Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс)

Шестоперов Максим Валерьевич

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; подчеркивают важность предоставления обучающимся равных стартовых возможностей для их последующего профессионального самоопределения.

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» разработана для обеспечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_9_klass.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа-интернат № 6»

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей профессионально-трудового обучения

Руководитель МО ______________

Побегайло Е.Г.

Протокол № __

от  ____________

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР                         ____________________

Евдокимова Е. В.  

 

«Утверждаю»

И.о. директора школы ___________________

Хахалина Н.А.

Приказ  

 от _________№  __

Адаптированная рабочая программа

Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий

Классы: 9 «а»

Программа разработана: учителем профессионально-трудового обучения Шестоперовым М.В.

Пояснительная записка

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; подчеркивают важность предоставления обучающимся равных стартовых возможностей для их последующего профессионального самоопределения.

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» разработана для обеспечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.

В основу программы положены нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ;
  • Письмо Минобрнауки РФ  от 14.03.2016г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 10.07. 2015 № 26. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. Об утверждении СанПиН 2.4.3948-20 (Санитарно-эпидемологических требований к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».

Адаптированная рабочая программа «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» определяет содержание и организацию процесса и направлена на достижение следующих задач:

  • Формирование организационных умений в труде.
  • Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий».
  • Развитие познавательной деятельности, коррекция недостатков психофизического развития.
  • Формирование базовых учебных действий.
  • Профессиональная ориентация, формирование адекватного представления о собственных возможностях и перспективе дальнейшего трудоустройства.
  • Воспитание личностных качеств: целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков самоконтроля.

Программа обучения включает в себя теоретические и практические занятия. Также предусматриваются самостоятельные работы и практическое повторение ранее изученного материала с закреплением теоретических и практических знаний.

В процессе обучения школьники знакомятся с особенностями деятельности, профессиональными качествами рабочего по комплексному обслуживанию зданий; с материалами, инструментами и приспособлениями, которые используются в столярных, слесарных, сантехнических работах; приобретают практические навыки использования контрольно-измерительных и рабочих инструментов; изучают правила техники безопасности и гигиены труда.

Процесс обучения курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» неразрывно связан с решением специфических задач образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с интеллектуальными нарушениями, такими как коррекция недостатков познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, речи и т.д.) и эмоционально-личностных качеств.

В процессе обучения следует формировать у учащихся навыки фронтальной работы, однако индивидуальный и дифференцированный подход к группам детей с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей должен осуществляться на каждом занятии.

Место курса в учебном плане.

Адаптированная рабочая программа курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана, рассчитана на количество часов:

9 кл. –6ч. в неделю, 199 ч.  в год.

Учебно-методический комплект

Васенков Г.В., Русанова Л.С., Ванцаев М.С., Русанов В.М. Технология. Основы монтажа и эксплуатации внутренних сантехнических устройств. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Г.В.Васенков, Л.С.Русанова, М.С.Ванцаев, В.М. Русанов – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»,2022.–170 с.

Васенков Г.В., Русанова Л.С., Русанов В.М. Технология. Дерево и металлообработка. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Г.В.Васенков, Л.С.Русанова, В.М. Русанов–М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»,2022.–134 с.

Планируемые результаты освоения предметных результатов программы

Минимальный уровень:

  • знать название  некоторых материалов, их назначение, применение;
  • знать свойства материалов и правила хранения;
  • знать санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
  • подбирать материалы, необходимые для работы (при необходимости с помощью учителя);
  • знать основные части, механизмы станков;
  • подбирать инструменты, необходимые для работы;
  • руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
  • умение читать технические карты, применяемые  при осуществлении изучаемого технологического процесса (при необходимости с помощью учителя);
  • составлять план работы самостоятельно и с помощью учителя;
  • понимать утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
  • понимать значение и ценность труда;
  • понимать значимость правильной организации школьного рабочего места;
  • чтение с помощью учителя технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
  • соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность на рабочем месте;
  • владение простейшими технико-технологическими знаниями и практическими умениями;
  • умение выполнять работу в соответствии с заданием;
  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
  • выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

Достаточный уровень:

  • знать название материалов, их назначение, применение, возможности экономного расходования;
  • знать свойства материалов и правила хранения, отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные технологические приемы обработки материалов;
  • знать санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
  • самостоятельно подбирать материалы, необходимые для работы;
  • знать основные части, механизмы станков;
  • подбирать инструменты, необходимые для работы, осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
  • руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
  • умение читать технические карты, применяемые  при осуществлении изучаемого технологического процесса;
  • самостоятельно составлять план работы, прогнозировать конечный результат, определять задачи, работать согласно плану, алгоритму;
  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
  • понимать утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
  • понимать значение и ценность труда;  понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
  • понимать значимость правильной организации школьного рабочего места;
  • соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность на рабочем месте;
  • владение технико-технологическими знаниями и практическими умениями в рамках программы;
  • умение качественно выполнять работу в соответствии с заданием;
  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности, умение вносить предложения для улучшения качества изготавливаемого изделия;
  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе; уметь выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков профессионально-трудового обучения.

Планируемые результаты формирования базовых учебных действий

Личностные учебные действия:

  • понимать значимость трудовой деятельности для себя и для общества;
  • соотносить собственные поступки и поступки других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на результаты собственного труда;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность, ориентироваться в социальных ролях;
  • осознанно относиться к выбору профессии;

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • умение слушать собеседника;
  • вступать в диалог и поддерживать его;
  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

  • умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять поиск средств их осуществления;
  • умение составлять план деятельности и работать согласно плану;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • работать с учебными принадлежностями, инструментами;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

  • дифференцированно  воспринимать  окружающий  мир,  его  временно-пространственную организацию;
  • извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач;
  • использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.
  • использовать  усвоенные  логические  операции  (сравнение,  анализ, синтез,     обобщение,     классификацию,     установление     аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале;
  • использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий.

Содержание программы

Учебный материал в программе распределен по разделам, предусматривает  освоение теоретических сведений, выполнение технологических заданий и практических работ. В конце учебной четверти проводится самостоятельная работа.

Объекты труда, указанные в программе являются примерными, их можно заменить другими. Однако во всех случаях они  должны отвечать следующим требованиям:

  • включать достаточное число упражнений в выполнении трудовой операции по теме;
  • быть доступными для учащихся;
  • иметь полезное назначение, понятное учащимся.

Программа состоит из разделов:

1.Рынок труда и профессии.

Общие сведения о трудовом законодательстве. Способы получения информации о вакантных и рабочих местах. Трудовой договор. Документы, необходимые для его заключения. Заработная плата и материальная ответственность. Рабочее время и время отдыха. Норма труда. Планирование своей работы. Должностные обязанности. Соблюдение трудовой дисциплины.

2. Охрана труда

Требования безопасного труда и противопожарные мероприятия в учебных мастерских. Электробезопасность. Пожарная безопасность. Огнетушительные средства. Основные причины травматизма. Меры их предупреждения. Действия в условиях аварийной ситуации и несчастных случаев. Выработка алгоритма действия в различных ситуациях. Средства индивидуальной защиты и отработка приёмов их использования.

3.Столярные работы.

Инструменты и приспособления для сверления. Безопасность работы при сверлении. Работа на сверлильном станке. Сверление отверстий. Способы раскроя материалов древесины

Практические работы:

Изготовление пробок из древесины согласно диаметру проделанного отверстия, с припуском для плотной установки. Установка гипсоцементной пробки с применением спирали. Установка пластмассовой распорной пробки. Крепление шурупов и гвоздей, дюбелей, анкерных болтов. Отработка приёмов крепления настенных предметов.

4.Слесарные работы

Опиливание металла. Назначение опиливания. Опиливание кромки плоских деталей. Безопасность работы при опиливании. Отделка обработанной поверхности напильником. Обработка криволинейных поверхностей напильником.  Металлы и их сплавы. Физические и механические свойства металлов

Практические работы:

Рубка, правка и гибка металла. Резка металла. Опиливание и распиливание металла. Сверление металла. Срубание слоя металла с широких поверхностей. Правка полосового металла, изогнутого в плоскости. Правка круглого металла. Резка металла ручными ножницами. Опиливание плоских поверхностей. Ремонт мебели.

5.Сантехнические работы.

Горизонтальная разводка. Подводка к приборам. Расчётные нормативы для определения необходимого диаметра трубопровода системы. Способы соединения трубных чугунных заготовок системы. Инструменты и приспособления, станочное оборудование, применяемые при монтаже, установке и ремонте сантехнического оборудования систем водоснабжения и канализации. Его назначение. Виды сантехнического оборудования

Практические работы: 

Водозапорная арматура, её разновидности, устройство и способы ремонта. Составные части арматуры: конус, вентильная головка (кранбукса), их разновидности. Устройство водозапорного смесителя для «Ванна-душ», принцип его работы и способы ремонта. Устройство водозапорного смесителя типа «Ёлочка». Принцип его работы и способы ремонта. Устройство запорного вентиля, его применение и способы ремонта. Задвижки параллельные, фланцевые. Их устройство, применение и способы ремонта. Устройство сливного бачка для унитаза. Его применение, принцип работы и способы ремонта. Эксплуатационная профилактика сантехнического оборудования. Прочистка канализационной системы в случае засора. Правила техники безопасности при выполнении монтажных, ремонтных сантехнических работ.

6. Ремонтные отделочные работы

Материалы для ремонтно-отделочных работ. Общие сведения о строительных и отделочных материалах. Физические, химические и механические свойства материалов. Основные свойства и классификация растворов. Сухие смеси и мастики. Малярные составы, лаки и эмали. Специальные жидкости. Виды обоев. Клеевые составы.

Практические работы: Изучение и подбор материалов при выполнении различных видов работ. Определение и подбор видов инструментов. Определение по образцу видов материалов. Типы полов и материалы для их настилки. Назначение плиточных и бетонных полов. Материалы для их настилки. Приёмы долбления и сверления в стенах различного материала.

Контроль уровня обученности

Самостоятельные работы

Практические работы

Календарно-тематический план

№урока

в курсе

Кол-во

часов

Тема урока

Дата

Вид

контроля

I четверть.

Вводное занятие. Предмет «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий»

1.Рынок труда и профессии.

Общие сведения о трудовом законодательстве.

Способы получения информации о вакантных и рабочих местах.

Трудовой договор.

Документы, необходимые для его заключения.

Заработная плата и материальная ответственность.

Рабочее время и время отдыха.

Норма труда.

Планирование своей работы.

Должностные обязанности.

Соблюдение трудовой дисциплины.

2. Охрана труда

Требования безопасного труда и противопожарные мероприятия в учебных мастерских.

Электробезопасность.

Пожарная безопасность.

Огнетушительные средства.

Основные причины травматизма.

Меры их предупреждения.

Действия в условиях аварийной ситуации и несчастных случаев.

Выработка алгоритма действия в различных ситуациях.

Средства индивидуальной защиты и отработка приёмов их использования.

3.Столярные работы.

Инструменты и приспособления для сверления.

Безопасность работы при сверлении.

Работа на сверлильном станке.

Сверление отверстий.

Способы раскроя материалов древесины

II четверть

Практические работы:

Изготовление пробок из древесины согласно диаметру проделанного отверстия.

Установка гипсоцементной пробки с применением спирали.

Установка пластмассовой распорной пробки.

Крепление шурупов и гвоздей, дюбелей, анкерных болтов.

Отработка приёмов крепления настенных предметов.

4.Слесарные работы

Опиливание металла.  

Назначение опиливания.

Опиливание кромки плоских деталей.

Безопасность работы при опиливании.

Отделка обработанной поверхности напильником.

Обработка криволинейных поверхностей напильником.

Металлы и их сплавы.

Физические и механические свойства металлов

Практические работы:

Рубка, правка и гибка металла.

Резка металла.

Опиливание и распиливание металла.

Контрольная работа:

Сверление отверстий в металле по заданным размерам.

        III четверть

Срубание слоя металла с широких поверхностей.

Правка полосового металла, изогнутого в плоскости.

Правка круглого металла.

Резка металла ручными ножницами.

Опиливание плоских поверхностей.

Ремонт мебели.

5.Сантехнические работы.

Горизонтальная разводка. Его назначение.

Подводка к приборам.

Расчётные нормативы для определения необходимого диаметра трубопровода системы.

Способы соединения трубных чугунных заготовок системы.

Инструменты и приспособления, применяемые при монтаже, установке и ремонте сантехнического оборудования.

Виды сантехнического оборудования.

Практические работы: 

Водозапорная арматура, её разновидности, устройство и способы ремонта.

Составные части арматуры: конус, вентильная головка (кранбукса), их разновидности.

Устройство водозапорного смесителя для «Ванна-душ», принцип его работы и способы ремонта.

Устройство водозапорного смесителя типа «Ёлочка».

Устройство запорного вентиля, его применение и способы ремонта.

Задвижки параллельные, фланцевые.

Их устройство, применение и способы ремонта.

Устройство сливного бачка для унитаза.

Его применение, принцип работы и способы ремонта.

Эксплуатационная профилактика сантехнического оборудования.

Прочистка канализационной системы в случае засора.

Правила техники безопасности при выполнении монтажных, ремонтных сантехнических работ.

6. Ремонтные отделочные работы

Тест:

Материалы для ремонтно-отделочных работ.

IV четверть

Общие сведения о строительных и отделочных материалах.

Физические, химические и механические свойства материалов.

Основные свойства и классификация растворов.

Сухие смеси и мастики.

Малярные составы, лаки и эмали.

Специальные жидкости.

Виды обоев.

Клеевые составы.

Практические работы: Изучение и подбор материалов при выполнении различных видов работ

Определение и подбор видов инструментов.

Определение по образцу видов материалов.

Типы полов и материалы для их настилки.

Назначение плиточных и бетонных полов.

Материалы для их настилки.

Приёмы долбления и сверления в стенах различного материала.

Тесты: «Рабочее место, промышленная заготовка древесины.», «Сверление отверстий на станке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса английский язык в 10-11 классах.

Программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерных программ по ИЯ .Преподование ведётся по учебно-методичес...

Элективный курс по алгебре "Комплексные числа" 9 класс

  интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;  овладени...

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса

Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

методическая разработка Адаптированная образовательная программа курса английского языка для 3-Д класса

В методической разработке представлена адаптированная рабочая программа с КТП   на 68 ч. для 3 класса....

Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 7 класс

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...

Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 8 класс

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...