"Жизненные навыки" Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций
рабочая программа
Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфер, а так же формирование жизнестойких установок и навыков эффективного функционирования в условиях трудной жизненной ситуации.
Актуальность и новизна программы обусловлена возрастающей потребностью в разработке эффективных технологий повышения уровня качества жизни, а также связана с недостатком системных программ, направленных на преодоление дезадаптивных форм поведения и функционирования в социуме несовершеннолетних.
Новизна состоит в комплексном подходе к формированию и развитию компетенций, необходимых для преодоления дезадаптивных форм поведения и успешной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Практическая значимость программы: разработанная программа может быть использована в практике других детских реабилитационных учреждений, осуществляющих помощь несовершеннолетним группы риска, а также оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Данную программу можно проводить отдельными блоками исходя из поставленных задач.
Цель программы - создание условий для развития и гармонизации личности несовершеннолетнего с дезадаптивными формами поведения через формирование и развитие социально-коммуникативных и эмоционально-личностных компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального
обслуживания системы социальной защиты населения «Областной социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Аннотация к программе «Жизненные навыки» от 12 до 18 лет
Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфер, а так же формирование жизнестойких установок и навыков эффективного функционирования в условиях трудной жизненной ситуации.
Актуальность и новизна программы обусловлена возрастающей потребностью в разработке эффективных технологий повышения уровня качества жизни, а также связана с недостатком системных программ, направленных на преодоление дезадаптивных форм поведения и функционирования в социуме несовершеннолетних.
Новизна состоит в комплексном подходе к формированию и развитию компетенций, необходимых для преодоления дезадаптивных форм поведения и успешной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Практическая значимость программы: разработанная программа может быть использована в практике других детских реабилитационных учреждений, осуществляющих помощь несовершеннолетним группы риска, а также оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Данную программу можно проводить отдельными блоками исходя из поставленных задач.
Цель программы - создание условий для развития и гармонизации личности несовершеннолетнего с дезадаптивными формами поведения через формирование и развитие социально-коммуникативных и эмоционально-личностных компетенций.
Проведение работы по развитию личности ребенка предполагает достижение изменений в трех основных сферах: эмоционально-личностной, коммуникативной и поведенческой.
Учитывая специфику индивидуальной психологической коррекции, можно сформулировать ее конкретные задачи в каждой из трех сфер:
1. Эмоционально-личностная сфера:
- стабилизация психоэмоционального состояния (обучение навыкам вербализации своих чувств, преодоления негативных эмоциональных состояний),
- обучение навыкам саморегуляции, изменение стереотипов эмоционального реагирования;
- развитие внутренних критериев самооценки; формирование позитивного самовосприятия и самоотношения (обретение уверенности в своей жизненной позиции и поступках);
- формирование идентичности, расширение сферы самосознания;
- актуализация личностных ресурсов, развитие творческого самовыражения;
- формировать понимание ценности отношений в жизни человека;
2. Коммуникативная сфера:
- освоение методов решения конфликтов;
- развитие коммуникативных навыков;
- формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
- развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- формировать умение взаимодействовать в коллективе;
3. Поведенческая сфера:
- формирование навыков совладающего и ассертивного поведения;
- формирование эффективных стратегий преодоления трудностей.
Целевая аудитория: программа по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций предназначена для детей в возрасте от 12 до 18 лет склонных к дезадаптивным формам поведения (неадекватная самооценка, низкий уровень развития коммуникативных навыков, волевой саморегуляции и др.). Противопоказания: грубые интеллектуальные нарушения, наличие психиатрического диагноза, не позволяющего заниматься в группе.
Формы и методы работы: занятия проводятся в группах по 8-16 человек с педагогом-психологом. Групповые коррекционные занятия педагога-психолога проводятся 1 раза в неделю по 35-40 минут. Программа предполагает проведение от 8 до 24 занятий, в течение 2-6 месяцев в зависимости от сроков пребывания несовершеннолетнего в учреждении.
Используются следующие методические техники и приемы:
- психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы;
- ситуационно-ролевые игры, интерактивные упражнения, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия и направленные на решение задач программы;
- групповое обсуждение как особая форма работы направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы;
- ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и сбора ведущим информации о ходе работы;
- элементы арт-терапии.
Обязательной итоговой составляющей каждого занятия программы является прием обратной связи – это высказывание участниками занятия своих мыслей, ощущений, пожеланий. Обратная связь является не только важным источником информации для специалиста, реализующего программу, но и эффективным инструментом для формирования и развития у воспитанников умения слушать и слышать других людей.
Структура программы:
1. Двухэтапная диагностика (в начале и конце программы);
2. Вводное и заключительное занятия;
3. Содержательный блок;
4. Консультации с педагогами, родителями по итогам работы группы в индивидуальном формате.
Пояснительная записка к программе «Жизненные навыки»
Актуальность. В содержании современного образовательного процесса до сих пор существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развитая в рамках образовательного процесса, так как традиционно считается, что место этим проблемам - в семейном воспитании. В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребенку семьей или формируются в процессе наблюдения за поведением взрослых. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.
Одной из причин осторожного отношения к самой идее систематических курсов воспитания является признание того очевидного факта, что такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, нельзя направленно формировать. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач.
Эмоциональный интеллект требует такого же заботливого отношения, как и интеллект рациональный, который развивают в ходе получения образования. Если нет серьезного, внимательного отношения со стороны взрослых к миру чувств и потребностей ребенка, — начинается недоразвитие, а затем и значительное отставание в этой области.
Уважать того, кто не похож на меня, ставить перед собой цели, понимать, чего ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные причины недовольства жизнью, принимать решения и воплощать их в поступках — все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта. По данным американских исследователей (хотелось бы привести отечественные данные, но их нет) субъективно оцениваемая успешность человека в жизни зависит от образования и развития рационального интеллекта только на 20% , а от развития эмоционального — на 80% . В то же время, в рамках образовательных программ доля заданий, рассчитанных на эмоциональный интеллект, не превышает 20% , остальные задачи работают на развитие интеллекта рационального.
Эмоциональный интеллект предполагает знание логики человеческих чувств и следование этой логике. Рациональный интеллект равнодушен к этическим аспектам задачи, а эмоциональный интеллект — нет. Конечно, есть немало проницательных манипуляторов, использующих слабости, «играющих на чувствах» других людей. Однако их собственный эмоциональный мир далек от состояния покоя, самоуважение невысоко, а диалог с собой и миром не складывается. Поэтому обучение эмоциональному интеллекту, на наш взгляд, не может быть свободным от обсуждения этических вопросов. Человечность — основное достижение человечества — конкретное, а не размытое понятие. Оно предполагает уважительное отношение к собственной жизни и такое же отношение к жизни другого человека. В этом — залог обретения человеческой жизнью смысла. Поэтому, обучая детей логике чувств, разумно использовать единственную надежную систему аргументации в пользу человечности, а не жестокости и прагматизма, — их собственный опыт переживаний.
Тогда не нужно будет убеждать их, что агрессия, применяемая даже с благородными целями, ранит, делает больно тому, на кого она направлена. Тогда не нужно объяснять, как важно иметь ценности — они ведь переживают реальный опыт теплоты и радости, когда открывают свое сердце тому, что им нравится (ценности — коррелят того, что нравится).
Социальная и психолого-педагогическая целесообразность. Дети агрессивные, неуверенные в себе, напуганные, дети разводящихся родителей и больные, не похожие на других по комплекции или манере вести себя, наконец, дети других национальностей, — все они имеют множество проблем. К сожалению, даже у самого лучшего педагога не всегда хватает времени и сил, чтобы вовремя заметить эмоциональный дисбаланс того или иного ребёнка. Пока чего-то экстраординарного не замечено, дети остаются наедине со своими проблемами, которые часто непосильны для их душ.
