ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
методическая разработка (английский язык) по теме
Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффективен при обучении иностранному языку, особенно при формировании такого аспекта коммуникативной компетенции, как речевой компетенции в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, письме и чтении. Считаю, что совокупность этих методик и технологий поможет мне повысить качество образования, которое получают мои учащиеся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Лебедёвская СОШ
учитель иностранного языка Буленков Борис Владимирович
педагогический проект
«Технологии, методики, приемы, обеспечивающие новое качество образования каждого ученика в рамках традиционного урока (занятия)»
ФИО педагога | Образование и стаж пед. работы | Классы, в которых работает | Предмет | Наименование проекта | Тема открытого занятия (урока) |
Буленков Борис Владимирович | Средне-специальное, стаж 4 месяца | 2, 3, 4, 5, 6, 7 8,9,10 | Английский язык Немецкий язык | Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка | «Рождество» 6 класс |
ПРОЕКТ
Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
Актуальность
Обеспечить новое качество образования каждого ученика в рамках традиционного урока.
Проблема
Не всегда удается применять коммуникативный подход на уроках, так как у детей не сформированы навыки общения в парах и в группах.
Гипотеза
Если я буду постоянно применять, (то есть продолжу применять) коммуникативный подход в сочетании с ИКТ, я решу проблему: сформирую у детей коммуникативную компетенцию и буду ее развивать. Если я буду применять на уроках ИКТ, то смогу развить у детей ИКТ компетентность, что очень важно для их дальнейшей успешной жизни.
Цель
Развитие коммуникативной и ИКТ компетенций учащихся на уроках английского языка посредством английского языка.
Задачи
- Организовать деятельность по формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся.
- Организовать деятельность по формированию первоначальных навыков ИКТ пользователей у учащихся, в дальнейшем развивать ИКТ компетенцию учащихся.
- Развивать познавательные способности учащихся на уроках и интерес к странам изучаемого языка.
- Воспитывать уважительное отношение к другим народам, странам и традициям.
Предполагаемый результат
Сформированная коммуникативная компетенция на уровне выпускника 9 класса.
Сформированная ИКТ компетенция на уровне пользователя ПК.
ВВЕДЕНИЕ
Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффективен при обучении иностранному языку, особенно при формировании такого аспекта коммуникативной компетенции, как речевой компетенции в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, письме и чтении. Считаю, что совокупность этих методик и технологий поможет мне повысить качество образования, которое получают мои учащиеся.
ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
- Понятие коммуникации.
Мы используем язык, чтобы общаться друг с другом. С помощью коммуникации мы не только передаем и получаем различную информацию, но мы еще можем дать слушателю представление о своих чувствах, впечатлениях, эмоциях. Если я говорю: «Идет дождь», слушатель понимает, что я удивлен (потому что буквально 10 минут назад светило солнце) или, что я раздосадован (потому что я собирался на пикник) или, что я разочарован (потому что хоккейный матч будет отменен) и так далее, и «ключи», которые он будет использовать, чтобы сделать такие выводы, не будут вербальными. Слова используются, чтобы передавать утверждения. Но также слова могут выражать отношения, хотя чаще, чем словами. Отношение к тому или иному феномену выражается с помощью интонации, жестов, мимики и других невербальных средств. Также важными нелингвистическими аспектами речи являются: скорость произнесения речи, громкость, грубость или мягкость высказывания и т. д. – все это дополняет значение сказанных слов. Исследования жестов различных народов показали, что у каждого народа есть определенные жесты, с помощью которых выражают симпатию, уважение, согласие, одобрение либо несогласие, антипатию; и для успешной коммуникации нужно хорошо изучить эти различия. Например, в то время, как латиноамериканцы стремятся сблизиться с собеседником и часто прикасаются к нему во время разговора, северные европейцы предпочитают сохранять приличную дистанцию между собеседниками и очень редко прикасаются друг к другу.
- Почему люди общаются?
Так почему же люди общаются? Для чего? С какой целью? Почему стремятся быть коммуникабельными и открытыми? Ответ очевиден. Люди общаются, когда они хотят (им нужно):
- установить контакт с кем-либо;
- с кем-то подружиться;
- проконсультироваться по какому-либо вопросу;
- решить некие проблемы;
- получить либо дать информацию;
- обменяться мнениями, впечатлениями, опытом, информацией;
- А, кроме того, по общепринятому мнению, общение – это главная роскошь, и людям хочется хоть толику роскоши привнести в свою жизнь.
