«Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению (на основном этапе обучения)»
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс)
Актуальность опыта обусловлена тем, что чтение играет важную роль для развития у учащихся навыков языковой догадки и чувства языка, обогащает словарный запас, развивает грамматические навыки, формирует культурную компетенцию изучающего иностранный язык, поскольку предоставляет возможность для накопления и уточнения знаний о культуре страны изучаемого языка. Использование методики денотативного анализа текстового материала изменяет организацию образовательного процесса, делает процесс обучения чтению более интересным, формирует мотивацию к изучению иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_chteniyu_teoriya_avtosohranennyy.docx | 908.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 31 Красноармейского района Волгограда» |
г. Волгоград 400055 улица имени Фадеева, 1 тел. 62-80-05
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕМУ:
«Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению (на основном этапе обучения)»
Авторы: учитель английского языка высшей квалификационной категории Пожитнова Елена Валентиновна; |
Волгоград, 2023
Содержание
I.Вводная часть 1.1.Информационно – справочные сведения. 1.2. Актуальность опыта 1.3. Цель педагогического опыта 1.4. Задачи, успешно решаемые в опыте. 1.5. Теоретико-практические основы педагогического опыта. | с.3 с.3 с.3 с.3 с.3 с.3 |
II. Основная часть: 2.1. Педагогические средства, используемые в опыте 2.2.Описание работы в соответствии с поставленными целью и задачами 2.3 Алгоритм осуществления педагогических действий | с. 4 с. 5 с. 6 с 6 |
III. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике. 3.1. Результативность. 3. 2.Условия функционирования опыта. 3. 3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике | c. 7 с. 8 с. 8 с. 8 |
IV. Список использованной литературы. | с. 9 |
V. Приложения: Приложение № 1 Технологическая карта урока по английскому языку в 9 классе на тему 6 « Праздники (Festivals and celebrations)» Приложение № 2 Примеры денотатных карт для работы с текстом. | С 10 С 13 |
- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.2. Актуальность опыта обусловлена тем, что чтение играет важную роль для развития у учащихся навыков языковой догадки и чувства языка, обогащает словарный запас, развивает грамматические навыки, формирует культурную компетенцию изучающего иностранный язык, поскольку предоставляет возможность для накопления и уточнения знаний о культуре страны изучаемого языка. Использование методики денотативного анализа текстового материала изменяет организацию образовательного процесса, делает процесс обучения чтению более интересным, формирует мотивацию к изучению иностранного языка.
1.3. Цель педагогического опыта
Формирование у учащихся навыков и умений чтения с извлечением информации, просмотрового чтения и чтения с полным пониманием, повышение интереса к чтению текстов на английском языке путем использования метода денотативного анализа текста.
1.4. Задачи, успешно решаемые в опыте.
- Собственно педагогические:
- повышать мотивацию учащихся к изучению иностранного языка;
- использовать метод денотативного анализа при обучении всем видам чтения;
- организовывать текстовый материал по мере повторения или усложнения информации;
- реализовать сознательный принцип в обучении - фундаментальный принцип дидактики;
- активизировать интеллектуальную деятельность ученика, развивать его способность к логическому мышлению.
- Ученические:
- формировать навыки просмотрового чтения, чтения с извлечением информации, чтения с полным пониманием текста на иностранном языке;
- обучать способам аналитического и критического мышления в процессе работы с текстом и выполнения учебных упражнений;
- обучать работе с текстом, содержащим незнакомые слова и выражения путем логического анализа содержания текста и языковой догадки;
- развивать у учащихся навык построения схем логического анализа и умение учиться.
1.5. Теоретико-практические основы педагогического опыта.
Значительно оптимизировать существующую традиционную систему работы с текстом на предтекстовом этапе позволяет так называемый денотативный анализ текста, разработанный учёным-лингвистом А.И. Новиковым . Обучение иноязычной речевой деятельности может осуществляться на основе текста в широком смысле этого слова, и связано с закономерностями его понимания и порождения.
Исследуя психологические условия протекания понимания и порождения, несмотря на их разнонаправленность, учёные подчёркивают, что для обоих процессов характерно свёртывание. При понимании текста свёртывание завершает процесс формирования целостного образа, а при порождении свёртывание проявляется в отборе таких элементов мышления, которые должны оставить содержание будущего текста. Исходя из этого, А. И. Новиков сделал вывод, что образ содержания текста, полученный в процессе понимания, и замысел, выступающий в качестве образа будущего текста, в структурном отношении тождественны и могут быть воспроизведены графически в денотативной схеме.
