Программа психологического практикума "Я - пятиклассник! Адаптация детей в новой школе: развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе"
рабочая программа по психологии
Переход из младшего школьного звена в среднее – серьезное испытание для большинства пятиклассников, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация к обучению связана с внутренним напряжением, мобилизацией всех резервных возможностей ребенка, и не всегда этот процесс проходит успешно. В норме процесс адаптации к обучению учащихся в школе по данным разных авторов длится от двух недель до полугода. У детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно, что отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии. В последнее время становится все больше детей, которые испытывают трудности к адаптации в школе, они приводят к дезадаптации. Эти дети требуют к себе особого внимания. Поэтому разработка коррекционно-развивающих программ является важной психолого-педагогической проблемой.
Цель: развитие у детей навыков эффективной коммуникации, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе необходимых для адаптации в средней школе, способствующих формированию личности ребенка.
Задачи:
1. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами.
2. Развитие эмоциональной сферы, умение определить свое эмоциональное состояние и других людей.
3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении, взаимоотношений в коллективе. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
4. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности .
5. Формирование общей культуры личности школьника на основе усвоения обязательного минимума содержания программы.
Адресаты: учащиеся 5 классов ОУ 10 – 11 лет в количестве 15 человек, поскольку работа в малой группе более эффективна.
Форма работы: групповое занятие с элементами психологического тренинга.
Режим занятий: Занятия развивающего направления проводятся с детьми 2 раза в неделю (по 1 ак. часу) в течение полугодия, всего 36 ак.ч. Занятие длиться до 35-40 минут. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество. Предусмотрена замена, дополнение игровых ситуаций по желанию детей.
Программа включает себя четыре раздела:
Раздел 1. Развитие коммуникативных умений и навыков.
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Раздел 3. Уверенность в себе.
Раздел 4. Сплочение классного коллектива.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Ожидаемые результаты: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 5 класса к средней школе, улучшение микроклимата в классе, улучшение навыков общения и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Критерии оценки качества: количество посещений, активность на занятии, снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; повышение уверенности в себе и своих возможностях; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Способ оценки качества: Показатели психодиагностических обследований и данные наблюдения за ребенком.
Критерии оценки результатов: По окончании занятий обучающийся должен знать о своих новых личностных и социальных возможностях, освоить элементарные УУД для школьников среднего звена, обладать навыками эффективного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_ns_portal_adaptatsiya.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей
и подростков» ГО «Город Якутск»
Утверждаю:
Директор МОБУ ЦППРиК ДП
____________ Колодкина Л. Ю.
«__»___________2014 г.
Программа психологического практикума
«Я – пятиклассник!
Адаптация детей в новой школе:
развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе»
Реализаторы:
Павлова Е.И., педагог-психолог, куратор программы
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Методическое обеспечение
- Структура психологического практикума
- Приложение
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход из младшего школьного звена в среднее – серьезное испытание для большинства пятиклассников, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р., 2000).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация к обучению связана с внутренним напряжением, мобилизацией всех резервных возможностей ребенка, и не всегда этот процесс проходит успешно. В норме процесс адаптации к обучению учащихся в школе по данным разных авторов длится от двух недель до полугода. У детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно, что отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии. В последнее время становится все больше детей, которые испытывают трудности к адаптации в школе, они приводят к дезадаптации. Эти дети требуют к себе особого внимания. Поэтому разработка коррекционно-развивающих программ является важной психолого-педагогической проблемой.
Цель: развитие у детей навыков эффективной коммуникации, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе необходимых для адаптации в средней школе, способствующих формированию личности ребенка.
Задачи:
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами.
- Развитие эмоциональной сферы, умение определить свое эмоциональное состояние и других людей.
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении, взаимоотношений в коллективе. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
- Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности .
5. Формирование общей культуры личности школьника на основе усвоения обязательного минимума содержания программы.
Адресаты: учащиеся 5 классов ОУ 10 – 11 лет в количестве 15 человек, поскольку работа в малой группе более эффективна.
Форма работы: групповое занятие с элементами психологического тренинга.
Сроки реализации: 2 раза в год (2 группы).
