Программа психологического практикума "Я - пятиклассник! Адаптация детей в новой школе: развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе"
рабочая программа по психологии

Переход из младшего школьного звена в среднее – серьезное испытание для большинства пятиклассников, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Адаптация к обучению связана с внутренним напряжением, мобилизацией всех резервных возможностей ребенка, и не всегда этот процесс проходит успешно. В норме процесс адаптации к обучению учащихся в школе по данным разных авторов длится от двух недель до полугода. У детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно, что отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии. В последнее время становится все больше детей, которые испытывают трудности к адаптации в школе, они приводят к дезадаптации. Эти дети требуют к себе особого внимания. Поэтому разработка коррекционно-развивающих программ является важной психолого-педагогической проблемой.

Цель: развитие у детей навыков эффективной коммуникации, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе  необходимых для адаптации в средней школе, способствующих формированию личности ребенка.

Задачи:

1. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами.

2. Развитие эмоциональной сферы, умение определить свое эмоциональное состояние и других людей.

3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении, взаимоотношений в коллективе. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

4. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности .

5. Формирование общей культуры личности школьника на основе усвоения обязательного минимума содержания программы.

Адресаты: учащиеся 5 классов ОУ 10 – 11 лет в количестве 15 человек, поскольку работа в малой группе более эффективна. 

Форма работы: групповое занятие с элементами психологического тренинга.

Режим занятий:  Занятия развивающего направления проводятся с детьми 2 раза в неделю (по 1 ак. часу) в течение полугодия, всего 36 ак.ч. Занятие длиться до 35-40 минут. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество. Предусмотрена замена, дополнение игровых ситуаций по желанию детей.

Программа включает себя четыре раздела:

Раздел 1. Развитие коммуникативных умений и навыков.

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Раздел 3. Уверенность в себе.

Раздел 4. Сплочение классного коллектива.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Ожидаемые результаты: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 5 класса к средней школе, улучшение микроклимата в классе, улучшение навыков общения и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Критерии оценки качества: количество посещений, активность на занятии, снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; повышение уверенности в себе и своих возможностях; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Способ оценки качества: Показатели психодиагностических обследований и данные наблюдения за ребенком.

Критерии оценки результатов: По окончании занятий обучающийся должен знать о своих новых личностных и социальных возможностях, освоить элементарные УУД для школьников среднего звена, обладать навыками эффективного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ns_portal_adaptatsiya.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей

и подростков» ГО «Город Якутск»

Утверждаю:

Директор МОБУ ЦППРиК ДП

____________ Колодкина Л. Ю.

«__»___________2014 г.

Программа психологического практикума

«Я – пятиклассник!

Адаптация детей в новой школе:

развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе»

Реализаторы:

Павлова Е.И., педагог-психолог, куратор программы

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание программы
  4. Методическое обеспечение
  5. Структура психологического практикума
  6. Приложение

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход из младшего школьного звена в среднее – серьезное испытание для большинства пятиклассников, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р., 2000).

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Адаптация к обучению связана с внутренним напряжением, мобилизацией всех резервных возможностей ребенка, и не всегда этот процесс проходит успешно. В норме процесс адаптации к обучению учащихся в школе по данным разных авторов длится от двух недель до полугода. У детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно, что отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии. В последнее время становится все больше детей, которые испытывают трудности к адаптации в школе, они приводят к дезадаптации. Эти дети требуют к себе особого внимания. Поэтому разработка коррекционно-развивающих программ является важной психолого-педагогической проблемой.

Цель: развитие у детей навыков эффективной коммуникации, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе  необходимых для адаптации в средней школе, способствующих формированию личности ребенка.

Задачи:

  1. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами.
  2. Развитие эмоциональной сферы, умение определить свое эмоциональное состояние и других людей.
  3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении, взаимоотношений в коллективе. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
  4. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности .

5. Формирование общей культуры личности школьника на основе усвоения обязательного минимума содержания программы.

Адресаты: учащиеся 5 классов ОУ 10 – 11 лет в количестве 15 человек, поскольку работа в малой группе более эффективна. 

Форма работы: групповое занятие с элементами психологического тренинга.

Сроки реализации: 2 раза в год (2 группы).

Режим занятий:  Занятия развивающего направления проводятся с детьми 2 раза в неделю (по 1 ак. часу) в течение полугодия, всего 36 ак.ч. Занятие длиться до 35-40 минут. Продолжительность каждого занятия зависит от качества познавательных процессов. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество. Предусмотрена замена, дополнение игровых ситуаций по желанию детей.

