Технологическая карта к уроку "Кодирование информации". Информатика 5 класс УМК Босова
учебно-методический материал по информатике и икт (5 класс) по теме
С введением ФГОС в 5-9 классах многое в работе учителя меняется. Так привычное для нас поурочное планирование заменяется технологической картой. Сейчас в интернете можно найти много таких карт. Я предлагаю вам ещё один вариант такой технологической карты. Эта карта нам была предложена Региональным социопсихологическим центром г.Самары на курсах повышения квалификации. Надеюсь моя работа поможет кому-то посмотреть какие УУД можно сформировать с помощью заданий к уроку "Кодирование информации".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема «Кодирование информации» 5 класс
Тема | Кодирование информации (2 часа) | ||
Цель темы | Научить различным способам кодирования и декодирования информации. Познакомить учащихся с методом координат. | ||
Основное содержание темы, термины и понятия | Многообразие способов кодирования и декодирования информации. Метод координат. Код, кодирование, декодирование, графический, числовой, символьный способы кодирования, метод координат. | ||
Планируемый результат | Предметные | Метапредметные | Личностные |
общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; представление о методе координат. | умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи. | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики; понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. |
Организация пространства
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Математика, чтение, ИЗО (аналитико-синтетические умения; умение устанавливать взаимосвязи между объектами) | Фронтальная, в малых группах, индивидуальная | Учебник Информатика 5 класс Рабочая тетрадь Информатика 5 класс Методическое пособие Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Наглядный и раздаточный материал: презентация «Кодирование информации»; видеоролик «Азбука Морзе» (215485); интерактивные задания «Расшифруй слово» (170362) и «Графические диктанты и Танграм» (170378); игра «Морской бой»; электронный практикум «Координатная плоскость» (http://txt.ensayoes.com/docs/index-4128.html); Карточки с алфавитом и таблицы с флажковой азбукой Карточки с закодированным текстом. |
I этап Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Кодирование информации» | Проблемная ситуация Учитель раздаёт заранее подготовленные карточки с закодированным текстом. Прочитайте что написано на карточке. Получилось ли у вас прочитать текст? Почему не получилось? Что же нам делать? Анализ ответов учащихся приводит к выводу: чтобы прочитать зашифрованный текст надо знать код, с помощью которого он был закодирован. |
II этап Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения | Учебные задания | Универсальные учебные действия | Диагностические задания | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |||
Тема урока «В мире кодов. Способы кодирования информации» | ||||||
Цель – показать учащимся многообразие окружающих человека кодов и объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования | Задание № 1 Что вы понимаете под кодированием информации? | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов; подведение под понятие. | Целеполагание; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | Владение определенными вербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | Учебник стр.53 № 1 |
Задание № 2 Где мы в повседневной жизни встречаемся с кодированием? | поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | ||
Задание № 3 Как вы думаете, почему люди кодируют информацию? | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; доказательство. | Коррекция; оценка; саморегуляция. | Умение договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | Учебник стр.53 № 2 | |
Задание № 4 Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика? | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; доказательство; знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель; синтез. | Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | Учебник стр.53 № 7 | ||
Задание № 5 Зашифруй с помощью азбуки Морзе своё имя и название любимого школьного предмета. | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель; анализ; синтез. | Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | Рабочая тетрадь стр.61 № 87 | ||
Задание № 6 Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу (после «Я» идёт «А»), декодируйте следующие сообщение: ажуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл. | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель; анализ; синтез. | Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | Учебник стр.53 № 8 | ||
Тема урока «Метод координат» | ||||||
Цель – систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке и познакомить их с методом координат | Задание № 7 Что относится к понятию «Метод координат». Раскройте значение понятия. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов; подведение под понятие. | Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | Владение определенными вербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | Учебник стр.54 № 10(а) |
Задание № 8 Скажите, как реализуется метод координат в географии? | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов; подведение под понятие. | Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | Владение определенными вербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | Учебник стр.54 № 10(б) | |
Задание № 9 Где вы встречаетесь с методом координат в быту? Приведите примеры. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов; подведение под понятие. | Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | Владение определенными вербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | Учебник стр.54 № 10(в) | |
