Разработка урока по теме: "Моделирование как метод познания"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Викторина по теме "Моделирование как метод познания", 9 класс
Данный урок является первым в изучении темы «Моделирование и формализация» и предназначен для введения обучающихся в тему, на пробуждение интереса, систематизации ранее полученных знаний. Предполагается, что обучающиеся уже знакомы с понятиями модель, моделирование (курс «Информатика и ИКТ», 6 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_kak_metod_poznaniya.zip | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Ванюшкина Зоя Владимировна
учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №96 с углубленным изучением английского языка г. Новосибирска
Моделирование как метод познания, 9 класс
Данный урок является первым в изучении темы «Моделирование и формализация» и предназначен для введения обучающихся в тему, на пробуждение интереса, систематизации ранее полученных знаний. Предполагается, что обучающиеся уже знакомы с понятиями модель, моделирование (курс «Информатика и ИКТ», 6 класс).
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 9
Тема: Моделирование как метод познания
Форма проведения: командное соревнование
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о моделях и моделировании, особенностях и способах моделирования, видах моделей; формирование целостного и образного подхода к анализу окружающего мира,
метапредметные – владение знаково-символическими действиями;
личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.
Материалы:
Презентация для сопровождения урока, локальная сеть с одной общей сетевой папкой, 3 разрезанных картинки: с картой Якутии, информацией об улусах в табличной форме, информацией-описанием об Якутии, разноцветные листы формата А4, маркеры, на доске турнирная таблица, 3 заготовки с рецептом на английском языке, сертификаты победителей, сертификаты участника
Ход урока:
- Организационный момент
Добрый день! Я очень рада вас видеть! Я надеюсь, что сегодняшнее наше сотрудничество будет успешным и от общения мы получим только радость.
- Деление на группы
Прежде чем начать нашу деятельность я попрошу вас вытянуть бумажные фрагменты, которые является частями одного из трех рисунков (Приложение 1). Найдите, у кого из присутствующих есть недостающие вам фрагменты рисунка. Прошу вас присаживайтесь в соответствии с собранными вами рисунками. У нас образовалось 3 группы.
- Актуализация опорных знаний
Скажите, пожалуйста, что изображено у вас на листах? (карта Якутии, информация об улусах Якутии в табличной форме, информация-описание о Якутии).
Чем являются эти разные виды информации о Якутии? Как назвать одним словом? (Модель)
Примечание: если учащиеся затрудняются, то можно показать им слайды с подсказками (слайд 2-5)
Приведите примеры моделей (кукла, машинка, и т.д., слайд 6)
Что такое модель? (упрощенная копия реального объекта)
Как называется процесс создания моделей? (моделирование)
Зачем люди создают модели? (Оригинала может не существовать в действительности; модель позволяет изучить некоторые интересующие исследователя свойства; модель позволяет исследовать целый класс объектов, обладающих набором исследуемых свойств; оригинал может быть недоступен исследователю по каким-либо причинам.)
Как вы думаете, легко ли создавать модели? (чаще всего мнения расходятся, одни считают, что легко, другие, что трудно, если вдруг мнение будет одинаковым, то можно задать провокационный вопрос, который заставит обучающихся задуматься и засомневаться)
- Работа в группах
Сегодня мы с вами попробуем сами заняться моделированием, чтобы ответить на этот вопрос. А чтобы было интересней, проведем этот урок в виде соревнования. После того как одна из команд качественно и быстрее всех выполнит задание, приступаем к оценке, в которой вы можете получить 3 балла (выполнено все и быстро), 2 – выполнено вторыми или наполовину, 1 – выполнено третьими или совсем чуть-чуть. В конце урока мы подведем итоги и выберем команду-победителя.
Прежде чем начать, я прошу вас посовещайтесь между собой, придумайте название вашей группе и эмблему? Выберите представителя, который сядет за ПК и сделает эмблему в среде Power Point.
1 задание: командам раздаются заготовки с рецептом на английском языке (Приложение 2, слайд 7-8)
Составьте модель: «список покупок для приготовления ...». Вместо … укажите название блюда.
Simple pizza
Cut 6 tomatoes into circles. Grate 200 gram of cheese with a large grater. Unroll the dough. Put the tomatoes on the dough. Put the cheese on the tomatoes. Scramble 2 eggs with salt. Put it on the tomatoes and cheese. Put 90 gram of sour cream on it. Bake in an oven by 180 degrees about 30 – 40 minutes.
Ответ: Модель: «Список покупок для приготовления простой пиццы » - 6 помидоров, 200 г сыра, тесто, соль, 2 яйца, 90 г майонеза
2 задание
Обсуждаем эмблемы команд.
3 задание
Вы ждете в гости друзей, вам нужно правильно оформить сервировку стола для каждого из гостей. Составьте модель расстановки относительно тарелки фужер под сок, ложку, вилку, нож, салфетку. (Слайд 9-10)
Обсуждаем результат
4 задание
Одно из известных направлений японского творчества – оригами. Вы знаете, в чем его смысл? (изготовление бумажных моделей). Я вам предлагаю по схеме сделать модель журавлика (Приложение 3, слайд 11).
А вы знаете историю, связанную с бумажным журавликом.
Среди бумажных фигурок в Японии нет более известной, чем журавлик. И не случайно: для японцев журавль - птица священная, она символизирует счастье и радость. Изображения журавлей там встречаются повсюду. Исстари японцы считали, если положить у стен храма гирлянду из тысячи маленьких бумажных журавликов, она отведет беды и болезни, принесет в дома радость и счастье. После второй мировой войны журавлик стал настоящим символом мира и свободы. А также символом избавления от ядерной угрозы и лучевой болезни. Это связано с определенной легендой, которая очень похожа на быль и повествует о девочке по имени Садако Сасаки. Она родилась в 1943 году, а в 1945 во время бомбардировки Хиросимы погибли ее родители. Сама она была больна лучевой болезнью. В больнице она начала складывать фигурки из бумаги. Малышка верила, что история про тысячу журавлей, которые исполняют желания — неподдельная истина. Мечтая выздороветь, она один за другим складывала бумажных журавликов и просила о мире на всей планете.
Но мечте не суждено было сбыться. Сложив только 644 журавлика, девочка умерла 25 октября 1955 года. Но идею подхватили многие люди по всему миру. И новые и новые журавлики стали «прилетать» в музей мира. Таким образом, маленький бумажный журавлик стал символом мира.
И нужно сложить эти тысячу журавликов и раздать их своим родным и близким друзьям и тогда исполнится самое заветное желание!
- Подведение итогов. Рефлексия
По турнирной таблице определить победителя. Вручить сертификаты.
Давайте вместе подумаем, с чем вы работали во всех конкурсных заданиях, что вы создавали? (модели)
Какие виды моделей вы встретили в заданиях? (текстовые, графические, табличные, материальные, информационные)
Что нового для себя вы сегодня узнали?
Что вам особенно было интересно?
Что было трудно?
Что вас удивило?
Какие элементы урока вы будете использовать в своей жизни.
Нужно ли каждому человеку знать основы моделирования? (Да, так как в каждой жизненной ситуации мы составляем модели, для познания мира. Моделирование – метод познания, слайд 12). Объявить оценки (наиболее активные участники и команда победителей – 5 (отлично), остальные 4 (хорошо)).
Приложение 1 Изображения для образования групп
Республика Саха (Якутия) – субъект России, по своим природным и территориальным условиям не имеющий аналогов на планете. Именно здесь накоплен уникальный опыт ведения сельского хозяйства в экстремальных климатических условиях Севера, применены первые технологии жилищного строительства на вечной мерзлоте.
Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части Евразийского материка и является самым большим регионом Российской Федерации. Общая площадь континентальной и островной (Ляховские, Анжу и Де-Лонга, входящие в состав Новосибирских островов Северного Ледовитого океана) территории Якутии составляет 3,1 млн. кв. км. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом. В ее пределах расположены три часовых пояса.
Протяженность Якутии в широтном направлении — 2500 км, в меридиональном — 2000 км. Самая западная точка — на границе с Эвенкийским автономным округом (105°в.д.), восточная — на границе с Чукотским автономным округом (165° в.д.), южная – на Становом хребте (55°3039 с.ш.), северная материковая — на мысе Нордвик (74° с.ш.) и северная островная — на острове Генриетты (77°с.ш.).
Республика Саха (Якутия) граничит на западе с Красноярским краем, на юго-западе — с Иркутской областью, на юге — с Амурской и Читинской областями, на юго-востоке — с Хабаровским краем, на востоке — с Магаданской областью и Чукотским автономным округом. На севере ее естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Общая протяженность морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км.
Расстояние от Якутска до Москвы — 8468 км, до Хабаровска — 1590 км.
Территория Якутии находится в пределах трех часовых поясов, их разница с московским временем составляет +6, +7, + 8 часов. До настоящего времени Якутия является одним из самых изолированных и труднодоступных регионов мира в транспортном отношении: 90% территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения.
Якутия характеризуется многообразием природных условий и ресурсов, что обусловлено физико-географическим положением ее территории. Большую часть занимают горы и плоскогорья, на долю которых приходится более 2/3 ее поверхности, и лишь 1/3 расположена на низменности. Самая высокая точка — гора Победа (3147 м) — находится на хребте Черского.
Якутия — один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озерных (свыше 800 тыс.) районов России. Общая протяженность всех ее рек составляет около 2 млн. км, а их потенциальные гидроэнергоресурсы оцениваются почти в 700 млрд. кВт. Крупнейшие судоходные реки: Лена (4400 км), Вилюй (2650), Алдан (2273), Колыма (2129), Индигирка (1726), Олекма (1436), Анабар (939) и Яна (872 км).
Улусы (районы), город республиканского значения | Администра-тивные центры | Площадь территории, тыс.км2 | Численность населения (2002 г.), человек | Расстояние до Якутска | ||
наземным путём, км | водным путём, км | воздушным путём, км | ||||
Республика Саха (Якутия): | - | 3083,5 | 949280 | - | - | - |
п. Белая Гора | 69,4 | 4750 | 1950/ | 3243 | 1148 | |
г. Алдан | 156,8 | 49346 | 534 | - | 470 | |
п. Чокурдах | 107,3 | 3421 | 2700 | 2830 | 1290 | |
с. Амга | 29,4 | 17251 | 201 | 1036 | 200 | |
с. Саскылах | 55,6 | 4024 | 2621 | 2835 | 1285 | |
п. Тикси | 223,6 | 9775 | 1694 | 1703 | 1270 | |
с. Верхневилюйск | 42,0 | 21383 | 677 | 847 | 610 | |
п. Зырянка | 67,8 | 5653 | 2440 | 4282 | 1255 | |
п. Батагай | 137,4 | 13666 | 1400 | 2785 | 705 | |
г. Вилюйск | 55,2 | 25696 | 592 | 739 | 535 | |
с. Бердигестях | 45,6 | 11422 | 184 | - | 150 | |
с. Жиганск | 140,2 | 4312 | 754 | 764 | 610 | |
п. Сангар | 107,8 | 14178 | 334/527 | 330 | 240 | |
г. Ленск | 77,0 | 38669 | 1070/1387 | 1027 | 840 | |
с. Майя | 11,7 | 32288 | 52 | - | 60 | |
г. Мирный | 165,8 | 86013 | 1207 | - | 820 | |
с. Хонуу | 104,6 | 4699 | 2000 | 3774 | 1125 | |
с. Намцы | 11,9 | 21454 | 84 | 96 | - | |
г. Нерюнгри | 98,9 | 89796 | 818 | - | 670 | |
п. Черский | 87,1 | 5932 | 3189 | 3421 | 1920 | |
г. Нюрба | 52,4 | 25858 | 812 | 977 | 600 | |
п. Усть-Нера | 92,3 | 14670 | 1040 | - | 865 | |
г. Олекминск | 160,8 | 27563 | 651 | 620 | 530 | |
с. Оленек | 318,0 | 4091 | 2026
| 3989 | 1105 | |
г. Среднеколымск | 125,2 | 8353 | 2664 | 3940 | 1485 | |
с. Сунтар | 57,8 | 25485 | 985 | 1151 | 730 | |
с. Ытык-Кюёль | 19,0 | 16601 | 256 | - | 255 | |
п. Хандыга | 135,8 | 15275 | 449 | 642 | 370 | |
с. Борогонцы | 18,3 | 22372 | 127 | - | 110 | |
п. Усть-Мая | 95,3 | 11568 | 382 | - | 310 | |
п. Депутатский | 120,3 | 10009 | 2068 | - | 1025 | |
г. Покровск | 24,7 | 35201 | 74 | 88 | 75 | |
с. Чурапча | 12,6 | 19466 | 182 | - | 180 | |
с. Батагай-Алыта | 52,3 | 2761 | 1687 | - | 850 | |
г. Якутск | 3,6 | 246279 | - | - | - |
Приложение 2 Рецепт на английском языке
Составьте модель: «список покупок для приготовления ...». Вместо … укажите название блюда.
Simple pizza
Cut 6 tomatoes into circles. Grate 200 gram of cheese with a large grater. Unroll the dough. Put the tomatoes on the dough. Put the cheese on the tomatoes. Scramble 2 eggs with salt. Put it on the tomatoes and cheese. Put 90 gram of sour cream on it. Bake in an oven by 180 degrees about 30 – 40 minutes.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Составьте модель: «список покупок для приготовления ...». Вместо … укажите название блюда.
Simple pizza
Cut 6 tomatoes into circles. Grate 200 gram of cheese with a large grater. Unroll the dough. Put the tomatoes on the dough. Put the cheese on the tomatoes. Scramble 2 eggs with salt. Put it on the tomatoes and cheese. Put 90 gram of sour cream on it. Bake in an oven by 180 degrees about 30 – 40 minutes.
---------------------------------------------------------------------------------------------Составьте модель: «список покупок для приготовления ...». Вместо … укажите название блюда.
Simple pizza
Cut 6 tomatoes into circles. Grate 200 gram of cheese with a large grater. Unroll the dough. Put the tomatoes on the dough. Put the cheese on the tomatoes. Scramble 2 eggs with salt. Put it on the tomatoes and cheese. Put 90 gram of sour cream on it. Bake in an oven by 180 degrees about 30 – 40 minutes.
Приложение 3 Схема журавлика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10
Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10...
Технологическая карта урока на тему "Моделирование как метод познания"
Технологическая карта урока, Босова, Информатика, 6 класс. Урок 14. Моделирование как метод познания.С определением целей, задач, этапов урока, видов деятельности педагога и учащ...
Урок по теме: "Моделирование как метод познания"
Цели урока:1. Обучающая - сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания.2. Развивающая – формирование компетентностей в решение задач, способность создавать моделей.3. Воспитательн...
Разработка урока по теме "Моделирование как метод познания"
Разработка урока по теме "Моделирование как метод познания" включает в себя: проект урока, презентацию, тест в программе MyTest, раздаточный материал....
Разработка урока по теме: "Моделирование экологических ситуаций" по предмету информатика и ИКТ
Материал содержит разработку урока по теме: "Моделирование экологических ситуаций" и включает в себя технологическую карту урока и презентацию к нему....
Разработка урока на тему "Моделирование корреляционных зависимостей" 11 класс
Обучающиеся знакомятся с понятием корреляционной зависимости. Узнают, что такое коэффициент корреляци и какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа....
разработка урока по теме " Моделирование одежды"
в пакет материалов входит конспект урока...