Статья "Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности"
методическая разработка на тему
Что значит подготовить выпускника школы к самостоятельному чтению и пониманию текстов на иностранном языке? Суть обучения чтению как поисковой деятельности, недостатки при обучении чтению, трудности, пути их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_ponimaniyu_inoyazychnogo_teksta_pri_chtenii_kak_poiskovoy_deyatelnosti.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение пониманию иноязычного текста
при чтении как поисковой деятельности
Наши представления о том, что значит подготовить выпускника школы к самостоятельному чтению и пониманию текстов на иностранном языке, постоянно меняются, обогащаясь новыми данными методической науки. Сегодня большинство учителей уже хорошо понимают, что научить читать – это не только выработать умение правильно озвучивать текст на иностранном языке, но и извлекать содержащиеся в нём мысли, идеи, факты – понимать его, оценивать, использовать полученную информацию.
Суть обучения чтению как поисковой деятельности состоит в том, чтобы научить ученика отыскивать опоры для понимания как в самом тексте, так и в своём опыте, используя известное для понимания неизвестного. Неизвестное является обязательной трудностью при чтении иноязычного текста. В первую очередь это относится к языковым средствам, которыми пользуется автор текста.
Трудность связана с пониманием незнакомых слов и непривычных значений знакомых лексических единиц. Трудность может быть связана с предметным содержанием текста, отражающего непривычную культуру страны изучаемого языка, новые факты из области науки, техники и так далее. Трудности возникают в связи с недостатком лингвистических знаний, бедностью кругозора, ограниченностью опыта переживаний.
Преодолеть все названные трудности помогает сам текст, нужно только уметь разглядеть в нём бесчисленные опоры для понимания, которые он предполагает. Опоры эти весьма разнообразны:
- знакомые слова,
- знакомые ситуации,
- заголовок,
- иллюстрации,
- слова-реалии (названия, исторические факты, цитаты),
- мотивированная лексика (значение ясно из контекста),
- грамматические информационные признаки,
- грамматические структуры.
Один из типичных недостатков процесса чтения – умственная пассивность читающего.
Другой недостаток современного процесса обучения чтению – автономность работы над языковым материалом, его оторванность от действительности чтения.
Недостатком при обучении чтению является использование в процессе обучения практически только одного вида чтения – чтения с полным пониманием всего текста, или, иначе, изучающего чтения. Между тем в психологии и методике обучения чтению кроме изучающего различают ещё три вида чтения: ознакомительное, поисковое, просмотровое.
В качестве важнейших составляющих обучения чтению, преодолевающему недостатки, рассматриваются формирование у обучаемого установки на осознание цели чтения в каждом конкретном случае, выбор стратегии чтения, соответствующей этой цели, использование возможных лексических, грамматических и других опор для извлечения из текста максимального объёма информации, готовность идти на риск, угадывать. Не боясь допустить неточность.
Необходимо ориентировать учащихся на работу над языковым (грамматическим и лексическим) материалом.
Замечательный учёный, знаток в области обучения чтению на иностранном языке академик Л.В. Щерба придавал огромное значение грамматической стороне речи как важнейшей опоре для понимания текста.
Л.В. Щерба предложил на лекции фантастическую фразу: «Глокая куздра штеко кубарнула бокрёнка и кудрячит бокра». В этой фразе непонятно ни одно слово, тем не менее, очень многое в её содержании ясно. В предложении говорится о куздре, существе женского рода, которая обладает каким-то качеством – глокая. Она произвела действие – кубарнула. Можно предположить, что бокр – существо мужского рода, а бокрёнок – его детёныш.
Так, не зная ни одного слова, но зная грамматику, можно раскрыть важную часть содержания текста. Для понимания текста очень важно уметь определить:
- тип предложения,
- главные члены предложения,
- морфологическое оформление слова (аффиксы существительных, прилагательных, окончания глаголов и т.д.).
Лексический аспект обучения чтению включает прежде всего следующие задачи: тренировку в использовании лексических опор, имеющихся в тексте, и приобретение опыта работы со словарём. В качестве опор для понимания текста могут выступать известные слова, но для этого они должны быть легко узнаваемы. Если же ни само слово, ни его окружение не содержат ключа к пониманию его значения, нужно уметь быстро и безошибочно найти значение этого слова в двуязычном словаре.
