Урок по теме: "Моделирование как метод познания"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему
Цели урока:
1. Обучающая - сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания.
2. Развивающая – формирование компетентностей в решение задач, способность создавать моделей.
3. Воспитательная – усидчивость, концентрация внимания, инвариантность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_modelirovaniya_no2.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Моделирование как метод познания.
Класс: 10 «А»
Дата: 17.11.2013г.
Цели урока:
1. Обучающая - сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания.
2. Развивающая – формирование компетентностей в решение задач, способность создавать моделей.
3. Воспитательная – усидчивость, концентрация внимания, инвариантность.
Программно-дидактическое обеспечение урока: схемы, плакаты, проектор.
Ход урока.
- Организационный момент
- Постановка цели урока.
2.1. Электромобиль на стенде выставки, телевизионная красавица, рекламирующая различные товары, макет здания, детская мягкая игрушка, математическая формула, теория развития общества – это все модели. Как же получается назвать такие разные понятия одним словом?
2.2. Существует огромное количество моделей. Как разложить их «по полочкам»? Как классифицировать?
- Изложение нового материала.
- Открываем тетради; записываем число, тему урока.
В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ этого объекта, явления или процесса, с которым ему предстоит иметь дело.
- Запишем определение.
Модель- это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, явления или процесса.
Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего, более сложного объекта, явления или процесса называемого прототипом или оригиналом.
- У вас может возникнуть вопрос: почему бы не исследовать сам оригинал, а не строить его модель?
Назовем несколько причин, по которым прибегают к построению моделей.
- Приведите примеры следующих оригиналов.
- В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности.
Примеры: теория вымирания динозавров, теория гибели Атлантиды.
- Оригинал может иметь много св-в и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то конкретное слово, иногда полезно отказаться от менее существенных , вовсе не учитывая их.
Примеры: карта местности, модели живых организмов.
- Оригинал либо очень велик, либо очень мал.
Примеры: глобус, модель Солнечной системы, модель атома.
- Процесс протекает очень быстро или очень медленно.
Примеры: модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели.
- Исследование объекта может привести к его разрушению.
Примеры: модель самолета или автомобиля.
- И т.д.
- Тогда что же такое моделирование?
Моделирование – это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, явлений и процессов.
– Что можно моделировать? Давайте вместе ответим на данный вопрос. В тетрадях будем фиксировать основные элементы моделирования.
Моделировать можно:
- Объекты
Назовем примеры моделей объектов:
-копии архитектурных сооружении;
-копии художественных произведениях;
-наглядные пособия;
-глобус;
-детские игрушки;
- Явления
Примеры моделей явлении:
-модели физических явлении: грозового разряда, магнитных и электрических сил;
-геофизические модели: модель селевого потока, модель землетрясения.
- Процессы:
Примеры моделей процессов:
-модель развития вселенной;
-модели экономических процессов.
- Поведение.
При выполнении человеком какого-либо действия ему обычно предшествует возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собирается ли он строить дом ил решать задачу, переходит улицу или отправляется в поход – он непременно сначала представляет себе все это в уме. Это главное отличие человека мыслящего от всех других существ на земле.
Один и тот же объект в разных ситуациях, в разных науках может описываться различными моделями. Напр-р, рассмотри объект “человек” с точки зрения различных наук:
-в механике человек – это материальная точка;
-в химии – это объект, состоящий из различных химических веществ.
С другой стороны разные объекты могут описываться одной моделью. Например, в механике различные материальные объекты от песчинки до планеты рассматриваются как материальные точки.
Таким образом совершенно не важно, какие объекты выбираются в качестве моделирующих. Важно лишь то, что с х помощью дается отразить наиболее существенные признаки изучаемого объекта, явления или процесса. Моделирование – это метод научного познания объектного мира с помощью моделей.
IV. Закрепление изученного на практике
№1. Фронтальное задание (устно).
Мысленно представьте квадрат и составьте различные знаковые модели данного объекта.
Ответы: чертеж, текст, формулы.
№2. Заполните таблицу
Что моделируется? (моделируемый объект) | Модель |
Снег | |
Самолёт | |
Глобус | |
Математическая формула | |
Деятельность авиакомпании | |
№ 3. Реальный объект имеет множество признаков, внутренних и внешних свойств. Для решения конкретной задачи мы принимаем во внимание не все свойства и признаки объекта, а выделяем существенные с точки зрения поставленной цели, которые и отражаются в модели. Выбор признаков и их количество производится из соображения необходимости и достаточности.
Для того, чтобы некоторое действие считалось моделированием, необходимо:
а) наличие цели моделирования (познание, исследование, презентация, проектирование), то есть – ДЛЯ ЧЕГО производится моделирование;
б) наличие моделируемого объекта (мысленного и реального) – ЧТО моделируется;
в) наличие самой модели – другой объект, заменяющий в некотором отношении моделируемый объект (объект-оригинал).
В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.
Например, на полигоне испытывают автомобиль, положив на задние сиденья три мешка с песком. Налицо ситуация моделирования: объект моделирования – пассажиры, моделирующий объект – мешки с песком, цель моделирования - изучение движения автомобиля с пассажирами. Моделируемый параметр пассажира – вес (остальные параметры игнорируются). Если же с помощью того же автомобиля исследуются возможные повреждения, которые водитель может получить при аварии, то помимо веса необходимо моделировать и форму тела, тогда мешок с песком не подойдёт, нужно взять манекен.
Заполните таблицу ситуаций моделирования:
Жизненная ситуация | Моделируемый объект | Цель моделирования | Моделируемые характеристики | Модель |
Чтобы объяснить сестрёнке движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус | Земной шар | Объяснение Изучение | Форма земли и ее движение вокруг своей оси | Глобус |
Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому | ||||
Объясняя движение Земли вокруг солнца, девочка носит глобус по комнате вокруг настольной лампы | ||||
Семья готовится к перестановке мебели. Папа вырезал бумажные фигурки по форме мебели и двигает их по плану квартиры | ||||
На конкурс по благоустройству центральной улицы города архитекторы сдают свои рисунки | ||||
Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге | ||||
Для съемок фильма о средневековье в павильоне создают макет улицы старого города | ||||
В витрине магазина стоят манекены в модной одежде | ||||
Готовя к игре футбольную команду, тренер на макете футбольного поля передвигает фигурки, обозначающие игроков | ||||
На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу | ||||
При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителя |
V. Домашнее задание.
Выучить определение основных терминов и понятий.
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме: «Моделирование и формализация»
закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MSExcelи умения составить таблицу для решения конкретной задачи;приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих...
Презентация к уроку по теме «Моделирование. Классификация моделей»
Презентация к уроку по теме «Моделирование. Классификация моделей» по УМК Макаровой Н.В....
Метапредметный урок по теме "Моделирование швейных изделий - фартука"
Тип урока: урок когнитивного типа, моделирования. Методы и формы, используемые на уроке: метод проблемного изложения, частичного поиска, словесно-иллюстративный рассказ, беседа, практическая...
Технологическая карта урока на тему "Моделирование как метод познания"
Технологическая карта урока, Босова, Информатика, 6 класс. Урок 14. Моделирование как метод познания.С определением целей, задач, этапов урока, видов деятельности педагога и учащ...
Разработка урока по теме "Моделирование как метод познания"
Разработка урока по теме "Моделирование как метод познания" включает в себя: проект урока, презентацию, тест в программе MyTest, раздаточный материал....
Разработка урока по теме: "Моделирование как метод познания"
Викторина по теме "Моделирование как метод познания", 9 классДанный урок является первым в изучении темы «Моделирование и формализация» и предназначен для введения обучающихся в ...