Режим занятий: Занятия развивающего направления проводятся с детьми 2 раза в неделю (по 1 ак. часу) в течение полугодия, всего 36 ак.ч. Занятие длиться до 35-40 минут. Продолжительность каждого занятия зависит от качества познавательных процессов. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество. Предусмотрена замена, дополнение игровых ситуаций по желанию детей.
Программа включает себя четыре раздела:
Раздел 1. Развитие коммуникативных умений и навыков.
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Раздел 3. Уверенность в себе.
Раздел 4. Сплочение классного коллектива.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Структура и организация занятий в целом:
1. Вступление. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основная часть.
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Ожидаемые результаты: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 5 класса к средней школе, улучшение микроклимата в классе, улучшение навыков общения и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Критерии оценки качества: кол-во посещений, активность на занятии, снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; повышение уверенности в себе и своих возможностях; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Способ оценки качества: Показатели психодиагностических обследований и данные наблюдения за ребенком.
Критерии оценки результатов: По окончании цикла должен знать о новых личностных и социальных возможностях, освоить элементарные УУД для школьников среднего звена, обладать навыками эффективного общения.
Необходимо: зона для проведения занятий (класс с иск.освещением), рабочая зона для специалистов, дидактические материалы и канцелярские принадлежности.
Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.
Методологическая основа программы опирается на концептуальные основы разработки проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Я. Ииерасека, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко. В работах названных авторов адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, В.В.Рубцова, А.З. Зака отмечено, что существует связь с требованиями учебной деятельности со сменой форм общения.
В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации обучающегося к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина,С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин)
Теоретико-методологическую основу данной программы также составляют положения отечественной педагогической и возрастной психологии об общих условиях, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно. К ним относятся: создание материально-технического обеспечения учебно-воспитательного пространства (Ш.А. Амонашвили, В.А. Петровский и др.); подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения (Н.В. Бабкина, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев,, Г.А.Цукерман и др.); учет индивидуально – личностных качеств ученика (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский, И. Унт и др.).
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов (минуты) | Теоретическая часть (минуты) | Практическая часть (минуты) | ||
Раздел 1. Развитие коммуникативных умений и навыков | ||||
1 | «Здравствуй, новый друг!» | 1 (45 мнут) | 9 | 36 |
2 | «Что такое общение» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
3 | «Вербальные и невербальные средства общения» | 2 (90 минут) | 18 | 72 |
4 | «Путешествие в страну «Понимание» | 2 (минут) | 18 | 72 |
5 | «Я - доброжелательный» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
6 | «Волшебные средства взаимопонимания» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
7 | «Драки и обида» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
8 | «В гору» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
9 | «Дерево дружбы» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
10 | «Страна рисования» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы | ||||
11 | «Мои эмоции» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
12 | "Мое настроение" «Конверты "Радости"и "Огорчений"» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
13 | «Радость – одна на всех» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
14 | «Диво дивное» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
15 | «Наши страхи» | 2 (90 минут) | 18 | 72 |
16 | «Грусть и печаль» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
17 | «Я контролирую себя» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
18 | «Будь внимателен» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
19 | «Слушай команду» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
20 | «Волшебная клетка» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
21 | «Планета эмоций» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
Раздел 3. Уверенность в себе | ||||
22 | «Гадкий утенок» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
23 | «Уверен в своих силах» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
24 | «Попробуй, откажи» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
25 | «Превращение в прекрасного лебедя» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
26 | «Мне – ДА!» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
27 | «Прекрасный лебедь» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
Раздел 3. Сплочение классного коллектива | ||||
28 | «Я и мир» | 4 (180 минут) | 36 | 144 |
29 | «Будем дружбой дорожить» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
30 | «Пусть расцветают все цветы» | 1 (45 минут) | 9 | 36 |
ИТОГО | 36 часов | 7 | 29 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью для школьников является игра, поэтому и программа строиться на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь на создание добрых, положительных эмоций при общении друг с другом, со сверстниками, на обеспечение психологически комфортного климата.
Программа предполагает подготовительный этап, на котором происходит психологическая диагностика сформированности мотивации обучения при переходе из начальных классов в средние. После проведения диагностики, школьный психолог рекомендует детям, с недостаточной адаптацией к средней школе, прохождение психологического практикума «Я – пятиклассник! Адаптация детей в новой школе: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевых качеств».