- Как люди общаются?
Очевидно, что общаются люди с помощью слов при непосредственном разговоре, но также есть и другие способы коммуникации, как издревле известные, так и самые современные. Итак, способы общения:
- слова (беседы, диспуты, диалоги и т. д.);
- язык тела (жесты, мимика, пантомима);
- письма;
- электронные послания посредством Интернета или сотовой связи;
- беседы (в том числе телефонные, телемосты);
- крики;
- смех;
- молчание.
- Когда общение успешно?
Общение успешно, когда люди понимаю, что мы хотим им сказать, когда коммуникация не односторонняя (радиопередача, телевизионные новости, когда вы можете быть только слушателем и не имеете возможности отреагировать на высказывание). А также успешным можно считать то общение, когда люди приходят к согласию в беседе либо споре.
- Коммуникативный подход в преподавании английского языка.
Коммуникативная компетенция или коммуникативные способности предполагают, что говорящий (в данном случае, ученик) владеет языковыми знаниями (грамматикой и лексическим багажом) и знает, как их использовать адекватно в той или иной ситуации. Это означает, что учащийся знает, что:
- Одна и та же идея может быть выражена различными лингвистическими способами:
Например, фраза: «Закройте окно, пожалуйста».
- «Не могли бы Вы закрыть окно»;
- «Будьте любезны закрыть окно»;
- «Извините, могу я попросить Вас закрыть окно?»;
- «Вы оставили окно открытым!»
2) Выбор лингвистической структуры зависит от того, с кем он (учащийся) разговаривает:
Например, фраза: «Вы оставили окно открытым!» может служить прямым указанием закрыть его, а другие варианты скорее подойдут при обращении к лицу незнакомому, чем к члену семьи или приятелю.
3) Контекст или ситуация играют важную роль в общении, то есть говорящий должен выбирать выражения, адекватные ситуации.
Например, люди в комнате, приглашенные на вечеринку с угощением, воспримут фразу «Готовы?» адекватно и интерпретируют ее, как приглашение пройти к столу. А если же они не знают, что хозяйка готовит для них угощение, они будут весьма удивлены таким вопросом.
4)Некоторые языковые формы обусловлены культурными традициями, о которых не стоит забывать.
Например: «Of course» (конечно) как ответ на вопрос может звучать грубо и невежливо в англоязычной стране, хотя в России ответ «Конечно» не звучит вызывающе.
- Использование коммуникативного подхода в преподавании английского языка.
Использование коммуникативного подхода в преподавании основывается на вовлечении учащихся в решение насущных проблем и вопросов по принципу «здесь и сейчас». Следует побуждать учащихся использовать изучаемый язык, даже если они владеют им не слишком хорошо. Это готовит их к использованию английского языка в реальной коммуникативной ситуации, в реальной жизни.
Коммуникативный подход всегда ставит учащегося в центр, и все обучение концентрируется вокруг него. Это означает, что учитель обязан принимать во внимание нужды детей, их интересы и потребности. В этом и заключается главная ценность коммуникативного подхода по сравнению с другими: для него ребенок важнее сухих правил и грамматических выкладок.
Использование коммуникативного подхода возможно лишь в подходящей для коммуникации классной комнате и классном коллективе. Атмосфера классной комнаты, всего класса, должна предоставлять детям благоприятный социо-эмоциональный климат, который позволит им делиться взглядами, интересами, трудностями и слабостями друг с другом, что в итоге делает учащихся активными, мотивированными, вовлеченными в учебно-воспитательный процесс.
Коммуникативный подход оказывает предпочтение групповым и парным методам работы учащихся на уроках. Она дает возможность всем ученикам в классе взаимодействовать друг с другом и общаться, независимо от уровня знаний. Такие методы обучения позволяют детям учиться друг у друга и имитировать реальное жизненное общение.
Учитель в этой методике выступает, как двигатель учебно-воспитательного процесса, как соратник, помощник, генератор идей, а не как строгий наставник и надзиратель.
Коммуникативный подход также предоставляет учащимся возможность анализировать и оценивать свой ученический прогресс (поощряется самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопроверка и др.), что делает их более ответственными за свои успехи либо неудачи в учебе.
- Коммуникативные упражнения.
Если задуматься над такими распространенными на уроках иностранного языка видами деятельности, как, например:
- чтение диалога в парах и затем чтение его же всему классу;
- написание письма своему другу по переписке и обмен письмами в группе;
- чтение текста и пересказ его друг другу
и решить, коммуникативные ли они, то явно напрашивается ответ: «Конечно, нет». Они не являются коммуникативными, потому что учащиеся не обмениваются своим опытом, чувствами, мнениями или новой информацией. Это не общение, не коммуникация. И эти виды деятельности не являются коммуникативными. В таком случае, какие же имеются критерии коммуникативных видов деятельности? Их немного, но все они должны соблюдаться, если учитель хочет добиться хороших результатов и видеть, что на его уроки дети ходят, как на праздник. Итак, коммуникативная деятельность – это деятельность, которая:
1). Вовлекает учащихся в обсуждение реальной задачи, то есть ребята фокусируют внимание на том, «что» сказать, а не «как» сказать;
2). Создает желание общаться, затрагивая чувства, мнения, опыт и пристрастия ребят;
3). Дает возможность свободно использовать изучаемый язык, не заостряя внимания на особых языковых формах и структурах;
4). Исключает «вторжение» учителя во время коммуникации учащихся (инструкции по выполнению задания даются до его выполнения, а все комментарии и поправки – после);
5). Имеет информационные «пробелы», что заставляет учащихся взаимодействовать друг с другом с целью получения недостающей информации.
- Коммуникативный урок.
Какие основные черты коммуникативного урока? Это:
- общение
- взаимодействие
- неожиданность
- отсутствие слишком большого контроля со стороны учителя.
Коммуникативный урок, это где:
Учитель | Учащиеся |
1. Говорит на изучаемом языке, за исключением тех случаев, когда использование родного языка оправдано (например: некоторые трудные слова нуждаются в переводе или во время объяснения правил игры, или выполнения задания для того, чтобы сберечь время для его выполнения) | 1. Говорят на изучаемом языке, чтобы общаться с учителем и одноклассниками. |
- вводит новый материал - объясняет задания - прорабатывает ошибки. | 2. Говорят свободно, и речь детей доминирует на уроке. |
3. Организует осмысленную парную или групповую работу, давая возможность каждому учащемуся говорить. | 3. Решают коммуникативные задачи в парах или в группах. |
4. Создает атмосферу для коммуникации, используя различные техники: спрашивая у ребят их мнение по проблеме, действительно их волнующей или интересующей. | 4. Активны в учебном процессе, так как выполняют задания, отвечающие их нуждам, адекватные их возрасту и стимулирующие их. |
5. Не прерывает взаимодействие ребят, не вклинивается в их диалоги, беседы, а только наблюдает, записывает себе наиболее серьезные ошибки и затем дает доброжелательный отзыв. | 5. Ответственны за то, что они делают на уроке: - анализируют свои ошибки; - оценивают свои успехи; - позитивно воспринимают отзыв учителя. |
Естественно, этот урок идеален. Не нужно забывать, что речь идет об уроке иностранного языка, а учащиеся им не владеют. В этом и состоит трудность использования коммуникативного подхода. Но все же, следует отметить, что без постоянной давящей «опеки» учителя-надзирателя, дети раскрываются, как цветы под солнцем, лучше усваивают и запоминают новый материал, свободно общаются друг с другом и с учителем, чаще улыбаются и не испытывают стресса, что весьма немаловажно, учитывая произошедший, наконец-то, поворот общества в сторону гуманизации системы образования.
9. Коммуникативное преподавание.
Если подытожить и обобщить все выше сказанное, то можно выделить главное:
1). Использовать английский язык для коммуникации и взаимодействия на уроке.
2). Учебник и учитель предоставляют хорошие модели истинного (натурального) использования английского языка.
3). Русский язык не должен доминировать, наоборот, следует минимизировать его употребление по мере возможности.
4). Учащиеся постоянно должны работать с аутентичными материалами (письмами, газетами, рекламными объявлениями).
5). Учителю следует подталкивать ребят к высказываниям, к общению на английском языке, даже если они ошибаются или допускают неточности.
6). В центре этой методики – ребенок, его нужды, а не в коем случае не учитель.
7). Доброжелательная атмосфера обязательна! Впрочем, это обязательно всегда и везде, а не только на коммуникативном уроке.
10. Рефлексия своей деятельности в связи с применением коммуникативного подхода на моих уроках.
Анализируя свою практику, я прихожу к выводу, что поворот в сторону ученика (в пользу коммуникативного подхода преподавания) происходил далеко не сразу, а постепенно, шаг за шагом. . Я стараюсь воспринимать ученика, не как объект приложения моей педагогической триединой цели – обучающей, развивающей и воспитывающей, а взглянул на ребенка по-новому. Я увидел в каждом ребенке личность, единственную и неповторимую, со своим внутренним миром, интересами, симпатиями, антипатиями и устремлениями. На первых порах я стал использовать лишь отдельные элементы этого подхода (например, пары постоянного и сменного состава, работа в группах, само- и взаимоконтроль учащихся, ребенок в роли учителя и т.д.), но почти сразу заметила значительное улучшение в эмоциональном климате на уроке, в повышении мотивации, в отдаче, которую получаю от детей, позволив им свободно общаться (на английском языке с элементами русского) и не давя на них своим авторитетом.
Что касается моих перспектив, то я горю желанием продвигаться дальше в этом направлении, потому что моя цель, как уже было сказано, триедина: я обучаю, развиваю и воспитываю, пытаясь сформировать и развить коммуникативную компетенцию в совокупности ее составляющих. Что касается обучающего компонента моей конечной цели, то пределом моих мечтаний является достижение учащимися высокого уровня владения английским языком, то есть умения свободно общаться в устной и письменной форме, а не повторять заранее заученные тексты, диалоги и биографии великих людей. Применение коммуникативного подхода в обучении позволяет мне реализовать и развивающий компонент моей цели в полной мере. Поскольку данная методика рекомендует использовать только аутентичные материалы, а это газеты, журналы, письма, рекламные проспекты и т. д. на английском языке, то изучение этих материалов значительно расширяет кругозор учащихся, дает им реальное представление о том, как живут их сверстники в других странах, что соответственно повышает интерес к предмету, а отсюда вытекает повышение результативности. В этом мире все взаимосвязано. А третий, воспитывающий компонент моей цели, я исподволь «внедряю» на коммуникативных уроках, объясняя, мягко и ненавязчиво, общепринятые правила поведения и общения в цивилизованном обществе. Изучая реальные жизненные диалоги и составляя по их образцам свои, ребята учатся быть взаимовежливыми. На таких уроках они также учатся умению аргументированно отстаивать свою точку зрения, например, проводя взаимодиктант и взаимоконтроль, выставляя партнеру ту или иную оценку, они учатся обосновывать свое решение и отстаивать свою правоту. Они просто учатся общаться, разговаривать друг с другом доброжелательно, быть терпимыми к критике, быть самокритичными, и в итоге, я надеюсь, что из каждого из них вырастет общительный, отзывчивый, самостоятельный, умный, уверенный в себе человек, который будет с любовью и благодарностью вспоминать свои школьные годы чудесные, которые научили его самому главному умению в современной жизни – умению общаться и ладить с людьми.
План деятельности
№ пп | Что буду делать | Зачем | Когда | С кем | Предполагаемый результат |
1 | Проработаю теорию по применению коммуникативного подхода в обучении | Уточню приемы и техники применения его на уроках | Ноябрь 2012 г. | Индивидуально | Слайдовая презентация «Применение коммуникативного подхода на уроках английского языка» |
2 | Проконсультируюсь с методистом | Пойму сильные и слабые стороны его применения на уроках | Декабрь 2012 г. | Руководитель РМО | Схема проекта «Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования» |
3 | Дам урок с применением коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ | На практике применю полученные знания | Январь 2013г. | Учащиеся 6 класса | Самоанализ проведенного урока |
4 | Изучу технологию конструирования ключевых образовательных компетенций, в том числе, коммуникативной | Определю для себя этапы конструирования компетенции и ее составляющие, чтобы применять в своей деятельности | декабрь 2012 г. | Индивидуально по материалам журнала «Английский язык в школе» | Выступление на школьном методическом семинаре «Предметные компетенции учащихся» |
5 | Провожу уроки с применением коммуникативного подхода | Конструирую коммуникативную компетенцию учащихся | Декабрь 2012 – март 2013 г. | Учащиеся2-7 класса | Итоговые тесты по окончании 3 четверти с улучшенными результатами |
6 | Провожу анализ контрольных работ | Пойму, что не срабатывает в применяемой методике | Декабрь 2012, Март 2013 г. | Индивидуально | Разработанный вариант коррекции по всем классам |
7 | Проконсультируюсь с методистом о способах повышения эффективности уроков | Составлю список литературы, рекомендованной для учителей, желающих повысить качество своей работы | Апрель 2013 г. | Руководитель РМО | Доклад для педсовета на тему «Проблемы включенности учащихся в учебный процесс» |
8 | Даю серию уроков с применением коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ, как средствами решения проблемы включенности | Развиваю коммуникативную компетенцию учащихся, формирую первоначальные навыки пользователя ПК при 100% включенности учащихся | Апрель – май 2013 г. | Учащиеся 2-7 классов | Самоанализ проведенных уроков |
9 | Провожу годовые контрольные срезы | Узнаю результат своей работы по обеспечению нового качества образования каждого ученика | Май 2013 г. | Учащиеся 2-7 классов | Анализ контрольных работ |
10 | Проконсультируюсь с методистом ММЦ | Узнаю, как более эффективно применять ИКТ для организации разноуровневого обучения | Июнь 2013 г. | методист ММЦ | Разработанный проект по применению ПК на каждом уроке каждым учеником 7 класса |
11 | Выступаю на августовском педсовете учителей с презентацией своего проекта по применению ИКТ на уроках английского языка | Поделюсь накопленным опытом и своими наработками по данному вопросу, узнаю мнение коллег и методиста об этом | Август 2013 г. | Индивидуально, коллегиально | Разработанное календарно-тематическое планирование для 7 класса с применением ИКТ на каждом уроке, согласно проекту |
12 | Провожу уроки с ПК, согласно разработанному проекту | Проверю на практике эффективность применения ИКТ на уроках, добьюсь 100% включенности и обученности | Сентябрь-октябрь 2012 г. | 2-7 классы | Контрольный срез по окончании 1 четверти без «2» и с меньшим количеством «3» |
13 | Организую участие детей в районной олимпиаде по английскому языку | Развиваю коммуникативную и ИКТ компетенцию учащихся | Ноябрь 2012 г. | 9-10 классы | Участие в олимпиаде по иностранному языку |
14 | Организую работу детей по подготовке к неделе иностранного языка | Формирую и развиваю ИКТ компетентность учащихся, в том числе, навык работы в Интернете по поиску информации | март 2013 г. | 5 – 10 класс | Проведение недели иностранного языка со слайдовыми презентациями и выступлениями ребят по материалам, найденным в Интернете |
15 | Провожу контрольный срез по результатам 2 четверти | Провожу мониторинг эффективности применения новых технологий в процессе обучения | Декабрь 2012 г. | 2-7 классы | Анализ контрольных работ |
16 | Продолжаю проведение уроков с применением коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ | Тренирую навык по проведению таких уроков, обеспечиваю новое качество образования каждого ученика в рамках традиционного урока за счет применения современных технологий | Январь-март 2013 | Пилотные классы 6, 7 | Заметное улучшение результатов контрольного среза по окончании 3 четверти |
17 | Организую индивидуальную программу обучения для каждого «проблемного» ребенка с ИКТ по тренировке недостающих умений и навыков | Восполнить пробелы в знаниях, умениях и навыках у учащихся | Апрель – май 2013 | 2-7 классы | Каждый ребенок усвоит весь материал данного года обучения на максимально возможном для него уровне |
18 | Провожу контрольный срез по окончании 4 четверти | Узнаю результаты применения новых технологий в динамике | Май 2012 | 2-7 классы | Почти каждый учащийся выполняет контрольную работу на «хорошо» и «отлично» |
19 | Разрабатываю проект по применению коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ в каждом классе | Осознаю перспективы своей дальнейшей работы | Лето 2013 | Индивидуально | Разработанный проект «Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ с целью обеспечения нового качества обучения каждого ученика на каждом уроке» |
Бюджет проекта
№ пп | Что нужно для реализации | Зачем | Предполагаемый результат от использования |
1 |
| Организовать работу учащихся индивидуально и в группах по 2-3 человека для развития коммуникативной и ИКТ компетенции | Развитие коммуникативной и ИКТ компетенции |
2 | Доступ в Интернет |
|
|
Приложение № 1
Самоанализ урока в 6 классе по теме «Рождество» с применением коммуникативного подхода и ИКТ
Автор: Буленков Борис Владимирович
Предмет: Английский язык
Класс: 6
Тема: «Рождество»
Из урока в урок я направляю своих детей на достижение основной цели обучения, которая заключается не в накоплении фактической информации, а в формировании и развитии коммуникативной компетенции.
Цель данного урока в том, чтобы к концу урока учащиеся были способны воспринять и первично осознать лексику по теме «Рождество» и традиции празднования его в других странах, а также использовать лексические единицы и речевые образцы в заданиях творческого характера (составление списка традиций, диалог).
В основу построения данного урока положен коммуникативный подход, наилучшим образом способствующий реализации поставленных мною учебных и воспитательных задач: развитие речевых умений и навыков учащихся и воспитание уважительного отношения к традициям других народов. Кроме того, я ставил перед собой задачу формировать первоначальные навыки пользователя ПК у детей, и с этой целью применил на своем уроке ИКТ.
При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению коммуникативной компетенцией, то есть развитый фонематический слух, умение сравнивать и обобщать изучаемые явления, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, независимо от речевой подготовки, достаточно высокая мотивация.
Проведенный урок явился уроком изучения и первичного закрепления новых знаний. На мой взгляд, данный урок эффективен, так как основная цель, сформулированная с точки зрения ученика, достигнута.
Кроме того, урок соответствует основным критериям эффективности. Прежде всего, посредством презентации мне удалось обеспечить включенность каждого учащегося в тему урока, которую они сами и определили.
Далее я произвел презентацию новых ЛЕ и посредством приема «мозговой штурм» обеспечил актуализацию этих лексических единиц. На уроке создана доверительная атмосфера. Английский язык был основным средством общения на уроке. Инструкции были короткими и ясными. Соотношение речи учителя и учащихся было в пользу последних. Учитель выступал не в роли носителя информации, а в роли наблюдателя и консультанта. Объектом особого внимания в языке стало содержание (что говорят?), а не форма (как говорят?).
Кроме того, включенность каждого была обеспечена за счет работы с упражнениями и грамматикой электронного курса английского языка «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». Каждый ученик имел возможность работать в своем темпе, по необходимости пользоваться подсказкой компьютера и теоретической частью курса.
Так как одним из требований к современному коммуникативно-ориентированному уроку является наличие парной и групповой форм работы, то на уроке учащимся была предоставлена возможность принять участие в парной деятельности, имитирующей реальную жизненную ситуацию: обсуждение любимого праздника.
На следующем этапе урока для выполнения в группах учащимся было предложено творческое личностно-ориентированное задание по составлению списка наиболее распространенных рождественских традиций нашей страны по личному опыту самих детей. К концу выполнения этого задания учащиеся уже смогли обобщить, активизировать и применить полученные на уроке знания, лексические единицы, речевые и грамматические образцы в своих собственных высказываниях по теме «Рождество».
На последнем этапе урока мною использован прием рефлексии для восстановления всего хода урока и закрепления пройденного материала.
Считаю, что цель урока достигнута и все поставленные задачи реализованы.
Методы обучения являлись инструментом развития, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить их на новые ситуации; методы послужили способом формирования потребности в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.
Выбранные мною методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Так, были использованы словесные методы: объяснение, беседа с учащимися по теме, мозговой штурм, рефлексия; наглядные методы: слайдовая презентация темы, новой лексики; слайды с картинками для сопоставления их с текстами, различные зрительные опоры, необходимые для работы по ходу урока, так называемые слайды-светофоры.
Приложение № 2
Методическая разработка урока
Учитель: Буленков Борис Владимирович
Предмет: Английский язык
Класс: 6
Тема: Рождество
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: Развитие коммуникативной компетенции учащихся при работе над восприятием и первичным осознанием лексики по теме «Рождество» и традиций празднования его в разных странах
Задачи: 1. Организовать работу по изучению лексики и традиций
по теме «Рождество».
