Программа индивидуального развития ученика "Одарённый ребёнок"
материал по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Программа индивидуального развития ученика
Разработчик программы: Калекова Елена Алексеевна
учитель английского языка
г.о. Спасск-Дальний
2013-2014
Пояснительная записка
Актуальность.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний.
На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.
Данная программа индивидуального развития - помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.
Цель программы:
- формирование благоприятных условий обучения для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Задачи:
- выявить одарённых детей методом наблюдения, анкетирования и тестирования по английскому языку;
- внедрить методы, формы и средства, направленные на поэтапное развитие у учащихся самостоятельности мышления, научно-исследовательских, рефлексивных, оценочных навыков, инициативности и творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- использовать на уроке дифференциацию на основе индивидуальных особенностей одарённых детей;
- расширить возможности обучения и самообучения;
- отследить личностный рост одарённых детей с помощью мониторинговых процедур.
Работа строится на следующих принципах педагогической деятельности:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для реализации способностей учащихся;
- принцип развивающего обучения.
Позиция учителя:
- инициирование субъектного опыта учения;
- развитие индивидуальности каждого ребенка;
- признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика:
- свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:
- самопознание, самоопределение, самореализация.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2013 – 2014 учебный год.
Промежуточные результаты.
Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.
Прогнозируемый результат.
А) Будут развиты данные способности и умения:
1. Познавательные способности и навыки
- Богатый словарный запас.
- Перенос усвоенного на новый материал.
- Установление причинно- следственных связей.
- Умение делать выводы.
- Умение интегрировать и синтезировать информацию.
- Умение улавливать сложные идеи.
- Умение замечать тонкие различия.
- Использование альтернативных путей поиска информации.
- Анализ ситуаций.
- Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
- Умение рассуждать.
- Построение гипотез.
- Применение идей на практике.
- Критичность в мышлении.
- Высокая любознательность.
2.Творческие способности
- Способность рисковать.
- Дивергентное мышление.
- Гибкость в мышлении и действиях.
- Быстрота мышления.
- Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
- Богатое воображение.
- Высокие эстетические ценности.
- Развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной сферы
- Реалистическая Я-концепция.
- Уважение к другим.
- Эмпатическое отношение к людям.
- Склонность к самоанализу.
- Терпимое отношение к критике.
- Настойчивость в выполнении задания.
- Независимость в мышлении и поведении.
- Соревновательность.
- Чувство юмора.
- Уверенность в своих силах и способностях.
- Внутренняя мотивация.
Б) Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции «Взгляд в будущее».
В) Успешная сдача ЕГЭ.
Общие черты интеллектуальной активности учащихся:
- конкретность мышления и способность к абстракциям;
- быстрота и точность выполнения заданий, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;
- сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного;
- богатство словарного запаса, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.
На основе вышеуказанного, можно выделить учащихся 11 «К» класса Богатырёву Полину, Плахута Дарью и Родионову Анастасию; ученицу 11 «А» класса Васильеву Ирину; с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.
Характеристика
ученицы 11 «К» класса МБОУСОШ №11
Богатырёвой Полины
Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Полину привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные способности.
Имеет отличные способности по всем предметам. Девочка имеет отличную память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт, имеет большой словарный запас, упорна в достижении результата в сфере, которая ей интересна. Полина обладает повышенной концентрацией внимания, умеет пользоваться накопленными знаниями, предпочитает интеллектуальные игры. Ученица четко может планировать свою работу, самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Достаточно хорошо осуществляет самоконтроль, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Она имеет отличные результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную литературу. Любознательна, эрудированна. В моменты вдохновения сочиняет прозу. Очень хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна.
Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию. Девочка с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Она с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ей нравится работа, которую можно делать быстро. Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал, работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.
Положительно реагирует на похвалу и порицание. Обладает высоким уровнем эмпатии. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе Полину ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения. Состояние здоровья удовлетворительное. Уроки физкультуры посещает охотно, участвует в спортивных соревнованиях.
Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире.
Диагностический блок
I этап – диагностический
Цель – углубленное психолого - педагогическое изучение учащихся и выявление детей с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.
(анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности ученика, психические качества личности и уровень сформированности интеллектуальных умений)
Задачи:
- Провести психолого - педагогическое обследование ребенка для определения его психологического развития (Приложение 1, 2)
Приоритетные направления:
- диагностика познавательной деятельности учащихся;
- исследования эмоционально-личностной сферы;
- диагностика межличностных отношений;
- диагностика психологического здоровья;
2. Занести полученные результаты в базу данных.
1.Характеристика познавательных процессов.
- Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).
- Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)
- Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).
2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.
3.Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.
