Программа факультативного межпредметного курса "Информатика в деятельности журналиста"
рабочая программа по информатике и икт
Факультативный курс носит практикоориентированный характер и должен сформировать у учеников знания об элементах журналистики и издательской деятельности (содержательная часть программы), а также развить и/или закрепить технологические навыки работы с прикладными программами при создании печатного издания /видеоконтента (практическая часть).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_infy_po_zhurnal_2021.docx | 41.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия № 14»
Программа межпредметного факультативного курса
«Информатика в деятельности журналиста»
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 13-18 лет
Количество часов – 70
Автор программы:
Меркулов А.А.,
учитель информатики МАОУ «Гимназия №14»
Введение
В современном обществе большую роль играют средства массовой информации (СМИ), различные информационные ресурсы Интернета. СМИ разного направления, несмотря на всеобщее «засилье» Интернета, продолжают оказывает влияние на мировоззрение, уклад и стиль жизни, культуру, морально-этические нормы любого современного человека, ну и в особенности молодого. Только уроков информатики, программирования педагогу недостаточно для всестороннего развития детей. Дети не обладают достаточными коммуникативными навыками, не умеют должным образом искать и обрабатывать информацию. Существует потребность и в обучении учеников навыками работы в текстовом редакторе, графических программах. Решением этих проблем может стать издание школьной газеты и работа пресс-центра.
Сегодня актуальна необходимость разработки образовательной программы факультативного межпредметного курса, в рамках которого дети смогут научиться быстро искать и обрабатывать новую информацию, работать в текстовых, графических, книгоиздательских программах.
Место факультатива в обучении информатики и образовательном процессе гимназии в целом
Существует множество способов вовлечения обучающихся в процесс обучения. Бывают «авторитарные»: «делай, как я сказал, а то поставлю плохую отметку», бывают «либеральные»: «хочешь – можешь не делать, но, если вдруг тебе эти навыки пригодятся, а ты ими не владеешь, виноват будешь только ты», а бывают и сотруднические: «давай сделаем эту работу вместе, и тогда у тебя все получится». Хорошему учителю, как мне кажется, необходимо уметь задействовать все эти способы. И чем более правильным будет подход к тому или ному ребенку и подбор момента для задействования нужного способа, тем лучше ученик освоит предмет.
Реализация в школе данных способов опирается на разнообразные методы обучения, которые обязательно подкреплены дидактическими и техническими средствами. Для повышения эффективности обучения учителя, особенно в младшей и средней школе, используют элементы игры, подавая материал (такой как теорию, задачи, упражнения) каким-то необычным способом. Здесь важна и внеурочная работа. Но очевидно, что к старшим классам многие игровые способы уже трудно применимы и не обязательно приведут к успеху в обучении. Возникает вопрос, как завлечь старшеклассников в деятельность на уроке и вне его? Одним из возможных решений и стала внеурочная работа по изданию школьного периодического издания.
Учащиеся самостоятельно учатся получать и искать новую информацию, обрабатывать ее, работать в различных компьютерных программах. Подобные виды деятельности пригодятся как обучающимся, планирующим стать журналистами, так и будущим графическим и веб-дизайнерам. Вырабатывать эти навыки предлагается на данном факультативном курсе.
Концепция факультативного курса
Факультативный курс носит прикладной характер и призван сформировать у учеников знания об элементах журналистики и издательской деятельности (содержательная часть программы), а также развить и/или закрепить технологические навыки работы с прикладными программами при создании печатного издания (практическая часть). Обучение курсу построено так, чтобы последовательно освещать все стадии подготовки издания: от замысла статей до получения оригинал-макета газеты.
За основу содержательной части была взята программа преподавателя Томского университета Горохова В.М. «Основы журналистского мастерства».
Для создания и оформления материалов газеты применяются текстовый процессор Microsoft Word, графические редакторы Corel Draw, Adobe Photoshop и Illustrator, программы для верстки Adobe InDesign и Scribus, видеоредактор Vegas Pro. Кроме этого фотографии для газеты дети либо находят в сети Интернет, либо снимают сами. Дополнительно отрабатываются навыки снимать и монтировать видеоролики.
Цели программы факультатива
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- овладение учащимися умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера;
- овладение учащимися программными средствами, не изучаемыми в базовом курсе информатики;
- подготовка к выбору будущей профессии.
Задачи программы факультатива
- развить у обучаемых коммуникативные навыки
- научить обучаемых анализу текстов, источников в сети Интернет
- познакомить обучаемых с особенностями работы журналистов
- познакомить обучаемых с прикладными программами по работе с графикой и версткой
Формы организации учебных занятий
Особенностью факультативного курса является объединение лекционной, творческой и практической частей. Порядок работы обучаемых при этом может быть различным. В программе работы кружка предусмотрены индивидуальные занятия, лекции, обмен мнениями, тренинги, выездные занятия, встречи с собеседниками, героями статей, практическая работа (участие в конкурсах, практические задания, выполняемые в прикладных программах, выпуск газеты и другие виды деятельности).
Организация учебного процесса
Для проведения занятий факультатива проводится набор в группы в начале учебного года – среди 6-9 классов (младшая группа) и 10-11 классов 9старшая группа). Периодичность занятий - 1 раз в неделю (по два часа). Количество детей в каждой группе –8-10 человек. Некоторые виды деятельности больше отрабатываются с «маленькими» (6-9 классы), другие (например, верстка, работа с графическими редакторами) – со старшеклассниками.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения факультативного курса обучаемые разовьют:
- Информационные компетенции (приобретут умение искать информацию, преобразовывать и передавать ее, научатся работать в различных прикладных программах)
- Коммуникативные компетенции (обучаемые выполнят различные социальные роли в коллективе, научатся общаться, уживаться в коллективе, строить диалог, слушать и слышать собеседника)
- Метапредметные компетенции (обучаемые овладевают основными универсальными учебными действиями, применимыми как образовательной деятельности, так и в реальных жизненных ситуациях)
- Управленческие компетенции (приобретут способность к учебной деятельности и умение её пояснить, умение поставить цель, четко следовать к ней)
- Когнитивные компетенции (улучшат самообразование, стремление к личностному и профессиональному росту)
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
- понятие о текстовой и графической информации (форматы графических файлов; цветовые системы; основные термины работы со шрифтами);
- основы работы с текстовым процессором МS Word;
- общие вопросы компьютерного дизайна и верстки;
- основы работы с графическими редакторами (Adobe Photoshop/Gimp и Adobe Illustrator/Corel Draw), программами верстки (Adobe InDesign/Scribus);
- правила поиска информации в сети Интернет;
- основные правила проведения фото- и видеосъемки;
- основные жанры периодической печати
- принципы построения текстов, интервью
- орфографические, пунктуационные, грамматические правила русского языка.
Учебно-методический комплект: блокнот, ручка, диктофон, компьютер, принтер, компьютерные программы (Microsoft Word, Adobe Photoshop, Gimp, Vegas Pro, Corel Draw, Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Scribus).
Тематическое планирование факультативного курса (младшая группа - 70 часов)
Тема, раздел | Количество часов | |||||
Теория | Практическая работа | Домашняя работа | Теория | практика | Всего | |
Составление плана работы, распределение заданий, обязанностей. Техника безопасности | Выучить правила техники безопасности | 1 | 1 | |||
Краткая история журналистики. Основы журналистской этики | Создать презентацию об одном из журналистов/газете | 1 | 1 | |||
Основы работы с текстом. Основные возможности текстового редактора Word | Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста» (2 ч.) Практическая работа в текстовом редакторе Word «Форматирование текста, подготовка текста к публикации» (2 ч.) | 1 | 4 | 5 | ||
Планирование содержания газеты. Определение рубрик газет и ответственных за их выпуск. Технология издательского дела. | Краткая демонстрация работы компьютерных программ по издательскому делу | 2 | 1 | 3 | ||
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия | Практическая работа «Написание отзыва о своем друге» (1 ч.) Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста. Создание таблиц» (2 ч.) | Подготовить рецензию о каком-либо просмотренном художественном фильме | 1 | 3 | 4 | |
Публицистический стиль речи. Общая характеристика (сфера применения, жанры, языковые средства, стилевые особенности). | Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста. Форматирование. Выделение языковых средств» (2 ч.) | 1 | 2 | 3 | ||
Информационные жанры: заметка, отчет, репортаж, интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. | Проведение ролевой игры «Работа интервьюера» (1 ч.) Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста интервью. Форматирование. Правила оформления прямой речи в Word» (1 ч.) | 2 | 2 | 4 | ||
Художественные жанры: очерк, эссе, фельетон. | Практическая работа в текстовом редакторе Word «Написание и оформление очерка о нашей школе» (2 ч.) | Написать эссе «Почему нужна школьная журналистика» | 2 | 2 | 4 | |
Подбор фотографий к материалам газеты. Краткие основы обработки фотографий | Демонстрация работы растрового графических редакторов Adobe Photoshop/Gimp для обработки изображений (2 ч.) | Установить на домашнем компьютере графический редактор | 1 | 2 | 3 | |
Стилистика. Разбор стилистических ошибок | Написание сочинения на свободную тему | Набор в текстовом редакторе написанного сочинения. Оформление сочинения | 1 | 1 | 2 | |
Обработка собранного материала. Приемы его компоновки на страницах газеты | 1 | 1 | ||||
Виды ошибок (орфографические, пунктуационные) | Практическая работа в текстовом редакторе «Поиск и исправление ошибок» | 1 | 1 | 2 | ||
Основные правила фотосъемки | Практическая работа «Портретная фотосъемка» | Сфотографировать домочадцев, обработать 4 лучшие фотографии в установленных графических редакторах | 1 | 2 | 3 | |
Основные правила видеосъемки | Практическая работа «Видеосъемка минуты школьной жизни» | Выполнить практическое задание «Видеосъемка городской жизни» | 1 | 2 | 3 | |
Съемка видеоинтервью | Практическая работа «Видеосъемка интервью» | Взять интервью у любого друга, одноклассника, снять на камеру | 1 | 1 | 2 | |
Структурирование рабочих материалов на ПК. | 1 | 1 | ||||
Подготовка к выпуску номеров газеты (4 выпуска в год) | Проверка статей, корректировка, исправления, дополнения к статьям | Написание статей к выпуску газеты | 7*4 выпуска в год | 28 | ||
ВСЕГО: | 18 | 49 | 70 |
Тематическое планирование факультативного курса (старшая группа - 70 часов)
Тема, раздел | Количество часов | |||||
Теория | Практическая работа | Домашняя работа | Теория | практика | Всего | |
Составление плана работы, распределение заданий, обязанностей. Техника безопасности | Выучить правила техники безопасности | 1 | 1 | |||
Краткая история журналистики. Основы журналистской этики | Создать презентацию об одном из журналистов/газете | 1 | 1 | |||
Основы работы с текстом. Основные возможности текстового редактора Word | Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста» (2 ч.) Практическая работа в текстовом редакторе Word «Форматирование текста, подготовка текста к публикации» (2 ч.) | 1 | 4 | 5 | ||
Планирование содержания газеты. Определение рубрик газет и ответственных за их выпуск. Технология издательского дела. | Краткая демонстрация работы компьютерных программ по издательскому делу | 2 | 1 | 3 | ||
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия | Практическая работа «Написание отзыва о своем друге» (1 ч.) Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста. Создание таблиц» (3 ч.) | Подготовить рецензию о каком-либо просмотренном художественном фильме | 1 | 4 | 5 | |
