Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)
Тип урока: Освоение новых знаний
Задачи урока:
1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;
2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;
3) определение информационного объѐма сообщения, состоящего из символов некоторого алфавита;
4) изучение единиц измерения информации и соотношения между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
universalnatehnol_karta_uroka_terenteva_l.n.docx | 168.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальная технологическая карта урока
Предмет | Информатика и ИКТ | Класс | 7 класс | ||||
Тема урока | Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. | ||||||
Педагогическая цель урока | Образовательная (дидактическая) – познакомить с алфавитным подходом при определении количества информации, единицами измерения информации Деятельностная – формирование практических навыков по определению количества информации в сообщении. | ||||||
Задачи урока | 1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации; 2) определение информационного веса символа произвольного алфавита; 3) определение информационного объѐма сообщения, состоящего из символов некоторого алфавита; 4) изучение единиц измерения информации и соотношения между ними. | ||||||
Тип урока | «Освоение новых знаний» | ||||||
Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться») | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Ученик научится: оперировать единицами измерения количества информации Ученик получит возможность научиться: оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита | Регулятивные: понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выполнять анализ и синтез; выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Смыслообразование. Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; навыки концентрации внимания. | |||||
Условия реализации урока | |||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, технологии) | Оборудование | ||||
Презентация «Измерение информации» из электронного приложения к учебнику ЭОР «Алфавитный подход к измерению информации» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/ | Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015; Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015 | Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 ИКТ - технологии, технология критического обучения | персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся. | ||||
Основные понятия | бит; информационный вес символа; информационный объём сообщения; единицы измерения информации. | ||||||
Форма проведения урока | Смешанная (беседа+самостоятельная работа учащихся) |
Этап 1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель - осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. Время – 3 мин. | ||||||||||||||||
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||||||||||||
Предметные | УУД | |||||||||||||||
Приветствует обучающихся, улыбаясь, создаёт эмоциональный настрой на урок. Приём “Необъявленная тема” На доске записано «Тема урока:». Собирается записать тему урока, выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя. - Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока. Нужна ваша помощь! Ответьте устно на вопрос: «Как измерить …?» Как вы думаете, какой будет тема урока? Какова цель нашего урока? Учитель вызывает 2-ух учащихся к доске. Один должен записать тему урока, другой гипотезу: что узнаем и чему научимся на уроке. | Как измерить: а) длину б) массу в) температуру г) информацию ? | Дети рассаживаются по местам за парты. Проверяют наличие принадлежностей. Слушают учителя. Устно коллективно отвечают на вопрос: - с помощью линейки в мм, см, м, км - с помощью весов в г, кг, ц, т - с помощью термометра в градусах - затрудняются ответить. - «Измерение информации» Первый пишет на доске тему «Измерение информации», остальные записывают тему в тетрадях. Второй ученик записывает на доске цель - узнать как можно измерять количество информации, | Знание единиц измерения длины, массы, температуры. | Личностные: Смыслообразование. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: Извлечение необходимой информации, самостоятельное формулирование темы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью. | ||||||||||||
Этап 2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Время – 4 мин. | ||||||||||||||||
Попробуем с вами разобраться в новой теме. Раздает карточку с сообщением Сообщает ученикам: - Сообщение напечатано на компьютере. Предлагает письменно ответить на вопросы. | - В какой форме представлена информация? - Какой алфавит использовался при создании этого сообщения на ПК ? - Какова мощность такого алфавита? - Какое количество информации содержит данное сообщение? | Письменно в тетрадях отвечают на вопросы: - В текстовой форме. - Использовался компьютерный алфавит. - Мощность компьютерного алфавита N=256. Затрудняются дать правильный ответ. | Знание понятий алфавит, компьютерный алфавит, мощность алфавита. | Личностные: Смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью. | ||||||||||||
Этап 3 Выявление места и причины затруднений. Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Время – 1 мин. | ||||||||||||||||
Ребята, почему вы затрудняетесь дать правильный ответ?
| Ответить на вопрос учителя. | Отвечают на вопрос: - Не знаем как и какими единицами измерять информацию в данном сообщении. | Личностные: Смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью. | |||||||||||||
Этап 4 Построение выхода из затруднения. Цель - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Время – 12 мин. | ||||||||||||||||
В помощь учащимся предлагает самостоятельно прочитать §1.6 в учебнике, обсудить информацию в парах и записать в тетрадь краткий конспект, ответив на вопросы 2, 3, 4, 6 к §1.6 , узнать о соотношении единиц измерения информации из п.1.6.4 Для проверки выводит на экран слайд с основными понятиями и формулами. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/ | Узнать об измерении информации, прочитав §1.6 в учебнике, обсудить информацию в парах и записать в тетрадь краткий конспект, ответив на вопросы 2, 3, 4, 6 к §1.6, узнать о соотношении единиц измерения информации из п.1.6.4. | Ребята изучают материал, обсуждают информацию в парах. Записывают в тетрадь краткий конспект: Для измерения информации в сообщении применяется алфавитный подход, в котором не учитывается содержание сообщения, а учитывается количество символов в нем К, мощность алфавита N и информационный вес одного символа i. Объем информации в сообщении вычисляется по формуле I=K*i, где i можно вычислить из соотношения N= 2i. За минимальную единицу измерения принят 1 бит. Кроме минимальной единицы измерения информации применяются и более крупные: 1байт= 8 бит, 1Кбайт = 1024 байтам, 1Мбайт = 1024 Кбайт, 1 Г байт = 1024 Мбайт. Сверяют свои ответы с данными на слайде.
