Индивидуальный образовательный марщрут одарённого ребёнка
статья по английскому языку на тему
В статье представлен алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута и результативность его применени в практике учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbk_shkola_no1_inkina_z.m._tehnologiya_1.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА
Инкина Зоя Михайловна, учитель МБУ «Школа №1» г.о.Тольятти (Россия)
Most people say that is it is the intellect which makes a great scientist.
They are wrong: it is character.
Albert Einstein
Гений – это 1% вдохновения и 99% пота.
Томас Эдисон
Аннотация: Автор рассматривает алгоритм действий педагога при проектировании индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка как технологию разработки педагогической модели в рамках социально-педагогического проектирования. В статье представлен методический продукт и практический результат реализации технологии.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, одарённый ребёнок, модель, алгоритм действий педагога, практический результат
Адрес: г.Тольятти, ул.Баныкина, 44
E-mail: zoya.inkina@yandex.ru
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе. Работа с одарёнными детьми организуется учителем с учетом расширения объема изучаемого материала, изменения форм и методов взаимодействия с детьми [1]. Однако у учителя не всегда хватает профессиональных навыков для работы с данной категорией обучающихся. Цель данной статьи – описание разработки индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка.
В современной психологии интенсивно обсуждается концепция одарённости. Различные варианты концептуальных решений предложены многими специалистами (Асмолов А.Г., Бабаева Ю.Д., Брюно Ж., и др.). Все существующие концепции акцентируют внимание на определенных аспектах этого сложного психического явления. Наиболее близка нам теория американского психолога Дж. Рензулли, согласно его теории, «одаренность» есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда [2].
Мы придерживаемся данной концепции, добавив, что работа с одарённым ребёнком должна вестись индивидуально, при проявлении у обучающегося хотя бы одной из трёх основных характеристик. Сущность индивидуального подхода в образовании заключается в конкретизации общих целей обучения согласно индивидуальным качествам учащегося. Индивидуальный подход создаёт благоприятные возможности для формирования всех способностей ребёнка, делает педагогическое воздействие на ребёнка эффективным [4] . Нами была предпринята попытка спроектировать модель индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка средствами иностранного языка. Одним из требований к современному педагогу является наличие творческой составляющей, креативности его деятельности, педагогу следует вести постоянный поиск теоретических основ своей деятельности. В связи с этим, методологической основой нашей деятельности является теория социально-педагогического проектирования образовательных моделей. Согласно технологии проектирования учебного процесса по В.М.Монахову, выстраивание педагогом собственной технологии является вершиной его профессионализма, она позволяет разбудить потенциал профессиональной деятельности и творчества учителя [3].
Итак, проектируя индивидуальный образовательный маршрут (или модель) для одарённого ребёнка, мы использовали методы педагогического наблюдения и психологической диагностики видов способностей, совместного проектирования долгосрочных и краткосрочный целей, согласования маршрута с родителями ребёнка, самооценки ребёнком своих достижений на каждом этапе, метод педагогической поддержки [5]. В результате, был получен следующий алгоритм действий педагога при составлении индивидуальной образовательной траектории одарённого обучающегося.
Таблица 1. Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка на учебный год.
№ п/п | Педагогическое действие | Планируемый результат | Срок |
1 | Определение уровня развития ребёнка, педагогическое наблюдение, психологическая диагностика вида одарённости. | Определение вида способностей ребёнка, его актуальный уровень развития | Сентябрь |
2 | Проектирование методов развития и объёма прироста компетентностей ребёнка средствами иностранного языка. | Постановка долгосрочных и краткосрочный целей, пути их достижения | Сентябрь |
3 | Согласование траектории одарённого ребёнка с родителями. | Определение роли родителей, создание организационных условий для ребёнка | Сентябрь |
4 | Определение временных рамок | Выделение дополнительного часа в неделю на индивидуальные занятия с одарённым ребёнком | В течение года |
5 | Разработка учебно-тематического плана | Составлении программы в соответствии с индивидуальными потребностями ребёнка | Октябрь |
6 | Интеграция с другими специалистами | Привлечение преподавателей ВУЗов, ГЦИРа к работе с ребёнком | В течение года |
7 | Определение достижений ребёнка на каждом этапе освоения маршрута. | Развитие УУД в сфере самооценки, | В течение года |
8 | Поощрение (публичное) ребёнка по итогам года. | Формирование положительного мотива к развитию | Май |
Применяя на практике данную технологию, мы получили следующий результат.
Таблица 2. Результаты применения технологии индивидуального образовательного маршрута в практике учителя иностранного языка.
№ п/п | Обучающийся/Характеристика, вид одарённости | Результат | |
По исследованию школьного психолога, повысился уровень самооценки учащихся школы: 2013-2014 уч. год - у 41% обучающихся, изучающих иностранный язык 2014-2015 уч. год – у 44%, обучающихся, изучающих иностранный язык. Более 60% учащихся имели адекватную самооценку, кроме того у 45% учащихся повысился уровень мотивации учения, улучшились учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие у 32% обучающихся за два года. | |||
1 | Двое обучающихся 7,8 классов/Интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, академическая одарённость. | Участие в окружном туре всероссийской олимпиады школьников по иностранным языкам в 2015, 2016г.г. | |
2 | Трое обучающихся 5 классов/ Креативность, артистические способности | Участие в областном конкурсе видеороликов на английском языке «Самый умный» в 2015 г. | |
3 | Трое обучающихся 7,8 классов/Настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу), литературные способности | Призёры городского конкурса «Юный переводчик» 2015, 2016 г.г., городского конкурса «Эссе на английском языке» 2015г. | |
4 | Обучающаяся 8 класса/ Креативность, артистические способности | Призёр городского конкурса песен на иностранных языках 2015, 2016г.г. | |
5 | Четверо обучающихся 5 классов/ Настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу), лидерские способности | Участники школьного, городского конкурса на английском языка «Английский поезд» 2016 г. | |
6 | Десять обучающихся 5 класса/ Креативность, артистические способности | Драматизация спектакля, изготовление декораций, исполнение песен на английском языка, общешкольный праздник 2016г. | |
7 | Обучающаяся 8 класса/ Настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу), креативность литературные способности | Призёр регионального конкурса переводов «Душа обязана трудиться…» 2016 г. | |
8 | Обучающаяся 8 класса/ Настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу), креативность литературные способности | Победитель окружного этапа научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», секция «Иностранный язык», участник областного этапа конференции. |
В заключении, хотелось бы подчеркнуть универсальность созданной нами модели индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка на учебный год; положительную динамику психических процессов и учебных достижений обучающихся, в работе с которыми была использована данная технология. В школе создана творческая группа учителей, работающая по направлению «Одарённый ребёнок» с использованием технологии индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка. В перспективе работы над темой, планируется к изданию сборник педагогического инструментария, позволяющего реализовать технологию более эффективно.
Итак, в статье описан алгоритм действий педагога при разработки индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка и представлен практический результат реализации данной технологии.
Список литературы:
- Программа развития МБУ «Школа №1», с.35
- Rensulli J., Reis S., Smith G., Therevolving-door model: a new way of inentifsink the gifted. Phi Delta Kannan.1981. 649 p.
- Монахов, В.М. Педогические объекты. Педагогическое проектирование Know how технологии, Москва –Тольятти, 2004, с.19
- Ильин, Е.Н. Педагогический поиск. Искусство общения. – М: Педагогика, 1987, с.134
- Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-544 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут сопровождения одарённого ребёнка
В г.Лысьва реализовывался муниципальный проект "Одарённые дети" . В МБОУ "СОШ № 13" сформировалась своя система работы с одарёнными дети. Предлагаю индивидуальный маршрут сопровождения одарённго...
Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута одарённого ребенка
В статье рассматривается система тьюторского сопрождения одарённых детей. Тьюторское сопровождение – это деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образо...
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка...
Индивидуальная образовательная программа одарённого ребёнка
Для достижения максимального успеха в достижении детей, все учителя стремятся к созданию благоприятной среды. Эта задача, по отношению к талантливым и одарённым детям требует обдумывания и тщательного...
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка
Цель разработки: раскрытие и описание работы с одаренными детьми через реализацию индивидуального образовательного маршрута.В методической разработке представлен индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...