся в урочное время на старшей ступени обучения английскому языку

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, особый интерес для нас представляет проектное обучение, котор...

Программа психологического практикума "Я - пятиклассник! Адаптация детей в новой школе: развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе"

Переход из младшего школьного звена в среднее – серьезное испытание для большинства пятиклассников, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, ...

"Жизненные навыки" Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций

Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоциональн...