Программа факультативного курса "Проектная деятельность" (для учащихся 8-9 кл)
рабочая программа по алгебре (8 класс) по теме
Данная программа актуальна на сегодняшний день. Она разработана для учащихся 8-9 классов. После прохождения этого курса учащиеся приобретают умения и качества, необходимые человеку 21 века. В ней содержится тематическое планирование, даны рекомендации для учащихся. Программа прошла успешную апробацию в 2012-2013 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa_proektnaya_deyatelnost.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Собинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
города Лакинска
Согласовано на заседании НМС Протокол № 7 «__31_» ______08____ 2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1 ______________ Мальчикова Э.Т. «__31_» _____08___ 2012 г. |
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(разработана для учащихся 8-9 классов)
срок реализации: 1 год
Автор программы:
Земляникина Елена Александровна,
учитель математики
г. Лакинск
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в целях реализации ФГОС нового поколения. Основанием для разработки программы послужили следующие нормативные документы:
- Приказ Министерства Образования № 373 «О введении и реализации ФГОС» от 6 октября 2009 г.
- Письмо Министерства Образования № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 18 июня 2003 г.
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так, как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для реализации учебных проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Программа носит авторский характер.
Современная школа в настоящее время призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. В связи с этим главная цель курса заключается в создании условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути посредством включения учащихся в проектную деятельность. В этом и заключается новизна данной программы.
Программа факультативного курса «Проектная деятельность» является:
- по содержательной тематической направленности – межпредметная;
- по функциональному предназначению — учебно-познавательной;
- по форме организации - групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся;
- по времени реализации — 1 год.
Цели курса:
- создать оптимальные условия для развития творческих способностей начинающих исследователей;
- развить потребность обучающихся в изучении основ наук через информационно- коммуникативные технологии.
Задачи курса.
Образовательные:
- представление обучающимся научного проектирования как единой системы;
- формирование умений и навыков работы с научной литературой, Интернетом;
- расширение кругозора;
- приобретение учащимися навыков самостоятельной научной работы, умений оформлять результаты своей работы, представлять работу на научно-практических конференциях.
Воспитательные:
- формирование у обучающихся чувства значимости научного исследования, социальной активности, культуры общения и поведения в социуме;
- формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса к проектной работе;
- развитие у обучающихся самостоятельности, активности, аккуратности;
- формирование у учащихся потребностей в самопознании, саморазвитии.
Программа факультативного курса «Проектная деятельность» предназначена для обучающихся 8-9 классов, интересующихся проектной деятельностью, а также одарённых учащихся, и направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся - способность осознания целей проектной деятельности, умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновленность; гибкость ума; терпимость к противоречиям; прогностичность; критичность; наличие своего мнения; коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Программа факультативного курса «Проектная деятельность» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о структуре проектной деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций учащихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практика работы в библиотечном фонде.
Содержание курса объединено в 6 тематических модулей: структура проектной деятельности учащихся, этапы организации, применение основ информатики в исследовательской деятельности, презентации результатов.
Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно - практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения, обладающей достаточными навыками и установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Программа факультативного курса «Проектная деятельность» рассчитана на 34 часа и реализуется 1 раз в неделю. Реализуется на группе до 15 человек. Набор учащихся по желанию свободный. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению проектов.
В результате работы по программе факультативного курса - Учащиеся должны знать:
- структуру проектной деятельности учащихся;
- основное отличие цели и задач проектной работы; объекта и предмета исследования;
- основные информационные источники поиска необходимой информации;
- правила оформления списка используемой литературы;
- способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся должны уметь: - определять характеристику объекта познания, поиск функциональных
связей и отношений между частями целого; - разделять проектную деятельность на этапы;
- самостоятельно организовывать деятельность по реализации проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
- планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный);
- пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ:
- Введение.
Подготовка к работе (2 ч).
Знакомство с правилами организации занятий и их спецификой.
Разработка замысла проекта по математике (выбор темы).
Формы контроля: защита замысла проекта (аргументация).
2. Этапы организации проектной деятельности.
Планирование работы (5 часа).
Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.
Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели.
Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.
Вид деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму.
Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы.
Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта.
Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет.
Выполнение проекта (13 ч).
Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Вид деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.
Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм, графиков.
Формы контроля: план экспериментальной части проектной работы.
Оборудование: памятка.
Применение основ информатики для представления результатов работы
(8 часов).
Создание дидактических материалов: информационный бюллетень учащегося, презентации. Критерии оценки дидактических материалов: общий дизайн, графики, рисунки, текст, цвет, фон, ссылки.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа учащихся. Формы контроля: защита результатов работы.
Оборудование: памятка
Представление материалов. Презентация результатов проектной деятельности. Отбор материала. (3ч).
Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник проектной деятельности, тезисы.
Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: мультимедийные презентации, выполненные с помощью различных Интернет-сервисов.
Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма.
Виды деятельности учащихся: групповая работа.
Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций.
Оборудование: компьютеры.
Защита исследовательских работ (2 часов).
Итог работы: выступление на научной школьной конференции.
3. Оценка результатов работы (1 час).
Коллективное обсуждение: что получилось, что вызвало затруднения, анализ всей работы на протяжении проекта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Общее |
| |
учебных разделов | кол-во часов | теория | практика | |
1 | Введение | 2 | ||
Цели и задачи курса | 1 | |||
Защита замысла - урок-практикум | 1 | |||
2 | Этапы организации проектной деятельности | 29 | ||
Основные источники получения информации | 2 | |||
Определение информационного запроса | 3 | |||
Поиск информации по ключевому слову в библиотечных каталогах | 2 | |||
Поиск информации в сети Интернет | 2 | |||
Справочно-поисковый аппарат | 1 | |||
Оформление списка литературы и использованных электронных источников | 2 | |||
Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование | 2 | 2 | ||
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование | 1 | |||
Обработка результатов исследования | 1 | |||
Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы | 2 | |||
Содержание письменного отчета. | 1 | 1 | ||
Обсуждение проектов письменного отчета | 1 | |||
Применение основ информатики для представления результатов работы Содержание визуального отчета | 2 | |||
Структура устного доклада | 2 | 1 | ||
Составление плана устного доклада | 1 | |||
3 | Конференция Оценка результатов работы | 2 1 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как уроки-практикумы, дискуссии.
На занятиях учащиеся знакомятся с этапами организации проектной деятельности, технологией поиска информации и её обработки, правилами структурирования информации.
Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции учащихся является такое введение занятий, когда ученику предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; для формирования умений учебно-познавательной компетенции становится такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формирования информационной компетенции создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому её усвоению.
Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.
Для того чтобы подвести учащихся к освоению системы понятий, предлагается метод проектного обучения. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии:
- выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;
- консультирование учителя;
- защита проектов.
Таким образом, применение проектного метода позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым
приобщить ученика к основным категориям и закономерностям освоения теории буквально с первых шагов обучения.
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий.
Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу и структурированию содержания является разъяснение ученику последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров к более частным. Например, при составлении проекта учебно-исследовательской работы нужно последовательно определить цель, задачи; выстроить структуру проекта, найти необходимую информацию в Интернет-ресурсах; наметить план реализации; организовать взаимодействие в группе.
Приём объяснения учеником собственных действий, а также приём совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими обучающимися (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию информационной и коммуникативных компетенций учащихся.
Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения проекта, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием учебно-исследовательской деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий, проблемных ситуаций, использование эвристических приёмов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству учащегося, индивидуальный подход.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы элективного курса «Проектная деятельность» может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения конференции, уроков-дискуссий, когда учащиеся обсуждают промежуточные или итоговые результаты выполнения проектной деятельности.
Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к образованию.
Список литературы:
- Аранская О. С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в
процессе обучения химии: 8-11 классы: методическое пособие, М.,
«Вентана - Граф», 2005, 281 с. - Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические
рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2005, с. 4 -29. - Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя, М. : Просвещение, 2011, 159 с.
- Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
результатов // Директор школы, 1998, №4, с. 3 — 11. - Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
Раздаточный материал для учащихся
Памятка № 1
Планирование содержания проектной работы
(составляется учениками)
Продумывание учениками направления работы _______________
___________________________________________________________
Авторы ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Продумывание и формулировка учениками темы проектной работы ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(напишите на черновике несколько вариантов названия темы, обсудите в группе, выберите лучший вариант)
Определение цели учебного проекта
Создание _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Цель формулируется совместно с учителем
Пример цели:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Формулировка ключевых вопросов
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(ученики формулируют вопросы, ответы на которые должен дать учебный проект)
Выбор формы отчетности _________________________________________
__________________________________________________________________
Памятка № 2
Этапы информационного поиска
1. Определение информационного запроса.
2. Поиск и локализация информации.
3. Критическая оценка полученной информации.
4. Сравнение информации, полученной из различных источников.
5. Презентация полученных результатов.
6. Подготовка отчета.
Памятка № 3
Форма отчета по информационному поиску
Имя _____________________ Класс _________________________
Я хочу найти информацию о ________________________________
По каким ключевым словам я могу вести поиск? ________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Нужен иллюстративный материал? Какой? ___________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Какие источники найдены, книги ___________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
журналы и газеты (названия) _______________________________
___________________________________________________________
видеокассеты ____________________________________________
___________________________________________________________
Интернет ________________________________________________
___________________________________________________________
Как я оформлю полученные результаты ______________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Памятка № 4
План анализа полученной информации из книги
1. Название справочника или научно-популярного издания.
2. Есть ли в книге указатель?
3. Есть ли оглавление?
4. Год издания.
5. Имеет ли значение, в каком году издана книга?
6. Краткое содержание книги.
7. Что тебе понравилось? Что не понравилось?
8. Чего недостает в этой книге?
Памятка № 5
План анализа полученной информации
(источник – Интернет)
1. Какую поисковую систему использовал?
2. Адрес сайта, который ты изучал.
3. Название сайта.
4. Долго ли загружается страница.
5. Привлекательно ли она выглядит.
6. Легко ли можно найти необходимую информацию?
7. Каким образом структурирована информация?
8. Есть ли изображение? Какого качества?
9. Несут ли изображения дополнительную информацию?
10. Указаны ли имя и адрес электронной почты автора сайта?
11. Есть ли указания, когда был подготовлен (обновлен) сайт?
12. Есть ли возможность при переходе на следующие страницы автоматически вернуться на первую?
13. Достаточно ли полно заглавие сайта раскрывает его содержание?
14. Смог бы ты больше получить информации из печатных изданий?
15. Во всем ли ты согласен с автором сайта?
16. Не попадалась ли тебе неверная информация?
17. Достаточно ли актуальна предложенная информация?
18. Есть ли на сайте ссылки к другим сайтам похожей информации?
19. Считаешь ли ты, что автор достаточно компетентен в этом предмете?
20. Проанализировав все свои ответы, считаешь ли ты, что можешь использовать данный сайт для своей учебно-исследовательской работы.
Памятка № 6
Технология защиты учебно-исследовательской работы
1. Выступление автора с докладом (до 10 минут).
2. Вопросы участников конференции и ответы автора.
3. Вопросы членов жюри и ответы автора.
4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
5. Ответы на замечания рецензента.
6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.
Памятка № 7
План доклада по результатам
проектной деятельности
1. Приветствие.
2. Тема работы.
3. Актуальность темы работы.
4. Цель и задачи работы.
5. Значимость работы.
6. Объект и предмет исследования.
7. Этапы работы.
8. Результаты работы.
9. Выводы работы.
Памятка № 8
Требования к содержанию
учебно-исследовательской работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: – наименование учебного заведения, где выполнена работа; – Ф. И. О. автора; – тему работы; – Ф. И. О. руководителя; – город и год |
Оглавление | Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
Введение | Содержит: – актуальность; – объект проекта; - цель работы; – задачи; – методы исследования; – практическая значимость; – апробация; – база исследования |
Основная часть (не более | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работе |
Список | Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса «Занимательная математика» (общеинтеллектуальное направление)
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы определена тем,...
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 классов "Подвижные игры."
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 классов "Подвижные игры."...
Программа факультативного курса деятельности «Игры и театрализованные представления по химии»
Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Ещё Д.И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения. Разв...
Программа "социально-педагогической деятельности с учащимися Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга, находящимися в трудной жизненной ситуации".
В программе представлена технология работы с учащимися с ОВЗ, находящимися в трудной жизненной ситуации....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...
ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся «Футбол» 5-9 класс
Пояснительная запискаПрограмма физического воспитания учащихся образовательной школы по мини – футболу направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физ...
Программа организации внеурочной деятельности для учащихся 5 класса. «Хореография»
Занятия хореографией оказывают положительное влияние на организм детей: профилактика заболеваний сердечно – сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости, приобретение жизненно не...