2. Организовать деятельность по отработке основных
умений:
а) читать текст, выделять главное;
б) находить информацию в тексте;
в) понимать значение незнакомых слов по контексту;
г) спрашивать и отвечать на вопросы по теме
3. Отрабатывать навыки:
а) употребления простого настоящего времени в предложении;
б) тренировки употребления умений
4. Формировать первоначальные навыки пользователя ПК
а) включить компьютер;
б) найти нужный ярлык на рабочем столе;
в) выбрать нужный раздел;
г) работать с «мышкой»
5. Воспитывать уважительное отношение к традициям
других народов.
Оборудование: Учебник, слайдовая презентация нового материала, экран, проектор
Предварительная работа: Изготовление слайдов
Время | Этап урока | Содержание | Результаты | Организационная форма | Действия учителя | Действия учеников |
2 мин. | Организация начала урока; разминка | «Брейнсторминг» - мозговой штурм – беседа; слайдовая презентация темы | К концу этого этапа дети расскажут все, что им известно о традициях празднования Рождества | Фронтальная |
|
|
7 мин. | Презентация нового материала | Ввод новой лексики упр. 1 | К концу этого этапа дети смогут назвать по-английски предметы, связанные с Рождеством | Фронтальная Парная |
|
|
6 мин. | Подготовка к усвоению | Упражнение 2 Практика чтения с пониманием основного содержания прочитанного | К концу этого этапа дети получат представление об употреблении новых слов в предложениях. | Индивидуальная |
|
|
5 мин. | Изучение нового материала | Упражнение 2б Практика в угадывании значения новых слов; в умении находить компромисс | К концу этого этапа дети угадают значение новых слов по контексту, проверяют по словарю | Парная |
|
|
5 мин. | Первичная проверка усвоения знаний | Упражнение 2с Практика чтения с полным пониманием прочитанного | К концу этого этапа дети скажут, где они хотели бы праздновать Рождество, использовав информацию текста и образец. | Индивидуальная |
|
|
5 мин. | Первичное закрепление знаний | Упражнение 2д Практика говорения о рождественских традициях | К концу этого этапа дети скажут по 2-3 связных предложения по теме с новыми словами | Парная |
|
|
7 мин. | Контроль и самопроверка знаний | Упражнение 3а Практика запрашивать и давать информацию о рождественских традициях | К концу этого этапа дети узнают о семейных традициях празднования Рождества друг друга, потренируются задавать вопросы и отвечать на них в настоящем простом времени | Индивидуальная Парная |
|
|
6 мин. | Подведение итогов урока | Упражнение 3б Практика говорения о Рождественских традициях – повторение пройденного на уроке | К концу этого этапа дети расскажут о традициях празднования Рождества в российской семье , используя новую лексику по теме и сведения из предыдущего интервью. | Групповая (по 4 человека) |
|
|
2 мин. | Информация о домашнем задании | Упражнение 4 Объяснение выполнения домашнего задания Рефлексия | К концу этого этапа дети получат представление о способе выполнения домашнего задания; вспомнят весь изученный в течение урока материал | Фронтальная |
|
|
Приложение № 3
Материалы по отслеживанию результативности применяемых технологий
- Тесты по пяти основным видам речевой и языковой деятельности в конце каждой учебной четверти и годовые тесты.
- Результаты олимпиад (школьных, районных).
- Отсутствие неуспевающих учащихся в 2-7 классах к моменту окончания пилотирования проекта.
- Повышение % качества знаний до 80% при стопроцентном уровне обученности.
Тесты для 6 классов на 2012-2013 учебный год:
График тестирования:
1 четверть – 26.10.12
2 четверть – 20.12.12
3 четверть – 24.03.13
4 четверть – 26.05.13
Тест № 1
Изученные темы: Прошедшее лето. Чтение, книги. Хобби.
№ пп | Вид деятельности | Задание |
1 | Аудирование | Послушай историю и выбери картинку, которая не соответствует рассказу. |
2 | Словарь и грамматика |
|
3 | Чтение | Прочитай краткие описания книг. О чем они? Выбери правильный ответ для каждой. Два ответа лишние. |
4 | Письмо | Напиши письмо новому другу по переписке. Напиши:
|
5 | Говорение | Прочитай свою ролевую карточку и договорись с партнером (убеди его купить книгу) |
Тест № 2
Изученные темы: Английский язык в мире. Рождество и Новый Год. Мода, одежда.
