Технологическая карта урока "Измерение информации"
план-конспект урока по информатике и икт
Предварительный просмотр:
Класс: 7
Тема урока: Измерение информации
УМК: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Форма учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению единиц измерения информации, формированию навыков измерения информации и преобразования единиц её измерения.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;
2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;
3) определение информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;
4) изучение единиц измерения информации и соотношений между ними;
5) знакомство с равномерными и неравномерными двоичными кодами.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: бит; информационный вес символа; информационный объем сообщения; единицы измерения информации.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные — знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;
- метапредметные — понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
- личностные — навыки концентрации внимания.
Задачи:
Образовательная (познавательная, когнитивная).
- формировать общеучебные умения и навыки
- определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
- определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
- оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
- оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.)
Развивающая
- развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися;
- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
- обеспечить условия для развития умений анализировать, выделять главное и характерное;
- содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях, способствовать развитию волевых качеств учащихся, развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
- Воспитательная.
- обеспечить условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости,
- содействовать развитию интереса к изучению информатики,
- содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.
Дидактические средства:
• учебник, рабочая тетрадь, персональный компьютер (ПК) учителя, раздаточный материал («волшебная» коробка);
Характеристика этапов урока
Этап | Цель | Содержание | Используемые | Формируемые УУД | Результат сотрудничества | Средства | |
Действия | Действия | ||||||
1.Мотивационно-вступительная часть (3 – 5 мин). | |||||||
Организация начала занятия: приветствие. | Определение внешней и внутренней (психологической) готовности учащихся к уроку. | Здравствуйте, ребята. Проверяем наличие учебника, тетради с домашним заданием, калькулятора (он нам сегодня понадобится) и хорошего настроения. | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Фронтальная беседа | Личностные УУД:
Регулятивные УУД и виды деятельности:
|
| Учебник тетрадь |
Проверка домашнего задания | Проверка освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. Установление правильности, полноты и осознанности выполнения домашнего задания, выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем. | Проводит фронтальную проверку домашнего задания у всех учеников с целью выявления школьников, не выполнивших данный вид работы; организует повторение базового теоретического материала, заполняет журнал успеваемости. Слайд 1 | Проверяют правильность выполнения упражнений. Задают вопросы. Повторяют и структурируют изученный материал. Устно отвечают на вопросы: 2. С какой целью человек осуществляет преобразование информации из одной формы представления в другую? 3. В чем суть процесса дискретизации информации? 4. Что такое алфавит языка? 5. Что такое мощность алфавита? 6. Какие символы могут входить в двоичный алфавит? | Фронтальная беседа Ответы на вопросы | Личностные УУД:
Регулятивные УУД и виды деятельности:
| контроль не только систематичности выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степени самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровня усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы. | УчебникТетрадьПК |
Мотивация | настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | А зачем используется кодирование информации? Вы знаете, что личные данные должны быть защищены. Предположим, Вы получили кодовое слово – пароль входа в компьютер Расшифруйте его. Слайд 2 А попробуйте решить другую задачку Слайд 3 Вы знаете, такие задания включены в ОГЭ по информатике, и сейчас Вы продемонстрировали свою готовность к решению заданий такого типа на экзамене! | Дети отвечают, что Кодирование нужно для обеспечения надежности (секретности) передачи информации. Дети отвечают: ОБЛАКО Дети отвечают: ОЛПН = 4 буквы | Фронтальная беседа Решение задач | Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