Задание № 10 На координатной плоскости отметьте и подпишите точки со следующими координатами: A(2,5), B(6,5), C(11,7), D(11,4), E(6,2), F(2,2), G(4,8), H(9,9), I(3,2), J(3,4), K(5,4), L(5,2). Соедините точки: A-B-C-D-E-F-A-G-H-C. G-B-E. I-J-K-L. После проверки правильности выполнения задания, раскрасьте полученную картинку цветными карандашами. | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель; анализ; синтез. | Планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | Учебник стр.54 № 11 | ||
Диагностика качества учебно – познавательной деятельности | ||||||
Цель – установить степень усвоения учащимися изученного материала по теме «Кодирование информации» | Самостоятельная работа | Предметные результаты | УУД | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |||
Задание 1 Раб. тетрадь стр.61 № 88 Поставьте каждой букве в соответствие её порядковый номер в алфавите (заполните пустые клетки). Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщение. 20-12-7-20 20-12-1-25 20-12-1-15-10 15-1 17-13-1-2012-10 20-1-15-6 | Умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель; анализ; синтез. | Планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. | ||
Задание 2 Раб. тетрадь стр.69 № 99 На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. 1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 8(11,1), 9(11,6), 10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5). Соедините точки в заданной последовательнос-ти:1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 -1. 13-14-15-16-13. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси ОУ. После проверки правильности выполнения задания, раскрасьте полученную картинку цветными карандашами. | Представление о методе координат | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель; анализ; синтез. | Планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. |
III этап Интеллектуально – преобразовательная деятельность
Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания | Рабочая тетрадь, стр. 56 - 57 Дана кодовая таблица флажковой азбуки. Старший помощник Лом сдаёт экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующие слова и попытайтесь объяснить их значение. Репродуктивное задание (по образцу). Формируется репродуктивное мышление. Лому необходимо используя таблицу флажковой азбуки расшифровать данные слова. Импровизационное задание Закодируйте с помощью флажковой азбуки новый морской термин самостоятельно. Эвристическое задание Представьте, что Лом остался на корабле один без связи. Но в зоне видимости от него проходит другой корабль. Помогите ему составить из флажков просьбу о помощи. (Вариант выполнения – могут быть малые группы) Самоорганизация в деятельности Подготовьтесь к выполнению задания, выполните, представьте и оцените свою работу. |
IV этап Контроль и оценка результатов деятельности
Формы контроля: контрольное задание | Самооценка учителя / рефлексия своей деятельности по изучению данной темы |
Задание на карточках Декодируйте текст. 21-19-22-6-16-17 * 4 * 22-26-7-16-11-11 – 14-7-5-13-17 * 4 * 3-17-33. Правило кодирования установите по ключу. Ключ: 11-16-21-7-19-16-7-21 – расшифровывается как самый современный информационный канал. | Учебные цели и планируемые результаты достигнуты |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебный предмет Информатика 5 класс, автор Л.Л.Босова, А.Ю.Босова
Тема урока «Кодирование информации»
Д. Толлингерова рекомендовала для целеустремлённого составления учебных задач, назвав его исчислением индекса вариабельности, следующее соотношение Ив= число разного типа задач = 8 = 0,8
общее число задач в наборе 10
№ здания | I | II | III | IV | V | ||||||||||||||||||||||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | 2.6 | 2.7 | 2.8 | 2.9 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 3.5 | 3.6 | 4.1 | 4.2 | 4.3 | 5.1 | 5.2 | 5.3 | 5.4 | 5.5 | |
1 | + | ||||||||||||||||||||||||||
2 | + | ||||||||||||||||||||||||||
3 | + | ||||||||||||||||||||||||||
4 | + | ||||||||||||||||||||||||||
5 | + | ||||||||||||||||||||||||||
6 | + | ||||||||||||||||||||||||||
7 | + | ||||||||||||||||||||||||||
8 | + | ||||||||||||||||||||||||||
9 | + | ||||||||||||||||||||||||||
10 | + |
Просчитанный индекс вариабельности учебных задач (по Д. Толлингеровой) = 0,8, что позволяет достичь поставленные обучающие цели: научить различным способам кодирования и декодирования информации. Познакомить учащихся с методом координат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Передача информации"
Данный урок проводится в 7I, 7 II классе для детей с нарушениями слуха при изучении темы «Информация вокруг нас». Это урок предъявления новых знаний. Целью является формировани...
Технологическая карта урока "Передача информации"
Решаемые учебные задачи: 1) раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации;2) рассмотреть приме...
Технологическая карта урока по ФГОС информатика «Человек и информация» для учащихся 2-4 классов.
для учащихся 2-4 классов...
Технологическая карта урока "Представление информации в форме таблиц". 5 класс
Технологическая карта урока "Представление информации в форме таблиц". 5 класс...
Технологическая карта урока «Представление информации», 7 класс
Цель: Создать условия для формирования представления о языке как одном из способов кодирования информации....
Технологическая карта урока "Измерение информации". 8 класс
Данный урок является последующим звеном в цепи уроков по изучению темы «Информация». По своему типу – это урок предъявления и усвоения нового учебного материала. На преды...
Технологическая карта урока по предмету «Информатика» 7 класс (для обучающихся с ОВЗ) Тема: «Компьютер - универсальная машина для работы с информацией»
Технологическая карта урока по предмету «Информатика» 7 класс (для обучающихся с ОВЗ) Тема: «Компьютер - универсальная машина для работы с информацией»...