Роль проектной работы в развитии коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся в урочное время на старшей ступени обучения английскому языку
статья по английскому языку (10 класс) на тему

Ильина Майя Ивановна

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, особый интерес для нас представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, ориентированных на развитие личности учащегося. Проекты, интегрированные в учебный процесс, предполагают выполнение различных творческих или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. 

Занимаясь проектной деятельностью на уроках английского языка:

  • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
  • каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;
  • самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;
  • поощряются пусть противоречивые, парадоксальные суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;
  • участник общения чувствует себя в безопасности от критики, преследования за ошибки;
  • использование языкового материала подчиняется задачи индивидуального речевого замысла;
  • языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;
  • отношения строятся на сопереживании и понимании переживаний других;
  • учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

               Только при таких условиях возможно формирование коммуникативной компетенции у школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль проектной работы в развитии коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся  в урочное время

на старшей ступени обучения английскому языку

Ильина Майя Ивановна – учитель английского языка МАОУ СОШ№20 г. Улан-Удэ

         

           Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, особый интерес для нас представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, ориентированных на развитие личности учащегося. Проекты, интегрированные в учебный процесс, предполагают выполнение различных творческих или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса.  

В качестве примера применения метода проекта на уроках английского языка можно привести такие групповые ученические проекты, как «Кампания в защиту животных», «Моя школа – моя крепость», «Искусство для меня…», «Развитию туризма в Бурятии – да?» и др.

Если учащиеся стремятся к общению для получения информации или высказывания своей точки зрения по тому или иному вопросу, и со стороны учителя созданы условия для свободного общения, то можно говорить о внутренней готовности и способности к речевому общению, т.е. о формировании коммуникативной компетенции (КК). КК формируется во всех видах речевой деятельности - слушании, говорении, чтении и письме.

Например, урок - пресс-конференция со знаменитостью, где ребята представили себя журналистами, а один из них был известным футболистом. Атмосфера была  деловой, оживленной и доброжелательной. Здесь присутствует воспитательный момент, когда чувство локтя в коллективной работе помогает преодолевать трудности. На этом уроке отрабатывались все виды речевой деятельности, и  в качестве домашнего задания предлагалось написание статьи в газету или журнал о жизни футболиста и его пути к успеху.

В конце урока каждому участнику представилась возможность оценить свое и своих товарищей участие в конференции. Учащиеся общались в течение всего урока на английском языке, демонстрируя отсутствие боязни ошибок, часто являющейся  препятствием  для общения.

Учащимися также осуществлялась проектная деятельность на уроках в создании постера о школьной жизни, семейного журнала, плакатов, брошюр и докладов, кампании  в защиту животных. Проводились такие виды работ как обсуждение по вопросу создания туристско-рекреационной зоны на Байкале, заседания школьного совета совместно с «администрацией» с обсуждением устава учащихся или распределения полученной дотации на нужды школы.

Таким образом, можно сделать вывод, что, занимаясь проектной деятельностью на уроках английского языка:

  • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
  • каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;
  • самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;
  • поощряются пусть противоречивые, парадоксальные суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;
  • участник общения чувствует себя в безопасности от критики, преследования за ошибки;
  • использование языкового материала подчиняется задачи индивидуального речевого замысла;
  • языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;
  • отношения строятся на сопереживании и понимании переживаний других;
  • учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

               Только при таких условиях возможно формирование коммуникативной компетенции у школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы организации интерактивного чтения на старшей ступени обучения английскому языку.

Статья о  применении некоторых приёмов интерактивного чтения на уроках английского языка....

Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку по УМК "Старлайт"

В статье «Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку» рассказывается о применении технологии педагогических мастерских в обучении учащихся созданию различного вида...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социокультурной компетентности учащихся старшей ступени обучения английскому языку"

Введение.         Работа посвящена проблеме формирования социокультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка общеобразовательной школы....

Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К

Аннотация:  В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английск...

Развитие умений читать на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др. «Звездный английский"

В статье « Развитие умений читать на средней и старшей ступени  обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др.  «Звездный английский» поднимаются актуальные вопросы...

Развитие письменной речи на старшей ступени обучения английскому языку

АннотацияДанная статья посвящена вопросу подготовки учащихся старших классов к  письменной  части ЕГЭ по английскому языку. Статья содержит примеры писем направленных на развитие навыка пись...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье схематично представлена технология «Дебаты», кратко обоснована актуальность ее применения, предлагается тематика дебатов на продвинутом этапе обучения, а также дается приме...