Регулятивные УУД и виды деятельности:
готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения). Познавательные (логические) УУД:
Коммуникативные УУД:
| Настрой учащихся на учебную деятельность, побуждение к деятельности, ориентированной на достижение определенных целей | ПК |
2. Операционно-познавательная часть (30-35 мин) | |||||||
Актуализация | подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. | Сегодня я принесла вам волшебную коробку. В ней лежат различные вещи. Что это? Зачем они используются? Чем отличаются? Слайд 4 Как вы думаете, о чем сегодня наш урок? Запишите тему урока «Измерение информации» | Дети отвечают: блокнот, флешка, дискета, диск, оперативная память компьютера. Нужны для хранения информации. Различаются количеством информации, которое можно сохранить. Дети записывают тему урока | Фронтальная беседа | Личностные УУД:
Регулятивные УУД и виды деятельности:
Познавательные (общеучебные) УУД:
Познавательные (логические) УУД:
| Актуализация знаний. Осознание, почему и для чего им нужно изучать данную тему | ПК «Волшебная» коробка |
Целеполагание | Создать внутреннюю мотивацию ученика на активную, деятельностную позицию, ввызвать побуждения: узнать, найти, доказать. | Что вы уже знаете о количестве информации? О способах измерения объема информации? Чему хотите научиться на этом занятии? Какая цель сегодняшнего урока? Какие учебные задачи мы должны решить? Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы? Учитель записывает на доске цель урока и задачи | Ответы учащихся: о том, что в любом сообщении есть информация, что информация хранится как в нашей голове, так и на различных внешних устройствах хранения информации, на разных устройствах можно записать разное количество информации. Знаем различные объемы информации – на флешке написано 15 Гбайт, на дискете – 1,44 Мбайт, на CD – 7Мбайт, а на DVD – 4,7 Гбайт. Оперативная же память компьютера может быть и 2 ГБайта, и 8 Гбайтов. Мы должны научиться рассчитывать объем информации, сравнивать различные устройства, а для этого узнать о единицах измерения информации. | Регулятивные УУД и виды деятельности:
Познавательные (логические) УУД:
Коммуникативные УУД:
| формулирование цели, её развёртывание | Доска мел | |
Освоение новых знаний | построение учащимися нового способа действий, формирование умений его применять при решении новой задачи. | Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. Объясняет принцип алфавитного подхода и основные понятия. Обращает внимание учеников на то, что нужно зафиксировать в тетрадь. Существуют два подхода к определению количества информации: смысловой (содержательный) и алфавитный. Мы рассмотрим алфавитный подход, т.к он позволяет измерить информационный объем независимо от его содержания. Слайд 5 Каждый символ некоторого сообщения имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации. Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита. Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации и называется 1 бит (bit)». Слайд 6 На предыдущем уроке мы выяснили, что алфавит любого естественного или формального языка можно заменить двоичным алфавитом. При этом мощность исходного алфавита N связана с разрядностью двоичного кода i, требуемой для кодирования всех символов исходного алфавита, соотношением: N=2i. Разрядность двоичного кода принято считать информационным весом символа алфавита. Информационный вес символа алфавита выражается в битах. Давайте решим очень простую задачку. Слайд 7 Обращаю ваше внимание на оформление задачи. Сначала мы записываем ДАНО, затем РЕШЕНИЕ и формулы, и только после этого приступаем к решению При этом мы с вами произвели действия с информацией? Какие? Давайте вспомним схему на стр. 17 Слайд 8 | Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы Под руководством учителя делают записи в тетрадь. Бит - минимальная единица измерения информации. Информационный вес символа двоичного алфавита – 1 бит. N=2i, N – мощность исходного алфавита, Записывают краткую запись решения задачи, формулу, решают вместе с учителем Работа с учебником. Дети называют, по нажатию мышки слова появляются на слайде. | Фронтальная беседа Работа с учебником Выполнение задачи по образцу | Личностные УУД:
