Программа факультативного межпредметного курса "Информатика в деятельности журналиста"
рабочая программа по информатике и икт

Меркулов Александр Александрович

Факультативный курс носит практикоориентированный характер и должен сформировать у учеников знания об элементах журналистики и издательской деятельности (содержательная часть программы), а также развить и/или закрепить технологические навыки работы с прикладными программами при создании печатного издания /видеоконтента (практическая часть).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_infy_po_zhurnal_2021.docx41.7 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия № 14»

Программа межпредметного факультативного курса

«Информатика в деятельности журналиста»

Возраст детей, на которых рассчитана программа – 13-18 лет

Количество часов – 70

Автор программы:

Меркулов А.А.,

учитель информатики МАОУ «Гимназия №14»


Введение

В современном обществе большую роль играют средства массовой информации (СМИ), различные информационные ресурсы Интернета. СМИ разного направления, несмотря на всеобщее «засилье» Интернета, продолжают оказывает влияние на мировоззрение, уклад и стиль жизни, культуру, морально-этические нормы любого современного человека, ну и в особенности молодого. Только уроков информатики, программирования педагогу недостаточно для всестороннего развития детей. Дети не обладают достаточными коммуникативными навыками, не умеют должным образом искать и обрабатывать информацию. Существует потребность и в обучении учеников навыками работы в текстовом редакторе, графических программах. Решением этих проблем может стать издание школьной газеты и работа пресс-центра.

Сегодня актуальна необходимость разработки образовательной программы факультативного межпредметного курса, в рамках которого дети смогут научиться быстро искать и обрабатывать новую информацию, работать в текстовых, графических, книгоиздательских программах.

Место факультатива в обучении информатики и образовательном процессе гимназии в целом

Существует множество способов вовлечения обучающихся в процесс обучения. Бывают «авторитарные»: «делай, как я сказал, а то поставлю плохую отметку», бывают «либеральные»: «хочешь – можешь не делать, но, если вдруг тебе эти навыки пригодятся, а ты ими не владеешь, виноват будешь только ты», а бывают и сотруднические: «давай сделаем эту работу вместе, и тогда у тебя все получится». Хорошему учителю, как мне кажется, необходимо уметь задействовать все эти способы. И чем более правильным будет подход к тому или ному ребенку и подбор момента для задействования нужного способа, тем лучше ученик освоит предмет.

Реализация в школе данных способов опирается на разнообразные методы обучения, которые обязательно подкреплены дидактическими и техническими средствами. Для повышения эффективности обучения учителя, особенно в младшей и средней школе, используют элементы игры, подавая материал (такой как теорию, задачи, упражнения) каким-то необычным способом. Здесь важна и внеурочная работа. Но очевидно, что к старшим классам многие игровые способы уже трудно применимы и не обязательно приведут к успеху в обучении. Возникает вопрос, как завлечь старшеклассников в деятельность на уроке и вне его? Одним из возможных решений и стала внеурочная работа по изданию школьного периодического издания.

Учащиеся самостоятельно учатся получать и искать новую информацию, обрабатывать ее, работать в различных компьютерных программах. Подобные виды деятельности пригодятся как обучающимся, планирующим стать журналистами, так и будущим графическим и веб-дизайнерам. Вырабатывать эти навыки предлагается на данном факультативном курсе.

Концепция факультативного курса

Факультативный курс носит прикладной характер и призван сформировать у учеников знания об элементах журналистики и издательской деятельности (содержательная часть программы), а также развить и/или закрепить технологические навыки работы с прикладными программами при создании печатного издания (практическая часть). Обучение курсу построено так, чтобы последовательно освещать все стадии подготовки издания: от замысла статей до получения оригинал-макета газеты.

За основу содержательной части была взята программа преподавателя Томского университета Горохова В.М. «Основы журналистского мастерства».

Для создания и оформления материалов газеты применяются текстовый процессор Microsoft Word, графические редакторы Corel Draw, Adobe Photoshop и Illustrator, программы для верстки Adobe InDesign и Scribus, видеоредактор Vegas Pro. Кроме этого фотографии для газеты дети либо находят в сети Интернет, либо снимают сами. Дополнительно отрабатываются навыки снимать и монтировать видеоролики.

Цели программы факультатива

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  2. овладение учащимися умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера;
  3. овладение учащимися программными средствами, не изучаемыми в базовом курсе информатики;
  4. подготовка к выбору будущей профессии.

Задачи программы факультатива

  1. развить у обучаемых коммуникативные навыки
  2. научить обучаемых анализу текстов, источников в сети Интернет
  3. познакомить обучаемых с особенностями работы журналистов
  4. познакомить обучаемых с прикладными программами по работе с графикой и версткой

Формы организации учебных занятий

Особенностью факультативного курса является объединение лекционной, творческой и практической частей. Порядок работы обучаемых при этом может быть различным. В программе работы кружка предусмотрены индивидуальные занятия, лекции, обмен мнениями, тренинги, выездные занятия, встречи с собеседниками, героями статей, практическая работа (участие в конкурсах, практические задания, выполняемые в прикладных программах, выпуск газеты и другие виды деятельности).

Организация учебного процесса

Для проведения занятий факультатива проводится набор в группы в начале учебного года – среди 6-9 классов (младшая группа) и 10-11 классов 9старшая группа). Периодичность занятий - 1 раз в неделю (по два часа). Количество детей в каждой группе –8-10 человек. Некоторые виды деятельности больше отрабатываются с «маленькими» (6-9 классы), другие (например, верстка, работа с графическими редакторами) – со старшеклассниками.

                                        Планируемые результаты обучения

В результате изучения факультативного курса обучаемые разовьют:

  • Информационные компетенции (приобретут умение искать информацию, преобразовывать и передавать ее, научатся работать в различных прикладных программах)
  • Коммуникативные компетенции (обучаемые выполнят различные социальные роли в коллективе, научатся общаться, уживаться в коллективе, строить диалог, слушать и слышать собеседника)
  • Метапредметные компетенции (обучаемые овладевают основными универсальными учебными действиями, применимыми как образовательной деятельности, так и в реальных жизненных ситуациях)
  • Управленческие компетенции (приобретут способность к учебной деятельности и умение её пояснить, умение поставить цель, четко следовать к ней)
  • Когнитивные компетенции (улучшат самообразование, стремление к личностному и профессиональному росту)

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

  • понятие о текстовой и графической информации (форматы графических файлов; цветовые системы; основные термины работы со шрифтами);
  • основы работы с текстовым процессором МS Word;
  • общие вопросы компьютерного дизайна и верстки;
  • основы работы с графическими редакторами (Adobe Photoshop/Gimp и Adobe Illustrator/Corel Draw), программами верстки (Adobe InDesign/Scribus);
  • правила поиска информации в сети Интернет;
  • основные правила проведения фото- и видеосъемки;
  • основные жанры периодической печати
  • принципы построения текстов, интервью
  • орфографические, пунктуационные, грамматические правила русского языка.

Учебно-методический комплект: блокнот, ручка, диктофон, компьютер, принтер, компьютерные программы (Microsoft Word, Adobe Photoshop, Gimp, Vegas Pro, Corel Draw, Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Scribus).


Тематическое планирование факультативного курса (младшая группа - 70 часов)

Тема, раздел

Количество часов

Теория

Практическая работа

Домашняя работа

Теория

практика

Всего

Составление плана работы, распределение заданий, обязанностей. Техника безопасности

Выучить правила техники безопасности

1

1

Краткая история журналистики. Основы журналистской этики

Создать презентацию об одном из журналистов/газете

1

1

Основы работы с текстом. Основные возможности текстового редактора Word

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста» (2 ч.)

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Форматирование текста, подготовка текста к публикации» (2 ч.)

1

4

5

Планирование содержания газеты. Определение рубрик газет и ответственных за их выпуск. Технология издательского дела.

Краткая демонстрация работы компьютерных программ по издательскому делу

2

1

3

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия

Практическая работа «Написание отзыва о своем друге» (1 ч.)

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста. Создание таблиц» (2 ч.)

Подготовить рецензию о каком-либо просмотренном художественном фильме

1

3

4

Публицистический стиль речи. Общая характеристика (сфера применения, жанры, языковые средства, стилевые особенности).

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста. Форматирование. Выделение языковых средств» (2 ч.)

1

2

3

Информационные жанры: заметка, отчет, репортаж, интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.

Проведение ролевой игры «Работа интервьюера» (1 ч.)

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста интервью. Форматирование. Правила оформления прямой речи в Word» (1 ч.)

2

2

4

Художественные жанры: очерк, эссе, фельетон.

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Написание и оформление очерка о нашей школе» (2 ч.)

Написать эссе «Почему нужна школьная журналистика»

2

2

4

Подбор фотографий к материалам газеты. Краткие основы обработки фотографий

Демонстрация работы растрового графических редакторов Adobe Photoshop/Gimp для обработки изображений (2 ч.)

Установить на домашнем компьютере графический редактор

1

2

3

Стилистика. Разбор стилистических ошибок

Написание сочинения на свободную тему

Набор в текстовом редакторе написанного сочинения. Оформление сочинения

1

1

2

Обработка собранного материала. Приемы его компоновки на страницах газеты

1

1

Виды ошибок (орфографические, пунктуационные)

Практическая работа в текстовом редакторе «Поиск и исправление ошибок»

1

1

2

Основные правила фотосъемки

Практическая работа «Портретная фотосъемка»

Сфотографировать домочадцев, обработать 4 лучшие фотографии в установленных графических редакторах

1

2

3

Основные правила видеосъемки

Практическая работа «Видеосъемка минуты школьной жизни»

Выполнить практическое задание «Видеосъемка городской жизни»

1

2

3

Съемка видеоинтервью

Практическая работа «Видеосъемка интервью»

Взять интервью у любого друга, одноклассника, снять на камеру

1

1

2

Структурирование рабочих материалов на ПК.

1

1

Подготовка к выпуску номеров газеты (4 выпуска в год)

Проверка статей, корректировка, исправления, дополнения к статьям

Написание статей к выпуску газеты

7*4 выпуска в год

28

ВСЕГО:

18

49

70


Тематическое планирование факультативного курса (старшая группа - 70 часов)

Тема, раздел

Количество часов

Теория

Практическая работа

Домашняя работа

Теория

практика

Всего

Составление плана работы, распределение заданий, обязанностей. Техника безопасности

Выучить правила техники безопасности

1

1

Краткая история журналистики. Основы журналистской этики

Создать презентацию об одном из журналистов/газете

1

1

Основы работы с текстом. Основные возможности текстового редактора Word

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста» (2 ч.)

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Форматирование текста, подготовка текста к публикации» (2 ч.)

1

4

5

Планирование содержания газеты. Определение рубрик газет и ответственных за их выпуск. Технология издательского дела.

Краткая демонстрация работы компьютерных программ по издательскому делу

2

1

3

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия

Практическая работа «Написание отзыва о своем друге» (1 ч.)

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста. Создание таблиц» (3 ч.)

Подготовить рецензию о каком-либо просмотренном художественном фильме

1

4

5

Публицистический стиль речи. Общая характеристика (сфера применения, жанры, языковые средства, стилевые особенности).

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста. Форматирование. Выделение языковых средств» (2 ч.)

1

2

3

Информационные жанры: заметка, отчет, репортаж, интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.

Проведение ролевой игры «Работа интервьюера» (1 ч.)

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста интервью. Форматирование. Правила оформления прямой речи в Word» (1 ч.)

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста репортажа. Использование колонок. Создание разделов» (1 ч.)

3

3

6

Художественные жанры: очерк, эссе, фельетон.

Практическая работа в текстовом редакторе Word «Написание и оформление очерка о нашей школе» (2 ч.)

Написать эссе «Почему нужна школьная журналистика»

2

2

4

Оформление дизайна школьной газеты. Графические редакторы. Подбор фотографий к материалам газеты. Обработка фотографий

Демонстрация работы растрового графических редакторов Adobe Photoshop/Gimp для обработки изображений (3 ч.)

Демонстрация работы векторных графических редакторов Adobe Illustrator/Corel Draw/Inscape (2 ч.)

Установить на домашнем компьютере графическиt редакторs

1

5

6

Стилистика. Разбор стилистических ошибок

Написание сочинения

Набор в текстовом редакторе написанного сочинения. Оформление сочинения

1

1

2

Технология верстки газеты

Демонстрация работы программ верстки Adobe InDesign, Scribus

Верстка небольшого буклета о любом ВУЗе

1

5

6

Обработка собранного материала. Приемы его компоновки на страницах газеты

1

1

Работа корректора. Виды ошибок (орфографические, пунктуационные)

Практическая работа в текстовом редакторе «Поиск и исправление ошибок» (1 ч.)

1

1

2

Основные правила фотосъемки

Практическая работа «Портретная фотосъемка» (2 ч.)

Сфотографировать домочадцев, обработать 4 лучшие фотографии в установленных графических редакторах

1

2

3

Основные правила видеосъемки

Практическая работа «Видеосъемка минуты школьной жизни» (2 ч.)

Выполнить практическое задание «Видеосъемка городской жизни»

1

2

3

Съемка видеоинтервью

Практическая работа «Видеосъемка интервью» (1 ч.)

Взять интервью у любого друга, одноклассника, снять на камеру

1

1

2

Работа в видеоредакторе Vegas Pro по обработке видео

Практическая работа «Создание в видеоредакторе смонтированного интервью» (3 ч.)

1

3

4

Структурирование рабочих материалов на ПК.

1

1

Подготовка к выпуску номеров газеты (4 выпуска в год)

Проверка статей, корректировка, исправления, дополнения к статьям

Написание статей к выпуску газеты

3*4 выпуска в год

12

ВСЕГО:

21

49

70

Список используемой литературы

  1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
  2. А.В. Колесниченко. Настольная книга журналиста. Учебное пособие. Издательство «Аспект Пресс». 2013 г.
  3. Ян Уайт: Редактируем дизайном. Школа издательского и медиа бизнеса, 2011 г.
  4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс

Программа факультативного курса  «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5  класс...

ПРОГРАММА факультативного курса "Основы исследовательской деятельности" для обучающихся 6 класса

Программа факультативного курса «Основы исследовательской деятельности” для обучающихся 6 классов является авторской. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Данный курс направлен на фо...

Программа факультативного курса "Проектная деятельность" (для учащихся 8-9 кл)

Данная программа актуальна на сегодняшний день. Она разработана для учащихся 8-9 классов. После прохождения этого курса учащиеся приобретают умения и качества, необходимые человеку 21 века. В ней соде...

Программа факультативного курса по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс «Занимательная химия»

Актуальность Внеурочная деятельность с пятиклассниками в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходимо организовать  для обеспечения досуга, кото...

Программа факультативного курса деятельности «Игры и театрализованные представления по химии»

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Ещё Д.И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения. Разв...

Программа факультативного межпредметного курса "Информатика в деятельности журналиста"

Название методической разработки: Программа межпредметного факультативного курса «Информатика в деятельности журналиста»Автор: Меркулов А.А.Факультативный курс носит прикладной характер и ...

Рабочая программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет»

Программа межпредметного курса  внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» адресована учащимся 7-9 классов.          Актуально...