Взаимодействие учителя и ученика как средство развития коммуникативной и языковой компетенций
презентация по русскому языку по теме

Учебный материал содержит выступление на районной учительской научно-практической конференции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc38.5 КБ
Office presentation icon nasibullinoy_a.z..ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя и ученика как средство развития коммуникативной и языковой компетенций

       Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств — все это регулируется коммуникативной компетенцией.  За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.       Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.

     Обычно  на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к русскому языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли. Недостатком при подготовке учащихся к письменному экзамену чаще всего является неумение верно и логично оформлять собственное письменное высказывание, бедность кругозора и речи, а также  аргументированно выражать личностную позицию.  Главной работой для осмысления проблемы я считаю взаимодействие учитель-ученик. Учитель здесь садовник, который выращивает цветок.

     Необходимо создавать не только на каждом уроке условия речевого общения, но и дома во время самостоятельной деятельности.     Для расширения словарного запаса задания подбираются с учетом новых, незнакомых по лексическому значению слов.  Дома все непонятные слова уточняются, с ними составляются словосочетания и предложения, а через несколько уроков – творческая работа с ними – составить рассказ. Поскольку слова разной тематики, творчество может достаточно веселым, необычным. Непонятные доселе слова хорошо усваиваются. Творческая работа проходит индивидуально: ее можно прочитать на уроке и тут же получить от учителя и одноклассников комментарий, замечания, которые исправляются сразу же. Еще один способ взаимодействия учитель-ученик – через сеть Интернет, личное сообщение или журнал-блог для 10 классов, где поясняется домашнее задание. Ребенок таким образом строит работу, чтобы выполненное задание  выложить раньше на день-два или позже, через несколько дней. Кому как удобно по времени.  Примером может служить домашнее задание, выложенное на странице «10 класс». 25 ноября 2010 года. Русский язык. Д/з на пятницу: творческая работа "Необычное об обычном" или сочинение-рассуждение "Согласны ли вы с таким мнением:
Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести... 

                             Шефнера"? Или с таким мнением Сенеки: "Не все ли равно, сколько ты имеешь? Ведь то, чем ты не владеешь, всегда намного больше."   В обмен учитель получает сочинение. Учителю легче проверить творчество ученика между делом, показать ошибки и принять снова исправленную работу. Особенно так мы готовили рефераты к конференции и к экзамену, поскольку физически провести консультацию  с каждым учеником и проверить черновик в школе учитель при огромном количестве работ  не успевает.

     Следующим  действием учителя по развитию коммуникативной компетенции на уроке русского языка является обогащение словарного запаса. Большое внимание уделяем пословицам-поговоркам, фразеологизмам, метким выражениям, таким, которые вовремя могут прийти на ум. Учитель произносит одну фразу, ученики – синонимичные, чем больше, тем лучше. Все фразы фиксируются. Находим ассоциативные связи к ним. Составляем миниатюры. Отмечаем плюсиками все удачные предложения и словосочетания. Хорошие работы всегда озвучиваем, вывешиваем в классе или выкладываем в интернет-журнал с разрешения автора. Задания разнообразны: интерпретация и создание текста, стихов, редактирование, создание собственных газет.              Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. В первую очередь  отрабатываются в устной речи   нормы произношения и ударения. Для их запоминания не требуется  много времени. Правильный слог  учителя является  самым  лучшим примером.    Работа в парах и группах на уроках русского и литературы помогают ученику учиться умению слушать и слышать друг друга. Дети не только поглощают знания, но и воспитывают в себе чувства.

       В последнее время я начала использовать  методику работы по вопросникам. Вопросник представляет систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу, или ко всему учебному предмету, или к конкретной теме.  С помощью вопросника можно легко и быстро повторить содержание предыдущего материала, привести его в систему.

       Любой метод учителя помогает развитию коммуникативных и языковых компетенций:   дискуссия, диалог, полемика, мозговой штурм, аналитическое сообщение, словарная деятельность. В этом случае участники постоянно обсуждают  некоторые проблемы друг с другом, включаются в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других.  Главное – взаимодействие учителя-ученика происходит на основе психологической комфортности.    Роль учителя – консультант-помощник, организатор процесса.  

       В таком случае   создаются  условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Насибуллина А.З. учитель русского языка 1 квалификационной категории МАОУ «Ординская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Уровень коммуникативной компетентности личности

Слайд 3

Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли.

Слайд 4

Для расширения словарного запаса задания подбираю с учетом новых, незнакомых по лексическому значению слов. Дома определить значения слов. Составить словосочетания и предложения. Через несколько уроков все слова объединяются, даю задание - составить с ними рассказ.

Слайд 5

ГРУППА СЛОВ ДЛЯ РАССКАЗА: брандспойт, флагшток, пакгауз, бестселлер, рисковать, здравомыслие, ходатайство, захолустный, величественный, скрупулезный.

Слайд 7

Фразеологизмы: точка в точку - два сапога пара, одним миром мазаны, одного поля ягода, такой же масти, ни дать ни взять, тютелька в тютельку, на одну колодку, из одного яйца выпали, как две капли воды.

Слайд 8

Тема: Скитание, дорога, путник, поход Путь-дорога, магистраль, шоссе, трасса, гоголевская бричка, российский тракт, путник, пришелец, поездка, странствие, паломничество, пилигрим, вояж, экскурсия, богомолец, скиталец, бродяга, путешественник, приезжий, турист, перекресток, поворот, распутье.

Слайд 9

Афоризмы, интересные мысли, словосочетания, цитаты: Выхожу один я на дорогу; дорога жизни; нить жизни; путешествие омолаживает вещи; каждый в мире странник; человек познается в игре и в дороге; путешествия развивают ум; каждый идет по своему пути; человек проверяется в дороге; следуй своей дорогой; чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад; в пути жизнь проходит быстрее; скатертью дорога; кривая дорога; счастливая тропа

Слайд 12

- Когда пишется разделительный Ъ? -Когда пишется разделительный Ь? -В каких морфемах присутствует Ь? -Другие случаи обозначения Ь. -Какие иноязычные приставки предполагают после себя правописание разделительного Ъ?

Слайд 13

Любой метод учителя помогает развитию коммуникативных и языковых компетенций: дискуссия, диалог, полемика, мозговой штурм, аналитическое сообщение, словарная деятельность. Роль учителя – консультант-помощник, организатор процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надпредметная программа " Дебаты и дискуссии как средство развития коммуникативных компетенций обучающихся"

Данная надпредметная программа как никогда актуальна в наши дни. Многие преподаватели уже давно используют технологию дебатов в своей деятельности. Я использовала работы разных авторов и разные источн...

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...

Дидактика современного урока. Урок как средство взаимодействия учителя и ученика

Дидактика современного урока. Урок как средство взаимодействия учителя и ученика...

Использование театрально-языкового компонента, как средства формирования коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся по английскому языку в начальных классах.

Актуальность моей темы обуславливается тем, что происходит сложный период преобразования в нашей стране, переосмысление ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценность личности в Нац...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СКОУ VIII ВИДА»

Выступила с авторской разработкой электронных тренажеров по руссскому языку на региональном конкурсе "Ступени мастерства"....

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции

В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....