Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи
план-конспект урока по теме
Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групповом или индивидуальном занятии, так и в работе учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_volshebnyy_mir_zvukov.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи
Конспект разработан учителем-логопедом высшей квалификационной категории ГБОУ ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга
Горемыкиной Ириной Николаевной
Форма урока: «Путешествие в волшебный мир звуков»
Педагогические технологии:
- Технология развивающего обучения;
- Технология перспективно - опережающего обучения;
- Игровые технологии;
- Здоровье сберегающие технологии;
Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Цель: систематизация знаний и представлений о звуках.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать представления о системе звуков русской речи - уточнять артикуляционный уклад и характеристику звуков русской речи;
- учить слышать ударение и интонацию;
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику рук;
- развивать фонематический анализ и синтез;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
- обогащать и актуализировать словарь;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- развивать умение слышать и слушать друг друга;
- воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи;
- прививать любовь к русскому языку;
- повышать речевую активность.
Методические приемы: наглядность (использование театрального реквизита: кукол, элементов костюмов, предметов, индивидуальных маршрутных карт, карточек-таблиц, слайдов презентации), совместная деятельность, использование театрализации и игровых ситуаций, применение приемов арт-терапии.
Оборудование: «Радуга настроения», индивидуальные карточки с заданиями, пальчиковый театр , фонограмма с хоровой гласной распевкой, мультимедийная техника, презентация занятия в Power Point.
Структура урока
- Организационный момент.
- Самооценка эмоционального состояния.
- Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.
- Основная часть
- Уточнение различий между звуками природы и звуками речи.
- Артикуляционная гимнастика.
- Систематизация знаний о звуках речи.
- Путешествие в город Фонембург. Характеристика звуков.
- Пальчиковая гимнастика.
- Подведение итогов занятия. Домашнее задание.
- Рефлексия.
Х о д у р о к а
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Оборудование |
I. Организация начала урока. 1.Самооценка эмоционального состояния. Здравствуйте ребята! Оцените свое настроение – поставьте значки на нашей «Радуге настроения». Оценим наше общее настроение на четыре балла.
- Сядьте, пожалуйста, так, чтобы Коля и Лена оказались рядом, а Наташа сядет за Вовой, но между Димой и Тоней. Положите на парту пеналы перед собой, а пеналы справа, в центре парты пусть располагаются карточки. Молодцы. - Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха всем находящимся в классе, в школе, всем людям на Земле. |
Дети здороваются, ставят значки на «Радуге настроения». Дети выполняют указания логопеда | «Радуга настроения», значки (наклейки).
|
II. Основная часть
- Ребята, сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в волшебный мир звуков. Мы побываем в разных странах и совершим экскурсию в необычный город. Мы много увидим, узнаем и, главное, услышим. - Послушайте, пожалуйста, фонограмму и скажите, что вы слышите? Как одной фразой можно назвать эти шумы? Правильно! Вокруг нас очень много разных звуков. Если прислушаться, то и в нашей школе можно услышать звук передвигаемой парты или стук каблуков учительницы, а вот шуршат страницы учебника, кто-то открывает окно. Так что такое ЗВУК? Правильно. А можем ли мы воспроизводить звуки, например звуки животных? Попытаемся это сделать. Перед вами животные, попробуйте воспроизвести звуки, которые они издают. Значит звуки – это не только то, что мы слышим, но и то что мы произносим, так? Люди в разных странах услышали кряканье утки, но воспроизвели его по-разному. Такая же история повторилась и с пением петуха. Как вы считаете – утки во Франции крякают не так как в России, или люди услышали эти звуки по-разному. Правильно, потому что звуки, издаваемые животными или птицами не четкие, а звуки человеческой речи четкие, ясные, хорошо отличаются друг от друга, они, как говорят ,«членораздельные». Вы же, ребята, никогда не спутаете слово ДОМ и ДЫМ, КИТ и КОТ, ТОК и ТИК, а ведь эти слова отличаются только одним звуком. Но и один звук меняет смысл слова. Но чтобы правильно и красиво произносить звуки речи нужно потренироваться! Артикуляционная гимнастика Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны — От краёв и до десны. Я слегка прикрою рот, Губы — «хоботом» вперёд. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у- у-у. Просыпается язык — Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: — Эй, какая там погодка? Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа! Языком давить стараюсь, В щёку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. За зубами в бугорок Бьёт широкий язычок Широко открою рот, Будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз — и вся учёба «Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнётся мой язык — Артист!
Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о звуках речи. Звуки бывают… (таблица) Молодцы! А теперь, я приглашая вас на экскурсию в чудесный город Фонембург.
