Учебно-речевая ситуация как прием обучения устной речи на иностранном языке
статья по английскому языку на тему
Обучение устной речи – одна из основных практических целей обучения иностранному языку. Существует ряд трудностей овладения устной речью на иностранном языке. До недавнего времени не уделялось достаточного внимания обучению устной речи.
При обучении устной речи часто используются речевые упражнения, обеспечивающие развитие умения использовать накопленный языковой материал в речевой ситуации. Наряду с разработкой речевых упражнений ситуативного характера представляется необходимым совершенствовать подготовительные упражнения, которым также может быть придан ситуативный характер. Стремление создать на уроке условие, имитирующие естественную среду речевого общения, приводит к расчленению проблем диалогической и монологической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-речевая ситуация как прием обучения устной речи
на иностранном языке
Обучение устной речи – одна из основных практических целей обучения иностранному языку. Существует ряд трудностей овладения устной речью на иностранном языке. До недавнего времени не уделялось достаточного внимания обучению устной речи.
При обучении устной речи часто используются речевые упражнения, обеспечивающие развитие умения использовать накопленный языковой материал в речевой ситуации. Наряду с разработкой речевых упражнений ситуативного характера представляется необходимым совершенствовать подготовительные упражнения, которым также может быть придан ситуативный характер. Стремление создать на уроке условие, имитирующие естественную среду речевого общения, приводит к расчленению проблем диалогической и монологической речи.
В настоящее время обучению устной речи уделяется достаточно внимания, но все же упор делается на тренировочные упражнения. Внимание учителей направленно главным образом на то, чтобы сделать эти упражнения разнообразными, живыми, чтобы обеспечить хороший темп ведения уроков, вовлечь в работу максимальное число учащихся. Одно из важных мест на уроке занимают игры, пение и т.п. Много внимания уделяется наглядности (картинки, фильмы и т.д.).
Содержание речи, как правило, подсказано учителем в виде наводящего вопроса, картинки, которую описывают… Ученикам, как правило, не приходится решать самим, о чем следует сказать в том или ином случае. И это делает учащихся, имеющих солидный запас языкового материала, совершенно беспомощными вне урока и именно поэтому опытные учителя обращаются к ситуативным приемам обучения речи.
В процессе решения задач, связанных с формированием навыков и развитием речевых умений, учитель главным образом побуждает учащихся к многократному употреблению новых языковых единиц в речи, в ситуациях, приближающихся к реальному речевому общению, т.е. формирование у учащихся внутренней мотивации к речи на иностранном языке. Соответственно все задачи по организации и стимулированию учебной деятельности учащихся в процессе формирования навыков и развития речевых умений, учащихся можно объединить в особый класс стимулирующе-мотивационных методических задач. В свою очередь, внутри данного класса выделяется два подкласса задач:
- стимулирующе-мотивационные задачи связанные с организацией процесса формирования навыков;
- задачи развития речевых умений в устной и письменной речи.
При формировании речевых навыков стимулирование иностранной речи учащихся осуществляется путем моделирования однотипных учебно-речевых ситуаций и использование условно-речевых упражнений, что позволяет учителю побуждать учащихся к многократному употреблению нового языкового материала и целенаправленно управлять процессом, постепенно усложняя задания и упражнения и повышая степень самостоятельности учащихся в процессе их выполнения путем уменьшения числа характера опор.
Преподаватель является источником информации, выступая попеременно в ролях сценариста, режиссера, актера, лидера учебного коллектива. Преподаватель продуманно вовлекает каждого в общую деятельность, предварительно распределяет роли на каждую новую игру, делает временным лидером каждого, одним словом, учит общаться.
Разделяют три этапа формирования учебно-речевых действий:
Первый этап работы с разделом начинается с того, что учитель ставит задачу провести в конце работу над темой. Далее обсуждаются ситуации, возникшие на пути решения поставленных задач, подбирают речевые действия, обслуживающие перечисленные ситуации.
Второй этап обучения состоит из автоматизации учебно-речевых действий путем организации ряда ситуаций речевого действия, т. е. микроситуаций, представляющих собой фрагмент конечно-речевой ситуации.
На третьем этапе происходит возвращение к отобранным ситуациям первого этапа, которые теперь конкретизируются, детализируются, получают разнообразные варианты.
Соотношения между темой и учебно-речевой ситуацией зависит от особенностей действительности, которую данная тема отражает. При выборе ситуации следует учитывать ее роль в жизни ребенка. Тема должна быть близка ему и интересна.
Разделяют три этапа обучения иностранному языку: начальный (4-5 класс), средний (6-8 класс), старший (9-11 класс). При выборе тем и распределении ролей следует учитывать характерные особенности каждого этапа.
Список использованных источников
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.
- Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – Минск: «Вышейшая школа», 1997.
- Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – Издательство Московского Университета, 1986.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – Пособие для учителей иностранных языков. – М.: Просвещение, 1985.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. – М.: Педагогика, 1975.
- Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.Н. Практическая методика обучения иностранному языку. – Учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия»,2000.
Мақалада шет тілін оқытуда кездесетінің қиындықтарды сипаттайды. Сонымен қатар автор тарапынан аталған қиындықтарды жеңу жолдары ұсынады.
В статье описываются трудности, с которыми преподаватели сталкиваются при обучении устной речи на иностранном языка. Также в данной работе представлены методы решения этих проблем.
This article is about the difficulties which teachers can face during teaching the language, especially in developing speaking skills. You can find some methods of solving such problems in this work.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке
Материал предназначет для учителей иностранных языков...
«Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке»
Доклад на заседание МО учителей английского языка «Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке»...
Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке
Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обуславливают вовлечение всё возрастающего числа специалистов в разных областях науки ...
Реферат по английскому языку на тему: «Способы обучения устной речи на иностранном языке»
В данной работе главной целью является исследование методики проведения промежуточного контроля знаний и умений учащихся в устной речи. Эта тема является весьма актуальной, так как ученики нуждаются в...
Консультация для родителей "Развитие навыков устной речи на иностранном языке"
В данном материале содержатся необходимые методические материалы, которые помогут родителям приобщиться к изучению иностранного языка и помочь своим детям в его изучении....
Творческая работа по теме "Обучение устной речи на иностранном языке в ссузе".
Важность изучения иностранного языка не вызывает сомнений. Однако в процессе обучения возникает множество проблем. Одна из них - проблема повышения эффективности обучения устной речи на за...
Обучение устной речи на иностранном языке
При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности. Языковую компетенцию чаще всего раскрывают как совокупность конкретных умений, необходимых нам для речевых контактов и овладен...