Грамматические и лексические навыки функционируют в самом тесном взаимодействии друг с другом. Взаимодействуют они также и с валентностью слова, то есть с возможностью сочетания слова с другими лексическими единицами.
Пониманию учебных текстов способствуют и схемы их построения. Тексты для чтения могут быть разных стилей, и каждый стиль характеризуется своей особой схемой.
Так, биографические тексты учёных строятся по следующей схеме:
- Место и дата рождения человека.
- Его семья, детские годы.
- Учёба в средних и высших учебных заведениях.
- Появление интереса к будущей области деятельности.
- Первые попытки самостоятельных исследований.
- Препятствия на пути научной деятельности.
- Продвижение в карьере.
- Последовательность открытий.
- Публикации.
- Смерть.
- Оценка роли учёного в науке.
Или газетное сообщение типа «информация» имеет следующую структуру:
- Зачин (Кто? Что? Когда? Где?)
- Основная часть.
Существенной особенностью учебных текстов является возможность выделить в них смысловой субъект (о чём говорится в тексте) и смысловой предикат (что об этом говорится).
Достаточно полное и правильное извлечение предполагаемой текстом информации не является завершающим этапом работы над текстом. Следующим шагом должно быть использование этой информации, а иначе не стоило и трудиться добывать её.
Важным этапом работы является контроль понимания текстов. В качестве объектов контроля могли бы выступить следующие умения:
- осознавать цель чтения,
- распределять внимание между содержанием и формой текста,
- распознавать в тексте языковые единицы и т.д.,
- семантизировать незнакомые слова,
- выделять главное, новое, полезное,
- п ерерабатывать информацию с целью использовать в дальнейшем.
В заключение следует уделить внимание организационной стороне обучения чтению как поисковой деятельности. Учащимся предлагается памятка о том, как надо работать с текстами для чтения:
- Читаем заголовок, рассматриваем иллюстрации, предполагаем, о чём текст, определяем цель чтения.
- Быстро просматриваем текст, суммируем то, что сумели понять.
- Читаем по предложениям.
- Пытаемся понять незнакомые слова.
- Работаем со словарём.
- Быстро перечиьываем текст, чтобы получить целостное представление.
- Решаем вопрос о форме хранения полученной из текста информации.
Использованная литература:
- Журнал «Иностранные языки в школе» №1, №2, 1997. Кузьменко О.Д., Рогова Г.В. «Учебное чтение, его содержание и формы»;
- Клычникова З.И. «Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии обучения пониманию иноязычного текста
Чтобы грамотно планировать уроки обучения чтению и пониманию текстов, необходимо, в сущности, знать две вещи: во-первых, что значит - уметь читать, во-вторых, с помощью каких средств (упражнений) можн...
Урок обучение чтению с полным пониманием содержания прочитанного текста. Изучающее чтение.
Цель: - совершенствование навыков чтения - расширение лексического запаса по теме - отработк...
«Иноязычный текст как средство формирования и развития способности понимания»
Этапы работы с иноязычным текстом. ...
статья ОБУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА
Сегодня большинство учителей уже хорошо понимают, что научить читать - это значит не только выработать умение правильно озвучивать текст на иностранном языке, но и уметь извлекать содержащиеся в нем...
Роль чтения в содержании иноязычного образования. Виды чтения и типы текстов в современной учебной литературе.
Данная работа посвящена одноу из аспектов в изучении иностранного языка в средней школе - чтению. В работе рассмотрены изучающее,поисковое, просмотровое и ознакомительное чтение....
Zinédine Zidane - текст для чтения и понимания с вопросами и заданиями
Текст, посвященный одному из величайших французских игроков и тренеров, будет полезен для изучения в рамках темы "Спорт" в средней школе...
Методическая разработка урока по теме «Чтение с полным пониманием прочитанного текста по теме «Мой любимый день»» УМК «Spotlight 6» Английский Язык
Методическая разработка урока составлена по материалу УМК «Spotlight 6» и содержит технологическую карту, составленную согласно всем современным требованиям, презентацию по теме Урок...