| Знание понятий: бит; информационный вес символа; информационный объём сообщения; единицы измерения информации. | Личностные: формирование навыков самоорганизации развитие логического мышления Познавательные: развитие познавательной активности развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; умение кратко формулировать мысль умение обрабатывать информацию и делать вывод. формирование основных понятий. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью. | ||||||||||||
Этап 5 Реализация выхода из затруднения. Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Время – 4 мин. | ||||||||||||||||
Теперь попробуйте определить количество информации в сообщении: Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Визуально проверяет решения в тетрадях учащихся, при необходимости делает коррективы в решении. | Определить количество информации в сообщении: Я памятник себе воздвиг нерукотворный. | Находят решение проблемы, записывают его в тетрадь. N=256, i=8 бит, K=38 символов I= K*i, I= 38*8 = 304 бита = 38 байт . Представляют результаты своей работы учителю. По желанию один учащийся выполняет задание на доске. | Знание понятий: бит; информационный вес символа; информационный объём сообщения; единицы измерения информации. | Личностные: -формирование навыков самоорганизации -развитие логического мышления Регулятивные: умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью. | ||||||||||||
Этап 6 Первичное закрепление изученного. Цель - усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Время – 10 мин. | ||||||||||||||||
- Давайте выполним задания №56,61,70 в рабочей тетради. Чертит на доске таблицу учета решений. Объясняет систему оценивания: Верно решённое 1 задание – оценка «3», верно решённые 2 задания – оценка «4», верно решённые 3 задания – оценка «5».
| Выполни задания в рабочей тетради | Выполняют № 56, 61, 70 в РТ. №56 №61. Расположите величины в порядке убывания: 1024 бита, 1000 байтов, 1 бит, 1 байт, 1 Кбайт Ответ: 1 Кбайт, 1000 байтов, 1024 бита, 1 байт, 1 бит №70 Заполните пропуски (степени двойки) Представляют результаты своей работы учителю. Если кто-то решает задачу долго, решивший ученик может оформить решение на доске с объяснением. (Зависит от уровня подготовки детей).
| Знание понятий: бит; информационный вес символа; информационный объём сообщения; единицы измерения информации. | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; развитие ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные взаимодействовать в группе; выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения. | ||||||||||||
Этап 7 Включение в систему знаний и повторение. | ||||||||||||||||
- Давайте вспомним и повторим изученный материал по теме урока. Предлагает учащимся приём «Фишбоун» (рыбный скелет). Раздает листочки с «рыбным скелетом», который нужно заполнить информацией, работая в парах. | Заполнить «рыбный скелет». Озвучить, что записали (один из пары). | Вписывают понятия. Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Озвучивают, что записали (один из пары). | Знание понятий: алфавит, мощность алфавита, бит; информационный вес символа; информационный объём сообщения; единицы измерения информации. | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; развитие ответственности за качество своей деятельности Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью., аргументация своих мнений; умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения. | ||||||||||||
Этап 8 Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Время – 4 мин. | ||||||||||||||||
Приём «Корзина» - передаёт нарисованную (можно реальную) корзину ученику. Вы должны зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример. Я научился … Яразобрался … Я запомнил… | Выполнить самооценку собственной деятельности, соотнести учебную деятельность и её результаты, определить дальнейшие цели деятельности. | Каждый учащийся не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример. Я научился … Я разобрался … Я запомнил… | Личностные: Смыслообразование. Регулятивные: Самооценка. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью. | |||||||||||||
Домашнее задание(2 мин.)§1.6, №59, №60, №62 в РТ, повторить материал главы 1 | Записать в дневник домашнее задание | Записывают в дневник домашнее задание | Регулятивные: Планирование, саморегуляция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавитный подход к измерению информации
"Урок на тему:Алфавитный подход к измерению информации"...
Алфавитный подход к измерению информации. 8 класс
План-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов....
Конспект урока по информатике в 8 классе "Алфавитный подход к измерению информации"
На уроке рассматривается понятие количества информации, учащиеся знакомятся с алфавитным подходом при определении количества информации, знакомятся с единицами измерения информации, учатся ...
Единица измерения.Содержательный и алфавитный подход к измерению информации.
Единица измерения.Содержательный и алфавитный подход к измерению информации....
Алфавитный подход к измерению информации, ФГОС, 7 класс
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения.На уроке ученики:самостоятельно работают с текстом, ищут в нем ответы на вопросы, которые возникли в ходе решения задачучатся работать в ...
Алфавитный подход к измерению информации 10 класс (углубленный уровень)
Конспект урока по информатикеКласс: 10УМК: Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. Углубленный уровень. Часть 1.– Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2014.-344 с.Уровень обучения: профильный.Тем...
Технологическая карта к уроку "Алфавитный подход к измерению информации"
Представлена технологическая карта и презентация к уроку "Алфавитный подход к измерению информации"...