Регулятивные УУД и виды деятельности:
Познавательные (общеучебные) УУД:
| Получение новых знаний. Применение новых знаний. «встраивание» новых знаний в имеющиеся | ПК учебник тетрадь |
Физминутка А вот тут была актуализация | активно изменить деятельность детей, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий | Предлагаю немного переключиться и подвигаться. Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 А как вы посчитали информационный вес сообщения? | Дети встают, и производят движения в соответствии с задачами. При этом отвечают на вопросы 6 5 8 Дети отвечают, что просто посчитали количество движений и умножили на 1 бит | Фронтальная Если детей в группе мало, то индивидуальная | Личностные УУД:
Регулятивные УУД и виды деятельности:
Познавательные (общеучебные) УУД:
| Изменение видов деятельности. Применение имеющихся знаний в нестандартной ситуации | ПК |
Освоение новых знаний (продолжение) | построение учащимися нового способа действий, формирование умений его применять при решении новой задачи. | Мы с вами вывели, что Информационный объём сообщения (количество информации в сообщении), представленного символами естественного или формального языка, складывается из информационных весов составляющих его символов. Слайд 12 Комментирует формулу: объем информации в сообщении вычисляется по формуле I=K•i, где i можно вычислить из соотношения N= 2i. Как вы уже знаете, одной из единиц измерения информации является бит. А знаете ли в чем еще измеряется информация? Прочитайте пункт1.6.4 «Единицы измерения информации» на стр.47 учебника, напишите в тетрадь, что такое байт и зафиксируйте несколько крупных единиц измерения информации. Они нам потребуются на других уроках. Обратите внимание на то, что каждая следующая единица больше предыдущей в 1024 (210) раза. На это вам 2 минуты. Давайте решим еще одну задачу. Задача 2 на стр. 47. Что известно? Что найти? Самостоятельно составьте краткую запись условия задачи. Сравните, правильно ли вы оформили краткую запись и обозначили величины. Слайд 13 Что нужно для решения задачи? Запишите формулы необходимые для решения задачи и решите её. Сравните свое решение с решением на слайде. Обратите внимание на оформление. | Дети записывают формулу I=K∙ i, где Читают пункт 1.6.4 «Единицы измерения информации» на стр.47 учебника, записывают в тетрадь: Анализируют условия Задачи 2. Известна мощность алфавита N=32, количество символов в сообщении К=140. Найти объем информации I. Самостоятельно записывают «дано» и «найти». Дано: Решение: N=32 I = K х i К=140 N = 2 i I - ? | фронтальная | Личностные УУД:
Регулятивные УУД и виды деятельности:
Познавательные (общеучебные) УУД:
умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям); | Получение новых знаний. Применение новых знаний. «встраивание» новых знаний в имеющиеся Сравнивают свою краткую запись условия задачи в тетради с эталоном на слайде. | ПК Учебник тетрадь |
Первичная проверка понимания изученного | установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. | Учитель дает задание ученикам решить две задачи (по 1 ученику на каждую задачу - у доски, а остальным - в тетрадях) Слайд 14 Контролирует правильность решения и этапы его выполнения. Предлагает слайд с образцом решения для самоконтроля. Слайд 15 | Дети у доски выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, остальные работают в тетрадях, проводят самоконтроль. Выделяют из текста задачи входные данные, определяют, что найти, записывают и применяют необходимые формулы. Решают задачи. Оформляют решение в тетради, как на доске. Дано: Решение: Nпр=256 I=K•i Nпл=128 N=2i К=10 Iпр, Iпл - ? 256=28⟹ i =8 128=27⟹ i =7 Iпр=10•8=80 бит Iпл=10•7=70 бит Iпр – Iпл =10 бит Ответ: Для жителей Роутера данное сообщение несет больше информации на 10 бит. Дано:Решение: N=64 I=K•i, К=2•16 N=2i I - ? 64=2i ⟹ i =6 I=2•16•6=192 бита =192/8=24 байта. Ответ: 24 байта. | Индивидуальная Групповая | Личностные УУД:
Регулятивные УУД и виды деятельности:
Познавательные (общеучебные) УУД:
Познавательные (логические) УУД: Коммуникативные УУД:
| ПК Доска Мел | |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация | применение усвоенного знания в новых условиях, на практике | Устанавливает осознанность учебной деятельности. Дает задание из рабочей тетради для самостоятельного решения (в зависимости от количества детей в группе № 64 – 68). По истечении времени предлагает проверить правильность его выполнения, сравнив с решением на слайде. Слайд 16 Слайды 17 – 21 Решения задач | Выполняют типовые задания по установленному алгоритму. | Индивидуальная | Личностные УУД:
Регулятивные УУД и виды деятельности:
Познавательные (общеучебные) УУД:
| Применение нового знания. Решают задачи самостоятельно. Сравнивают свое решение задачи в тетради с эталоном на слайде. | ПК Рабочая тетрадь тетрадь |
3. Рефлексивно-оценочная часть (5—10 мин) | |||||||
Контроль и самоконтроль, коррекция | Обсуждение допущенных ошибок, устранение пробелов и коррекция знаний | Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. Выполнить самостоятельно задание № 7 на стр. 49 в учебнике. Обменяться тетрадями и проверить выполнение задания друг у друга Слайд 22 | Выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль. | Индивидуальная Парная | Личностные УУД: формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; Регулятивные УУД и виды деятельности: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений); умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя); Познавательные (общеучебные) УУД: умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям); Познавательные (логические) УУД: Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в письменной форме уважение к другой точке зрения, умение доказывать свою позицию, | Самостоятельная работа. Контроль и самоконтроль. Коррекция знаний. | ПК Учебник Тетрадь |
Подведение итогов урока, рефлексия | осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. Слайд 23 Учитель выслушивает оценку друг друга и самооценку обучающихся, выставляет отметку за урок. | Повторяют изученное на уроке, отвечая на вопросы учителя и слушая одноклассников, систематизируют, исправляют ошибки. Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. Самооценка достижения цели урока. | Фронтальная Индивидуальная | Личностные УУД:
Познавательные (логические) УУД:
Коммуникативные УУД:
| Анализируют, что усвоено, с чем еще следует работать. | ПК |
Информация о домашнем задании Прощание | формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки ученика к самообразованию | Мы с вами сегодня хорошо поработали, решили много различных задач. Д/з на слайде. Слайд 24 Слайд 25 | Записывают домашнее задание. | фронтальная | Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
Регулятивные УУД и виды деятельности:
готовность к преодолению трудностей. Познавательные (логические) УУД:
Коммуникативные УУД:
| Запись домашнего задания. Определение задачи, которую будет решать ученик | ПК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку "Кодирование информации". Информатика 5 класс УМК Босова
С введением ФГОС в 5-9 классах многое в работе учителя меняется. Так привычное для нас поурочное планирование заменяется технологической картой. Сейчас в интернете можно найти много таких карт. Я пред...
Технологическая карта урока "Устройства вывода информации" 7 класс
Разработка урока информатики в 7 классе по теме "Устройства вывода информации". Учебник Босовой Л.Л. В соответствии ФГОС....
Технологическая карта урока "Передача информации"
Данный урок проводится в 7I, 7 II классе для детей с нарушениями слуха при изучении темы «Информация вокруг нас». Это урок предъявления новых знаний. Целью является формировани...
Технологическая карта по МДК 03.04 "Технология публикации цифровой и мультимедийной информации" ПМ.03 специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)
Технологическая карта по междисциплинарному курсу разработана в соовествии с программой профессионального модуля Выполнение работ по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ИНФОРМАЦИЯ. ЕЁ ВИДЫ И СВОЙСТВА"
Цель: создание условий для создания представления об информации.Задачи урока для учащихся:обобщение представлений учащихся о сигналах различной природы; формирование на этой основе представления...
Технологическая карта урока . Информация. Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места на уроках технологии.
Цель занятия: Познакомить учащихся с основными правилами техники безопасности при работе в кабинете технологии. Систематизироватьпонятие – информация, виды информации....
Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"
Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;3) определе...