4. Выводы
Сравнительный анализ результатов диагностики
Богатырёвой Полины
Качества | Уровень сформированности в 10 классе | Уровень сформированности в I полугодии 11 класса |
Забота о своей школе | В делах класса участвует | Участвует в делах класса, привлекает к этому других |
Любознательность | Сформирована | Сформирована в полной мере |
Реализация своих интеллектуальных способностей | Хорошо учится, при наличии контроля | Учится без контроля, стремится к знаниям |
Организованность в учении | На уроках внимательна | Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно |
Саморазвитие | Во внеурочной деятельности участвует | Участвует в конкурсах различного уровня |
Трудолюбие | Старается | Старается, привлекая своих одноклассников |
Самостоятельность в труде | Трудится при наличии контроля | Трудится без контроля со стороны взрослых |
Уважительное отношение к старшим | Уважает старших, не допускает грубость | Уважает старших |
Дружелюбное отношение к сверстникам | Доброжелательна | Отзывчива к друзьям, является примером |
Самоподготовка | Средний уровень | Полностью сформирована |
Самодисциплина | В основном сформирована | Сформирована полностью |
Соблюдение правил культуры | Нормы и правила поведения в основном соблюдает | Правила поведения соблюдает |
Требовательность к себе | Проявляет себя в хороших поступках | Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся |
Психолого-педагогические выводы:
У учащейся выявлены признаки интеллектуальной одаренности.
Разработать основные направления развития ребёнка:
- Наблюдение
- Тесты
- Тренинги
Психические качества учащейся
Параметры | Оценка ученицы | Оценка родителей | Оценка класса | Оценка учителя |
Познавательный интерес | 4 | 4 | 5 | 5 |
Логическое мышление | 4 | 4 | 5 | 5 |
Запоминание | 4 | 5 | 5 | 5 |
Интеллектуальные способности | 3 | 4 | 5 | 5 |
Речь | 4 | 5 | 5 | 5 |
Внимание | 5 | 4 | 5 | 5 |
Общая оценка | 24 | 26 | 30 | 30 |
Вывод: самооценка ученицы занижена по сравнению с оценками родителей, одноклассников и учителя. Следовательно, она не всегда уверенна в своих силах.
Задача учителя – повысить самооценку ученицы и внести в план работы больше заданий по развитию интеллектуальных способностей.
Содержательно-деятельностный блок
(построение индивидуально-образовательной траектории)
II этап – коррекционно-развивающий
Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.
Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов. (Приложение 3)
- Цели, поставленные на учебный год.
- Приемы и методы достижения поставленной цели. (Приложение 4)
- Рефлексия
Для построения индивидуально-образовательной траектории необходимо:
- Составить план занятий по английскому языку с учеником, учитывая психические особенности и уровень его развития.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
- Предоставить ученику тематический план-график. (Приложение 5)
- Для анализа результатов работы оформить таблицу. (Приложение 6)
III этап – саморазвитие
Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
- развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
- воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
- формировать культуру межличностных отношений.
Результативный блок
(подведение итогов работы)
IV этап – самооценка, оценка достижений
- Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции «Взгляд в будущее».
- Написание творческой тематической работы.
- Успешная сдача ГИА.
Литература:
- Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.
- Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
- Гончаров В.С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.
- Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
- Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
- Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
- Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
- Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
- Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.
- Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.
Приложение 3
Индивидуальный план работы Богатырёвой Полины (11 «К» класс)
2012-2013 | 2013-2014 | |||||||
Мероприятие | Школьное | Городское | Краевое | Сроки участия | Школьное | Городское | Краевое | Сроки участия |
Изучение английской грамматики (по Ю. Голицинскому) | + | В течение года по плану | + | В течение года по плану | ||||
Работа в библиотеке, Интернете | + | В течение года | + | В течение года | ||||
Олимпиада по типу ЕГЭ | + | Ноябрь, март | + | + | Октябрь, ноябрь | |||
Написание (научно-исследовательской), творческой тематической работы | + | Март | + | + | + | Октябрь | ||
Научно-практическая конференция «Взгляд в будущее» | + | Апрель | + | Апрель | ||||
Конкурсы, фестивали, форумы | + | + | + | В течение года | + | + | + | В течение года |
День консультаций – понедельник
Приложение 5
Технологическая карта изучения темы
Богатырёвой Полины (9 «К» класс)
Название темы | План изучения темы | Основные вопросы | Понятия и термины, которые он должен усвоить | Практические работы | Список необходимой литературы | Формы контроля | Задания для самопроверки |
Приложение 6
Технологическая карта анализа результатов работы
Богатырёвой Полины (9 «К» класс)
№ | Дата и время консультаций | Главные рассматриваемые вопросы | Время работы с темой по программе | Фактическое затраченное время | Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой | Невыясненные вопросы | Причины отклонений от сроков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ребенка.
Программа индивидуального развития ребенка....
Программа индивидуального развития ученика 9 класса
Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....
Программа индивидуального развития ученика
Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культур...
Программа индивидуального развития.
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей....
Презентация программы индивидуального развития
Программа индивидуального развития ученицы 7 класса ...
Программа индивидуального развития ребёнка
Программа направлена на самораскрытие ребёнка как личности. Ее разделы охватывают практически все сферы человеческой жизни. Каждое направление позволяет решить воспитательные задачи и дост...
Программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ
Данна программа создана для ребёнка с ОВЗ (вариант 9.1) учащегося 5 класса....