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Педагогические средства, используемые в опыте
2.1.1 По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
2.1.2. По характеру познавательной деятельности: объснительно- наглядный, проблемное изложение, частично-поисковый,
исследовательский;
2.1.3 По дидактической цели:
- методы изучения новых знаний;
- методы закрепления знаний;
- методы контроля.
2.2. Описание работы в соответствии с поставленными целью и задачами
Текст как система речевого продукта носителей языка представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка и является одной из основных учебно-методических единиц обучения. Для наиболее адекватного его применения преподавателю необходимо чётко представлять себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы составления учеником собственных речевых высказываний на иностранном языке. Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, целесообразно передать ученику различные способы оперирования текстом.
Под денотатом понимается предмет, явление, процесс и так далее, который составляет содержание языкового выражения. Денотаты - отражённые в мышлении и выраженные в тексте объекты реальной действительности, а не слова являются единицами содержания текста. Совокупность денотатов, связанных предметными отношениями, представляет собой некоторый предмет действительности или модель некоторой ситуации, выраженной языковыми средствами в тексте. Отсюда можно сделать вывод, что денотатная структура содержания текста - это информационная структура, или микротезаурус, а внешняя форма текста - это лишь форма представления информации и знаний.
Исследование денотатной структуры текста является одним из интересных подходов к изучению того, как осуществляется понимание (в данном случае оно связывается с созданием в сознании читающего образа смыслового содержания текста). Этот подход может существенно помочь при обучении чтению иноязычной литературы специального характера (научно-популярные, страноведческие тексты и так далее). Денотативный анализ текста позволяет выйти за рамки языковой системы и обратиться к понятию как основному компоненту содержания текста.
Продуктом денотативного анализа текста является денотатная карта. Денотатные карты в зависимости от уровня обучения, содержания текста и проводимого с текстом анализа могут быть самого разного вида и степени сложности.
Денотатная карта - это схема, в центре которой помещается слово или рисунок, обозначающий основную тему, проблему, понятийный образ и от него в разные стороны рисуют стрелки, которые могут означать категории, дополнительные понятия, в свою очередь разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). Записываются только ключевые слова (не предложения).
В итоге получается сложная паутина логически организованных взаимодополняющих информационных опор. Эти опоры в дальнейшей работе с текстом мы используем для ответов на вопросы, пересказа текста или составления диалога по тексту. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги.
Предлагая учащимся самим составить денотатную карту текста, учитель принимает во внимание наличие у школьников специальных умений работы с текстом, таких как выделение смысловых частей; записывание основной темы абзаца; выделение и называние фактов, относящихся к данной теме; представление графически фактов основной темы каждого абзаца в виде денотатной карты, используя лексико-грамматическую цепочку абзаца. На начальном этапе обучения составлению денотатной карты текста ученик работает по плану, предложенному учителем.
Примерный план составления денотатной карты текста.
1. Прочитать текст.
2. Определить основную тему, проблему текста. Подобрать слово или словосочетание для наиболее емкой его характеристики. Это будет вершиной денотатной карты.
3.Составить денотатную карту, соединяя вершину с понятийно связанными с ней объектами - денотатами, используя отдельные слова (глаголы, существительные, наречия), раскрывающие предметные и логические взаимосвязи;
4. Заключить глаголы как выражение действий в овалы, а всю остальную информацию - в прямоугольники.
Графическое структурирование информации при составлении денотатной карты помогает не только наглядно изложить содержание текста, но и упростить усвоение необходимой информации за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними. Анализ и структурирование информации каждым учащимся при составлении наглядной смысловой схемы позволяет учащемуся лучше воспринимать и усваивать изучаемый материал, интерпретировать его индивидуальным образом. Систематическая и целенаправленная работа по преобразованию учебной информации в графический образ, способствует наглядности и упрощению усвоения материала.
2.3 Алгоритм осуществления педагогических действий
Денотатные карты в зависимости от уровня обучения, содержания текста и проводимого с текстом анализа используются для различных целей и на всех этапах урока. Эти опоры в дальнейшей работе с текстом мы используем для ответов на вопросы, пересказа текста или составления диалога по тексту.