- В чудесном городе Фонембург живут звуки речи. В центре города стоит прекрасный дворец королевы Фонетики. Королева названа так в честь науки о звуках ФОНЕТИКИ. Она управляет своими подданными-звуками, и все о них знает. У нее есть два помощника: Волшебник Ударение и Принцесса Интонация. Волшебник Ударение отвечает за мелодию слова, а Принцесса Интонация – за мелодию фразы. Ударение называют все волшебником, потому что он может одним взмахом своей волшебной палочки поменять смысл слова. Например з`амок он может превратить в зам`ок. А Принцесса Интонация одной только паузой превращает страшное: «Казнить, нельзя помиловать!» в жизнеутверждающее: «Казнить нельзя, помиловать!» Наши волшебники приготовили для вас задания. В первом вам нужно разделить слова на слоги и поставить ударение. А во втором поставить в конце предложения нужный знак: точку, вопросительный знак или восклицательный. - Скажите, ударение в словах падает на гласный звук или согласный? Объясните значение слов, которые изменило ударение. Как называются предложения с вопросительным знаком? С восклицательным знаком? С точкой? - А теперь мы отправимся в гости к гласным! Все гласные, а их всего 6, проживают в Районе гласных. (Стихи) Они очень любят собираться на площади и петь хором – вот так… Поэтому Район гласных еще называют Многоголосным. Назовите гласные звуки. - Рядом находится Район согласных. (стих) В Районе согласных есть Сонорная набережная. В уютных домиках по обе стороны реки живут сонорные согласные. А шумные согласные звуки любят ходить на футбол, потому что на стадионе можно свистеть и шуметь. Одни согласные делают это громко, звонко – они живут на Звонкой улице и называются… - Другие шумят тихонько шепотом – они живут в Глухом переулке и называются… -Звонкие и глухие согласные дружат друг с другом, поэтому их называют парные согласные. Но некоторые потеряли своих друзей, помогите им найти друг друга. - В Районе согласных есть Твердый квартал. Как вы думаете, какие звуки там живут? - Правильно! Большинство согласных бывают и твердыми и мягкими, поэтому они живут то в Твердом квартале, то в мягком, но я хочу вас познакомить со звуками, которые всегда твердые и никогда не выезжают из твердого квартала. - А в Мягком квартале живут… Мягкими они становятся, когда дружат с Ь или гласными второго ряда Я, Ю, Е, И, Ё. Попробуйте и вы превратить твердые звуки в мягкие. Задание на карточках. Проверьте себя. - Но есть звуки, которые всегда мягкие, познакомьтесь с ними. Пальчиковая гимнастика Вот король, вот королева, Справа он, она же слева, Замечательно живут, Веселит их славный шут. Принц с принцессой очень дружат, А дракон им верно служит, Все на нем летают в гости К звездочету дяде Косте. III. Подведение итогов урока - Ребята, наше путешествие в волшебный мир звуков закончилось. Мы многое узнали, многому научились. Давайте вместе заполним короткий тест. Я задаю вопрос, вы отвечаете, и мы сразу проверяем, правильно ли мы все запомнили. - Какие звуки природы мы сегодня слушали? - В каких странах мы сегодня побывали вместе с утками? - Какие архитектурные символы стран мы называли под крики петуха? - В каком городе стоит Дворец королевы Фонетики? - Почему Ударение называют волшебником? - Что дарит людям Принцесса Интонация? - Какие звуки живут в Районе гласных, а какие в Районе согласных? - Найдите парные согласные? - Что помогает твердым согласным превращаться в мягкие? - Кто самые замечательные путешественники и знатоки? - И все вы… | - Шум моря. - Шум дождя. - Шум ветра в лесу. -Звуки природы. - Звук – это то, что мы слышим. - Да. Дети воспроизводят звуки животных. - Да. - Люди услышали по-разному. Дети выполняют упражнение артикуляционной гимнастики. - Гласные и согласные. - Гласные – ударные и безударные. - Согласные – твердые и мягкие, сонорные и шумные, звонкие и глухие. Дети выполняют задание. Проверка - На гласный. Дети объясняют значение слов. - Вопросительные. - Восклицательные. - Повествовательные. - Дети слушают фонограмму. - Дети называют: А,О,Ы,У,Э,И - Звонкими согласными. - Глухими согласными. - Дети выполняют задание на карточках. Проверка. - Твердые звуки - Дети произносят твердые звуки. - Мягкие звуки. Ученики выполняют задание. -Ударение может менять значение слов. - Красивую речь. - В Районе гласных живут гласные звуки. - В Районе согласных согласные звуки. - Ц, Щ и Ч, Х не являются парными. - МЫ! -Молодцы! | Слайд № 4,5,6 Слайд № 7 Слайд № 8,9 Слайд № 10 Слайд № 11,12
Слайд № 13
Карточки с заданиями Слайд № 14 Слайды № 15,16,17 Фонограмма с распевкой (гласные) Слайды № 18,19,20, 21 Слайды № 22,23 Слайд № 24,25 Слайд № 26 Слайд № 27 Слайд № 28 Слайд № 29 Карточки с заданием. Слайд № 30 Слайд № 31 Слайд № 32 Слайд № 33 |
IV. Рефлексия - Сегодня на уроке вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что вы наблюдательные и трудолюбивые путешественники. - А теперь, я прошу вас оценить насколько вы: 1) Были успешны на уроке; 2) Чувствовали себя комфортно; 3) Умеете применять свои знания; (аплодисменты) Оцените свое настроение на «Радуге настроения» Всем спасибо! Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование учебно речевых ситуаций в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы"
В методике задачи курса обучения иностранному языку заданы через единство практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели. Считается, что практ...
Мультимедийный тест по теме МУЗЫКА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Учащиеся могут проверить свои знания в области музыки и искусства эпохи Возрождения(композиторы, музыкальные инструменты ,стили и жанры музыки, архитекутрные стили ,выдающиеся произведения искусс...
Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь"
Разработка логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь "предназначена для учащихся 1 класса с ОВЗ....
Конспект логопедического занятия с использованием вестибулярной пластинки «Muppy» на тему: Тема: «Звук Г. буква Г» для детей 5-6 лет
В конспекте приводятся некоторые приемы работы с пластинкой " MUPPY" на этапе дифференцияации звуков Г-Гь, в подгруппе или индивидуально....
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....
Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР на тему: «Признаки весны»
Занятие предназначено для детей с ОВЗ. В занятии используются средства альтернативной коммуникации: пиктограммы, речевой тренажёр Go Talk 4+, коммуникативные кнопки с записью голоса....
Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности».
Индивуально-подгрупповое открытое занятие для детей с ТМНР и интелектуальной недостаточностью....