Технологии обучения пониманию иноязычного текста
методическая разработка по английскому языку по теме

Чтобы грамотно планировать уроки обучения чтению и пониманию текстов, необходимо, в сущности, знать две вещи: во-первых, что значит - уметь читать, во-вторых, с помощью каких средств (упражнений) можно развивать это умение.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prof._chtenie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Уваровский химико-технологический колледж»

Методическая разработка

на тему:

«Технологии обучения пониманию иноязычного текста

при профессионально ориентированном чтении »

                            

Разработала:

Болдырева Елена Валерьевна

 Преподаватель ТОГБОУ СПО «Уваровский

химико-технологический колледж»

Уварово

Пояснительная записка.

Чтобы грамотно планировать уроки обучения чтению и пониманию текстов, необходимо, в сущности, знать две вещи: во-первых, что значит - уметь читать, во-вторых, с помощью каких средств (упражнений) можно развивать это умение.        

Умение читать - это умение, прежде всего, владеть техникой чтения, т.е. мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внутренней или внешней речи. Любая речевая единица является оперативной единицей восприятия. Такой единицей может быть слово, или даже слог (при плохой технике чтения), или словосочетание двух или нескольких слов (синтагма) и даже целая сложная фраза (а при скорочтении - и абзац). Чем крупнее оперативная единица восприятия, тем лучше техника чтения, а чем лучше техника чтения, тем выше уровень понимания текста.

 Уметь читать также значит мгновенно соотносить лексические единицы и грамматическое оформление с их значением. Причем имеется в виду непосредственное (не через родной язык или другое толкование) понимание семантической стороны речевых единиц. Такое понимание в значительной мере основано на том, насколько читающий умеет предвосхищать (антиципировать) как смысловое содержание читаемого текста (содержательная антиципация), так и отдельные грамматические формы (структурная антиципация).

Не в меньшей степени понимание зависит и от так называемой языковой догадки, которая есть не что иное, как умение понять неизвестное слово по известным компонентам.

 Итак, в обучении чтению перед учителем на уроке стоят следующие задачи:

1)увеличивать оперативную единицу восприятия текста,        

2)учить воспринимать текст (его части) с однократного восприятия,

3)учить воспринимать и узнавать новые сочетания известных единиц,

4)развивать скорость чтения (про себя),

5)развивать структурную антиципацию,

6)развивать содержательную антиципацию,

7)развивать умение догадываться о значении неизвестных единиц (по разным признакам),

8)обучать мгновенно соотносить форму воспринимаемого с его значением,

9)развивать умение разбираться в логико-смысловых связях текстов разного характера,

10)развивать умение «игнорировать» неизвестное, если оно не мешает пониманию в целом.

Именно эти задачи и должны формулироваться в качестве задач уроков развития умения читать.

Обычно человек читает с разными целями, две из которых наиболее вероятны и важны для любой его будущей деятельности: один источник ему нужно просто просмотреть и понять основную мысль, не вдаваясь в детали, (так называемое чтение с общим охватом содержания), другой - проработать тщательно, так как важны (нужны, интересны) детали (так называемое чтение с полным пониманием).        

Материалом для первого вида чтения являются тексты, содержащие до 3% незнакомых слов, и задача состоит в данном случае в том, чтобы понять, несмотря на это, основное содержание текста, причем обращаться к словарю или использовать догадку нужно лишь тогда, когда незнакомые слова мешают понять основное содержание.        

Материалом для второго вида чтения являются тексты, полностью построенные на знакомом материале либо содержащие незнакомые явления (не более 6%), значение которых должно быть раскрыто любыми известными способами: с помощью догадки, сносок, словаря. Основная задача данного вида чтения - полностью понять все содержание, независимо от характера текста и способа снятия помех. Неодинакова, конечно, и методика работы с этими текстами. Какие же упражнения на уроках обучения чтению следует считать наиболее желательными?

1.Чтение расширяющихся синтагм. Это упражнение преследует следующие цели:

а)увеличивает оперативную единицу восприятия;

б)развивает        структурную антиципацию;

в)способствует усвоению новых слов, которые затем встретятся в тексте (развивает контекстуальную догадку);

г)настраивает учащихся на чтение текста, ибо направляет их мысли в определенное русло (развивает логическое понимание).