В своей педагогической деятельности мы применяем следующий алгоритм использования приемов денотативного анализа:
- Выбор текста и определение типа чтения, навыки которого предполагается развивать при работе с текстом (просмотровое чтение, чтение с извлечением информации, чтение с полным пониманием)
- Определение этапа урока, на котором будет проводиться обучение чтению при помощи денотатных карт;
- Определение типа денотатной карты и выбор заданий к тексту.
На начальном этапе урока для развития у учащихся навыка беглого просмотрового чтения учитель может предложить учащимся прочитать три – четыре коротеньких текста, изучить денотатную карту и определить, к какому именно тексту данная карта относится. Для обучения чтению с полным пониманием на основном этапе урока можно затем составить денотатные карты остальных текстов и поработать в группах с каждым текстом отдельно, составив вопросы к ним. Другой вид работы с денотатной картой на начальном этапе урока - составить монологическое высказывание на основе готовой карты по знакомой теме.
На основном этапе урока для обучения чтению с извлечением информации и чтению с общим пониманием денотатные карты могут применяться в следующих упражнениях:
1. Прогнозирование содержания текста
- прочитать заглавие, просмотреть текст и установить, как развивается тема: индуктивно или дедуктивно; прочитать текст, сверить свои предложения с денотатной картой, данной после текста.
2. Понимание лексико-тематической основы текста:
- изучить денотатную карты текста и дополнить её ключевыми словами из текста;
- прочитать текст и завершить составление его денотатной карты.
3. Установление смысловой связи между единичными фактами текста
- прочитать текст и заполнить его денотатную карты (приводятся пустые графы, заполнен только один блок);
- прочитать текст и изучить его денотатную карту; сказать, какие сведения из текста не получили в ней отражения.
4. Контроль понимания основного содержания прочитанного текста
- составить денотатную карту прочитанного текста и пояснить её;
- пересказать текст, используя денотатную карту в качестве опоры.
III. СВЕДЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ
Итак, мы попытались показать, какая роль отведена денотативному чтению при изучении английского языка в современной школе. Методические разработки уроков с примененим технологии денотативного чтения , дидактические материалы к ним ( набор денотативных карт), помещенные в методической разработке, могут послужить для творчески работающего учителя той стартовой площадкой, оттолкнувшись от которой он сможет по-своему формировать у школьников навыки различных типов чтения. Необходимо создать на уроке особую теплую атмосферу человеческого общения, взаимообогащения, результатом которого можно назвать развитие личности на определенном его этапе.
3.1. Результативность.
В результате применения в учебной работе приемов денотативного анализа мы добились повышения мотивации детей в чтении текстов на иностранном языке путем развития креативного и логического мышления учащихся в процессе составления денотатных карт. Денотативный анализ текста в процессе обучения чтению позволяет:
· преодолевать серьёзный психологический барьер - страх перед большим по объёму текстами и стремление по поводу любого незнакомого слова прибегать к помощи словаря;
· развивать разные виды чтения в комплексе: ознакомительное, изучающее, поисковое, то есть формировать естественное «гибкое чтение»;
· научить школьника технологии переработки исходной текстовой информации так, чтобы она была адекватно понята, прочно усвоена и удобна для актуализации;
· развивать логическое мышление ученика;
· оптимизировать систему традиционных упражнений с текстом при подготовке устного высказывания.
3.2. Условия функционирования опыта.
- обеспечение каждого ученика необходимым уровнем знаний по английскому языку;
- развитие индивидуальных творческих способностей;
- отбор средств и методов обучения и воспитания в рамках использования технологии денотативного чтения;
- разнообразие форм работы в соответствии с содержанием учебного материала;
- создание атмосферы для творческого взаимодействия учителя и ученика.
3.3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике
Таким образом, на основании всего вышесказанного, можем с уверенностью утверждать, что денотативный анализ текста помогает значительно оптимизировать существующую традиционную систему работы с текстом. Практикующие педагоги, заинтересовавшиеся представленными в настоящем опыте материалами, смогут применять в своей преподавательской деятельности технологию денотативного анализа и получат возможность повысить мотивацию учащихся к чтению текстов на иностранном языке, развивать креативное и логическое мышление у учащихся.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Балакина, Н. О. «Шесть Шляп Мышления» Эдварда де Боно как один из приёмов обучения дискуссии на уроках английского языка. - 2009. - №6. - С. 26-29.