№ пп | Вид деятельности | Задание |
1 | Аудирование | Послушай, что говорят свидетели об этом человеке. Который из них говорит неправду? |
2 | Словарь и грамматика |
|
3 | Чтение | Расположи части текста в правильном порядке. |
4 | Письмо | Напиши письмо английскому другу. Выбери для письма одну из тем:
|
5 | Говорение | Прочитай задание на карточке и выполни его устно. (Посмотри на картинку и скажи, что общего и что различного между тобой и человеком на картинке. Поговори об:
Используй свое воображение) |
Тест № 3
Изученные темы: Страшные истории. Здоровый образ жизни. Домашние обязанности.
№ пп | Вид деятельности | Задание |
1 | Аудирование |
|
2 | Словарь и грамматика |
|
3 | Чтение | Из данных абзацев составь рассказ, расположив события в правильном порядке. |
4 | Письмо | Представь, что твой друг потерялся на улице Лондона. Опиши его, заполнив форму в полицейском участке. |
5 | Говорение | Ролевая игра. Задание на карточках. |
Тест № 4
Изученные темы: Путешествие. Природа, экология.
№ пп | Вид деятельности | Задание |
1 | Аудирование |
|
2 | Словарь и грамматика |
|
3 | Чтение | Прочитай и выбери название для каждого текста. Два названия лишние. |
4 | Письмо | Посмотри на фотографии. Представь, что ты находишься в одном из этих мест. Напиши открытку другу. Не забудь следующее:
|
5 | Говорение | Ролевая игра |
6 | Перевод | Выбери правильный перевод из данных вариантов. |
Тесты для 7 классов на 2012 – 2013 учебный год
Тест № 1
Изученные темы: Общение. Спорт. Музыка.
№ пп | Вид деятельности | Задание |
1 | Аудирование | Прослушай и выбери заголовок для телепрограммы из трех данных. Прослушай снова и напиши «верно» / «неверно» |
2 | Словарь | Создай правильное слово из данного и заполни пропуски в предложениях. |
3 | Грамматика | Выбери правильную фразу. Выбери правильную видовременную форму глагола. |
4 | Чтение | Прочитай и соедини названия с текстами. Один заголовок лишний. |
5 | Письмо | Напиши короткое письмо директору своей школы, прося его/ее разрешить учащимся пользоваться мобильными телефонами в школе. |
6 | Говорение | Выполни задание по одной из карточек (расспроси своего учителя о том, как он вчера сходил на концерт) |
Тест № 2
Изученные темы: США. Кинематограф.
№ пп | Вид деятельности | Задание |
1 | Аудирование | Прослушай и отметь правила, распространенные в американской школе. |
2 | Словарь | Вставь в предложение подходящее по смыслу слово. |
3 | Грамматика |
|
4 | Чтение | Прочитай текст и выбери правильный ответ. |
5 | Письмо | Выбери одно задание и выполни его. |
Тест № 3
Изученные темы: Я и мир вокруг меня. Прошлое, настоящее, будущее. Загадочные явления природы.
№ пп | Вид деятельности | Задание |
1 | Аудирование |
|
2 | Словарь |
|
3 | Грамматика |
|
4 | Чтение |
|
5 | Письмо | Прочитай письмо из журнала. Напиши ответ Лизе и дай ей совет. |
6 | Говорение | Выбери карточку и выполни задание. |
Тест № 4
Изученные темы: Вселенная, космос. Добро пожаловать в Россию.
№ пп | Вид деятельности | Задание |
1 | Аудирование |
|
2 | Грамматика |
|
3 | Письмо | Представь, что ты посетил особенное место в России. Напиши открытку другу об этом. |
4 | Чтение |
|
5 | Говорение | Ролевая игра: Телефонный звонок в туристический информационный центр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...
«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»
Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....
Научное общество обучающихся как средство формировании единой образовательной среды для обеспечения нового качества образования
Работа научного общества обучающихся 5-х классов в рамках внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в период внедрения ФГОС ООО нового поколения....
Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.
Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...
Статья - Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках технологии
Данная методическая разработка по теме: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках тех...
Доклад "Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования прикладного характера информатики в формировании и развитии ИКТ-компетенции учащихся и учителя"
Доклад был подготовлен в рамках диссеминации опыта учителя ИИКТ Коваленко Е.Г. в работе школьного МО естествено-математического цикла по проблеме "Методическая компетентность в условиях реализации ста...
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...