2.Содержательная        идентификация. Это упражнения, в которых ученик должен идентифицировать одни высказывания с другими, т. е. установить их сходство или различие в содержательном плане (отсюда и название — содержательная идентификация). При этом имеют место следующие варианты этого вида упражнений:

а)найти в прочитанном рассказе предложения, схожие по содержанию с данными;

б)определить, соответствуют ли данные предложения содержанию рассказа;

в)выбрать предложения (из данных), которые соответствуют содержанию рассказа;

г)определить, идентично ли предложенное резюме основным мыслям рассказа (заметки);

д)установить разницу в двух текстах, которые напечатаны параллельно и представляют собой рассказ одного и того же содержания;        

е)определить, что из прочитанного является общим.

Цель этого вида упражнений - развитие смысловой догадки, содержательной антиципации, скорости чтения.        

Для успешного выполнения этого упражнения учащийся должен:        

- прочесть данное предложение как можно быстрее;        

-  запомнить его содержание и его зрительный образ;

- держа это в памяти, быстро просматривать текст всего рассказа (его части);

-  найти аналогичную (или близкую по содержанию по форме) фразу.

Выполнение таких упражнений требует определенного напряжения, но оно окупается достигнутым результатом. Постоянное обращение к прочитанному, трех- и четырехкратное его просматривание в пределах выполнения одного упражнения и совершенствует умение читать.

Чрезвычайно полезно, хотя и несколько усложнено, выполнение этих упражнений с ТСО, когда есть возможность проецировать на экран сначала фразу, а затем само высказывание (абзац) для поиска в нем подобной фразы за ограниченное время.

3. Содержательный поиск.        

Варианты его следующие:

а)Найти предложения, подтверждающие …

б)Найти то, что характеризует …

в)Найти причины того, что …

г)Найти те проблемы, которые волнуют …

Основная задача этих упражнений заключается в том, чтобы развивать логическое понимание. Действия, которые совершает ученик при выполнении этих упражнений, мы назвали содержательным поиском, поскольку ученик действительно ищет в прочитанном то, что требуется, и ищет это на основе того, насколько он понял прочитанное. Если он не понял основных мыслей текста, поиск не состоится.

Требуемые от ученика действия аналогичны тем, которые он должен производить в предыдущем виде упражнений.

4. Смысловой выбор.

К смысловому выбору относятся упражнения:

а)выбери подходящее заглавие из данных;        

б)выбери правильный по смыслу ответ из предложенных;        

в)выбери из абзацев рассказа по одному предложению, передающему их смысл.

Будучи правильно выполненными, эти упражнения свидетельствуют о том, что ученик действительно понял прочитанное на уровне смысла. Основная задача этих упражнений — развитие логического понимания, но попутно они решают и другие задачи — развивают смысловую догадку, совершенствуют технику чтения (ученик вынужден неоднократно пробегать текст глазами).

Весьма желательно, чтобы учитель не удовлетворялся правильным выбором (это в особенности касается выбора из готовых ответов), ибо он может быть и случайным. Тогда  следует попросить объяснить свой выбор, подтвердить его чем-либо. Для этого ученику можно дать время на обдумывание ответа (на поиск его в тексте), пока другой ученик (ученики) заняты другим ответом.

Опыт преподавания английского языка в средних специальных учебных заведениях позволяет рекомендовать следующую схему работы с профессионально ориентированным текстом со студентами. Прежде всего, под руководством преподавателя текст должен быть детально разобран. Затем проводится целый комплекс упражнений, что способствует лучшему запоминанию изучаемого материала как лексического, так и грамматических оборотов. Заключительным этапом работы с лексической единицей должно стать свободное изложение усвоенного материала после работы над текстом с помощью упомянутых выше упражнений. Данные теоретические аспекты нашли практическое применение в методической разработке занятия по обучению чтению и переводу по теме «Computer» («Компьютер»), предназначеной для  работы на 1 курсе.

Topic: Computer.        