Первый раздел «Развитие коммуникативных умений и навыков» состоит из 12 занятий: «Здравствуй, новый друг!», «Что такое общение», «Вербальные и невербальные средства общения», «Путешествие в страну «Понимание», «Я - доброжелательный», «Волшебные средства взаимопонимания», «Драки и обида», «В гору», «Дерево дружбы», «Страна рисования».
Раздел 2 «Развитие эмоционально волевой сферы» включает в себя 12 занятий, таких как «Мои эмоции», «Мое настроение», «Радость – одна на всех», «Диво дивное», «наши страхи», «Грусть и печаль», «Я контролирую себя», «Будь внимателен», «Слушай команду!», «Волшебная клетка», «Планета эмоций».
В раздел «Уверенность в себе» включено 6 занятий «Гадкий утенок», «Уверен в своих силах», «Попробуй, откажи», «Превращение в прекрасного лебедя», «Мне – ДА!», «Прекрасный лебедь».
Раздел 4 «Сплочение классного коллектива» состоит из 6 занятий «Я и мир», «Будем дружбой дорожить», «Пусть расцветают все цветы».
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего подросткового возраста.
Часть I. Вводная.
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Основные моменты работы – ритуал приветствия, игры с именами.
Часть II. Основная.
На эту часть приходиться основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят методы, направленные на развитие и коррекцию коммуникативной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Основные методы работы с детьми на занятиях:
- Этюды на распознание различных эмоциональных состояний с помощью невербальных средств их выражения.
- Упражнения творческого и подражательно – исполнительного характера.
- Игры с правилами: сюжетно – ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
- Беседы.
- Создание проблемной ситуации общения.
- Мини – конкурсы.
- Игровые ситуации.
- Моделирование и анализ заданных ситуаций.
- Импровизации.
- Составление рассказов.
- Сочинение историй.
Часть III. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры – забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
- упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимает напряжение);
- дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
- мимическую гимнастику (направленное на снятие общего напряжения);
- двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию).
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Форма занятий: игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
Приемы и методы организации коррекционно-развивающего процесса: вербализация, арт-терапия, элементы музыкотерапии, групповые обсуждения.
Формы проведения: малая группа.
Необходимое дидактическое оснащение: психолого-педагогическая литература, диагностический материал, документация педагога-психолога.
Материально-техническое обеспечение: работа осуществляется на базе образовательного учреждения, из которого поступил запрос, или на базе ЦППРиК ДП, которые оснащены техническими средствами. Необходим следующий набор канцелярских товаров:
1.клей
2. сердце из цветного картона
3. журналы
4. краски
5. наборы цветных карандашей
6. стимульный материал к упражнениям
7. веревка
8. мяч
9. очки
10. зеркало
11. запись с музыкой разных темпов.
12. таблицы с описанием учеников
13. игрушки
14. мешочек с небольшими предметами
15. нарисованная радуга
16. цветные полоски с правилами общения
Формы подведения итогов: рефлексия, проговор.
Воспитательная работа: воспитание высоконравственной, толерантной, духовно развитой и физически здоровой личности при помощи приспособления ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным
Контроль и оценка знаний проводится с помощью уточняющих вопросов, обсуждений и рефлексии в конце занятий.
Модель выпускника: Должен знать о новых личностных и социальных возможностях, обладать навыками эффективной коммуникации и уметь их правильно использовать в повседневной жизни для положительной адаптации в среднем звене.
Список литературы:
1. Адаптация детей-мигрантов к образовательной среде школы. Мязина О.Ю., Дендебер И.А. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2(18).
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2004.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: просвещение, 2000.
4. Битянова М.Р. Социальная психология – М., 2001.
5. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
6. Дагаева Е.А. 5 тренинговых программ «под ключ»: практическое руководство для трененра / Е.А. Дагаева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 332 с. – (Бизнес-класс).
7. Зверева Н. Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. – СПб.: Речь, 2008. 176 с.
8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224 с: ил.
9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Программа психологического практикума "Познай себя" (7 - 8 классы).
Программа психологического практикума«Познай себя»(7 – 8 классы) ...
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...
Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...
Тренинговое занятие для пятиклассников "Адаптация детей к средней школе"
Основная цель данного занятия: способствовать формированию детского коллектива, повышению уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию....