В методике задачи курса обучения иностранному языку заданы через единство практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели. Считается, что практической целью обучения является овладение иноязычной речевой деятельностью. Постановка в качестве практической цели обучение иноязычному общению обеспечивает самые широкие возможности для реализации образовательных, воспитательных, развивающих задач обучения.
Цели обучения иностранным языкам формируются программой по иностранным языкам, которая определяет цель обуче¬ния иностранным языкам в средней школе следующим образом: развитие личности школьника, его способностей и желаний участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершен¬ствоваться в иноязычно-речевой деятельности на соответствующем языке.
Современная педагогическая наука рассматривает общение как педагогическую категорию, отражающую субъектно-объектные отношения, которые оказывают самое существенное влияние на весь процесс формирования, воспитания и развития школьника.
В методике взята на вооружение идея, согласно которой целью обучения является речевая деятельность в четырех её видах. Поэтому обучать следует 4 видам речевой деятельности, а не языковым средствам.
Целью обучения в средней школе следует считать не язык, что уместно при филологическом образовании в специальном ВУЗе, и не речь как «способ формирования и формулирования мысли» [22], и даже не просто речевую деятельность – говорение, чтение, аудирование или письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения. Применительно к говорению это означает, что оно совместно с паралингвистикой (мимика, жесты) и праксемикой (движение, позы) служит средством осуществления устной формы общения. Такая цель требует и соответствующего метода ее достижения. Для говорения им является коммуникативный метод.
Обучение должно строиться на вовлечение учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию, то есть общение на изучаемом языке на протяжении всего курса. Принцип коммуникативности нашел отражение во всех современных работах по методике, учебниках и учебных пособиях по иностранным языкам. Нашел он свое отражение и в ныне действующих учебных комплексах по английскому языку, в первую очередь для начального этапа обучения. Принцип коммуникативной направленности определяет и содержание обучения – отбор и организацию лингвистического материала, конкретизацию сфер и ситуаций общения.
Коммуникативность предполагает ситуативность общения. Ситуативность как принцип в общих чертах означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций. К тому же определение понятия «ситуация» в коммуникативном методе существенно отличается от известных определений.
Важно также отметить, что взаимодействие общающихся возникает при решении какой-либо задачи. С методической точки зрения это весьма существенно, поскольку заставляет организовывать ситуации как деятельность, состоящую из решения задач общения.
Проблема создания на уроке условий, приближенных к реальному общению, остается одной из центральных в методике обучения устной речи. Важнейшей стороной реальной коммуникации является речевая ситуация – такие условия и обстоятельства, которые, являясь личностно-значимыми для говорящего, побуждают его к речевой деятельности, определяют содержание и языковое оформление высказываний.
Ситуативность способна воссоздать коммуникативную реальность и тем самым возбуждать интерес подлинного общения, что очень важно.
Использование ситуаций в обучении иностранному языку – одна из важнейших и вместе с тем труднейших проблем методики. Наличие различных теоретических и практических подходов к её решению делает рассмотрение её наиболее актуальным в настоящее время. Существует, например, такое мнение, что создание в процессе обучения естественных речевых ситуаций является как бы компенсацией недостатков методической системы и что анализ всех возможных особенностей разнородных компонентов речевой ситуации не должен входить в задачу методики. Такое положение представляется нам весьма спорным. Только анализ компонентов ситуации даст возможность выделить наиболее типичные из них, используемые в учебном процессе. Включение в обучение естественных речевых ситуаций мы считаем весьма полезным при условии, что такие ситуации включены в методическую систему.
Некоторые ученые и методисты при построении системы обучения исходят из такого понимания ситуации: ситуация – совокупность обстоятельств, которые имеют для человека наибольшую личную ценность в данный момент [1]. В другом случае в систему обучения кладутся разговорные темы, что в итоге выливается в обучение диалогам в ситуациях.
Возникает вопрос: в чем же заключается роль ситуации как условия развития речевого умения?
В этом смысле роль ситуации трудно переоценить. Если взять механизмы речевого высказывания, то ситуация способствует развитию любого из них: механизма дискурсивности (только при учете взаимоотношений общающихся развиваются стратегия и тактика говорящего), механизма упреждения (учет реакций собеседника развивает чувство упреждения), механизма выбора (обилие речевых задач и соотнесенность с ними лексических единиц совершенствует их автоматический ситуативный вызов).
Только в ситуациях как системах взаимоотношений возможно эффективное развитие многих важнейших качеств умения. Целенаправленность, например, развивается за счет наличия речемыслительной задачи; продуктивность – за счет необходимости каждый раз создать новый продукт.
Велика роль ситуации в развитии качества самостоятельности. Оно развивается именно потому, что ситуация – явление идеальное, субъективное, внутреннее, а не внешнее, что приучает человека опираться на внутреннюю наглядность, на память, на мышление, а не на всяческие опоры. Это совсем не означает, что при развитии речевого умения следует совершенно исключить и вербальные, и иллюстративные опоры. Речь идет о том, что на пути развития умения самостоятельность учащихся должна неуклонно возрастать. Чем скорее он избавится от опор, тем быстрее начнет формироваться собственное умение.