Objectives:

- to practice reading for the main idea

-to practice reading for details

-to practice translating        

-to guess the words by context

-to practice using a dictionary

-to practice reading specific information

-to practice using new words related to the computer

-to learn new words

Warm-up activities:

Teacher: Today we are going to speak about a computer, one of the greatest inventions of the 20th century. We shall start with the texts about what parts or devices it consists of, what software and hardware are and so on. Before we begin, look at the pictures and say: what do you see in these pictures? First in Russian and then try to find their English equivalents in the pictures.

The students name the words:

  1. Системный блок - system unit
  2. монитор - monitor
  3. клавиатура - keyboard
  4. мышь - mouse        
  5. принтер - printer
  6. сканер (планшетный) - flatbed scanner

Teacher: Please, name the international words and words which you have already known.

Possible answers: monitor, printer; unit, mouse, keyboard        

Vocabulary work:        

T.: Good, and now look through the texts and try to translate the highlighted words, try to guess their meanings. Some words you should know, I believe.

Possible answers: personal computer, individual, user, microprocessor, software, hardware,monitor, printer, chip, CD-ROM, modem, keyboard

T.: Now look at your key vocabulary, read the words, given there, pay attention to the translation of these words.

Students read the words from the vocabulary. Teacher corrects the pronunciation.

Reading the text:

T.: So we shall start reading and translating the texts.        

Students read and translate the texts, if necessary, look the words up in a dictionary

Follow-up activities:

T.: Well done, and now you are to answer the following questions:

  1. What is a personal computer?
  2. What are personal computers used for?
  3. What were the first models of PC?
  4. What are computer programs called?
  5. What is hardware?
  6. How are the keys on computer keyboards classified?
  7. How is the standard layout of keys on a keyboard called?
  8. How many keys has enhanced keyboard?
  9. How are hard disk drives sometimes called?
  10. What is hard disk drive?
  11. How are monitor screen sizes measured?

T.: The next task you are to do - to complete the following sentences:

The computers are based on ....

Screen sizes are measured in....

There are three different PC keyboards:.....

Computer programs are called...

 Programs that do real work for users are....

 Personal computers first appeared.....

Components that you can touch are...        

Peripheral devices can be...

Comma, period, semicolon are... .keys

Full-page monitors are...

Hard disk drives are sometimes called...        

Summing up:

T.: Today we've got a lot of information about computer and its devices, now try to sum up all the information and tell us in five minutes your summary.

Students present their summary, if necessary they have a look at their notes        

Home Task:

At home students are to learn the new words and prepare the summary of the texts.

TEXT 1

What is a Personal Computer?

Personal computers (PC) are small, relatively inexpensive computers for an individual user. Their price can be from a few hundred dollars to thousands of dollars. All are based on the microprocessor technology that enables manufacturers to put an entire CPU on one chip. Personal computers are used in business for word processing, accounting, and desktop publishing. At home, the most popular use for personal computers is playing games. Personal computers first appeared in the late 1970s. One of the first and most popular personal computers was the Apple II, made in l977 by Apple Computer. Then, in 1981, IBM (International Business Machines) made its first personal computer, known as the IBM PC. The IBM PC quickly became the most popular personal computer.        

TEXT 2

What Is a Keyboard?

Computer keyboard is the set of typewriter-like keys that enables you to enter data into a computer. Computer keyboards are similar to electric-typewriter keyboards but contain additional keys. The keys on computer keyboards are often classified as follows:

alphanumeric keys — letters and numbers

punctuation keys — comma, period, semicolon, and so on.

special keys— function keys, control keys, arrow keys, Caps Lock key, and so on.

The standard layout of letters, numbers, and punctuation is called QWERTY keyboard because the first six keys on the top row of letters spell QWERTY. The QWERTY keyboard was designed in the 1800s for mechanical typewriters.

There is no standard computer keyboard, although many manufactures imitate the keyboards of PCs. There are actually three different keyboards: the original PC keyboard, with 84 keys; the AT keyboard also with 84 keys; and the enhanced keyboard, with 101 keys. The three differ somewhat in the placement of function keys, the Control key, the Return key, and the Shift keys.

In addition to these keys, IBM keyboards contain the following keys: Page Up, Page Down, Home, End, Insert, Pause, Num Lock, Scroll Lock, Break, Caps Lock, Print Screen.

What Is a Hard Disk Drive (HDD)?

Hard disk drive is the mechanism that reads and writes data on a hard disk. Hard disk drive has many inflexible platters (discs) coated with magnetic material. Read/write heads can record computer data on these discs. Atypical hard disks rotates at 3,600 revolutions per minute and the read/ write heads ride over the surface of the disk on a cushion of air 25 micron deep. Hard disk drives (HDDs) for PCs generally have seek times of about 12milliseconds or less. Hard disk drives are sometimes called Winchester drives. Winchester is the name of one of the first popular hard disk drive technologies developed by IBM in 1973.

What is a Monitor?

Monitor is another term for display screen. First monitors were black-and-white with cathode ray tube. Nowadays most monitors are colour monitors. Besides, colour LCD monitors are becoming more and more popular. Monitors have different screen sizes. Like televisions, screen sizes are measured in inches from one corner of the screen to the opposite corner diagonally. A typical size for small monitors is 14 inches. Monitors that are 16 or more inches diagonally are often called full-page monitors.

What is Software?

Computer programs are called software. Software is instructions for hardware (the machines) to do work. Software is often divided into two categories:

Systems software: the operating system and all the utilities that enable the computer to function. Applications software: programs that do real work for users. For example, word processors, spreadsheet programmes, and games are applications software.

What is Hardware?

Hardware are computer components that you can touch, like disks, disk drives, monitors, keyboards, printers, boards, and chips. But you cannot touch software. Software exists as ideas, concepts, and symbols. A computer without software is dead — you need software to make the computer work.

What are Peripheral Devices?

Peripheral devices are computer devices, such as a CD-ROM drive or printer. Peripheral devices can be external, such as a mouse, keyboard, printer, monitor, and scanner. Peripheral devices can be internal, such as a CD-ROM drive or internal modem.

Essential Vocabulary

individual — индивидуальный, личный        

user — пользователь

microprocessor = chip — микропроцессор

CPU (central processing unit) — центральный процессор

word processing — электронная обработка текста

accounting — бухгалтерское дело

desktop publishing — настольные издательские средства

software — компьютерные программы, программное обеспечение

instructions — команды

hardware — оборудование, «железо»

systems software — системное программное обеспечение

applications software — прикладные программы

utility — обслуживающая программа, утилита

word processor — текстовой процессор

spreadsheet — программа, работающая с таблицами        

disk drive - дисковод

board — плата

chip — процессор, микросхема

peripheral device — периферийное устройство

CD-ROM drive — дисковод для компакт-дисков

internal modem — встроенный модем.

keyboard — клавиатура

alphanumeric keys — буквенно-цифровые клавиши        

punctuation keys — клавиши пунктуации

comma — запятая

period — точка

semicolon — точка с запятой

function key — функциональная клавиша

control key — клавиша управления

arrow key — клавиша с изображением стрелки        

Caps Lock key — клавиша фиксации регистра заглавных букв

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Куклина И. П. Energy is the Source of Life, Пособие по английскому языку для

       техникумов, колледжей, профессиональных технических училищ - СПб • КАРО 2000

  1. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе ( 2-е изд., дораб. (1 Просвещение, 1988        
  2. Наговицына О.В. Поурочные разработки по английскому языку к учебному

      комплекту ВЛ. Кузовлева, Н.П. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др, 10-11 классы 11 ВАКО, 2006        

  1. Агабекян И.П. Английский язык для ссузов: учеб. Пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение чтению иноязычного текста

как правильно обучать чтению на английском языке...

статья ОБУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА

Сегодня большинство учителей уже хорошо понимают, что научить читать - это значит не только выработать умение пра­вильно озвучивать текст на иностранном языке, но и уметь изв­лекать содержащиеся в нем...

Статья "Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности"

Что значит подготовить выпускника школы к самостоятельному чтению и пониманию текстов на иностранном языке? Суть обучения чтению как поисковой деятельности, недостатки при обучении чтению, трудности, ...

тема "Обучение понимания прочитанного текста. "Пол Ньюман-известный американский актер"

тема "Обучение понимания прочитанного текста. "Пол Ньюман-известный американский актер"...

«Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению (на основном этапе обучения)»

Актуальность опыта  обусловлена тем, что чтение играет важную роль для развития у учащихся навыков языковой догадки и чувства языка, обогащает словарный запас, развивает грамматические навыки, фо...