2. Беспальчикова, Е.В. Обучение анализу текста // Иностранный язык в школе. - 2002. - № 2. - С. 52.
3. Боно Э. Латеральное мышление. / Пер. с англ. П. А. Самсонов. - Минск: Попурри, 2005.
4. Бычкова, Н. А. Организация уроков домашнего чтения на старшем этапе обучения // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 6. - С. 43-47.
5. Вайсбурд, М.Л., Блохина, С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностранные языки в школе. - 1997. - №1-2. - С. 33- 38.
6. Вестник МГЛУ, Выпуск 473. Актуальные проблемы теории и практики преподавания иностранных языков / Д.Г. Бордукова, С.В. Титов.
7. Воронкова, Т.Е. Работа с аутентичными текстами, содержащими интеркультурный компонент // Иностранные языки в школе, 2004. - № 7. - С. 37-40.
8. Купарёва, В.В., Старикова, А.Ю. Использование Метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе // Иностранные языки в школе, 2003. - №2. - С. 16-19.
9. Мусницкая, Е.В. Научно-популярный текст при обучении иноязычной речевой деятельности // Иностранные языки в школе. -2004. - № 2. - С. 32-35.
10. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. - 7-е изд., стер. - Мн.: Выш. шк., 2001. - 552 с.
11. Новиков, А. И. Семантика текста и её формализация. - М., Наука, 1983. - 215 с.
12. Новиков, А. И. Принципы построения денотатной структуры // Лингвистические вопросы алгоритмической обработки сообщений. - М., 1983.
13. Ощепкова, Т. В., Пролыгина, М. М., Старкова, Д. А. Приёмы обучения различным видам чтения // Иностранные языки в школе, 2005. - №3. - С. 14-21.
14. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1985. - С. 101- 107.
15. Саланович, Н. А. Роль и место чтения художественных текстов на старшем этапе обучения. // Иностранные языки в школе, 2001. - № 3. - С. 46.
16. Черкасова, Т. В. Использование смысловых связей при обучении чтению на английском языке // Иностранный язык в школе, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технологическая карта урока.
Класс: 9 (Spotlight, Module 1)
Тема урока: Праздники (Festivals and celebrations)
Тип урока: Урок открытия нового знания
Образовательная цель: Ознакомление с новой лексикой по теме «Праздники», обучение чтению с извлечением информации.
Деятельностная цель: Формирование умения извлекать информацию из прочитанного текста; развитие навыка монологической речи с опорой на денотатную карту.
Задачи урока
Образовательные:
Способствовать освоению новых лексических единиц на тему « Праздники»
Способствовать формированию навыка устного монологического высказывания.
Развивающие:
Развивать навыки чтения с извлечением информации.
Развивать умение визуализировать информацию в форме денотатной карты
Развивать навыки монологического высказывания с опорой.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к культурным традициям страны изучаемого языка..
Развивать интерес к обычаям и традициям других народов.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Планируемые результаты:
Предметные:
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции: чтения с извлечением информации, монологической речи, языковой догадки.
Личностные:
Развитие культурно –эстетической компетенции через ознакомление со страноведческим материалом.
Метапредметные
Регулятивные:
Формирование навыка планирования учебных действий.
Познавательные:
Совершенствование навыков работы с информацией, ее логического анализа.
Коммуникативные:
Формирование личностно – коммуникативных качеств, необходимых для общения со сверстниками, умения осознанно и грамотно выражать свои мысли и представления о прочитанном тексте..
Формы контроля: фронтальный, самоконтроль, взаимоконтроль.