Программа включает себя четыре раздела:

Раздел 1. Развитие коммуникативных умений и навыков.

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Раздел 3. Уверенность в себе.

Раздел 4. Сплочение классного коллектива.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура и организация занятий в целом:

1. Вступление. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Основная часть.

4. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Ожидаемые результаты: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 5 класса к средней школе, улучшение микроклимата в классе, улучшение навыков общения и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Критерии оценки качества: кол-во посещений, активность на занятии, снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; повышение уверенности в себе и своих возможностях; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Способ оценки качества: Показатели психодиагностических обследований и данные наблюдения за ребенком.

Критерии оценки результатов: По окончании цикла должен знать о новых личностных и социальных возможностях, освоить элементарные УУД для школьников среднего звена, обладать навыками эффективного общения.

Необходимо: зона для проведения занятий (класс с иск.освещением), рабочая зона для специалистов, дидактические материалы и канцелярские принадлежности.

Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.

Методологическая основа программы опирается на концептуальные основы разработки проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Я. Ииерасека, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко. В работах названных авторов адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, В.В.Рубцова, А.З. Зака отмечено, что существует связь с требованиями учебной деятельности со сменой форм общения.

В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации обучающегося к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина,С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин)

Теоретико-методологическую основу данной программы также составляют     положения отечественной педагогической и возрастной психологии об общих условиях, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно. К ним относятся: создание материально-технического обеспечения учебно-воспитательного пространства (Ш.А. Амонашвили, В.А. Петровский и др.); подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения (Н.В. Бабкина, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев,, Г.А.Цукерман и др.); учет индивидуально – личностных качеств ученика (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский, И. Унт и др.).

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Всего часов

(минуты)

Теоретическая часть (минуты)

Практическая часть (минуты)

Раздел 1. Развитие коммуникативных умений и навыков 

1

«Здравствуй, новый друг!»

1 (45 мнут)

9

36

2

«Что такое общение»

1 (45 минут)

9

36

3

«Вербальные и невербальные средства общения»

2 (90 минут)

18

72

4

«Путешествие в страну «Понимание»

2 (минут)

18

72

5

«Я - доброжелательный»

1 (45 минут)

9

36

6

«Волшебные средства взаимопонимания»

1 (45 минут)

9

36

7

«Драки и обида»

1 (45 минут)

9

36

8

«В гору»

1 (45 минут)

9

36

9

 «Дерево дружбы»

1 (45 минут)

9

36

10

«Страна рисования»

1 (45 минут)

9

36

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

11

«Мои эмоции»

1 (45 минут)

9

36

12

"Мое настроение"

«Конверты "Радости"и "Огорчений"»

1 (45 минут)

9

36

13

«Радость – одна на всех»

1 (45 минут)

9

36

14

«Диво дивное»

1 (45 минут)

9

36

15

«Наши страхи»

2 (90 минут)

18

72

16

«Грусть и печаль»

1 (45 минут)

9

36

17

«Я контролирую себя»

1 (45 минут)

9

36

18

«Будь внимателен»

1 (45 минут)

9

36

19

«Слушай команду»

1 (45 минут)

9

36

20

«Волшебная клетка»

1 (45 минут)

9

36

21

«Планета эмоций»

1 (45 минут)

9

36

Раздел 3. Уверенность в себе

22

«Гадкий утенок»

1 (45 минут)

9

36

23

«Уверен в своих силах»

1 (45 минут)

9

36

24

«Попробуй, откажи»

1 (45 минут)

9

36

25

«Превращение в прекрасного лебедя»

1 (45 минут)

9

36

26

«Мне – ДА!»

1 (45 минут)

9

36

27

«Прекрасный лебедь»

1 (45 минут)

9

36

Раздел 3. Сплочение классного коллектива

28

«Я и мир»

4 (180 минут)

36

144

29

«Будем дружбой дорожить»

1 (45 минут)

9

36

30

«Пусть расцветают все цветы»

1 (45 минут)

9

36

ИТОГО

36 часов

7

29

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью для школьников является игра, поэтому и программа строиться на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь на создание добрых, положительных эмоций при общении друг с другом, со сверстниками, на обеспечение психологически комфортного климата.

Программа предполагает подготовительный этап, на котором происходит психологическая диагностика сформированности мотивации обучения при переходе из начальных классов в средние. После проведения диагностики, школьный психолог рекомендует детям, с недостаточной адаптацией к средней школе, прохождение психологического практикума «Я – пятиклассник! Адаптация детей в новой школе: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевых качеств».