Публицистический стиль речи. Общая характеристика (сфера применения, жанры, языковые средства, стилевые особенности). | Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста. Форматирование. Выделение языковых средств» (2 ч.) | 1 | 2 | 3 | ||
Информационные жанры: заметка, отчет, репортаж, интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. | Проведение ролевой игры «Работа интервьюера» (1 ч.) Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста интервью. Форматирование. Правила оформления прямой речи в Word» (1 ч.) Практическая работа в текстовом редакторе Word «Набор текста репортажа. Использование колонок. Создание разделов» (1 ч.) | 3 | 3 | 6 | ||
Художественные жанры: очерк, эссе, фельетон. | Практическая работа в текстовом редакторе Word «Написание и оформление очерка о нашей школе» (2 ч.) | Написать эссе «Почему нужна школьная журналистика» | 2 | 2 | 4 | |
Оформление дизайна школьной газеты. Графические редакторы. Подбор фотографий к материалам газеты. Обработка фотографий | Демонстрация работы растрового графических редакторов Adobe Photoshop/Gimp для обработки изображений (3 ч.) Демонстрация работы векторных графических редакторов Adobe Illustrator/Corel Draw/Inscape (2 ч.) | Установить на домашнем компьютере графическиt редакторs | 1 | 5 | 6 | |
Стилистика. Разбор стилистических ошибок | Написание сочинения | Набор в текстовом редакторе написанного сочинения. Оформление сочинения | 1 | 1 | 2 | |
Технология верстки газеты | Демонстрация работы программ верстки Adobe InDesign, Scribus | Верстка небольшого буклета о любом ВУЗе | 1 | 5 | 6 | |
Обработка собранного материала. Приемы его компоновки на страницах газеты | 1 | 1 | ||||
Работа корректора. Виды ошибок (орфографические, пунктуационные) | Практическая работа в текстовом редакторе «Поиск и исправление ошибок» (1 ч.) | 1 | 1 | 2 | ||
Основные правила фотосъемки | Практическая работа «Портретная фотосъемка» (2 ч.) | Сфотографировать домочадцев, обработать 4 лучшие фотографии в установленных графических редакторах | 1 | 2 | 3 | |
Основные правила видеосъемки | Практическая работа «Видеосъемка минуты школьной жизни» (2 ч.) | Выполнить практическое задание «Видеосъемка городской жизни» | 1 | 2 | 3 | |
Съемка видеоинтервью | Практическая работа «Видеосъемка интервью» (1 ч.) | Взять интервью у любого друга, одноклассника, снять на камеру | 1 | 1 | 2 | |
Работа в видеоредакторе Vegas Pro по обработке видео | Практическая работа «Создание в видеоредакторе смонтированного интервью» (3 ч.) | 1 | 3 | 4 | ||
Структурирование рабочих материалов на ПК. | 1 | 1 | ||||
Подготовка к выпуску номеров газеты (4 выпуска в год) | Проверка статей, корректировка, исправления, дополнения к статьям | Написание статей к выпуску газеты | 3*4 выпуска в год | 12 | ||
ВСЕГО: | 21 | 49 | 70 |
Список используемой литературы
- Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
- А.В. Колесниченко. Настольная книга журналиста. Учебное пособие. Издательство «Аспект Пресс». 2013 г.
- Ян Уайт: Редактируем дизайном. Школа издательского и медиа бизнеса, 2011 г.
- Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс...
ПРОГРАММА факультативного курса "Основы исследовательской деятельности" для обучающихся 6 класса
Программа факультативного курса «Основы исследовательской деятельности” для обучающихся 6 классов является авторской. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Данный курс направлен на фо...
Программа факультативного курса "Проектная деятельность" (для учащихся 8-9 кл)
Данная программа актуальна на сегодняшний день. Она разработана для учащихся 8-9 классов. После прохождения этого курса учащиеся приобретают умения и качества, необходимые человеку 21 века. В ней соде...
Программа факультативного курса по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс «Занимательная химия»
Актуальность Внеурочная деятельность с пятиклассниками в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходимо организовать для обеспечения досуга, кото...
Программа факультативного курса деятельности «Игры и театрализованные представления по химии»
Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Ещё Д.И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения. Разв...
Программа факультативного межпредметного курса "Информатика в деятельности журналиста"
Название методической разработки: Программа межпредметного факультативного курса «Информатика в деятельности журналиста»Автор: Меркулов А.А.Факультативный курс носит прикладной характер и ...
Рабочая программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет»
Программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» адресована учащимся 7-9 классов. Актуально...