ХОД УРОКА
Этап урока, время | Деятельность учителя | Речь учителя | Деятельность обучающихся | |
(2-3 мин) | Мотивирует учащихся начать работу на уроке. | Good morning, students. I’m glad to see you. Could you answer some of my questions? Do you like parties and festivals? What Russian festivals do you know? What American and British festivals do you know? What is your favourite festival? | Отвечают на вопросы учителя. | |
| Дает учащимся возможность вспомнить знакомую лексику по теме с помощью схемы - кластера. | What do people usually do during the celebration? Let’s draw a mind map. | Рисуют схему – кластер и говорят, что люди делают (или возможно делают) в данный праздник. | |
(4-5 мин) | Предлагает учащимся описать картинку, используя кластер в качестве опоры. | Well, there are a lot of festivals in Russia and so in the UK. Here I have some pictures. Can you describe them ? Please guess what festival is it and what do people usually do? | Описывают картинки на стр. 10-11 учебника. Высказывают свои предположения о праздниках. | |
| Организует работу с текстом, аудирование. Задает вопросы по содержанию текста. Предлагает учащимся выполнить упр 3 и 4 для ознакомления и первичного закрепления новой лексики. | Now listen to and read the texts about the festivals. Have you heard some new information? What festival is each text about? Have you got all the words? Here you can see their meanings. Do exercises 3,4.
| Слушают текст на стр. 10-11 учебника, знакомятся с незнакомыми словами и выражениями. Выполняют задания по тексту упр 3,4 на закрепление новой лексики. | |
| Let’s sing a song and rest a little. | Поют песню «It’s party time» (CD к учебнику) | ||
| Организует работу с лексикой, упражнение 6, 7 стр. 11 в учебнике. | OK, let’s work with vocabulary. | Выполняют упражнения, используя новую лексику из прочитанных текстов. | |
| Предлагает учащимся заполнить денотатную карту. Организует и при необходимости корректирует работу в парах. Заполняет таблицу на доске вместе с учениками. Предлагает составить монологическое высказывание с опорой на денотатную карту. Контролирует время, отведенное на выполнение работы. | Now work in pairs. Choose one of the texts and complete the same table 6W. Read again and we’ll make a mind map together. What is the main theme in each text? What are the traditional places for each holiday? What are the traditional dishes and activities? Which of these festivals is the most attractive ? OK. Let’s see on it more detailed. Complete the mind map, please. Now try to tell about the most interesting festival using the mind map, please. Well done! | Выбирают из трех оставшихся текстов любой и в парах заполняют денотатную карту Используя карту как опору, рассказывают о понравившемся празднике. | |
(7-8 мин) | Разбивает класс на группы по 4-5 человек, организует работу в группах. Выслушивает представителей групп. Комментирует выступления. | Well, look at these pictures. What festival it is? The New Year, right. And what is the city? Moscow. Now work in groups and try to complete the mind map about the event and tell us about it. Whose story is the best? | В группах заполняют таблицу о праздновании Нового Года в Москве и о президентской елке. Составляют монологическое высказывание о празднике с опорой на денотатную карту. Слушают и обсуждают выступления представителей групп. | |
| Спрашивает, понравился ли урок, что нового узнали, что больше всего поразило, заинтересовало… Объявляет домашнее задание (два уровня). Выбрать праздник и составить таблицу 6W. Рассказать о празднике, используя таблицу как опору - по желанию. | Thank you for your work. What new information did you find the most interesting? Your homework will be the following: think of a festival in our county or any country you want and complete the table 6W. Also you tell us about the festival next time. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примеры денотатных карт для работы с текстом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аутентичные тексты как одно из условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции у подростков на среднем этапе обучения иностранному языку
работа для аттестации...
Особенности обучения чтению на разных этапах обучения
В работе рассмотрены основные виды чтения, их особенности, приведены упражнения для развития навыков разных типов чтения на разных этапах обучения, приведены основные требования при овладении различны...
Особенности обучения чтению на разных этапах обучения
В работе рассматриваются основные виды чтения, упражнения для развития разных типов чтения на всех этапах обучения....
Обучение чтению на начальном этапе обучения
Немного об обучении чтению на начальном этапе и схема упражнений по обучению технике чтения....
Использование метода денотативного анализа текста. На материале УМК Spotlight. Запрет жестоких видов спорта. Эссе за-и-против. Конспект урока в 9 классе.
Материал включает в себя конспект урока, денотатную карту (для работы с текстом-образцом) и органайзер For-and-against essay....
Практическое применение метода денотативного анализа текста.
Материал включает в себя примеры денотатных карт к урокам 5 - 11 классов и описание возможных упражнений для работы с ними. УМК Spotlight...
Обучение чтению на разных этапах обучения иностранному языку
Чтение на изучаемом языке становится важным и неотъемлемым аспектом процесса обучения иностранным языкам; при этом само понятие “чтение” требует нового осмысления, а его реализация как сод...