Первый раздел «Развитие коммуникативных умений и навыков» состоит из 12 занятий: «Здравствуй, новый друг!», «Что такое общение», «Вербальные и невербальные средства общения», «Путешествие в страну «Понимание», «Я - доброжелательный», «Волшебные средства взаимопонимания», «Драки и обида», «В гору», «Дерево дружбы», «Страна рисования».

Раздел 2 «Развитие эмоционально волевой сферы» включает в себя 12 занятий, таких как «Мои эмоции», «Мое настроение», «Радость – одна на всех», «Диво дивное», «наши страхи», «Грусть и печаль», «Я контролирую себя», «Будь внимателен», «Слушай команду!», «Волшебная клетка», «Планета эмоций».

В раздел «Уверенность в себе» включено 6 занятий «Гадкий утенок», «Уверен в своих силах»,  «Попробуй, откажи», «Превращение в прекрасного лебедя», «Мне – ДА!», «Прекрасный лебедь».

Раздел 4 «Сплочение классного коллектива» состоит из 6 занятий «Я и мир», «Будем дружбой дорожить», «Пусть расцветают все цветы».

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего подросткового возраста.

Часть I. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Основные моменты работы – ритуал приветствия, игры с именами.

Часть II. Основная.

На эту часть приходиться основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят методы, направленные на развитие и  коррекцию коммуникативной и эмоционально-волевой  сферы ребенка.

            Основные методы работы с детьми на занятиях:

  1. Этюды на распознание различных эмоциональных состояний с помощью невербальных средств их выражения.
  2. Упражнения творческого и подражательно – исполнительного характера.
  3. Игры с правилами: сюжетно – ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
  4. Беседы.
  5. Создание проблемной ситуации общения.
  6. Мини – конкурсы.
  7. Игровые ситуации.
  8. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  9. Импровизации.
  10. Составление рассказов.
  11. Сочинение историй.

Часть III. Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности  к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры – забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

- упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимает напряжение);

- дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

- мимическую гимнастику (направленное на снятие общего напряжения);

- двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию).

        

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Форма занятий: игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

Приемы и методы организации коррекционно-развивающего процесса: вербализация, арт-терапия, элементы музыкотерапии, групповые обсуждения.

Формы проведения: малая группа.

Необходимое дидактическое оснащение: психолого-педагогическая литература, диагностический материал, документация педагога-психолога.

 Материально-техническое обеспечение: работа осуществляется на базе образовательного учреждения, из которого поступил запрос, или на базе ЦППРиК ДП, которые оснащены техническими средствами. Необходим следующий набор канцелярских товаров:

1.клей

2. сердце из цветного картона

3. журналы

4. краски

5. наборы цветных карандашей

6. стимульный материал к упражнениям

7. веревка

8. мяч

9. очки

10. зеркало

11. запись с музыкой разных темпов.

12. таблицы с описанием учеников

13. игрушки

14. мешочек с небольшими предметами

  15. нарисованная радуга

  16. цветные полоски с правилами общения

Формы подведения итогов: рефлексия, проговор.

Воспитательная работа: воспитание высоконравственной, толерантной, духовно развитой и физически здоровой личности при помощи приспособления ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным

Контроль и оценка знаний проводится с помощью уточняющих вопросов, обсуждений и рефлексии в конце занятий. 

Модель выпускника: Должен знать о новых личностных и социальных возможностях, обладать навыками эффективной коммуникации и уметь их правильно использовать в повседневной жизни для положительной адаптации в среднем звене.

Список литературы:

1. Адаптация детей-мигрантов к образовательной среде школы. Мязина О.Ю., Дендебер И.А. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2(18).

2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2004.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: просвещение, 2000.

4. Битянова М.Р. Социальная психология – М., 2001.

5. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).

6. Дагаева Е.А. 5 тренинговых программ «под ключ»: практическое руководство для трененра / Е.А. Дагаева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 332 с. – (Бизнес-класс).

7. Зверева Н. Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. – СПб.: Речь, 2008. 176 с.

8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224 с: ил.

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.

10. О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)", Издательство: Генезис, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического практикума "Познай себя" (7 - 8 классы).

Программа психологического практикума«Познай себя»(7 – 8 классы)                                   ...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...

Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над  воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...

Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы

Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...

Тренинговое занятие для пятиклассников "Адаптация детей к средней школе"

Основная цель данного занятия: способствовать формированию детского коллектива, повышению уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию....