Разработка урока по теме: "Моделирование экологических ситуаций" по предмету информатика и ИКТ
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) по теме

Материал содержит разработку урока по теме: "Моделирование экологических ситуаций" и включает в себя технологическую карту урока и презентацию к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме: «Моделирование экологических ситуаций»

Разработчик (разработчики): Тачков Алексей Юрьевич,  МОУ СОШ №52,  учитель информатики и ИКТ г. Тверь

УМК: Фиошин, М.Е. Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч. 2: 11 кл..: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Е. Фиошин, А.А. Ресин, С.М. Юнусов. – 2 изд., стереотип. – М.:, Дрофа, 2015. – 271, [1]c.

Класс 11 «А» класс, информационно-технологический профиль.  

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема урока: «Моделирование экологических ситуаций».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель урока

воспитательные – воспитание экологического самосознания, бережного отношения к природе.

развивающие – развитие исследовательских навыков учащихся, логического  мышления, внимания;

 образовательные – помочь учащимся научиться использовать табличный процессор для решения экологических задач; повторить приемы создания электронных таблиц, работу с формулами, построение диаграмм.

Планируемые результаты

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;

изучение экологических ситуаций;

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению решению экологических задач

Основные понятия, используемые на уроке

Модель, моделирование, система, диаграмма, формула, ссылки

Организация пространства

Межпредметные связи

Экология, география, математика

Ресурсы

ЭОР (электронные образовательные ресурсы), ИКТ

Формы организации познавательной деятельности учащихся

коллективные, фронтальные

Методы обучения

 проблемно-поисковый, активный, интерактивный

Технологии работы с информацией

анализ данных, систематизация, кодификация, создание конечного продукта

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуника-тивные:

Познава-тельные:

1. Организационный (2 мин)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих;

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

самоопределение

Самоконтроль, организация своей учебной деятельности

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Формирование положительной мотивации

Учитель проверяет готовность класса к уроку, самопроверка

2. Самоопределение к деятельности. (2 мин)

Посмотрите на эти фотографии. Как прекрасна и удивительна наша природа: леса, луга, реки, озера, небо, солнце, животные, птицы.

Слайды (Фото природы)

 Прекрасно сказал писатель Константин Георгиевич Паустовский: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и исцеляющую силу нашей русской природы…»

Человек часто потребительски относится  к природным богатствам. Об этом следующий видеосюжет.

(Видеосюжет о бережном отношении к природе.)

Подготовка класса к работе. Класс готов к работе.

самоопределение;

целеполагание,

планирование учебного сотрудничества  учителя и сверстников

Формирование положительной мотивации

3. Проверка усвоения изученного материала.

(5 мин)

 Повторим теоретические сведения, необходимые для изучения темы.

1.        Вспомните определения модели и моделирования, системы.

2.        Назовите основные цели моделирования и перечислите,  что можно моделировать.

3. Перечислите объекты электронной таблицы.

4.        Что такое диаграмма в электронных таблицах?

5.        Из каких элементарных объектов состоит любая диаграмма?

6.        Назовите параметры, характеризующие любую диаграмму.

7.        Назовите типы данных, используемых в табличном процессоре.

8.        Каково правило записи формул и что может включать в себя формула?

9.        Какие существуют типы ссылок? (Относительные и абсолютные.)

10.        Что такое относительная и абсолютная ссылка?

Отвечают на  вопросы учителя, проверяют домашнее задания, при необходимости вносят исправления.

Самоопределение, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивание усваиваемого материала

Самоконтроль, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

самостоятельное создание способов решения проблем

построение логической цепи рассуждений, анализ объектов с целью выделения признаков

Взаимопроверка, оценивание учителем

4. Постановка учебной задачи (4 мин)

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию и мотивирует учащихся.

Экология Тверской области. Тема в данный момент актуальная. Тема урока сегодня –   «Математическое моделирование экологических ситуаций».

Сегодня мы научимся использовать табличный процессор  для решения экологических задач, вы будете совершенствуете свои навыки по теме «Электронные таблицы», работать с формулами, строить диаграммы.

Обсуждают и выполняют задание совместно с учителем. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

формирование готовности к самообразованию

целеполагание

Сотрудничество с учителем, постановка вопросов

формулирование познавательной цели и проблемы

5. Актуализация знаний (5 мин)

У американского писателя-фантаста Рея Брэдбери есть рассказ «И грянул гром». В нем повествуется о фирме, организующей путешествия на 60 миллионов лет в прошлое. Все посетители прошлого должны передвигаться только по специально проложенной тропе, ибо один неосторожный шаг уже способен нарушить последующую Историю. Устами одного из служащих фирмы это описано так:

«Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши не будет... Вы уничтожите не одну, а миллион мышей... А как с лисами, для питания которых нужны были именно эти мыши? Не хватит десяти мышей — умрет одна лиса. Десятью лисами меньше — подохнет от голода лев... И вот итог: через 59 миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, раздавив одну мышь, раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода... Это смерть миллиарда его потомков. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах...».

Напрасно один из героев рассказа умолял вернуть его на 60 миллионов лет назад, чтобы оживить случайно раздавленную им бабочку. Он оказался уже совсем в иной Истории и погиб.

Это, конечно, всего лишь фантастика, сказка, смоделированная автором ситуация.

- Какой в ней содержится намек нам?

 - Мы должны быть осторожны в нашем общении с природой.

Как часто наши решения оказываются непродуманными: то вдруг решают уничтожить всех волков, якобы приносящих только вред, то заселяют весь материк кроликами (так случилось в Австралии) и потом не знали, как от них избавиться. Каждый раз хочется вернуться в тот роковой миг и сделать более правильный, как нам кажется, шаг. Но это, увы, невозможно — нет такой машины времени, которая вернула бы  в прошлое.

Есть, однако, «машина времени», позволяющая заглянуть в будущее, проанализировать, смоделировать процесс, ситуацию, — это наука.

 Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения процессов, происходящих в природе и обществе.

Многие объекты и процессы можно описать математическими формулами, сделать расчеты на компьютере и получить выводы.

Среди задач, моделируемых на компьютере, особое место занимают экологические. Круг их очень велик. С одной стороны – это задачи на развитие биологических видов в природной среде, с другой – исследование влияния деятельности человека на природу.

 Моделирование в экологической сфере позволяет определять численность особей той  или иной популяции, предсказывать влияние угрожающих  развитию популяции факторов, управлять численностью отдельных видов.

Слушают разъяснение учителя, смотрят презентацию.

самоорганизация

Выделение важной информации

сотрудничество с учителем и сверстниками,  умение слушать

умение структурировать знания

6. Физкультминутка (1 мин)

Показывает упражнения

Выполняют упражнения

самоорганизация

саморегуляция

умение слушать и слышать

7. Практическая работа

(6 мин)

Предлагает выполнить (совместное обсуждение); Напоминает технику безопасности. Предлагает решить  задачу.

Объясняет правила работы. Проверяет выполнение работы на местах.

Экологи собираются восстановить исчезающий вид рыб в определённой  водной экосистеме. Прежде, чем запускать мальков в водоем, решили провести расчеты. Составить компьютерную модель процесса изменения количества рыб  в водоеме в течение 10 лет и провести исследование изменения численности рыб в зависимости от их начального количества. Коэффициент прироста k=1, коэффициент смертности q=0,001, начальное количество рыб N0=100, 1000, 1500, 2000.

  1. Постановка задачи.

Дано:

коэффициент прироста k=1

коэффициент смертности q=0,001

начальное количество рыб N0=100, 1000, 1500, 2000

Найти: N.

  1. Разработка модели.

Прирост числа какого-либо вида живых организмов за счет рождаемости прямо пропорционален их количеству, а убыль за счет смертности прямо  пропорциональна квадрату их количества. Этот закон известен под названием закона Мальтуса.

Экспериментально установлено, что при разведении рыб в некоторых условиях (наличие корма, состояния водоема, температура и т.п.) значения указанных коэффициентов составляют k=1, q=0,001. Если первоначально в водоем было запущено N0 рыб, то через год количество рыб будет таким:

N1=N0+(k⋅N0-q⋅N02),

через два года: 

N2=N1+(k⋅N1-q⋅N12) и т.д.

 Можно записать общую формулу:

Nn+1=Nn+(k⋅Nn-q⋅Nn2), n=1,2,...

Эта формула является математической моделью процесса размножения рыб в водоеме.

 Совместно определяют постановку задачи и выполняют разработку модели.

 Слушают учителя, выполняют практическую работу. Соблюдают технику безопасности.

Самоорганизация, самоопределение,

умение планировать последовательность действий для достижения цели.

Волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Планирование работы, умение определять наиболее рациональную последовательность действий, умение самостоятельно оценивать свою деятельность

Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем)

Контроль учителя, самопроверка.

8. Систематизация навыков работы. Проведение компьютерного эксперимента. Решение задачи. (6 мин)

Заполним электронную таблицу для проведения по этой формуле расчета рыбного «поголовья» в водоёме в течение нескольких лет.

 Совместно определяют постановку задачи и выполняют разработку модели.

 Слушают учителя, выполняют практическую работу. Соблюдают технику безопасности.

Самоорганизация, самоопределение,

умение планировать последовательность действий для достижения цели.

Волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Планирование работы, умение определять наиболее рациональную последовательность действий , умение самостоятельно оценивать свою деятельность

Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем)

Контроль учителя, самопроверка.

9. Анализ результатов моделирования

(2 мин)

Какие выводы можно сделать из полученных результатов?

(Учащиеся делают выводы.)

Да, действительно результаты получены удивительные. Подобные эксперименты на компьютере можно проводить для прогноза численности того или иного вида животных. А это сейчас важно, так как сотни видов животных, птиц находятся на грани исчезновения.

Для наглядного изображения числовой информации используются средства деловой графики – диаграммы. Диаграммы могут быть различных типов. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои

впечатления от урока

смыслообразование

осознание качества и уровня усвоения

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

осознание того, что уже усвоено

Оценка учителя, взаимооценка

10. Обобщение навыков работы. Проведение компьютерного эксперимента. Решение задачи.

(7 мин)

Дана таблица «Загрязнение территории Земли радионуклидами  в результате аварий на атомных станциях и предприятиях». Постройте диаграмму и сделайте вывод.


Авария

Площадь,
тыс. км
2

Активность выброса, млн. кюри

всего

131J

137Cs

90Sr

Уиндскейль,
Великобритания,
1957 г.

0,5

0,03

0,02

0,0006

0,00009

Чернобыльская АЭС,
СССР,
1986 г.

104,2

31,0

14,0

1,9

0,26

АЭС Фукусима-1,
Япония,
2011 г.

76,8

27,0

12,0

1,6

0,201

 Совместно определяют выполняют построение диаграммы и делают выводы

 Слушают учителя, выполняют практическую работу, самостоятельно определяют нужный тип диаграммы. Соблюдают технику безопасности.

Самоорганизация, самоопределение,

умение планировать последовательность действий для достижения цели.

Волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Планирование работы, умение определять наиболее рациональную последовательность действий , умение самостоятельно оценивать свою деятельность

Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем)

Контроль учителя, самопроверка.

11. Домашнее задание

(2 мин)

Формулирует домашнее задание, инструктирует по его выполнению.

Задача. Для производства вакцины на заводе планируется выращивать культуру бактерий. Известно, что если масса бактерий - x г., то через день она увеличится на (a-bx)x г., где коэффициенты a и b зависят от вида бактерий. Завод ежедневно будет забирать для нужд производства вакцины m г. бактерий. Для составления плана важно знать, как изменяется масса бактерий через 1, 2, 3, ..., 30 дней.

Слушают учителя и записывают домашнее задание, задают вопросы

самоопределение

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимодействие с учителем

постановка и решение проблемы

12. Подведение итогов занятия (2 мин)

Формулирует вопросы по изученному на уроке, анализирует практическую работу, работу на уроке, выставляет оценки.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои

впечатления от урока

смыслообразование

осознание качества и уровня усвоения

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

осознание того, что уже усвоено

Оценка учителя, взаимооценка

13. Рефлексия (1 мин)

Выявление области знания и незнания. Рефлексия осуществлялась за счет выявления мнений учащихся "Что понравилось?", "Были ли трудности?"

Учащиеся проводят рефлексию того, что им было неизвестно и стало известно + эмоциональное оценивание с помощью цветного стикера на доске.

Оценивают урок.

степень правдивости  при рефлексии

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Умение формулировать собственное мнение.

Рефлексия.

самооценка


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10

Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10...

Конспект урока по теме "Моделирование экологических ситуаций"

Цели урока: воспитательные – воспитание экологического самосознания, бережного отношения к природе.развивающие – развитие исследовательских навыков учащихся, логического  мышления, внимания...

Реализация творческих способностей обучающихся. Урок на тему "Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом" Предмет: Технология 6 класс (90мин.)

формирование знаний о принципах моделирования и выбора фасона плечевого изделия и умений моделировать изделие выбранного фасона....

Разработка урока по теме "Моделирование как метод познания"

Разработка урока по теме "Моделирование как метод познания" включает в себя: проект урока, презентацию, тест в программе MyTest, раздаточный материал....

Разработка урока на тему "Моделирование корреляционных зависимостей" 11 класс

Обучающиеся знакомятся с понятием корреляционной зависимости. Узнают, что такое коэффициент корреляци и какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа....

разработка урока по теме " Моделирование одежды"

в пакет материалов входит конспект урока...

Разработка урока по теме: "Моделирование как метод познания"

Викторина по теме "Моделирование как метод познания", 9 классДанный урок является первым в изучении темы «Моделирование и формализация» и предназначен для введения обучающихся в ...