Цели и задачи реализации программы
Основная цель программы - развитие эмоционального интеллекта, формирование умения у подростков адекватно взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
• познакомить подростков с миром человеческих эмоций;
• развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;
• формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
• формировать понимание ценности отношений в жизни человека;
• развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
• формировать умение работать в коллективе;
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Программа «Жизненные навыки» интересна уже тем, что формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения.
Технология проведения занятий
Для того, чтобы обеспечить пролонгированность программы, определенную последовательность и преемственность содержания занятия проводятся в форме групповых коррекционно-развивающих занятий. Педагогом-психологом в рамках учреждения создается психологически «безопасное место», где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение. На занятиях педагог-психолог дает возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего, учит детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя. Так же необходимо создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект, делать акцент на ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Тренинговые формы предполагают большую, по сравнению с консультативными, активность взрослого, который как бы задает направление движения, ориентирует ребят в том, «куда же им плыть». Уважая индивидуальные различия, психолог, работающий в рамках тренинговой культуры, может определить типичное и нетипичное в поведении ребенка и попросту понять, какую из нормативных жизненных задач он сейчас пытается решить. Через систематическое обучение жизненным навыкам тренер как бы транслирует и гуманистические ценности — уважение к другому, уважение к себе, человечность.
При правильной организации дела сама группа становится особым участником тренинга:
- у детей развивается важнейшее социальное чувство принадлежности к группе;
- дети учатся слушать друг друга и давать друг другу пространство в рамках занятия;
- учатся поднимать руку и говорить о том, что они считают важным;
- самое главное, они свыкаются с мыслью, что то, что их волнует, может быть важным и для остальных членов группы;
- у них развивается ответственность за качество занятия, за свой вклад в общее дело, учатся поддерживать и понимать друг друга;
- обычно в малых группах проще, чем на уроках, решаются проблемы дисциплины и внимания.
Таким образом, технология по месту, времени действия и даже по названию напоминает уроки. Приемы, большое количество упражнений роднят ее с тренинговой технологией. Но по глубине изучаемых вопросов и атмосфере занятия иногда напоминают работу в детской психотерапевтической группе.
Организационные условия
Для реализации данной программы необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный. Содержанием диагностического этапа является проведение психологической диагностики, направленной на выявление социальной компетентности, уровня эмоционального интеллекта.
Формирующий этап предполагает реализацию основных мероприятий программы «Жизненные навыки».
Контрольный этап заключается в оценке эффективности реализации цикла мероприятий программы.
После завершения всех трёх этапов проводится итоговое обсуждение результатов работы с детьми, на котором даются рекомендации воспитателям по дальнейшему «формированию жизненных навыков».
Возраст детей: предлагаемый интегрированный курс по программе «Жизненные навыки» включает в себя тренинговый цикл, который предназначен для воспитанников подросткового возраста. Вести её может педагог-психолог.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 6 месяцев.
Количество занятий: 24 занятия.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по февраль.
Длительность занятия: от 45до 55 минут.
Форма реализации: групповые коррекционно-развивающие занятия.
Реализация программы базируется на основе следующих принципов:
- поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего;
- постепенности: участники с каждым занятием всё глубже осознают своё «Я», окружающих, а также принципы межличностной коммуникации;
- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- ведущей деятельности, которая является механизмом формирования основных новообразований;
- учёта возрастных и индивидуальных особенностей участников при подаче материала и закреплении;
- эмоциональной вовлечённости участников (создание благоприятного психологического фона, стимулирование положительных эмоций);
- принцип личностной ориентации и безоценочного подхода.
Ожидаемые результаты реализации программы «Жизненные навыки»
Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность «жизненных навыков», включаемых в следующие три основных блока:
– самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
– смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
– морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
– способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
– умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
– умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
– способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
– умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Результатом реализации программы является формирование у учащихся следующих умений и навыков:
- реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;
- слушать и слышать собеседника;
- понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;
- понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
- отстаивать собственные права, свою точку зрения;
- преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- брать на себя ответственность;
- навыков сотрудничества;
- навыков саморегуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы
Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и личностной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы «Психология общения для подростков»
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с УО, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы
Программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с ТМНР...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха...